Здавалка
Главная | Обратная связь

Деятельность организационного комитета



Вопросы к экзамену по конституционному праву России

Аудит 2013-2014

1. Конституционное право России как отрасль права: понятие, предмет, система.

 

КП – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство, целостность общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Предметом КП как раз и являются эти самые общественные отношения. Предмет КП включает в себя следующие объекты воздействия: существование и жизнедеятельность общества как социального и политического организма (существование общества требует конституционно-правового фундамента. Определенные условия жизнедеятельности общества определяются в нормах КП); государство, его характер, главные сущностные признаки, а также государственное устройство (эти политические отношения должны быть урегулированы правовым путем. К РФ отражает природу российского государства. В К РФ также включены положения о структуре, территориальной организации государственного устройства); исходные начала статуса личности в обществе и государстве, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина (нормы КП должны обеспечить существование индивида и отразить основы его статуса и главные права, свободы, обязанности); политические отношения, возникающие в процессе осуществления власти народа в РФ (публичной власти в 3 формах – государственной, общественной и местного самоуправления).

 

 

2. Источники конституционного права России.

Источниками российского КП как отрасли права являются нормативные юридические акты, регулирующие политические отношения и содержащие нормы КП.

Главным источником КПР является К РФ, принятая 12 декабря 1993 г. путем референдума. В ней закреплены основные черты нашего общества и государства, статуса личности, система, принципы формирования, функции и ключевые полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. К РФ предопределяет содержание других источников КП, которые призваны развивать ее нормы. К РФ – главный юридический документ (Основной закон государства).

КП известен такой источник, как декларации. В 1922 г. в основу создания СССР были положены 2 документа: Декларация и Договор об образовании СССР. В 1977 г. вместе с принятием К РФ принимается Декларация Верховного Совета СССР о принятии и объявлении К СССР. В 1990 г. 1 СНД РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В 1991 г. Верховным Советом РСФСР были приняты 2 Декларации: о языках народов России и прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, можно увидеть, что декларации могут сопровождать создание нового государства, принятие новой К, закрепление важнейших элементов статуса личности.

Источниками КП являются акты Конституционного Собрания РФ, законы РФ о поправках к К РФ, ФКЗ, ФЗ.

Акты Конституционного Собрания – НПА, предусмотренные К РФ в связи с ее возможным пересмотром. Пока в практике соответствующих примеров нет.

Законы РФ о поправках к К РФ – особый вид НПА, существование которых предопределил КС РФ своим толкованием ст. 136 К РФ в постановлении от 31.10.1995 №12-П. Далее был принят ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к К РФ». Посредством законов о поправках вносятся изменения в гл. 3-8 К РФ.

ФКЗ – НПА, принимаемые по строго определенному кругу вопросов, обозначенных в К РФ: о референдуме, о Правительстве, о КС РФ, о судебной системе РФ, об отдельных видах федеральных судов, о символах государства (гербе, гимне, флаге), о порядке принятия, образования и изменения статуса субъекта РФ, о Конституционном Собрании, о военном положении, о чрезвычайном положении, об Уполномоченном по правам человека в РФ и др.

ФЗ – следующий по юридической силе вид источников КП. Они принимаются в случаях, когда К РФ предусмотрено регулирование общественных отношений именно ФЗ, а также тогда, когда в силу важности общественных отношений и парламент, и другие государственные органы признают необходимость их регулирования посредством ФЗ.

Источниками КП РФ являются нормативные акты палат ФС РФ – СФ и ГД. Прежде всего к ним относятся: Регламент СФ от 30.01.2000 и Регламент ГД от 22.01.1998. Существуют также положения об аппаратах палат.

Многие указыи распоряжения Президента РФ содержат нормы КП, а зачастую и целиком являются источниками права. Например, указ «О Государственном совете РФ», указ «Об Администрации Президента РФ».

Источниками КП могут быть и нормативные акты Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств. Они изданы в развитие законов как источников КП (в большинстве своем). Например, постановление Правительства РФ «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы». В таком же ключе можно рассматривать и НПА федеральных министерств и ведомств.

К источникам КП относятся: конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Также к ним относятся: законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

Существуют также нормативные акты местного самоуправления(уставы муниципальных образований – поселений, городских округов; отдельные акты органов – регламенты представительных органов местного самоуправления, положения о местных администрациях).

Можно дополнить список договорами между органами государственной власти РФ и ее субъектов,между различными субъектами, а такжемежду органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Одним из важных источников КП становятся решения КС РФ, а в субъектах РФ – их конституционных (уставных) судов.

 

3.Конституционно-правовая ответственность по конституционному праву России.(iskluchen)

 

4.История создания и принятия Конституции РФ 1993 года. Общая характеристика Конституции РФ 1993 года.

В истории РФ насчитывается 5 конституций: 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 года. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций.

Первые четыре конституции были по своему типу советскими социалистическими. Они развивались по принципу преемственности – сохранения социалистических ценностей, утверждения советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.

Все эти конституции были по своей сути фиктивны, они провозглашали принципы, которые на деле не осуществлялись. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.

Конституция РСФСР 1918 года – первая Конституция, принятая после октябрьского переворота. Она не опиралась на принцип преемственности, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые. Она полностью зачеркнула предыдущий государственно-правовой опыт России. Эта Конституция имела открыто классовый характер. В ней отрицалась концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она включает установления не только на Россию, но и на все мировое сообщество в целом. В Конституции признается открытое применение насилия для утверждения принципов нового строя (насильственное уничтожение частной собственности, например). Она считается конституцией революционного типа.

