Настольная игра «Пряничная избушка»
Цель. Закрепить в речи детей различные варианты выражения просьбы. Материал. Игровое поле, фишки и кубик. Ход игры Вигре участвуют от 2 до 4 участников. Игра построена по типу «гусек». Играющие по очереди бросают кубик и отсчитывают игровые ходы. Смысл игры заключается в том, что сестра с братом должны убежать от медведя. Первый ход делает играющий за детей. Далее ходы чередуются. Когда «дети» добегают до красного кружка (до орехового кустика, лисы, уточек), они должны вежливо попросить спрятать их от догоняющего медведя. Дети должны назвать как можно больше вариантов просьбы. За каждый удачно названный вариант «медведь» делает один ход назад, за неудачный остается на месте; если же «дети» не называют ни одного варианта просьбы, то они должны вернуться назад, на указанный красной стрелкой кружок. Детям в этой игре может помогать добрая волшебная сила (ветер, эхо, солнце, фея, лесовичок), подсказывающая нужную фразу, которую играющие дети повторяют. В роли волшебной силы выступают дети или воспитатель. После того как дети усвоят игру и могут играть без участия воспитателя, назначаются арбитры. Их задача — оценивать ответы играющих объективно. Если мнения арбитров не совпадают, они обращаются к педагогу. Арбитры обязаны быть предельно вежливыми и корректными.
За что спасибо?
Цель. Дать детям представление о значении развернутых фраз речевого этикета, образец «развертывания». Воспитатель. Вдетском саду появилась ужасно любопытная обезьянка. Позавтракает ребенок, скажет «спасибо», а обезьянка тут как тут: - А спасибо кому? — спрашивает она. - Светлане Юрьевне. - А спасибо за что? — не унимается обезьянка. - За то, что нас завтраком накормила. Собираются дети на прогулку, друг другу помогают, за помощь благодарят. А обезьянка опять: - А спасибо кому? - Маше, - отвечает Вера. - А спасибо за что? - За то, что шарф помогла завязать. Дети обезьянку полюбили, но ее вопросы ребятам надоели. И вот что дети придумали. Вернулись они с прогулки, раздеваются, а обезьянка на шкафу сидит, детей поджидает. Люда помогла Жене пуговицу на шубе расстегнуть, а он ей: - Спасибо тебе, Люда. Я бы эту пуговицу сам не смог расстегнуть. Обезьянка рот открыла, а спросить-то не о чем. Стали дети обедать. После еды говорят: - Спасибо, Светлана Юрьевна, за вкусный обед. - Спасибо, Светлана Юрьевна, борщ был очень-очень вкусный. - Спасибо, Светлана Юрьевна, за заботу о нас.
Вопросы: 1.О чем спрашивала детей обезьянка? 2.Почему ей потом было не о чем спросить детей? 3.Позже рассказ инсценируется. НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Оля, Поля и Ладушка
Цели. Привлечь внимание детей к тому, что одна и та же фраза речевого этикета звучит по-разному, если она развернута; показать детям значение развернутой фразы; обогащать содержание режиссерских игр детей. Материал. 3 матрешки разной величины, кукла. Показ. У одной девочки жили три говорящие матрешки: Оля, Поля и Ладушка. Стоят они на полочке, хозяйку поджидают. Как девочку увидят, радуются. Оля говорит: —Здравствуй! —Здравствуй, Танюшенька! Ладушка, самая старшая, самая приветливая из сестер, говорит: —Здравствуй Танюшенька, мы так рады видеть тебя. —Поиграй с нами, пожалуйста, — просит маленькая Оля. —Пожалуйста, Танюшенька, поиграй с нами, - просит Поля. — Поиграй, Танюшенька, с нами. Пожалуйста. Нам было скучно без тебя, и мы тебя долго и терпеливо ждали. Поиграет девочка с матрешками, они ее благодарят. —Спасибо, - говорит Оля. —Спасибо, Танюшенька, нам было так хорошо с тобой, так весело! - говорит Ладушка. Девочка уходит, а матрешки прощаются с ней: —До свидания, — говорит маленькая Оля. —До свидания, Танюшенька, — говорит Поля. — До свидания, Танюшенька, до завтра. Мы будем тебя ждать, будем скучать без тебя, — говорит старшая матрешка, очаровательная Ладушка.
