Здавалка
Главная | Обратная связь

Виды государственной поддержки политических партий



Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают поддержку на равных условиях политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям посредством:

1. Обеспечения равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации;

2. Создания равных условий предоставления помещений и средств связи, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям;

3. Обеспечения равных условий участия в избирательных кампаниях, референдумах, общественных и политических акциях.

4. Государственного финансирования.

 

 

22.Институт гражданства Российской Федерации, его источники. Принципы гражданства. ФЗ «О гражданстве РФ».

На территории РФ физические лица могут разделяться на российских граждан (лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к гражданству РФ), иностранных граждан (лица, обладающие документами о принадлежности к другому государству) и лиц без гражданства – апатридов (лица, не имеющие документов о принадлежности ни к российскому гражданству, ни к гражданству иностранных государства).

Закрепляется в ст. 6 К РФ (1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с ФЗ, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. 3. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его) и ст. 62 К РФ (1. Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). 2. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. 3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ).

ФЗ «О гражданстве РФ» (31.05.2002) определяет гражданство как «устойчивую правовую связь лица с РФ, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».

Принципы гражданства:

1. неотъемлемость гражданства – человек сам выбирает к гражданству какого государства он хочет принадлежать. В РФ нельзя лишать помимо воли самого гражданина его гражданства. Лишение гражданства может осуществляться только судебным органом;

2. принцип равного гражданства – означает, что независимо от способа получения гражданства, граждане имеют равные возможности в реализации своих прав и свобод;

3. принцип исключительной допустимости двойного гражданства. Двойное гражданство может быть осуществлено только в исключительных случаях, предусмотренных международными договором и федеральным законом (на данный момент такого закона нет);

4. сочетание принципов почвы и крови при приобретении гражданства. Принцип почвы – лицо приобретает гражданство того государства, на территории которого оно родилось. Принцип крови – лицо наследует гражданство своих родителей;

5. повышенная защита прав и свобод граждан государства - выражается в К и ФЗ «О гражданстве», защита прав граждан заграницей осуществляется посредством консульств. Только граждане РФ обладают правом иметь в собственности землю и природные ресурсы. НЕ граждане не могут обладать избирательным правом в высшие органы государственной власти и субъектов РФ, и могут (в исключительных случаях) обладать только активным избирательным правом в органы местного самоуправления;

6. возможность почетного гражданства как поощрительная мера государства – почетное гражданство не дает гражданских прав, но оно создает льготы для приобретения гражданства натуральных способом.

 

 

23.Основания, способы и порядок признания и приобретения гражданства РФ.

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Приобретение гражданства регулируется ст. 11 ФЗ «О гражданстве» (31.05.2002). Оно приобретается: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство РФ; 3) в результате восстановления в гражданстве РФ; 4) по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором РФ.

1. Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места его рождения). Если один родитель – гражданин РФ, другой – без гражданства либо отсутствует, то ребенок – гражданин РФ. Если у ребенка оба родителя или единственный родитель – иностранные граждане или апатриды, проживающие в РФ, применяются принцип почвы и недопущение безгражданства ребенка. Если оба родителя неизвестны, ребенок становится гражданином РФ, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения. Если один родитель – гражданин РФ, другой – гражданин иностранного государства, то ребенок приобретает гражданство РФ при условии, что он родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