Причины замены Конституции 1918 года Конституцией 1925 года – объединение РСФСР с другими независимыми республиками в СССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 года значительна. В отличие от Конституции 1918 года Конституция 1925 года не включила в свой текст Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Оставаясь открыто классовой, Конституция 1925 года существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. Она стала юридически более строгой, без общих политических положений, присущих Конституции 1918 года. Новое в Конституции 1925 года: отражен факт вхождения РСФСР в СССР; в связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении их.

Принятие Конституции РСФСР 1937 года было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. Обновление всей конституционной системы СССР объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов. Эта Конституция сохранила классовую сущность, но форма ее выражения изменилась. Было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Впервые закреплен принцип равноправия граждан (независимо от национальности и расы). Было закреплено право на труд. Закреплялась руководящая роль коммунистической партии (ВКП (б)). Эта конституция явилась первой конституцией построенного социализма. В ней закреплялась отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства. Впервые было закреплено право выхода РСФСР из СССР.

Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 году. На ее основе была принята Конституция РСФСР 1978 года. Эта Конституция была самой нестабильной и изменялась довольно часто. В первые 10 лет своего действия вся новая конституционная система СССР характеризовалась следующими чертами: государство вступило на этап «развитого социализма», значит, оно превратилось в общенародное государство; классовый характер остался, это видно из того, что коммунистическая партия осталась руководящей и направляющей силой советского общества; принцип равенства граждан был дополнен независимостью от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, религии, рода и характера знаний, места жительства; наиболее важные вопросы государственной жизни должны выноситься на всенародное обсуждение и голосование; впервые было закреплено, что РСФСР является суверенным государством.

Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 году, шло по линии постепенного изменения ее сущностных черт. Начавшийся процесс перестройки был ознаменован законами РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми в 1989 году. Они существенно меняли систему органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов (СНД), который избирал тайным голосованием Верховный Совет – постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Впервые за историю Верховный Совет стал двухпалатным органом. В новом избирательном законе открывалась возможность реализации принципа альтернативности выборов (наличие в бюллетене не менее 2 кандидатов). Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял СНД. 14 марта 1990 г. была проведена союзная конституционная реформа. Она включила в себя устранение положений о коммунистической партии как ядре политической системы, признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности, отказ от признания государственной собственности в качестве основной, допущение свободы экономической деятельности и введение института Президента. 12 июня 1990 года Съезд принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР (объявляется полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение СССР). 16 июня 1990 года I СНД РСФСР принимает Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» (исключаются положения о руководящей роли КПСС). 24 мая 1991 года III СНД принимает Законы «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» и «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР в связи с реформой местного самоуправления» (Конституция дополняется главой «Президент РСФСР»; учреждается пост вице-президента; Конституция определила Совет Министров – Правительство РСФСР; подчеркивается единство судебных органов РСФСР). С распадом СССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство, это была уже Конституция независимого, самостоятельного государства, а не субъекта Федерации. Была образована Конституционная комиссия СНД. В основном процесс шел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию, но из-за этого возникали противоречия между нормами. В итоге в октябре 1993 года после вооруженного столкновения СНД и Верховный Совет были распущены. Проектов Конституций было много, но главными были: проект Конституционной комиссии и проект Конституционного Совещания (созвано по решению Президента РФ). Проект Совещания был принят за основу при окончательной доработке Конституции. Именно он был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 года, утвержденного Указом Президента. Новая Конституция была принята 12 декабря и вступила в силу 25 декабря того же года.

 

Конституция – основной закон государства, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Конституция состоит из преамбулы, основной части и заключительных и переходных положений. Основная часть состоит из 9 глав («Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент РФ», «ФС», «Правительство РФ», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр К»).

Конституция закрепляет основы конституционного строя РФ. Государственной основой конституционного строя является Российское государство. Это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, кроме того, социальное и светское государство.

Вся власть в РФ строится на основе народовластия (народного суверенитета). Его носителем является многонациональный народ РФ. Суверенитет означает, что народу принадлежит вся полнота власти, и народ может осуществлять ее как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ (К РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории государства).

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Конституционный строй и общество в РФ основывается на идеологическом многообразии и политическом плюрализме.

В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Конституция отражает эволюцию подхода нашей страны к основам статуса личности, правам и свободам человека и гражданина (гл. 2). Базовыми в закреплении конституционного статуса личности являются ее свобода, принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость. Права и свободы человека и гражданина в РФ признаются и гарантируются согласно нормам МП. В К РФ гарантируется равенство граждан перед законом и судом.

К РФ закрепляет федеративное устройство российского государства (гл. 3). Выделяется 3 вида субъектов: республики, национально-территориальные образования (автономная область, автономные округа), территориальные образования (края, области, города федерального значения). Субъекты РФ являются равноправными в отношениях друг с другом и с федеральными органами государственной власти. Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в РФ. Вне пределов ведения РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

К РФ устанавливает формы государственного правления и систему органов власти РФ. Сначала в ней говорится о Президенте (гл. 4), который является главой государства. Он избирается путем прямых выборов, не несет ответственности за свои присягу, обещания, действия, нарушение К РФ и законов РФ (м.б. отрешен от должности только за государственную измену или иное тяжкое преступление). Президент – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет направления внутренней и внешней политики государства, руководит их осуществлением. Президент самостоятелен в формировании Правительства РФ (кроме Председателя – нужно согласие ГД РФ), имеет сильные полномочия в части формирования высших судов РФ, назначения и освобождения от должности Генерального прокурора. Он отвечает за руководство обороной страны, утверждает военную доктрину, является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и смещает высшее командование Вооруженных Сил РФ, объявляет военное или чрезвычайное положение.

