Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценка эффективности внутрибанковского контроля



Организация внутрибанковского контроля является актуальной задачей, которая во многом определяет возможность стабильного развития каждой кредитной организации и банковской системы в целом.

Основное требование, предъявляемое к внутреннему контролю - это системность, характеризующая всеобъемлющий характер его проведения на организационном и функциональном уровнях.

Система внутреннего контроля призвана сократить всевозможные банковские риски и обеспечить руководство банка, акционеров и клиентов надежной информацией о деятельности банка. Ведущей целью внутреннего контроля является защита интересов инвесторов, вкладчиков и непосредственно самого банка путем контроля за соблюдением сотрудниками банка действующего законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам проводимых банком операций, минимизации рисков банковской деятельности.

Важными документами, определяющими порядок внутреннего контроля в банках, являются инструкции Центрального Банка и внутреннее Положение, издаваемое каждым коммерческим банком. В Уставе кредитной организации должны содержаться сведения о службе внутреннего контроля, ее образовании и полномочиях. Проведение контрольных процедур осуществляется с учетом рекомендаций международного Базельского комитета по банковскому надзору: «Основополагающие принципы эффективности банков» и «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью».

Создание системы внутреннего контроля представляет собой комплексный процесс, включающий методологические, организационные и технологические вопросы, направленный на разработку процедур и механизмов поддержания устойчивости банка. Можно сказать, что составной частью единой системы является служба внутреннего контроля, непосредственно реализующая контрольные функции в соответствии с размерами и спецификой деятельности банка, характером и масштабом проводимых им операций.

При построении службы внутреннего контроля целесообразно учитывать следующее:

-наличие логической и упорядоченной взаимосвязи между подразделениями и работниками службы, исключая дублирующие процедуры по мониторингу финансово-экономического состояния банка;

-гибкость организационной структуры службы, что позволит оперативно реагировать на изменения внутренней и внешней среды банка;

- степень интеграции в единую систему управления банком;

- возможность максимального расширения межличностных и регламентных коммуникаций с целью концентрации информационных потоков.

В рамках структуры службы внутреннего контроля необходимо предусмотреть должность системных аналитиков для комплексного исследования полученной информации, от чего зависит своевременность и эффективность принимаемых управленческих решений.

Круг вопросов, проверяемый службой внутреннего контроля, очень широк и охватывает практически все сферы деятельности банка и включает в себя:

1.Соблюдение требований законодательства и нормативных актов Банка России, стандартов банковской деятельности и норм профессиональной этики, внутренних положений, действующих в кредитной организации, в том числе при выполнении персоналом своих служебных обязанностей.

2.Разграничение полномочий и должностных обязанностей работников банка при принятии решений, затрагивающих интересы менеджеров банка, его собственников и клиентов.

3.Выявление недостатков и нарушений в деятельности банка, разработка рекомендаций и указаний по их устранению.

4.Обеспечение сохранности и укрепления активов (имущества) банка.

5.Своевременное обнаружение рисков в банковской деятельности и использование эффективных методов управления ими.

6.Осуществление контроля за правильностью постановки бухгалтерского учета, адекватным отражением операций в соответствии с Планом счетов, надлежащим состоянием отчетности.

7.Эффективное функционирование внутреннего аудита и взаимодействие с внешним аудитом, а также с органами регулирования и надзора.

На основе информационно-аналитических материалов, собранных службой внутреннего контроля, руководство банка принимает решения о дальнейшей деятельности банка.

Успешное выполнение поставленных задач во многом зависит от статуса и положения службы внутрибанковского контроля в организационной структуре банка, а так же определяется независимостью ее деятельности.

Руководитель службы назначается Правлением банка по согласованию с Советом директоров и является по должности заместителем руководителя банка. В его подчинении не могут находится иные внутрибанковские подразделения.

Процесс анализа состояния внутреннего контроля предполагает общее знакомство с системой внутреннего контроля, первичную оценку его надежности и подтверждение достоверности этой оценки.

Аудиторская проверка деятельности службы внутреннего контроля может быть разделена на несколько этапов, включающих анализ:

1.пакета документов, регулирующих организацию контрольных процедур;

2.информационного обеспечения контроля;

3.структурного построения службы внутреннего контроля;

4.выполнения службой контроля возложенных на нее функций;

5.организации работы комплаенс- контроля;

6.качественного состава клиентов банка.

Первый этап предполагает изучение Положения банка об организации внутреннего контроля, а также других документов, используемых при проведении проверок. К ним относятся документы, определяющие процедуры принятия решений, распределения функций и полномочий между подразделениями и сотрудниками банка, формулирующие политику банка по размещению денежных средств и их привлечению, обслуживанию клиентов и т. д. В этих документах должна быть однозначно определены позиции банка по проводимым операциям и исключены двусмысленности и разночтения. Их четкая проработка способствует обеспечению надлежащего уровня надежности банка и минимизации рисков.

