Здавалка
Главная | Обратная связь

КУЛЬТУРА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА



 

Говори по очереди

 

Стихи про лошадку (И. Пивоварова) (Отрывок)

Одна лошадка белая

С утра до ночи бегала

И с каждым из соседей

Она вела беседу.

Вот и к мышке прибежала,

Прибежала и заржала!

- Здравствуй, Мышка!

Как делишки?

Как здоровье?

Как детишки?

Ну прощай!

Я спешу!

К Серой Утке

Ухожу!

Лучше этот отрывок представить детям в виде инсценировки. Исполнитель роли мышки демонстрирует желание ответить на каждый вопрос лошадки (раскрывает рот), а когда «лошад­ка» убегает, «мышка» пожимает плечами и удивленно разводит руками.

После показа инсценировки воспитатель обращается к детям:

— Лошадка убежала, а удивленная и разочарованная мышка поду­мала: «Не повзрослела еще Лошадка: не знает, что в беседе говорят все».

- Ребята, а вы как думаете? Можно ли сказать, что Лошадка побе­седовала с Мышкой? Почему?

- Конечно, в беседе говорят по очереди. А иначе это не беседа.

— Вот и ослик Иа однажды упрекнул Кролика, что они давно не разговаривали. Вот послушайте.


Винни-Пух и все-все-все

(Отрывок из произведения А. Милна)

 

—Мне никто ничего не рассказывает, — говорил однажды Иа. — Меня никто не информирует. В будущую пятницу, по моим под­ счетам, исполнится 17 дней с тех пор, как со мной в последний раз говорили.

—Ну, 17 — это ты преувеличиваешь... — ответил Кролик. - И, кроме того, я лично был тут неделю назад.

—Но беседа не состоялась, — сказал Иа. — Не было обмена мне­ниями. Ты сказал «Здорово!» и промчался мимо. Пока я обдумывал свою реплику, твой хвост мелькнул шагов на 100 отсюда, на холме. Я хотел было сказать: «Что? Что?», но понял, конечно, что уже позд­но.

—Ну, я очень спешил.

— Должен говорить вначале один, потом другой, — продолжал Иа, — по порядку. Иначе это нельзя считать беседой.

 

 

Пословицы

 

• Любишь говорить — люби и слушать.

• Один раз сказал - один раз послушай.

• Сам сказал - дай другому сказать.

• Умеешь говорить — учись и слушать.

• Язык один — уха два, один раз скажи, а два раза послушай.

 

Не перебивай говорящего

 

Перебивалка (А. Кондратьева)

—За рекой...

—За какой?

—За широкой такой!

—Проживал крокодил...

—Что жевал крокодил

— Не жевал!

Про-жи-вал!

Просто жил крокодил!

—Но ведь ты говорил,
Что он что-то жевал?
Или пере-жи-вал?

—Ох! Ну ладно, жевал!
Страшно переживал!
И кусал, и глотал

Тех, кто пе-ре-би-вал!

Можно сделать инсценировку стихотворения от лица любых пер­сонажей, например от лица Попугая и Мартышки. После чего про­водится беседа с детьми: почему разговор не состоялся, и Попугай не смог ничего рассказать про крокодила? Какое правило не знала мартышка?

 

Пословицы

• Не торопись говорить — торопись слушать.

• Уважай слова другого — и твое слово услышат.

• Выслушать — все равно что вылечить.

• Если кто говорит — ты молчи да на него смотри.


Придерживайся темы разговора

Две сороки

Две сороки повстречались

И тотчас же растрещались!

— Я на ярмарку летала,
Там обновку покупала —
Алые сапожки,

С камушком сережки.

- Расскажу я о своем:

В городе была я днем,

Там топила печку

И варила гречку,

Ча-ча-ча, ча-ча-ча!

Печка очень горяча!

Рестрещались две подруги,

Позабыли друг о друге.

Очень громко растрещались,

Очень скоро распрощались.

Вопросы: Можно ли сказать, что сороки внимательны друг к другу? Действительно ли они забыли друг про друга? Почему можно так сказать? С каким правилом не были знакомы сороки?

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.