К РФ закрепила наличие парламента РФ – ФС (гл. 5) (по принципу верхней и нижней палаты). Нижняя палата – ГД работает на профессиональной постоянной основе, состоит из 450 депутатов. Верхняя палата – СФ формируется по принципу вхождения в нее 2 представителей от каждого субъекта РФ. Палаты обязаны работать самостоятельно. К предусматривает сложный законодательный процесс на федеральном уровне, в котором участвуют обе палаты, а завершается все подписанием и опубликованием закона Президентом РФ.

Правительство (гл. 6) осуществляет исполнительную власть. Оно отвечает за все: бюджет, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, законности, меры по борьбе с преступностью. Правительство руководит деятельностью ФОИВ.

В К содержатся многие правила относительно организации судебной власти и обеспечения прав граждан в области правосудия (гл. 7). Правосудие осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается К РФ и ФКЗ «О судебной системе» (31.12.1996). Судьями м.б. граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. К закрепляет принципы независимости судей и их подчинение только К РФ и ФЗ, несменяемости и неприкосновенности судей. Разбирательство во всех судах открытое. В системе судов на первое место поставлен КС РФ, состоящий из 19 судей. ВС РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. ВАС РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подсудных арбитражным судам. В эту же главу включена статья о прокуратуре РФ (она составляет централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ).

К РФ содержит ряд норм, касающихся местного самоуправления (гл. 8). Оно признается и гарантируется в РФ и в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Предложения о поправках и пересмотре положений К РФ могут вносить Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД (гл. 9). Положения глав 1, 2 и 9 К РФ не могут быть пересмотрены ФС. Поправки к главам 3-8 К РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Заканчивается К РФ разделом вторым «Заключительные и переходные положения». В нем объявляется, что К вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. Этот день (12.12.1993) считается днем принятия К РФ. Одновременно прекращается действие К 1978 г. Четко обозначен приоритет К над иными НПА.

 

5.Конституция РФ в российской правовой системе: юридические свойства и влияние на законодательство.

Юридические свойства Конституции РФ – ее признаки как основного закона государства.

1. Конституция – основной закон государства. В нашей стране Конституция – один акт («писаная конституция»). Очень часто текст конституции провозглашается как «Конституция (Основной закон)» государства. Такого названия не могут иметь иные политические и правовые документы. В Конституции определен круг вопросов, по которым должны приниматься ФКЗ (о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта – 17.12.2001; о принятии в состав РФ конкретного нового субъекта, об образовании нового субъекта в составе РФ; о государственном флаге, гербе и гимне РФ – 25.12.2000; о референдуме РФ – 28.06.2004; о военном положении – 31.01.2002; о чрезвычайном положении – 30.05.2001; об Уполномоченном по правам человека в РФ – 26.02.1997; о Правительстве РФ – 17.12.1997; о судебной системе РФ – 31.12.1996; о КС РФ – 21.07.1994; о ВС РФ; о ВАС РФ; об общих судах, арбитражных судах в РФ – 24.05.1995; о военных судах в РФ – 23.06.1999; о Конституционном Собрании). Они введены для подчеркивания важности определенных вопросов общественной жизни, не более;

2. юридическое верховенство Конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным НПА. В РФ в общий их перечень включаются ФЗ и ФКЗ. В ст. 15 К РФ говорится, что она имеет юридическое верховенство, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Акты могут развивать положения Конституции, но никак не противоречить ей;

3. база текущего законодательства. Конституция определяет характер текущего законодательства. Текущее законодательство развивает предписания конституции, исходит из ее духа при регулировании общественных отношений. К РФ использует различные приемы, нацеленные на принятие НПА, развивающих ее положения, например, прямо указывает виды ФКЗ и многих ФЗ, требуемых для подробного регулирования определенных вопросов (гражданство, военная служба, статус столицы), зачастую содержит такие формулировки статей, из текста которых очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы;

1. особый порядок принятия и изменения. Принятие конституции проходит в обстановке гласности и повышенного интереса со стороны общества. Особый порядок принятия может состоять и в специальной организации массового обсуждения проекта конституции, в вынесении проекта конституции на всенародное голосование. Его результаты являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. Особый порядок изменения конституции – специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в нее изменений. В том случае, если закон об изменениях и дополнениях конституции принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Дополнительные требования могут обуславливаться разными факторами, например, учет интересов субъектов РФ. Особый вариант специальных требований – сделать так, чтобы отпало желание изменять конституцию и тем самым обеспечивалась ее стабильность (процедуры изменения К РФ, предусмотренные в гл. 9 – наглядный пример). Первая часть – положения гл. 9 можно поделить на 4 части: положения гл.1, 2 и 9. Они не могут быть пересмотрены ФС. Вторая часть – поправки к гл. 3-8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ (квалифицированное большинство голосов – не менее трех четвертей в СФ и двух третей в ГД). Третья часть – изменения ст. 65 К РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Они вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении К-П статуса субъекта РФ. Четвертая часть – изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. Изменения наименования субъекта РФ включаются в ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном субъектом порядке.

 

6.Федеральные конституционные законы как источники конституционного права.

Федеральный конституционный закон – это разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

 

Перечень вопросов, по которым Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ:

❖ ч.2 ст. 56 – чрезвычайное положение.

❖ ч.2 ст. 65 – принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта.

❖ ч.5 ст. 66 – изменение статуса субъекта РФ.

❖ ч. 1 ст. 70 – государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования.

❖ п. «в» ст. 84 – назначение референдума Президентом.

❖ ч. 3 ст. 87 – режим военного положения.

❖ ст. 88 – чрезвычайное положение.

❖ п. «д» ч. 1 ст. 103 – назначение на должность и освобождение от нее Председателя Счетной Палаты.

❖ ч.2 ст. 114 – порядок деятельности Правительства.

❖ ч.3 ст. 118 – судебная система.

