КУЛЬТУРА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА
Говори по очереди
Стихи про лошадку (И. Пивоварова) (Отрывок) Одна лошадка белая С утра до ночи бегала И с каждым из соседей Она вела беседу. Вот и к мышке прибежала, Прибежала и заржала! - Здравствуй, Мышка! Как делишки? Как здоровье? Как детишки? Ну прощай! Я спешу! К Серой Утке Ухожу! Лучше этот отрывок представить детям в виде инсценировки. Исполнитель роли мышки демонстрирует желание ответить на каждый вопрос лошадки (раскрывает рот), а когда «лошадка» убегает, «мышка» пожимает плечами и удивленно разводит руками. После показа инсценировки воспитатель обращается к детям: — Лошадка убежала, а удивленная и разочарованная мышка подумала: «Не повзрослела еще Лошадка: не знает, что в беседе говорят все». - Ребята, а вы как думаете? Можно ли сказать, что Лошадка побеседовала с Мышкой? Почему? - Конечно, в беседе говорят по очереди. А иначе это не беседа. — Вот и ослик Иа однажды упрекнул Кролика, что они давно не разговаривали. Вот послушайте. Винни-Пух и все-все-все (Отрывок из произведения А. Милна)
—Мне никто ничего не рассказывает, — говорил однажды Иа. — Меня никто не информирует. В будущую пятницу, по моим под счетам, исполнится 17 дней с тех пор, как со мной в последний раз говорили. —Ну, 17 — это ты преувеличиваешь... — ответил Кролик. - И, кроме того, я лично был тут неделю назад. —Но беседа не состоялась, — сказал Иа. — Не было обмена мнениями. Ты сказал «Здорово!» и промчался мимо. Пока я обдумывал свою реплику, твой хвост мелькнул шагов на 100 отсюда, на холме. Я хотел было сказать: «Что? Что?», но понял, конечно, что уже поздно. —Ну, я очень спешил. — Должен говорить вначале один, потом другой, — продолжал Иа, — по порядку. Иначе это нельзя считать беседой.
Пословицы
• Любишь говорить — люби и слушать. • Один раз сказал - один раз послушай. • Сам сказал - дай другому сказать. • Умеешь говорить — учись и слушать. • Язык один — уха два, один раз скажи, а два раза послушай.
Не перебивай говорящего
Перебивалка (А. Кондратьева) —За рекой... —За какой? —За широкой такой! —Проживал крокодил... —Что жевал крокодил — Не жевал! Про-жи-вал! Просто жил крокодил! —Но ведь ты говорил, —Ох! Ну ладно, жевал! Тех, кто пе-ре-би-вал! Можно сделать инсценировку стихотворения от лица любых персонажей, например от лица Попугая и Мартышки. После чего проводится беседа с детьми: почему разговор не состоялся, и Попугай не смог ничего рассказать про крокодила? Какое правило не знала мартышка?
Пословицы • Не торопись говорить — торопись слушать. • Уважай слова другого — и твое слово услышат. • Выслушать — все равно что вылечить. • Если кто говорит — ты молчи да на него смотри. Придерживайся темы разговора Две сороки Две сороки повстречались И тотчас же растрещались! — Я на ярмарку летала, С камушком сережки. - Расскажу я о своем: В городе была я днем, Там топила печку И варила гречку, Ча-ча-ча, ча-ча-ча! Печка очень горяча! Рестрещались две подруги, Позабыли друг о друге. Очень громко растрещались, Очень скоро распрощались. Вопросы: Можно ли сказать, что сороки внимательны друг к другу? Действительно ли они забыли друг про друга? Почему можно так сказать? С каким правилом не были знакомы сороки?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|