2. прием в гражданство: а) иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке. 5 условий приема в гражданство: пятилетний срок проживания (со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство; если не выезжало за пределы РФ более чем на 3 месяца в течение 1 года), обязательство соблюдать К РФ и законодательство (заявитель обязан представить подписанное им обязательство о соблюдении К РФ и законодательства), законный источник средств к существованию (заявитель должен представить один из документов, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию – например, справка о доходах физического лица, справка с места работы, трудовая книжка), отказ от иностранного гражданства (отказ от иностранного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или ФЗ либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин), владение русским языком (заявитель должен представить документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды). Сокращение сроков проживания – в случаях наличия интереса РФ (наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры или обладание им профессией или квалификацией, необходимых РФ), предоставления лицу политического убежища в РФ (до одного года), признания лица беженцем (до одного года). Учет особых заслуг (лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, м.б. принято в гражданство РФ без соблюдений условий; ему надо обратиться на имя Президента РФ). Граждане государств, входящих в состав СССР, проходящие не менее 3 лет военную службу по контракту в ВС РФ, других войсках, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство без пятилетнего срока проживания и вида на жительство; б) в упрощенномпорядке: 5 категорий: лица, на которых не распространяется требование о пятилетнем сроке проживания в РФ и которые могут ходатайствовать о гражданстве, находясь за рубежом (если имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя – гражданина РФ; имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и являются апатридами; являются гражданами государств, входивших в СССР, и получили среднее или высшее образование в образовательных учреждениях РФ после 01.07.2002), иностранцы и апатриды, проживающие на территории РФ (родились на территории РСФСР и имели гражданство СССР; состоят в браке с гражданином РФ не менее 3 лет; являются нетрудоспособными и имеют дееспособных детей, достигших 18 лет, - граждан РФ), нетрудоспособные лица (прибыли из республик СССР по состоянию на 01.07.2002), лица, которые могут подумать о гражданстве РФ до 01.01.2006 (прибыли из республик СССР по состоянию на 01.07.2002 + желание приобрести гражданство РФ до 01.01.2006), ветераны ВОВ (имели гражданство СССР и проживают на территории РФ), дети и недееспособные лица (ребенок, один родитель которого имеет гражданство РФ – по заявлению и при наличии согласия другого родителя + ребенок проживает на территории РФ; ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ – по заявлению родителя; ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ);

3. иностранные граждане и апатриды, ранее имевшие гражданство РФ, м.б. восстановлены в гражданстве РФ. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до 3 лет.

Основания отклонения заявлений: угроза КС и безопасности РФ (выступают за насильственное изменение основ КС РФ или иными действиями создают угрозу ее безопасности); выдворение ранее за пределы РФ (если в течение 5 лет, предшествовавших дню обращения с заявлением, выдворялись за пределы РФ); подложные документы или ложные сведения; военная или специальная служба в иностранном государстве; совершение уголовных преступлений (имеют неснятую или непогашенную судимость; преследуются в уголовном порядке; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы).

Существует институт оптации – выбор гражданства при изменении границы РФ. Если территория РФ отходит другому государству, то проживающие на ней российские граждане автоматически утрачивают свое гражданство и приобретают гражданство второго государства. Если они не хотят быть гражданами другого государства, то обязаны заявить об этом в срок, указанный в международном договоре. Если территория включается в состав РФ, проживающие на ней граждане становятся гражданами РФ, если в установленный срок не сделают заявления об отказе от такового

 

24.Основания, способы и порядок прекращения гражданства РФ.

 

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Прекращение гражданства регулируется ст. 18 ФЗ «О гражданстве РФ» (31.05.2002). Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из гражданства РФ и по иным основаниям, предусмотренным ФЗ или международным договором РФ». Возможна оптация – когда гражданин может отказаться от нового гражданства.

Выход из гражданства: а) лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании добровольного волеизъявления в общем порядке; б) лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке; в) ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой является иностранцем либо единственный родитель которого является иностранцем, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя. Согласно ст. 20 ФЗ выход из гражданства не допускается, если гражданин РФ: а) имеет не выполненное перед государством обязательство, установленное ФЗ; б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении которого имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

 

25.Конституционный статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».

 

Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

 

Ст. 62 Конституции – национальный режим – иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Иностранные граждане в принципе не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны лишь с гражданством РФ. ФЗ от 25 июля 2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Ст. 63 Конституции – РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за деяния, не признаваемые в РФ преступлением.

Основным международным документом, определяющим правовой режим беженцев, является Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 и Протокол к ней 1967, ратифицированные в РФ в 1992.

Основным НПА в РФ являются Закон «о беженцах», Указ Президента от 27.07.2007 «Об утверждении положения о порядке предоставления РФ политического убежища».