❖ ч.3 ст. 128 – полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда и иных федеральных судов РФ.

❖ ч.2 ст. 135 – пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции.

❖ ч. 1 и 2 ст. 137 – пересмотр положений ст. 65 Конституции.

 

 

7.Порядок пересмотра Конституции РФ. Статус Конституционного Собрания. Проекты ФКЗ о Конституционном Собрании.

Положения гл. 9 с точки зрения порядка изменения К РФ поделены на 4 части. Первая часть – положения гл.1, 2 и 9. Они не могут быть пересмотрены ФС. Это т.н. пересмотр К. Вторая часть – поправки к гл. 3-8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ (квалифицированное большинство голосов – не менее трех четвертей в СФ и двух третей в ГД). Третья часть – изменения ст. 65 К РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Они вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении К-П статуса субъекта РФ. Четвертая часть – изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. Изменения наименования субъекта РФ включаются в ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном субъектом порядке.

Порядок пересмотра К РФ регулируется ст. 135. Детально он должен быть отражен в ФКЗ «О Конституционном Собрании», но он пока не принят. Процесс пересмотра К РФ можно разбить на следующие этапы:

1. внесение и рассмотрение предложений о пересмотре К РФ (законопроект поступает в ГД, предложения о пересмотре вносятся как единый документ. Предложения рассматриваются ГД и при их одобрении тремя пятыми голосов от общего числа депутатов передаются в СФ. Там они должны получить поддержку также трех пятых от установленного числа членов СФ. Если хотя бы одна из палат не одобрит проект, процедура прекращается);

2. созыв Конституционного Собрания (Конституционное Собрание – учредительный орган государственной власти РФ, создание и деятельность которого нацелены на подтверждение неизменности действующей либо разработку новой К, ее принятие или вынесение на референдум. Существует несколько подходов по образованию Конституционного Собрания: а) преобразовать в Конституционное Собрание обе палаты ФС РФ; б) половину членов Конституционного Собрания составят депутаты ГД и члены СФ, вторую половину – представители от субъектов РФ, избранные в равном количестве их органами законодательной власти, причем общая численность представителей д.б. равна общему числу федеральных парламентариев; в) избрать членов Конституционного Собрания в субъектах РФ – по 2 от каждого; г) составить Конституционное Собрание по принципу его формирования органами государственной власти – в его состав направляют своих представителей Президент, палаты ФС, Правительство, высшие федеральные суды, субъекты РФ; д) межфракционный (инициатор пересмотра К РФ представляет не только свои предложения по главам 1, 2, 9, но и проект новой К. Конституционное Собрание созывается на 30й день после принятия СФ решения об одобрении предложений о пересмотре положений гл. 1, 2, 9 К РФ. СФ одобряет дату, время и место первого заседания Конституционного Собрания. Срок работы – 6 месяцев. Способ формирования Конституционного Собрания: первая группа – члены Конституционного Собрания по должности: Президент РФ, члены СФ (178), судьи КС РФ (19), Председатель ВС РФ, Председатель ВАС РФ (всего – 200 человек), вторая группа – 100 депутатов ГД РФ, третья группа – 100 граждан, назначаемых Президентом РФ, имеющих высшее юридическое образование и обладающих признанной квалификацией в области права);

3. работа Конституционного Собрания (на первом заседании оно утверждает свой Регламент, избирает Председателя и заместителей Председателя. Далее оно заслушивает и обсуждает доклад представителя инициатора пересмотра гл. 1, 2, 9 К РФ, который обосновывает свои предложения по пересмотру, а также положения своего проекта новой К. После этого Конституционное Собрание рассматривает вопрос о подтверждении неизменности К РФ. Это решение принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания. Если такое решение принимается, задача Собрания считается завершенной, и оно прекращает свою деятельность. Если решение не принимается, Конституционному Собранию надо разработать проект новой К. Затем выносится вопрос о принятии данного проекта за основу. Если он принимается за основу большинством голосов, Конституционное Собрание образует рабочий орган и поручает ему доработку проекта в определенный срок. Если проект не принимается, тогда Конституционное Собрание должно принять решение о разработке проекта новой К. В случае, когда это решение Собрание не примет, его деятельность будет считаться завершенной. После разработки рабочим органом проект новой К обсуждается на заседании Собрания и принимается за основу большинством голосов от общего числа его членов. Собрание может образовать редакционную комиссию для рассмотрения поправок к проекту. Поправки считаются принятыми, если за них проголосовало не менее половины общего числа членов Собрания. С учетом поправок рабочий орган составляет окончательный вариант текста проекта К. По окончании этой работы проект вносится на рассмотрение Конституционного Собрания. Проект принимается Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование);

4. назначение и проведение всенародного голосования (референдума) по новой К (этого этапа может не быть, если Конституционное Собрание само примет новую К. Если оно не принимает, то должно обратиться к Президенту с инициативой проведения референдума по К. Президент направляет обращение и все прилагаемые к нему документы в КС РФ. Получив заключение КС РФ о конституционности соответствующего обращения и соблюдении требуемых процедур, Президент назначает всенародное голосование по проекту К);

5. заключительное заседание Конституционного Собрания для подведения итогов всенародного голосования и объявления о принятии новой К РФ. На указанном заседании Центральная комиссия референдума докладывает Собранию о результатах голосования. Собрание созывается на заключительное заседание и провозглашает К лишь при достоверности результатов референдума.

