Здавалка
Главная | Обратная связь

Документирование аудиторской проверки как условия обеспечения ее качества



Документирование. Группа по проверке качества должна документально оформить:

полученные доказательства, подтверждающие выводы, сделанные в отчете по проверке качества;

доказательства того, что проведенная проверка соответствовала рекомендациям профессионального объединения.

Руководитель группы по проверке качества должен предоставить членам рабочей группы рекомендации по составлению, оформлению и хранению рабочей документации (программ, контрольных листов и т. д.).

В процессе проверки качества рабочая группа обязана:

а) документально оформить планирование проверки, объем выполненной работы, полученные выводы, разъяснения, предоставленные организацией или партнером;

б) оценить характер, причины, вид, область распространения и значимость любых недостатков в системе контроля качества, а также соответствие аудиторской фирмы требованиям такой системы;

в) оценить характер, причины, вид, область распространения и существенность любых недостатков при проведении аудита;

г) обобщить полученные выводы.

Профессиональное объединение должно определить сроки хранения документации после завершения проверки качества.

Форма и содержание документации зависят от:

размера фирмы и количества офисов;

уровня полномочий персонала и работников офисов;

характера и уровня сложности практической деятельности фирмы и ее организационной структуры.

Сроки хранения документации определяются или на основании временных ограничений, устанавливаемых процедурами внутреннего мониторинга, или в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов.

Виды, порядок составления и хранение аудиторских документов

В соответствии со ст. 3 Закона одной из основных целей законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете является «составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности».

Достоверность и полнота как основные критерии качества бухгалтерской отчетности формализованы. Следует заметить, что при этом одной из целей деятельности профессионального бухгалтера в соответствии с Кодексом профессиональной этики бухгалтера является обеспечение потребности общества в полноценной и достоверной информации

Рабочие документы являются собственностью аудитора, но его право собственности ограничено этическими правилами и конфиденциальными взаимоотношениями с клиентами. Иногда клиент может использовать рабочие документы при ссылке на них, но их нельзя рассматривать как часть документов отчетности клиента или как полностью заменяющие их документы.

Аудитор должен обеспечить надежное хранение рабочих документов. Срок хранения определяется как практикой аудиторской деятельности, так и юридическими требованиями к хранению документов.По окончании аудита рабочая документация сдается для обязательного хранения в архиве аудиторской организации.

Рабочая документация должна храниться скомплектованной в папки («файлы»), заведенные для каждого отдела. Система расположения документов в папках устанавливается аудиторской организацией. Рабочая документация должна храниться в сброшюрованном виде.

Сохранность рабочей документации, оформление и передачу ее в архив организует руководитель аудиторской фирмы или лицо, им уполномоченное.

Выдача рабочей документации, фиксирующей проводимый и проведенный аудит, работникам аудиторской организации, не занятым аудитом данного экономического субъекта, как правило, не должна допускаться.

Рабочая документация должна храниться в архиве аудиторской организации не менее 5 лет.

Изъятие рабочей документации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

В случае пропажи или гибели рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование, результаты которого оформляются актом.

Рабочая документация – собственность аудиторской организации, проводившей проверку. Каждая аудиторская фирма с учетом специфики деятельности и необходимости соблюдения требований нормативных актов должна принять меры по обеспечению сохранности рабочей документации. Такой порядок должен быть закреплен во внутрифирменном правиле (стандарте), утвержденном руководством. С содержанием этого правила (стандарта) следует под расписку ознакомить всех сотрудников аудиторской организации.

Рабочая документация конфиденциальна. Ни налоговые, ни какие-либо другие органы не имеют права требовать, а аудитор не вправе предоставлять рабочую документацию для проверок (кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации). Аудиторская организация может, хотя и не обязана, предоставлять рабочую документацию клиенту.

Архивирование аудиторских файлов – серьезная проблема для аудиторских организаций. Допустим, что у аудиторской организации 100 клиентов, а ширина типового твердого скоросшивателя – 7 см; получается 7 погонных метров папок. Если учесть, что на каждого клиента заводят как минимум две папки, каждый год добавляется еще по одной, а хранить их надо 5 лет, становится ясно, что речь может идти не о шкафе, а скорее о просторной комнате со стеллажами, без окон, с надежной металлической дверью. Должны быть предусмотрены меры по недопущению гибели или повреждения документов в результате пожара или наводнения, а также по предотвращению несанкционированного допуска. Пропажа или кража этих документов или разглашение содержащихся в них сведений нанесет удар по репутации аудиторской организации.

Западные аудиторские фирмы пытаются переводить часть аудиторских файлов на микрофильмы, что позволяет хранить их в более компактном виде. Некоторые фирмы перевозят часть архива в специальные загородные хранилища, поскольку аренда офисных помещений в центре города стоит дорого.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.