Здавалка
Главная | Обратная связь

Аудит операций по счетам в банках



Целью аудита операций по счетам в банках является подтверждение достоверности отражения в отчетности информации об операциях по расчетному, валютному и прочим счетам в банках.

Для достижения данной цели аудиторам следует решить следующие задачи:

- установить количество открытых расчетных и валютных счетов в банках;

- проверить законность совершения операций по каждому счету;

- определить обоснованность операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов предприятия;

- проверить правильность отражения в учете расчетных операций;

- оценить состояние платежно-расчетной дисциплины.

Источниками проверки являются: Положение об учетной политике предприятия, выписки банка по валютным, расчетным и специальным счетам с приложенными первичными документами, журнал регистрации платежных поручений, учетные регистры к счету 51,52,55, Главная книга, баланс (ф. № 1), отчет о движении денежных средств (ф. № 4) .

При проверке операций по расчетным счетам особое внимание следует обратить на соблюдение действующего законодательства. В ходе проверки аудитором сверяются остатки на счетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам в учетных регистрах и Главной книге. При наличии расхождений выясняются их причины. Аудит операций, совершенных в отчетном периоде, осуществляется путем анализа выписок с приложением к ним платежных документов. Такая проверка позволяет выявить списание средств без документов или операции отражающие перечисление средств на одни цели, в то время как приложенные к ним документы свидетельствуют об использовании их на другие цели. Одновременно банковские документы изучаются по существу. Необходимо выяснить: допускаются ли незаконные банковские операции; достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов; правильность и законность операций с аккредитивами, векселями и др.

Для учета банковских операций на расчетном счете используется счет 51 «Расчетный счет» (Приложение 8). При проверке поступивших на счета денежных средств следует установить правильность их учета и полноту зачисления. Перечисленную покупателям выручку сверяют с записями в учетных регистрах по счетам 90,91 и 62. Выясняется также правильность указания корреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевременность выделения НДС по поступившим суммам выручки, авансов и др. Суммы, не подтвержденные документально, должны учитываться на счете 76 субсчет 2.

В процессе аудита осуществляется контроль операций по списанию денежных средств с расчетного счета и других банковских счетов, правильность корреспонденции счетов. Особое внимание обращается на своевременность и полноту оприходования в кассу полученных из банка наличных денег, законность перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредиторов. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи-приемки выполненных работ, накладными на материальные ценности и др.). Правильность корреспонденции счетов по списанию денежных средств с расчетного и других счетов проверяется по данным учетных регистров по счетам 51,55. По счету 57 выясняется реальное отражение средств, направленных для зачисления на расчетный счет (путем инкассации, сдачи в вечернюю кассу и др.) Выявленные в процессе проверки отклонения фиксируются в рабочих документах и определяется их количественное влияние на показатели отчетности.

При проведении аудита операций по валютным счетам уточняется количество валютных счетов, сверяются остатки по счетам, указанные в выписках банка и учетных регистрах, а также обороты и остатки по счетам в учетных регистрах и в Главной книге. При наличии расхождений выясняются их причины. Проверяется соблюдение действующего валютного законодательства. Следует обратить внимание на полноту и своевременность зачисления валютной выручки организаций-экспортеров, являющихся резидентами на их валютные транзитные счета в уполномоченных банках. Для этого сумма поступающей валютной выручки в течение года сравнивается со стоимостью экспорта товаров по контрактам. Изучая контракты с иностранными партнерами по экспортным операциям аудитор должен обратить внимание на наличие в них определенных условий:

1) Валюта цены и способ определения цены.

2) Валюта платежа.

3) Установление курса пересчета (в случаях, когда валюта цены и валюта платежа не совпадают).

4) Финансовые условия расчетов, т.е. форма расчетов (аккредитив, инкассо и т.д.).