Поправки к главам 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ. Однако, этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Поправки принимаются в виде особого НПА – закона РФ о поправке к К. Общие правила, касающиеся принятия таких законов, закрепляет ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к К РФ» (1998). В нем говорится, что поправка – любое изменение текста гл. 3-8 К РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав К. Одним законом о поправке охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. Предложение о поправке вносится в ГД субъектом права инициативы такого предложения, установленным ст. 134 К РФ (Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД), в виде проекта закона РФ о поправке к К. Оно должно содержать либо текст новой статьи, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из К. Вместе с проектом закона о поправке к К представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов РФ, ФКЗ, ФЗ, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки. Рассмотрение законопроекта о поправке происходит в ГД в трех чтениях. Он считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов ГД. Одобренный ГД законопроект переходит в СФ, там он считается одобренным, если за него проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов СФ. В случае отклонения СФ вправе внести в ГД предложение о создании согласительной комиссии. Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона о поправке к К опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона о поправке с указанием дат его одобрения ГД и СФ. Закон о поправке не позднее 5 дней со дня принятия направляется Председателем СФ в законодательные органы субъектов РФ для рассмотрения. Этот орган должен рассмотреть его не позднее 1 года со дня принятия. Форма акта законодательного органа – постановление о законе РФ о поправке к К (направляется в СФ в течение 14 дней со дня принятия). На очередном заседании СФ устанавливает результаты рассмотрения, которые оформляются в соответствии с Регламентом СФ. Президент или законодательный орган в течение 7 дней со дня принятия постановления СФ об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке вправе обжаловать его в ВС РФ. Если этого не произойдет, то закон направляется Председателем СФ Президенту для подписания и официального опубликования – д.б. подписан им в течение 14 дней. При опубликовании указываются его наименование, даты одобрения ГД, СФ, законодательными органами субъектов РФ, дата подписания Президентом, регистрационный номер. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если им не установлена иная дата. Президент в месячный срок со дня вступления в силу этого закона осуществляет официальное опубликование К с внесенными в нее поправками, а также указанием даты вступления в силу соответствующих поправок в силу.

Изменения ст. 65 К РФ, касающиеся состава субъектов РФ вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении К-П статуса субъекта. Существует ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» 2001 г. Согласно ему принятие – категория, касающаяся иностранного государства либо части территории иностранного государства, они м.б. приняты в состав РФ в качестве нового субъекта. А образование – это путь создания нового субъекта путем объединения 2+ соседних (т.е. имеющих общие границы) субъектов. ФКЗ не коснулся изменения К-П статуса субъекта (например, включение одного субъекта в состав другого с сохранением статуса субъекта, создание нового субъекта путем выхода из существующего субъекта части его территории).

В случае изменения наименования субъекта РФ новое наименование подлежит включению в ст. 65 К РФ. Субъект самостоятельно решает вопрос об изменении своего наименования. Новое наименование включается в К РФ указом Президента РФ. В спорных случаях Президент РФ использует согласительные процедуры. При недостижении согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президент неоднократно принимал указы о включении нового наименования субъекта РФ в ст. 65 К РФ, например, ХМАО – Югра вместо ХМАО, Республика Северная Осетия – Алания вместо Республика Северная Осетия.

 

Конституционное Собрание – учредительный орган государственной власти РФ, создание и деятельность которого нацелены на подтверждение неизменности действующей либо разработку новой К, ее принятие или вынесение на референдум. Существует несколько подходов по образованию Конституционного Собрания:

а) преобразовать в Конституционное Собрание обе палаты ФС РФ (+: одно дело – рассмотреть в палатах, другое – при общей работе; -: замирание работы палат ФС с созывом Конституционного Собрания);

б) половину членов Конституционного Собрания составят депутаты ГД и члены СФ, вторую половину – представители от субъектов РФ, избранные в равном количестве их органами законодательной власти, причем общая численность представителей д.б. равна общему числу федеральных парламентариев (+: в деятельности принимают участие не только органы государственной власти, но и органы власти субъектов РФ; -: громоздкое Конституционное Собрание (около 1300 человек), ощутимые расходы при размещении иногородних членов Конституционного Собрания);

в) избрать членов Конституционного Собрания в субъектах РФ – по 2 от каждого (+: в деятельности принимают участие не только органы государственной власти, но и органы власти субъектов РФ; -: Президент РФ и иные федеральные высшие должностные лица не участвуют в работе Конституционного Собрания, нет уверенности, что придут те люди, которые подготовлены для этой работы, эти люди могут поставить локальные интересы выше общегосударственных);

г) составить Конституционное Собрание по принципу его формирования органами государственной власти – в его состав направляют своих представителей Президент, палаты ФС, Правительство, высшие федеральные суды, субъекты РФ;

д) межфракционный (инициатор пересмотра К РФ представляет не только свои предложения по главам 1, 2, 9, но и проект новой К. Конституционное Собрание созывается на 30й день после принятия СФ решения об одобрении предложений о пересмотре положений гл. 1, 2, 9 К РФ. СФ одобряет дату, время и место первого заседания Конституционного Собрания. Срок работы – 6 месяцев. Способ формирования Конституционного Собрания: первая группа – члены Конституционного Собрания по должности: Президент РФ, члены СФ (178), судьи КС РФ (19), Председатель ВС РФ, Председатель ВАС РФ (всего – 200 человек), вторая группа – 100 депутатов ГД РФ, третья группа – 100 граждан, назначаемых Президентом РФ, имеющих высшее юридическое образование и обладающих признанной квалификацией в области права; итого – 400 человек; +: ориентация на квалифицированный состав Конституционного Собрания, конструктивная и быстрая работа).