 

 

Конституционно-правовое положение граждан в РФ устанавливается также с учетом времени и условий их пребывания в РФ:

 

1. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

 

o Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

o Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток.

o Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту.

 

Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента.

 

2. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

 

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

 

Без учетаутвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1. Родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

2. Признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

3. Имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

4. Состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

5. Осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

6. Поступившему на военную службу, на срок его военной службы;

7. И т.д.

 

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

 

o Если срок проживания сокращен ФМС, то выезд в течение 3 дней.

o Если аннулировано разрешение на временное проживание, то выезд в течение 15 дней.

 

Если условия не соблюдены, то:

 

 

Депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

 

Реадмиссия — согласие государства на приём обратно на свою территорию своих граждан (а также, в некоторых случаях, иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве), которые подлежат депортации из другого государства. Главным отличием реадмиссии от всех иных принудительных процедур (административное выдворение, депортация), применяемых к иностранцам, является то, что иностранный гражданин (лицо без гражданства), не имеющий законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации либо въехавший с нарушением установленных правил, подлежит высылке в ту страну, с территории которой он въехал, а не в страну своего гражданства, как это практикуется при других принудительных мерах.

 

3. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

 

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

 

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

 

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

 

26.Система конституционных прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ.

 

Поскольку права, свободы и обязанности человека и гражданина регулируются различными отраслями права, понятие «правовой статус личности» значительно шире понятия «конституционный статус личности». Но бесспорно и то, что конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина составляют ядро, фундамент общего правового статуса личности. Конституционные права и свободы личности — это не все, а лишь основные, важнейшие, основополагающие, фундаментальные права, свободы и обязанности человека и гражданина, юридически выражающие естественную и неотъемлемую природу личности и имеющие высшую юридическую силу. Конституционные права и свободы, которым соответствуют определенные обязанности государства, составляют основное содержание конституционных правоотношений, которые опираются нередко на особый механизм защиты и прямое действие конституции.

Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по их содержанию обычно включает в себя три их основные группы:

1. Личные, или гражданские права, свободы;

Характеризуют положение личности как таковой, взятой сама по себе. Это права на жизнь и достоинство личности, неприкосновенность личности и частной жизни, судебную защиту своих прав и др., свободы мысли, совести, передвижения и выбора места жительства, обязанность соблюдать законы и др.

2. Политические права, свободы;

Связаны с участием личности в общественно-политической жизни, — это права избирать и быть избранным, на участие в управлении делами государства, на объединение и др., свободы слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, обязанность защиты страны и др.

3. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.

Относятся к неполитическим сферам жизни и деятельности личности, — это право частной собственности, права на труд, выбор профессии и рода деятельности, забастовку, на образование, охрану здоровья и семьи, на отдых, жилище, участие в культурной жизни, свобода предпринимательской деятельности, свобода творчества, обязанность платить налоги и др.

 

 

27.Пределы и ограничения прав и свобод: конституционное и законодательное закрепление, оценка Конституционным Судом РФ.(iskluchen)

 

28.Конституционные права и свободы личности в сфере частной жизни и индивидуальной безопасности: система и общая характеристика. Анализ одного из прав.

Основные права и свободы граждан РФ в области личной жизни закреплены в К РФ, в ст. 20-28.

Ст. 20 (право на жизнь): «1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Право на жизнь выражается в праве на физическое существование, праве не быть произвольно лишенным жизни. Право на жизнь охраняется государством (посредством законов и действий государственных органов обеспечивается охрана жизни человека). Лишение жизни человека как наказание за его преступление если и возможно, то только как крайняя мера.

Ст. 21 (достоинство личности): «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Под достоинством личности понимается обладание ею определенными нравственными и интеллектуальными качествами, которые соответствуют моральным ценностям, принятым в данном обществе.

Ст. 22 (право на свободу и личную неприкосновенность): «1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».

Ст. 23 (тайна частной жизни и защита персональных данных): «1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».

Ст. 24 (право на доступ к информации, непосредственно затрагивающей права и свободы человека): «1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы».