Аудитором изучается использование предприятием собственной валютной выручки. Особое внимание уделяется проверке расчета и отражения на счетах бухгалтерского учета курсовых разниц по валютному счету, в ходе которой осуществляется арифметический подсчет курсовых разниц. Пересчет средств на счетах в кредитных организациях в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Изучается, также, использование предприятием собственных валютных средств (путем сравнения перечисленной валюты со стоимостью импортированных товаров); сохранность наличной иностранной валюты и материальных ценностей, приобретенных за валюту; соблюдение сроков исполнения иностранным партнером обязательств по контрактам, в счет которых производились авансовые платежи за границу в валюте; правильность расчетов с подотчетными лицами по командировочным расходам в иностранной валюте.

Подтвердив размеры курсовых разниц аудитор проверяет правильность их отражения на счетах бухгалтерского учета. Выявленные отклонения фиксируются в рабочих документах.

Проверяя соблюдение действующего законодательства аудитор контролирует полноту и правильность и своевременность расчетов предприятий-экспортеров по платежам в бюджет, представления им налоговых расчетов и деклараций, правильность определения ими налогооблагаемой базы по таможенным пошлинам, налогу на прибыль, НДС и др. налогам.

В заключение устанавливается правильность отражения в учетных регистрах валютных операций. Обнаруженные нарушения аудитор регистрирует в рабочих документах и определяет их количественное влияние на показатели отчетности.

При проверке денежных средств и банковских операций аудитор также проверяет реальность и законность операций по счету 56 «Денежные документы» и 57 «Переводы в пути». На эти счета иногда относят просроченную дебиторскую задолженность, что ведет к искажению показателей финансовой отчетности. Целесообразно по счету 56 проверить наличие аналитического учета всех хранящихся в организации денежных документов (почтовые марки, марки госпошлины, проездные билеты, санаторно-курортные путевки, выкупленные собственной эмиссии акции и т. д.) и порядок учета их движения. По счету 57 проверяется реальное отражение средств, отправленных разными путями (через отделения связи, путем инкассации, в вечернюю кассу банка и т. д.) для зачисления на расчетный счет, но не зачисленных по назначению.

К типичным ошибкам при проверке операций по счетам в банках можно отнести:

- отсутствие приложений к платежным документам, послужившим основанием для совершения операций;

- перечисление авансов по бестоварным счетам, без предварительного оформления договора и по другим сомнительным операциям;

- наличие исправлений в платежных документах;

- нарушение порядка покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ.

- неправильный пересчет курса валюты;

- тексты платежных документов, послуживших основанием для оплаты с валютного счета, не переведены на русский язык;

- некорректная корреспонденция счетов, отражающая движение денежных средств.


Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета затрат на производство продукции (работ, услуг) действующим в РФ в проверяемом периоде нормативным документам.
Основными задачами аудита для достижения указанной цели являются:
- проверка правильности отнесения расходов в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг);
- оценка синтетического и аналитического учета включаемых в себестоимость затрат на производство и реализацию продукции (работ,
услуг);
- оценка полноты и правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности;
- проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с формированием себестоимости продукции (работ, услуг) в целях налогообложения;
- проверка правильности формирования себестоимости продукции (работ, услуг) по объектам калькулирования затрат;
- проверка правильности проведения инвентаризации незавершенного производства и отражения в учете ее результатов.
Объектами аудита по учету затрат на производство продукции (работ, услуг) являются следующие показатели:
- затраты в незавершенном производстве и издержках обращения;
- себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;
- произведенные организацией затраты, в том числе: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты.
На данном этапе в общую программу аудита целесообразно включать следующие вопросы:
- Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета.
- Аудит оформления первичных учетных документов.
- Правомерность включения в состав затрат на производство расходов, произведенных организацией.
- Организация аналитического учета затрат на производство.
- Правильность группировки затрат по местам их возникновения (производствам, цехам, участкам).
- Учет затрат вспомогательных производств, в том числе:
- правомерность учета затрат на счете 23 и их списания;
- правильность отражения реализации услуг вспомогательных производств но сторону и исчисления налога на добавленную стоимость.
- Правомерность отнесения расходов к общепроизводственным и распределение их по объектам калькулирования.
- Правомерность отнесения расходов к общехозяйственным и распределение их по объектам калькулирования.
- Правильность учета корректировок производственных затрат для целей налогообложения прибыли.
- Оценка незавершенного производства и ее соответствие принятой учетной политике. Правильность распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством.
- Своевременность включения затрат на производство в себестоимость продукции (работ, услуг).
- Правильность учета расходов будущих периодов и своевременность их списания на издержки производства.
- Документальное оформление брака в производстве и правомерность списания потерь от брака.
- Правильность учета полуфабрикатов собственного производства в организациях, ведущих их обособленный учет.
- Инвентаризация незавершенного производства и правильность отражения ее результатов.
В качестве источников получения информации о проверяемом объекте могут служить:
- Унифицированные документы, служащие основанием для отражения в учете операций по учету затрат на производство продукции (работ, услуг): требования-накладные (ф. М-11), лимитно-заборные карты (ф. М-8), расчетно-платежные ведомости (ф. Т-49), путевые листы легкового автомобиля (ф. 3), путевые листы грузового автомобиля (ф. 4-С, 4-П).
Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается. В отдельных случаях, при наличии соответствующих технических средств, возможно создание первичных документов на машиночитаемых носителях информации. При этом обязательно должны быть соблюдены требования положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете.
- Документы (типовые формы не утверждены), служащие основанием для отражения в учете операций по учету затрат на производство.
- Справки бухгалтерии - для включения издержек производства в себестоимость продукции (работ, услуг).
- Расчеты налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды - для списания на затраты производства расходов по налогам в бюджет и отчислениям во внебюджетные фонды.
- В организациях, применяющих единую журнально-ордерную форму учета - учетные регистры, используемые для отражения хозяйственных операций по учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг): журналы-ордера №1, №2, №2/1, №3, №6, №7, №8, №9, №10, №10/1, №11, №14, ведомости №9, №12, №13, №14, №15, №16.
Последовательность работ при проведении аудиторской проверки можно разделить на 3 этапа: ознакомительный, основной, заключительный.
На ознакомительном этапе аудитор рассматривает вопросы:
- Проверка наличия приказов о проведении оценки незавершенного производства.
- Проверка наличия приказов о принятии в организации методов распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов по объектам калькулирования.
- Проверка наличия приказов о назначении лиц, ответственных за сохранность материальных ценностей, отпущенных в производство.
- Проверка наличия договоров о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность материальных ценностей в производственных подразделениях.
- Проверка наличия и правильности составления сметы на представительские расходы организации.
На основном этапе проводится проработка вопросов, перечисленных выше в содержании программы аудита данного участка учета (пункты 1 - 15).
Проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета и аудит оформления первичных документов описан в главах 2.1. и 2.4.
Для повышения эффективности работы аудитор, проверяющий правомерность включения в состав прямых затрат на производство расходов, произведенных организацией, направляет всем аудиторам группы служебные записки, а аудиторы, получившие такие записки, составляют к ним отчетные документы. На основании информации, содержащейся в полученных от аудиторов отчетных документов, проверяющий составляет обобщенный отчетный документ.
На заключительном этапепроизводится формирование пакета документов, передаваемых другим аудиторам для последующего анализа и обработки, а также составление отчета аудитора и предоставление его вместе с рабочей документацией руководителю группы.
На данном этапе обобщаются результаты проведенной проверки, для чего используются рабочие и отчетные документы, составленные в ходе проведения аудита. При этом:
- данные рабочих документов аудитора, составленным при проведении аудита операций по учету затрат на производство продукции (работ, услуг), представляются в виде отчетных документов по форме № ОД-1(с);
- подготавливаются выводы и рекомендации к таблицам по соответствующим нарушениям и (или) замечаниям;
- по каждому выявленному нарушению и (или) замечанию приводится ссылка на нормативный документ, согласно действующему законодательству;
- рабочие документы, подшитые в специальную папку, и отчетные документы аудитора представляются руководителю группы для включения необходимых результатов проверки в отчет.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.