Работа Конституционного Собрания (на первом заседании оно утверждает свой Регламент, избирает Председателя и заместителей Председателя. Далее оно заслушивает и обсуждает доклад представителя инициатора пересмотра гл. 1, 2, 9 К РФ, который обосновывает свои предложения по пересмотру, а также положения своего проекта новой К. После этого Конституционное Собрание рассматривает вопрос о подтверждении неизменности К РФ. Это решение принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания. Если такое решение принимается, задача Собрания считается завершенной, и оно прекращает свою деятельность. Если решение не принимается, Конституционному Собранию надо разработать проект новой К. Затем выносится вопрос о принятии данного проекта за основу. Если он принимается за основу большинством голосов, Конституционное Собрание образует рабочий орган и поручает ему доработку проекта в определенный срок. Если проект не принимается, тогда Конституционное Собрание должно принять решение о разработке проекта новой К. В случае, когда это решение Собрание не примет, его деятельность будет считаться завершенной. После разработки рабочим органом проект новой К обсуждается на заседании Собрания и принимается за основу большинством голосов от общего числа его членов. Собрание может образовать редакционную комиссию для рассмотрения поправок к проекту. Поправки считаются принятыми, если за них проголосовало не менее половины общего числа членов Собрания. С учетом поправок рабочий орган составляет окончательный вариант текста проекта К. По окончании этой работы проект вносится на рассмотрение Конституционного Собрания. Проект принимается Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование).

 

8.Конституционные поправки. ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Практика конституционных поправок. Порядок внесения изменений в Конституцию РФ.

Положения гл. 9 с точки зрения порядка изменения К РФ поделены на 4 части. Первая часть – положения гл.1, 2 и 9. Они не могут быть пересмотрены ФС. Это т.н. пересмотр К. Вторая часть – поправки к гл. 3-8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ (квалифицированное большинство голосов – не менее трех четвертей в СФ и двух третей в ГД). Третья часть – изменения ст. 65 К РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Они вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении К-П статуса субъекта РФ. Четвертая часть – изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. Изменения наименования субъекта РФ включаются в ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном субъектом порядке.

Порядок пересмотра К РФ регулируется ст. 135. Детально он должен быть отражен в ФКЗ «О Конституционном Собрании», но он пока не принят. Процесс пересмотра К РФ можно разбить на следующие этапы:

6. внесение и рассмотрение предложений о пересмотре К РФ (законопроект поступает в ГД, предложения о пересмотре вносятся как единый документ. Предложения рассматриваются ГД и при их одобрении тремя пятыми голосов от общего числа депутатов передаются в СФ. Там они должны получить поддержку также трех пятых от установленного числа членов СФ. Если хотя бы одна из палат не одобрит проект, процедура прекращается);

7. созыв Конституционного Собрания (Конституционное Собрание – учредительный орган государственной власти РФ, создание и деятельность которого нацелены на подтверждение неизменности действующей либо разработку новой К, ее принятие или вынесение на референдум. Существует несколько подходов по образованию Конституционного Собрания: а) преобразовать в Конституционное Собрание обе палаты ФС РФ; б) половину членов Конституционного Собрания составят депутаты ГД и члены СФ, вторую половину – представители от субъектов РФ, избранные в равном количестве их органами законодательной власти, причем общая численность представителей д.б. равна общему числу федеральных парламентариев; в) избрать членов Конституционного Собрания в субъектах РФ – по 2 от каждого; г) составить Конституционное Собрание по принципу его формирования органами государственной власти – в его состав направляют своих представителей Президент, палаты ФС, Правительство, высшие федеральные суды, субъекты РФ; д) межфракционный (инициатор пересмотра К РФ представляет не только свои предложения по главам 1, 2, 9, но и проект новой К. Конституционное Собрание созывается на 30й день после принятия СФ решения об одобрении предложений о пересмотре положений гл. 1, 2, 9 К РФ. СФ одобряет дату, время и место первого заседания Конституционного Собрания. Срок работы – 6 месяцев. Способ формирования Конституционного Собрания: первая группа – члены Конституционного Собрания по должности: Президент РФ, члены СФ (178), судьи КС РФ (19), Председатель ВС РФ, Председатель ВАС РФ (всего – 200 человек), вторая группа – 100 депутатов ГД РФ, третья группа – 100 граждан, назначаемых Президентом РФ, имеющих высшее юридическое образование и обладающих признанной квалификацией в области права);

8. работа Конституционного Собрания (на первом заседании оно утверждает свой Регламент, избирает Председателя и заместителей Председателя. Далее оно заслушивает и обсуждает доклад представителя инициатора пересмотра гл. 1, 2, 9 К РФ, который обосновывает свои предложения по пересмотру, а также положения своего проекта новой К. После этого Конституционное Собрание рассматривает вопрос о подтверждении неизменности К РФ. Это решение принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания. Если такое решение принимается, задача Собрания считается завершенной, и оно прекращает свою деятельность. Если решение не принимается, Конституционному Собранию надо разработать проект новой К. Затем выносится вопрос о принятии данного проекта за основу. Если он принимается за основу большинством голосов, Конституционное Собрание образует рабочий орган и поручает ему доработку проекта в определенный срок. Если проект не принимается, тогда Конституционное Собрание должно принять решение о разработке проекта новой К. В случае, когда это решение Собрание не примет, его деятельность будет считаться завершенной. После разработки рабочим органом проект новой К обсуждается на заседании Собрания и принимается за основу большинством голосов от общего числа его членов. Собрание может образовать редакционную комиссию для рассмотрения поправок к проекту. Поправки считаются принятыми, если за них проголосовало не менее половины общего числа членов Собрания. С учетом поправок рабочий орган составляет окончательный вариант текста проекта К. По окончании этой работы проект вносится на рассмотрение Конституционного Собрания. Проект принимается Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование);

9. назначение и проведение всенародного голосования (референдума) по новой К (этого этапа может не быть, если Конституционное Собрание само примет новую К. Если оно не принимает, то должно обратиться к Президенту с инициативой проведения референдума по К. Президент направляет обращение и все прилагаемые к нему документы в КС РФ. Получив заключение КС РФ о конституционности соответствующего обращения и соблюдении требуемых процедур, Президент назначает всенародное голосование по проекту К);

10. заключительное заседание Конституционного Собрания для подведения итогов всенародного голосования и объявления о принятии новой К РФ. На указанном заседании Центральная комиссия референдума докладывает Собранию о результатах голосования. Собрание созывается на заключительное заседание и провозглашает К лишь при достоверности результатов референдума.