Ст. 25 (право на неприкосновенность жилища): «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Жилище – любое помещение, где человек проживает постоянно или временно. Это помещение должно обладать признаками «жилища» (не сарай, шалаш), гражданин проживает в нем на законных основаниях.

Ч. 1 ст. 26 (право на определения и указание национальной принадлежности): «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Национальная принадлежность – связь человека с определенным этносом. Ее основа – происхождение человека от родителей, относящихся к соответствующей нации.

Ч. 2 ст. 26 (право на пользование родным языком): «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Ст. 27 (право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства): «1. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ». Это право действует на территории всей страны. Место пребывания – гостиница, кемпинг, дом отдыха и т.д. Место проживания – жилой дом, общежитие и т.д., где человек проживает в качестве собственника, по договору найма, аренды.

Ст. 28 (свобода совести и свобода религиозного вероисповедания): «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Свобода совести – свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, хорошим и плохим поступком). Свобода вероисповедания – возможность верить в существование какого-то необычного существа – самого честного, справедливого, думающего о нравственной чистоте каждого из нас и помогающего нам выбрать истинный путь.

 

Основные права граждан по защите иных прав и свобод закреплены в К РФ, в ст. 45-54.

Ст. 45 (право на сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностями самозащиты): «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Государственная защита прав и свобод – составной элемент политики РФ. Каждый может сам защищать «и словом, и делом», вплоть до физической самозащиты от посягательства на здоровье, честь и жизнь.

Ст. 46 (право на судебную защиту прав и свобод): «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Не м.б. поддержки одного гражданина в ущерб другому. Можно обратиться в Европейский суд по правам человека.

Ст. 47 (право на рассмотрение дела в надлежащем суде): «1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. 2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом». Суд не может отказываться от рассмотрения дела. Подсудность по уголовным делам определяется УПК, по гражданским – ГПК и АПК. С присяжными дело м.б. рассмотрено, если преступление представляет повышенную общественную опасность.

Ст. 48 (право на получение квалифицированной юридической помощи): «1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». В реализации данного права человеку должны помогать любые органы и должностные лица. Бесплатная юридическая помощь оказывает гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, а также одиноко проживающим гражданам, доходы которых ниже указанной величины, в следующих случаях: истцам – по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца; ветеранам ВОВ – по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; гражданам РФ – при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий – по вопросам, связанным с реабилитацией. Юридическая помощь во всех случаях оказывается н/с., содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений н/с.

Ст. 49 (право на презумпцию невиновности): «1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого». Досудебное признание вины человека, очевидность обстоятельств – не решающий фактор: только суд может признать вину человека. Выявлять вину должны органы следствия и суд.

Ст. 50-51 (право на гуманизм правосудия): «ст. 50: 1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. 2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ. 3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном ФЗ, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Ст. 51: 1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется ФЗ. 2. ФЗ могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания». Близкий родственник – родители и дети, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки, усыновители и усыновленные. Вправе отказаться от дачи свидетельских показаний депутаты ГД и члены СФ, священнослужители (исповедь), нотариусы (тайна завещания), врач (врачебная тайна) и т.д.

Ст. 52-53 (право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона): «ст. 52: Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Ст. 53: Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Ст. 54 (право на применение действующего закона): «1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Если в момент совершения деяния оно не считалось правонарушением, а впоследствии это было установлено законом, данный закон не распространяется на прошлое.

 

29.Конституционные права и свободы личности в публично-политической сфере: система и общая характеристика. Анализ одного из прав.

Основные права и свободы граждан РФ в публично-политической сфере закреплены в К РФ, в ст. 29-33.

Ч. 1-3 ст. 29 (свобода мысли и слова): «1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Мысль выражается не только словом, но и рисунком, взглядом, жестом и т.д.; в обществе нельзя давить на личность, ее сознание. Свобода слова – возможность публично, т.е. в присутствии других лиц излагать свои взгляды на что угодно; вместе с тем свобода слова может выражаться в пропаганде и агитации, т.е. в средствах, которые дают возможность человеку целенаправленно и публично проповедовать свои взгляды.