Капитан
Цели. Привлечь внимание детей к тому, что одна и та же фраза речевого этикета звучит по-разному, если она развернута, показать детям значение развернутой фразы; обогащать содержание режиссерских игр детей. Материал. Плоскостные изображения кораблей и капитана. Показ. В одной гавани стояли маленький катер, большой пароход и огромный корабль. Они стояли и мечтали выйти в море. Однажды на пирсе появился настоящий капитан, катер ему прокричал: —Здравия желаю! —Здравия желаю, товарищ капитан! —Здравия желаю, товарищ капитан, мы очень рады видеть вас! —Выведи меня в море, пожалуйста. —И меня, капитан, выведи в море, пожалуйста. — Капитан! Сил нет стоять на месте, выведи и меня в море, пожалуйста! — проревел огромный корабль. Капитан послал куда-то матроса, и вскоре на берегу появились еще два капитана. Когда катер, пароходик и огромный корабль отплывали, на берегу стоял мальчик, будущий капитан, и желал им счастливого плавания. —Счастливо оставаться, — отвечал ему катер. —Счастливо оставаться, наш друг! — гудел в ответ пароход. — Счастливо оставаться, дружок, жди и встречай нас! — ревел огромный корабль. Тим и Том Цель. Показать на конкретных примерах привлекательность использования тона и мимики при вежливом обращении. Материал. 2 медвежонка, мама-медведица, белый медведь. Показ. Жили-были два брата медвежонка: Тим и Том. Том был вечно чем-то недоволен, часто хмурился и разговаривал сердито. А Тим всегда улыбался и был приветлив со всеми. По утрам медвежат будила мама. —Доброе утро, мамочка, я так по тебе соскучился, — говорил Тим, он сиял и светился от счастья, когда мама подходила поцеловать его. —Доброе утро, — бурчал Том, — почему ты так долго не приходила. —А я разную кашу для своих детей варила, — отвечала мама. — Вот однажды пошли медвежата за мороженым к Белому Медведю. — Здравствуйте, — пробурчал Том. — Одну порцию шоколадного пломбира, пожалуйста. Белый Медведь посмотрел на медвежонка и сказал: «Доброе слово, да иначе бы молвить!». Тут подбежал Тим: —Здравствуйте, дядюшка Белый Медведь, как вы поживаете? — И он так хорошо, так приветливо улыбнулся, что Белый Медведь заурчал от удовольствия. — Нам мама денег дала на шоколадное мороженое. Оно сегодня есть в продаже? —Есть, как не быть! Но приветливым и вежливым медвежатам Однажды медвежата были в гостях. Их там медом кормили, книжку читали, фломастеры подарили. —До свидания! Нам было хорошо и весело у вас. Большое спасибо! - благодарил хозяев приветливый Тим. —До свидания, малыш. Приходи еще, мы будем рады тебе. — И я приду, — проворчал, как всегда, Том. Утешение
Цель. Показать значение и привлекательность ласковой интонации. Материал. Игрушки (зайчик, ежик, белочка).
Показ. Зайка бежал и подвернул себе лапку. Сел на пенек, заплакал. Мимо шел Ежик — ни головы, ни ножек. —Чего, косой, ревешь? —Да вот, лапу подвернул. —Не реви, заживет, — буркнул Еж и пошел своей дорогой. Тут Белочка — ласковая девочка по ветвям скакала, Зайку увидела. —Здравствуй, Заинька! Что с тобой? —Да вот, лапу подвернул, больно мне. Белочка вниз спустилась, около Зайки села, залопотала: — Не боли, лапка, заживи, лапка! Не боли, лапка, заживи, лапка. так хорошо, так уютно, что сама собой улыбка появилась. А было-то только доброе слово. Вопросы: 1.Почему плакал Зайка? 2.Что и как сказал ему Еж? 3.Чем Белочка — ласковая девочка Зайку вылечила? Приложение 1 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|