Поправки к главам 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ. Однако, этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Поправки принимаются в виде особого НПА – закона РФ о поправке к К. Общие правила, касающиеся принятия таких законов, закрепляет ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к К РФ» (1998). В нем говорится, что поправка – любое изменение текста гл. 3-8 К РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав К. Одним законом о поправке охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. Предложение о поправке вносится в ГД субъектом права инициативы такого предложения, установленным ст. 134 К РФ (Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД), в виде проекта закона РФ о поправке к К. Оно должно содержать либо текст новой статьи, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из К. Вместе с проектом закона о поправке к К представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов РФ, ФКЗ, ФЗ, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки. Рассмотрение законопроекта о поправке происходит в ГД в трех чтениях. Он считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов ГД. Одобренный ГД законопроект переходит в СФ, там он считается одобренным, если за него проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов СФ. В случае отклонения СФ вправе внести в ГД предложение о создании согласительной комиссии. Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона о поправке к К опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона о поправке с указанием дат его одобрения ГД и СФ. Закон о поправке не позднее 5 дней со дня принятия направляется Председателем СФ в законодательные органы субъектов РФ для рассмотрения. Этот орган должен рассмотреть его не позднее 1 года со дня принятия. Форма акта законодательного органа – постановление о законе РФ о поправке к К (направляется в СФ в течение 14 дней со дня принятия). На очередном заседании СФ устанавливает результаты рассмотрения, которые оформляются в соответствии с Регламентом СФ. Президент или законодательный орган в течение 7 дней со дня принятия постановления СФ об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке вправе обжаловать его в ВС РФ. Если этого не произойдет, то закон направляется Председателем СФ Президенту для подписания и официального опубликования – д.б. подписан им в течение 14 дней. При опубликовании указываются его наименование, даты одобрения ГД, СФ, законодательными органами субъектов РФ, дата подписания Президентом, регистрационный номер. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если им не установлена иная дата. Президент в месячный срок со дня вступления в силу этого закона осуществляет официальное опубликование К с внесенными в нее поправками, а также указанием даты вступления в силу соответствующих поправок в силу.

Изменения ст. 65 К РФ, касающиеся состава субъектов РФ вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении К-П статуса субъекта. Существует ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» 2001 г. Согласно ему принятие – категория, касающаяся иностранного государства либо части территории иностранного государства, они м.б. приняты в состав РФ в качестве нового субъекта. А образование – это путь создания нового субъекта путем объединения 2+ соседних (т.е. имеющих общие границы) субъектов. ФКЗ не коснулся изменения К-П статуса субъекта (например, включение одного субъекта в состав другого с сохранением статуса субъекта, создание нового субъекта путем выхода из существующего субъекта части его территории).

В случае изменения наименования субъекта РФ новое наименование подлежит включению в ст. 65 К РФ. Субъект самостоятельно решает вопрос об изменении своего наименования. Новое наименование включается в К РФ указом Президента РФ. В спорных случаях Президент РФ использует согласительные процедуры. При недостижении согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президент неоднократно принимал указы о включении нового наименования субъекта РФ в ст. 65 К РФ, например, ХМАО – Югра вместо ХМАО, Республика Северная Осетия – Алания вместо Республика Северная Осетия.

 

 

9.Прямое и опосредованное действие Конституции РФ. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10 1995 г. в ред. от 16.04.2013 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия».

 

10.Толкование Конституции РФ: понятие, субъект, пределы, последствия. Решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ.

 

11.Понятие, принципы конституционного строя РФ и их правовое закрепление.

К РФ начинается с гл. 1 «Основы конституционного строя». Исходя из ее положений, можно охарактеризовать конституционный строй так: «конституционный строй – закрепленные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства».

Основные характеристики конституционного строя: 1) народовластие (народный суверенитет); 2) наличие Российского государства как всеохватывающей организации всего народа; 3) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; 4) демократия как основа образа жизни в РФ и ее политического режима; 5) идеологическое многообразие и политический плюрализм; 6) свобода хозяйствования и многообразие форм собственности.

1. Конституционный строй общества и государства в РФ основывается, прежде всего, на том, что вся структура общественных отношений обусловлена принадлежностью народу полноты власти. Интересам народа служит вся организация жизни общества и государства, совокупность институтов власти;

2. единственной организацией, которая м.б. названа организацией всего народа, является государство. Оно должно в равной мере учитывать интересы каждого человека. Государство создается для того, чтобы решать общественно значимые задачи, создавать нормативную правовую базу развития всех общественных отношений и управлять многими делами на благо граждан;

3. ст. 2 К РФ говорит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Политика РФ строится не только на провозглашении, но и на реальном обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Государство и все хозяйствующие структуры должны создавать материальные основы и предпосылки осуществления прав и свобод. Но личность не может доминировать над государством, поэтому нужно дополнить эту конституционную ценность еще одну: личность имеет обязанности перед государством; личность обязана считаться с интересами государства;

4. демократия как основа образа жизни в РФ и ее политического режима – такая конституционная черта, которая проявляется в природе нашего государства, ведь в К РФ оно названо демократическим. При демократии народ управляет всеми своими делами – и государственными, и общественными; и в государстве, и в обществе должна обеспечиваться гласность, свобода, полная информация, право обсуждать важнейшие проблемы и решать их законными способами. Демократия – это также и внутреннее осознание гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни. Демократия также является и политическим режимом, когда закон и реальность адекватны (в государстве д.б. единство государственных институтов, свободы человека и гражданина);

5. идеологическое многообразие и политический плюрализм признаются в ст. 13 К РФ. Этими категориями характеризуется такое состояние в обществе и государстве, когда никакая идеология не получает юридически статуса официальной государственной или обязательной идеологии, а для выражения и воплощения различных политических идей и взглядов могут создаваться партии и иные общественные объединения;

6. развитие экономики оказывает влияние на государственные законы и находит в них опору. Экономические отношения отражаются в нормах права и превращаются в правовые отношения. КП закрепляет исходные правила экономической жизни и деятельности, формы собственности.