Ч. 4-5 ст. 29 (право на информацию): «4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Гражданин имеет право учреждать СМИ. Цензура – требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, – не допускается.

Ст. 30 (право на объединение): «1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Право на объединение – основа организованного контакта граждан, в результате которого возникает их общность. Профсоюзы являются формой объединения наемных работников.

Ст. 31 (право на манифестации): «Граждане РФ имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Манифестация – публичное мероприятие, проводимое гражданами для выражения своих интересов, требований, взглядов. Предметная сущность: в виде протеста против политики властей либо выражения солидарности с властями, либо не иметь отношения к властям. Организационная сущность: специальное мероприятие, проводящееся в общественном месте. ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (2004) дает определение этим понятиям: «Собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации». Время: 7 – 23 ч. текущего дня.

Ч. 1, 4 и 5 ст. 32 (право на участие в управлении делами государства и осуществление местного самоуправления): «1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 4. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. 5. Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия». Граждане могут участвовать в принятии государственного решения на референдуме РФ, формировании законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ и ее субъектов; имеют право обсуждения проектов решений государственных органов и органов местного самоуправления, право занять государственную или муниципальную должность, право участвовать в отправлении правосудия.

Ч. 2 и 3 ст. 32 (избирательное право): «2. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Избирательное право – одно из ключевых средств влияния на состав и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти. В РФ избираются Президент РФ, депутаты ГД, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ и главы муниципальных образований. Различают право избирать (активное избирательное право – с 18 лет) и право быть избранным (пассивное избирательное право – более высокий возраст, например, депутат ГД – 21 год).

Ст. 33 (право на обращение): «Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Виды обращений: предложение (обращение по вопросам общественного значения, разрешение которых на базе видения автора принесет пользу многим людям, в том числе и ему), заявление (обращение по вопросам личного характера, сделанное с целью побудить компетентные органы разрешить вопрос, важный для заявителя), жалоба (обращение по вопросам личного характера, отражающее неудовлетворенность гражданина тем, что не разрешается волнующий его вопрос либо не устраивает принятое решение).

 

30.Конституционные права и свободы личности в сфере экономической деятельности: система и общая характеристика. Анализ одного из прав.

Назначение предусмотренных Конституцией РФ, экономических и социальных прав и свобод заключается в том, что их реализация связана с созданием материальной основы жизни общества.

Переход Российской Федерации в экономической сфере к рыночным отношениям не мог не повлечь за собой появления новых, ранее не известных нашему законодательству экономических и социальных прав и свобод.

Это прежде всего право на свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, свобода труда, право на защиту от безработицы и ряд других.

 

Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34) является важнейшей формой проявления свободы личности в сфере экономики.

ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 2).

Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью в различных формах: путем создания юридического лица, являющегося коммерческой организацией; путем государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», требуется наличие специального разрешения (лицензии).

Свободное осуществление экономической деятельности несовместимо со злоупотреблениями предпринимателей, связанными с их доминирующим положением на рынке, с соглашениями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, а также с созданием условий для недобросовестной конкуренции. Важная роль в поддержке конкуренции и ограничении монополизма принадлежит антимонопольному законодательству, основу которого составляет Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Право частной собственности (ст. 8, 35). В Конституции РФ право частной собственности раскрывается в двух аспектах.

Во-первых, частная собственность выступает как важнейшая характеристика одной из основ конституционного строя (ст. 8). Частная собственность закрепляется в этой статье в качестве формы собственности, которая признается и охраняется в Российской Федерации равным образом с другими формами собственности. Во-вторых, частная собственность закрепляется в гл. 2 Конституции РФ (ст. 35) как элемент правового статуса человека и гражданина, одно из социально-экономических прав.

В Конституции РФ устанавливаются важные юридические гарантии неприкосновенности частной собственности. Так, Конституция РФ предусматривает исключительно судебный порядок лишения (прекращения) права собственности человека на принадлежащее ему имущество: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч. 3 ст. 35). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. К числу гарантий права частной собственности Конституция РФ относит право наследования.

