Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 2: Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками. Типичные нарушения.



Цель: соблюдение законности и своевременность погашения задолженности, правильность учета расчетов и мероприятий, проводимых руководством организации для устранения причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.

Источники информации: Гражданский кодекс РФ, чч. I и 2.;

Налоговый кодекс РФ, чч.1 и 2.; Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. ; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Министерства фи­нансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.); Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).; «Доходы организации» (ПБУ 9/99); «Расходы организации» (ПБУ 10/99); «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008); План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31 октября 2000 г.) ;положение об учетной политике; договоры поставки; накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; копии платежных документов; книга покупок; учетные регистры по счету 60 (Расчеты с поставщиками и подрядчиками); главная книга; бухгалтерская отчетность.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации. Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы, оказанные услуги отражаются на данном счете независимо от времени оплаты. При проведении аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо установить:

заключены ли договора поставки продукции; реальность задолженности поставщикам, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов; - правильность ведения аналитического учета по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками, обеспеченной векселями
правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60; - соответствие записей аналитического учета по счету 60 записям в журнале-ордере, главной книге и балансе. Аудиторские процедуры:

1) определение преимущественного порядка расчетов с поставщиками и подрядчиками и основных кредиторов;

2) получение списка кредиторов с указанием сумм задолженнос­ти на конец года;
3) проверка развернутого приведения в балансе остатков по счету расчетов с поставщиками и подрядчиками; 4) проверка проведения в конце года инвентаризации кредиторской задолженности; 5) проверка списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности. При проверке отражения данных по расчетам с другими организациями следует учитывать сроки исковой давности, уста­новленные законодательством;
6) проверка правильности отражения в учете кредиторской за­долженности в иностранной валюте; 7) проверка того, что организация учета расчетов позволяет сгруппировать суммы кредиторской задолженности по срокам пога­шения;
8) оценка правильности формирования статей баланса, содер­жащих сведения о кредиторской задолженности.

Типичные нарушения: отсутствие договоров на поставку продукции, первичных документов или неполное их оформление; неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС и налогу с продаж. перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту (Д-т 60 К-т 60 субсчет «Авансы выданные» или 76); несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности(Д-т 91 К-т 60); возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями; несвоевременное предъявление претензий поставщикам, отражение на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм.

Билет № 14

Вопрос 1: Аудиторский риск: понятие, компоненты, методика определения.

Виды рисков и способы их снижения рассмотрены Федеральном стандарте аудита № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Аудиторский риск это риск, что аудитор выразит несоответствующее аудиторское мнение в случаях, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения. Аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня. Аудиторский риск состоит из трех компонентов: 1) внутрихозяйственный риск;2) риск средств контроля;3) риск необнаружения. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций:1) высокий;2) средний;3) низкий.

Внутрихозяйственный риск (чистый риск) – субъективно определяемая аудитором вероятность появления существенных искажений в данном бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта в целом до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля или при условии допущения отсутствия таких средств. Этот риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта. Аудитор должен дать оценку внутрихозяйственному риску на этапе планирования, используя свое профессиональное суждение. При подготовке общего плана аудита аудитор должен оценить такие риски в отношении отдельных статей баланса и показателей бухгалтерской отчетности. При подготовке программы аудита должны оцениваться внутрихозяйственные риски для счетов бухгалтерского учета и операций, сальдо и (или) обороты по которым превышают заданный уровень существенности. При оценке внутрихозяйственного риска в отношении баланса и отчетности аудитору необходимо принимать во внимание такие факторы: 1) особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует субъект; 2) специфические особенности деятельности, осуществляемой данным экономическим субъектом; 3) честность персонала экономического субъекта, осуществляющего руководство и ответственного за ведение учета и подготовку отчетности; 4) опыт и квалификацию работников, ответственных за ведение учета и подготовку отчетности; 5) возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал экономического субъекта с целью достижения любой ценой определенных показателей бухгалтерской отчетности; 6) возможность контроля за деятельностью предприятия со стороны его собственников. При оценке внутрихозяйственного риска в отношении конкретных счетов учета и однотипных групп хозяйственных операций аудитору необходимо принимать во внимание такие факторы, как: 1) отдельные счета учета, для которых характерно появление в них непреднамеренных искажений;

2) отдельные счета учета, для которых характерно появление в них преднамеренных искажений вследствие высокой вероятности использования их для совершения злоупотреблений; 3) сложность учитываемых хозяйственных операций, которая требует для их правильного оформления высокой квалификации исполнителей;

4) наличие хозяйственных операций, бухгалтерское оформление которых может быть основано полностью или частично на субъектном мнении исполнителей; 5) наличие хозяйственных операций, порядок правильного оформления которых неоднозначно трактуется действующим законодательством; 6) наличие редких, необычных, нестандартных хозяйственных операций. Риск средств контроля (контрольный риск) – субъективно определяемая аудитором вероятность того, что существующие на предприятии и регулярно применяемые средства системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушений. Риск средств контроля характеризует степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля экономического субъекта. Для оценки риска средств контроля аудитор должен применять специальные аудиторские процедуры, называемые тестированием средств контроля: проверка документов, отражающих проведение финансово-хозяйственных операций, и получение в связи с этим аудиторских доказательств того, что средства контроля функционировали надлежащим образом; опросы и наблюдение за оформлением операции с целью получить аудиторские доказательства функционирования средств контроля в случаях, когда невозможно получить прямые документальные подтверждения этого; использование результатов других аудиторских процедур для получения данных о работоспособности средств контроля.

Риск необнаружения – субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности. Риск необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора, он зависит от порядка проведения конкретной проверки, а также от таких факторов, как квалификация аудиторов и степень их предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого экономического субъекта.

Существует обратная связь между риском необнаружения и комбинаций внутрихозяйственного риска и риском средств контроля:

1) высокие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля обязывают организовать проверку так, чтобы снизить, насколько возможно, величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения;2) низкие значения внутрихозяйственного риска и риска средств контроля позволяют аудитору допустить в ходе проверки более высокий риск необнаружения и при этом получить приемлемое значение общего аудиторского риска. В случае, если аудитору требуется снизить риск необнаружения, он обязан: 1) модифицировать применяемые процедуры, предусмотрев увеличение их количества и (или) изменение их сути;2) увеличить затраты времени на проверку 3) повысить объемы выборок. Если аудитор придет к выводу, что он не в состоянии снизить риск необнаружения в отношении имеющих существенный характер статей баланса или однотипной группы хозяйственных операций до приемлемого уровня, это может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно-положительного. Аудитор должен оценивать риски, от него не зависящие, как можно раньше и как можно тщательнее, поскольку риск необнаружения напрямую связан с объемом работы, объем работы – с себестоимостью, а себестоимость – с общей стоимостью аудита. Если аудитор и клиент договорились о фиксированной стоимости аудита, а высокие риски аудита выявились уже после того, как был подписан соответствующий договор и фактически начата работа, аудитор рискует понести ущерб, связанный с незапланированным ростом объема работ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.