 

12.Конституционно-правовые характеристики Российского государства.

 

Государственной основой конституционного строя и его выражением в масштабах всей страны является Российское государство. Наименования РФ и Россия равнозначны.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 К РФ «РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». К РФ содержит и еще ряд основополагающих характеристик Российского государства. В связи с этим можно выделить следующие черты: 1) демократическое; 2) федеративное и суверенное; 3) правовое; 4) имеющее республиканскую форму правления; 5) основывающееся на принципе разделения властей; 6) социальное; 7) светское.

1) В основе демократического государства стоит предопределенность задач и деятельности государства интересами народа, гласное осуществление государственных функций, политические и личные свободы граждан, гуманистическая направленность политического режима и недопустимость произвола. Демократическое государство служит народу, воплощает его интересы, обеспечивает осуществление государственной власти народом непосредственно, а также через органы государства. Реализация государственных функций доступна любому гражданину;

2) РФ как федеративное государство состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Россия обладает государственным суверенитетом, т.е. ее власть распространяется на территорию всей страны и никем не м.б. ограничена ни извне, ни внутри. К РФ и ФЗ подлежат неукоснительному соблюдению и применению во всех регионах. Государственным суверенитетом обладает исключительно РФ, а субъекты РФ не обладают им, хотя и сохраняют самостоятельность в разрешении вопросов, отнесенных к их ведению;

3) вся жизнь в РФ основывается на К РФ, законах и иных НПА, т.е. на господстве права и закона. В таком государстве предполагается исчерпывающе полное правовое урегулирование тех общественных отношений, которые нуждаются в подобной регламентации. Вся совокупность НПА должна создаваться с соблюдением принципов справедливости и гуманности в отношении тех, кому они адресованы. Помимо этого нужно обеспечить их исполнение. При неисполнении или нарушении закона должна наступать ответственность по закону. В правовом государстве должна быть создана система защиты субъектов права и норм права. Правовое государство обеспечивает действие принципа законности. Он проявляется в совокупности таких начал: наличие норм права, установление юридической ответственности за неправомерное поведение, защита от необоснованных ограничений прав и законных интересов любого субъекта права, а также от необоснованного привлечения его к ответственности. Также в правовом государстве должен существовать определенный склад общественного сознания. Он основывается на том, что надо жить на основе права и закона, у граждан д.б. твердое убеждение, что закон защищает их интересы, он справедлив и перед ним все равны;

4) характеристика РФ как государства с республиканской формой правления означает, что главные должностные лица являются выборными, исключено получение власти в порядке наследования, невозможно «дарение» власти, признаются неконституционными захват власти или ее присвоение. Народ вправе осуществлять властные функции непосредственно: сами органы появляются именно в результате оформления воли народа посредством выборов;

5) разделение властей может проявляться в 2 аспектах: разделение власти на 3 ветви – законодательную, исполнительную, судебную; разделение властных функций по уровням системы государственных органов – федеральный уровень, уровень субъектов РФ и уровень местного самоуправления. К РФ отражает только первый аспект (ст. 10). Принцип разделения властей распространяется только на органы государственной власти. В системе местного самоуправления принцип разделения властей официально не применяется, но реально все равно различаются законодательные и исполнительные органы местного самоуправления. Каждая ветвь власти занимается своими делами. Ветви власти самостоятельны, не имеют права вмешиваться взаимно в деятельность и подменять друг друга. Каждая ветвь власти обладает средствами воздействия на другие ветви власти, чтобы они принимали решения, в которых у данной ветви власти есть интерес, и чтобы обеспечивался баланс властей, а также соблюдалась законность в их деятельности;

6) в ст. 7 К РФ говорится, что РФ – социальное государство. С учетом этой статьи социальным считается государство, которое создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек своим трудом мог обеспечить себе необходимый экономический уровень жизни, заботится о здоровье людей, создает предпосылки для свободного развития личности, берет на себя либо полную заботу, либо оказание помощи, в том числе материальной и организационной, в отношении тех категорий граждан, которые не в состоянии достойно жить на свои доходы;

7) в ст. 14 К РФ говорится, что РФ – светское государство и что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Государство дает гражданам свободу выбора религиозного вероисповедания или отказа от какого бы то ни было вероисповедания. Государство не имеет права возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; вмешивать в деятельность религиозных объединений. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно собственным установлениям; не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. В светском государстве все религии равны перед законом.

 

 

13.Конституционные основы экономической системы в России.

Ст. 7 К РФ: «1. РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный МРОТ, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Ст. 8 К РФ: «1. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Частная собственность – нахождение в руках граждан средств производства и предметов личного потребления и бытового назначения. Государственная собственность – собственность РФ или ее субъектов. Муниципальная собственность – собственность муниципальных образований. Иные формы собственности – собственность общественных объединений, религиозных организаций, иностранных собственников и т.д.

Ст. 33 К РФ: «Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Ст. 34 К РФ: «1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Ст. 35 К РФ: «1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться и







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.