Детальная регламентация права частной собственности содержится в разд. 2 ГК РФ.

 

Права и свободы человека в сфере труда (ст. 37). Эта группа прав и свобод включает:

1. Свободу труда;

2. Право на труд в надлежащих условиях;

3. Право на защиту от безработицы;

4. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;

5. Право на отдых.

 

Свобода труда означает:

• Свободный для человека выбор - работать или не работать. Незанятость человека не может служить основанием для привлечения его к административной и иной ответственности;

• Право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Следовательно, человек может работать по найму, заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью или иным законным способом зарабатывать средства к существованию;

• Запрещение принудительного труда. Не считается принудительным трудом выполнение ряда публичных мероприятий - военная служба, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, работа на основании вступившего в законную силу приговора суда.

 

Право на труд в надлежащих условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Содержание данного права раскрывается в федеральном законе от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в РФ» и других нормативных актах.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, включает в себя:

• право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• право на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от опасных или вредных производственных факторов;

• право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда;

• право на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

• право на обращение по вопросам охраны труда;

• право на участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда и др.

 

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение, по возможности, полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает целый ряд мер, направленных на защиту от безработицы. К ним, в частности, относятся:

• бесплатное содействие со стороны службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве,

• бесплатное обучение новой профессии,

• повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии,

• выплата пособия по безработице т. п.

 

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регулируется Кодексом законов о труде РФ (гл. 14). Индивидуальными трудовыми спорами признаются разногласия между работниками и работодателями о применении установленных условий труда. Такие споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Коллективные трудовые споры рассматриваются в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Коллективными трудовыми спорами признаются разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений. Для разрешения коллективных трудовых споров используются примирительные процедуры. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку. Порядок реализации данного права предусмотрен вышеупомянутым законом.

 

31.Конституционные права и свободы личности в сфере социальной и культурной жизни: система и общая характеристика. Анализ одного из прав.

Право на отдых имеет каждый человек. Конституция РФ гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

 

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

 

Право на социальное обеспечение (ст. 7, 39). Социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо других не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию.

Конституция РФ признает право каждого на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.

Правовые основания, наличие которых вызывает у человека потребность в социальном обеспечении, многочисленны. К ним относятся возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей. Этот перечень не является исчерпывающим.

По своему содержанию право на социальное обеспечение включает права на денежные выплаты (пенсии, социальные пособия, компенсации) и право на социальные услуги. Каждая из перечисленных форм социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативно-правовых актов.

Кроме государственных форм материального обеспечения людей, Российская Федерации поощряет добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

 

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется Основами законодательства об охране здоровья.

В Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

 

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного ее здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 

К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на образованиекак одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст. 43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.

В области получения высшего образования Конституция РФ ограничивается нормами о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.

 

Свобода интеллектуального творчества (ч. 1 ст. 44) означает недопустимость какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах.

Свобода интеллектуального творчества может быть реализована в виде художественного, научного, технического и других видов творчества. Результатом реализации данной свободы является создание объектов интеллектуальной собственности, на защиту которой направлен целый ряд международно-правовых актов и актов национального законодательства.

 

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) обеспечивает человеку возможность приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры. Государство, в рамках реализации указанного права, должно обеспечить доступность культурно-просветительских учреждений (музеев, библиотек, выставок, театров и др.) для всех граждан

32.Конституционные правомочия личности по защите ее прав и свобод: система и общая характеристика.

 

Основные права граждан по защите иных прав и свобод закреплены в К РФ, в ст. 45-54.

Ст. 45 (право на сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностями самозащиты): «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Государственная защита прав и свобод – составной элемент политики РФ. Каждый может сам защищать «и словом, и делом», вплоть до физической самозащиты от посягательства на здоровье, честь и жизнь.

Ст. 46 (право на судебную защиту прав и свобод): «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Не м.б. поддержки одного гражданина в ущерб другому. Можно обратиться в Европейский суд по правам человека.