На втором этапе оценивается уровень информированности службы внутреннего контроля в разрезе оперативности и полноты поступающих данных. Проверяется действенность механизма обеспечения информацией, который предусматривает получение от подконтрольного подразделения любой необходимой документации, возможность снимать копии и входить в помещения этого подразделения. Следует обращать внимание на возникающие препятствия к получению информации, что может быть попыткой скрыть какие-либо нарушения, и на меры, предпринимаемые против несанкционированного использования сотрудниками банка сведений, которыми они располагают.

Проверка адекватности структуры службы внутреннего контроля решаемым задачам производится на третьем этапе. Построение службы должно основываться на ее иерархической подчиненности как подсистемы в рамках единой системы банка. Пределы и нормы управляемости и специфика функционирования определяют количественную и качественную достаточность персонала службы. Действенная организационная структура должна способствовать предотвращению злоупотреблений со стороны отдельных сотрудников как внутри, так и вне ее. Это может быть достигнуто при соответствии полномочий уровню ответственности, разделении контрольных и исполнительских функций, соблюдении должностных инструкций.

Структура службы внутреннего контроля должно отвечать всем принципам эффективных структур (гибкость, адаптивность и т. д.) и включать подразделения текущего контроля, анализа, выявления и предупреждения рисков и подготовки информационной базы для реализации стратегических задач.

В рамках четвертого этапа необходимо оценить качественные характеристики деятельности контрольной службы и степень ее соответствия непрерывно меняющимся условиям функционирования банка. Задачи внутреннего контроля должны быть соизмеримы с потребностями, сложившейся ситуацией, а также учитывать структурную организацию банка и поставленные перед ним цели. Обращается внимание на наличие методического обеспечения, определяющего оценку степени риска банковских операций, объемы выборок и т. д.

В процессе анализа работы службы внутреннего контроля необходимо подтвердить достоверность собранной ею информации во-первых, о наличии полномочий сотрудников банка для доступа к имуществу, к осуществлению операций по счетам клиентов и кредиторов; во-вторых, о соответствии отражения в учете совершаемых операций нормативным требованиям; в-третьих, о реальности и полноте отражения активов и пассивов и обеспечения составления отчетности установленным формам. По всем нарушениям, выявленным внутренним контролем, должны быть направлены предписания для их исправления. В свою очередь, руководитель подразделения, в котором были выявлены недостатки, должен проинформировать руководство банка (и службу внутреннего контроля) о мерах, принятых по устранению допущенных нарушений, и их результатах.

Для сокращения нерезультативных процедур имеет смысл определять приоритетные направления внутренних проверок.

Пятый этап предусматривает проверку организации контроля за соответствием операций банка на финансовых рынках законодательству, регулирующему такую деятельность. Задача внутреннего контроля в этом случае заключается в разработке системы защиты от несанкционированного распространения служебной информации, использования этой информации сотрудниками в своих интересах и передачи третьим лицам. Все рекламные объявления и публикации кредитной организации, касающиеся деятельности в финансовой сфере, подлежат согласованию с комплаенс-контролем. Любые действия, осуществляемые банком на рынке ценных бумаг, не должны быть связаны с манипулированием ценами, что может привести к дестабилизации рынка. Если в процессе проведения операций (сделок) возник конфликт интересов между участниками финансовых рынков, то банк должен соблюдать приоритет интересов клиентов перед своими собственными и интересами своих сотрудников и т. д.

Внутрибанковский контроль, являясь важным инструментом обеспечения доверия к банку в целом, также необходим и для определения качественного состава обслуживаемой клиентуры.

На шестом этапе анализируется деятельность службы внутреннего контроля по предотвращению отмывания доходов, полученных незаконным путем, а также по выявлению в деятельности клиентов фактов, наносящих убытки банку или подрывающих его авторитет.

Принципиальные вопросы организации внутреннего контроля и целевые установки определяют критерии, на основе которых оценивается качество системы внутрибанковского контроля. К ним относятся:

-соответствие структуры службы внутреннего контроля размерам и специфике деятельности банка;

-независимость и подчиненность высшему руководству банка;

-адекватность контрольных процедур характеру и масштабам проводимых банком операций;

-квалификационный состав и численность работников службы, достаточная для эффективного достижения целей;

-организация доступа к документации и информации подразделений банка;

-качество и уровень выполнения задач, поставленных органами управления банка;

-соответствие степени надежности контроля затратам на его создание.


[1] Её создание регламентируется Положением Банка России от 28 августа 1997 г. № 509 “Об организации внутреннего контроля в банках”.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.