Ст. 47 (право на рассмотрение дела в надлежащем суде): «1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. 2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом». Суд не может отказываться от рассмотрения дела. Подсудность по уголовным делам определяется УПК, по гражданским – ГПК и АПК. С присяжными дело м.б. рассмотрено, если преступление представляет повышенную общественную опасность.

Ст. 48 (право на получение квалифицированной юридической помощи): «1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». В реализации данного права человеку должны помогать любые органы и должностные лица. Бесплатная юридическая помощь оказывает гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, а также одиноко проживающим гражданам, доходы которых ниже указанной величины, в следующих случаях: истцам – по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца; ветеранам ВОВ – по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; гражданам РФ – при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий – по вопросам, связанным с реабилитацией. Юридическая помощь во всех случаях оказывается н/с., содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений н/с.

Ст. 49 (право на презумпцию невиновности): «1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого». Досудебное признание вины человека, очевидность обстоятельств – не решающий фактор: только суд может признать вину человека. Выявлять вину должны органы следствия и суд.

Ст. 50-51 (право на гуманизм правосудия): «ст. 50: 1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. 2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ. 3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном ФЗ, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Ст. 51: 1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется ФЗ. 2. ФЗ могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания». Близкий родственник – родители и дети, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки, усыновители и усыновленные. Вправе отказаться от дачи свидетельских показаний депутаты ГД и члены СФ, священнослужители (исповедь), нотариусы (тайна завещания), врач (врачебная тайна) и т.д.

Ст. 52-53 (право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона): «ст. 52: Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Ст. 53: Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Ст. 54 (право на применение действующего закона): «1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Если в момент совершения деяния оно не считалось правонарушением, а впоследствии это было установлено законом, данный закон не распространяется на прошлое.

 

33.Конституционные обязанности личности: система и общая характеристика.

Стоит заметить, что многие обязанности являются корреспондирующими правам и свободам граждан. В одних случаях они подразумеваются в силу логической связи с соответствующими правами и свободами – как необходимость уважать их (например, обязанность уважать право других на жизнь). В других случаях обязанности, развивающие права и свободы, специально закрепляются в нормах К совместно с этими правами и свободами (например, забота о детях – право и обязанность родителей; обязанность получить основное общее образование).

Специально посвящены обязанностям граждан РФ ст. 57-59 К РФ.

Ст. 57 (обязанность платить законно установленные налоги и сборы): «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Ст. 58 (обязанность сохранять природу и окружающую среду): «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Ст. 59 (обязанность защиты Отечества): «1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. 2. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с ФЗ. 3. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Гражданин имеет право на такую замену, если это противоречит его вероисповеданию или убеждениям или относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. На такую службу направляются граждане от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе и в отношении которых вынесено соответствующее решение призывной комиссией. Срок альтернативной службы превышает срок военной службы в 1.75 раза, если она проходит в организациях ВС РФ, то – 1.5 года. Время прохождения альтернативной службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

 

 

34.Гарантии конституционных прав и свобод: понятие и виды. Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека.

 

Под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод.

Предметом изучения конституционного права являются юридические гарантии, то есть гарантии, закрепленные в правовых нормах.

Наиболее общей гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции положение о государственной защите прав и свобод, которая не исключает право граждан самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

 

Центральное место в системе юридических гарантий занимает право на судебную защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Объектом обжалования в суд могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

 

Конституция предоставляет каждому право обращаться за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Условиями, необходимыми для реализации данного права служат: наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. К числу международных органов по защите прав человека относятся Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд и многие другие.

 

В Конституции РФ содержатся так называемые гарантии осуществления правосудия, направленные на исключение произвола в судебном разбирательстве. К ним, в частности, относятся гарантии подсудности (ст. 47), презумпция невиновности (ст. 49), недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48) и другие.

 

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.

Конституция РФ 1993 года впервые предусмотрела введение в России должности Уполномоченного по правам человека.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Основные функции Уполномоченного сводятся к содействию восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защит







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.