Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ



СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИСПРАВЛЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

1. Обследование звуковой стороны речи

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой де­фект ребёнка, необходимо обследовать его речь.

Применительно к каждому конкретному случаю обследование речи проводится инди­видуально. Во время беседы с ребёнком и слушания рассказываемой им сказки, рас­сказа, стихотворения у логопеда складывает­ся представление о нарушенных у него звуках.

При обследовании речи логопед должен усадить ребёнка так, чтобы были хорошо видны губы, зубы, язык ребёнка и ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

Беседа должна проводиться в вопросо-ответной форме на бытовые темы: «Как тебя зовут? Где ты живёшь? Есть ли у тебя брат, сестра? Расскажи о них...» Затем можно предложить ребёнку рассказать сказку, рас­сказ, запомнившийся случай, стихотворение.

Беседа и рассказывание позволяют лого­педу предварительно (или даже полностью — если нарушены единичные звуки) выявить нарушенные звуки. Однако, для того чтобы точнее и полнее определить степень наруше­ния произношения, логопеду необходимо де­тально обследовать произносительную сто­рону речи ребёнка, а беседа и рассказывание нужны будут для снятия напряжённости у ребёнка.

Собственно проверка звукопроизношения начинается с произнесения (самостоя­тельно или по подражанию) изолированных звуков:ш, с, ц, ж, з, ч, щ, л, р.

Для проверки произношения звука в разных позициях используются специально подобранные предметные картинки. Напри­мер на звукиш: «Шарф», «Крыша», «Каран­даш», «Шкаф»;ж: «Жук», «Лыжи», «Нож­ницы»;с: «Санки», «Бусы», «Нос», «Слон» и т.д.

В заключении логопед предлагает ре­бёнку произнести по подражанию специаль­но подобранные слова и предложения. Этот приём даёт возможность включить в задание слова со стечением согласных, с дифференци­руемыми звуками, слова с разной позицией звуков (речевой материал по картинкам бо­лее ограничен в этом отношении).

Рекомендуемые для задания слова и предложения: на звукишс: солнышко, пушистый, сушить, шестеро;жз: железо, забежал, зажечь;шжсз: заслужил. заслушал, заснеженный и т.д.

Неправильное произношение звуков в словах и предложениях сопоставляется с не­достатками произношения изолированных звуков.

Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или в слове) да­же по подражанию, он нуждается в полном цикле коррекции звука — постановке, авто­матизации и дифференциации. Например, при следующих дефектах:

1) пропуск звука: яма, ама (рама), каова, каёва (корова);

2) за­мена звука: лама, гама (рама), калова, кагова (корова);

3) искажение — увулярное, ве­лярное или одноударноер;

4) смягчение: ряма (рама).

Конечно, все эти дефекты неравноцен­ны. Одни исправляются сравнительно быст­ро, по подражанию, другие требуют длитель­ной работы.

Если ребёнок воспроизводит звук (изо­лированно и в слове) по подражанию, но не употребляет (или мало употребляет) его в

самостоятельной речи, требуется автоматизация и дифференциация данного звука.

2. Методика коррекции звуков.

Применение той или иной методики ис­правления дефектов звуков зависит от воз­раста ребёнка.

Так, для ребёнка от двух до четырёх лет вначале важно общее развитие речи, т.е. накопление словаря, уяснение смысло­вого значения слов и грамматических связей. В игровой форме можно исправлять дефект­ные и закреплять правильные звуки, исполь­зуя его способность к воспроизведению услы­шанного.

Исправление произношения у детей старше четырех лет предусматривает осоз­нание ими работы артикуляционного аппа­рата, что достигается соответствующим по­казом и объяснением. В том случае, если не удается получить артикуляцию соответ­ствующего звука по подражанию, логопед может использовать механическое воздей­ствие на речевые органы.

Оптимальный возраст для исправления звукопроизношения по предлагаемой мето­дике должен составлять 4—5, а при поста­новке звука р даже 6 (как исключение 5) лет. Более раннее исправление звуков нецелесооб­разно из-за ограниченных возможностей ре­бёнка (непонимание стоящей задачи, недо­статочная настойчивость, внимательность и т.д.).

В книге обобщён опыт применения свое­образной методики исправления звуков у детей младшего школьного возраста. Она отличается от ранее опубликованных тем, что дает установки для обучения артикуля­ционному укладу необходимого звука. Как известно, в практике распространён способ постановки звуков на базе имеющихся зву­ков, например постановка звука ш от рили с, звука р от т, звука с от т и т. д. Опыт работы показал, что проще и эффективнее вырабатывать непосредственно нужный ар­тикуляционный уклад. При этом не исклю­чается возможность постановки некоторых звуков на базе родства артикуляционного уклада. Так, звук ж ставится на базе звука ш, звук з— на базе звука с.

Артикуляционный уклад звуков ш и ж (и соответственно звуков с и з) является одинаковым, отличие заключается лишь в работе голосовых связок.

Постановка звуков проводится в такой последовательности: ш—ж, с—з, щ, ц, ч, лир. Звукилир являются самыми труд­ными для постановки и ставятся после всех указанных. Аффрикатыщ, цич могут быть поставлены лишь при условии умения про­износить звуки ш (для щ), т и с (для ц) и т (для ч).

Свистящие звуки сз рекомендуется ставить после отработки произношения ши­пящих звуковшж, так как:

1) артикуля­ционный уклад шипящих и свистящих зву­ков различен;

2) произнесение звуков с — з требует большего напора выдыхаемого воз­духа (нужно с силой дуть), чем при произ­несении звуковшж;

3) схема постановки звуков с — з является более развернутой из-за наличия мягких вариантов, т. е. содер­жит больше этапов работы и, соответствен­но, требует большей затраты времени.

В книге не предусматривается приведе­ние методики постановки мягких вариантов звуковс', з', л'ир', дается лишь материал для упражнений, так как мягкие варианты звуков требуют более тонкой координации движений артикуляционного аппарата и имеют некоторые отличия. Например, язык более напряжён и выдвигается вперед, силь­нее выдыхаемая струя воздуха, влияние по­следующей мягкой гласнойя, ю, е, ё, и. В ос­тальном же артикуляционный уклад, равно как и развитость мышц речевого аппарата и их координированное движение, такой же. При дислалии после выработки артикуля­ционного уклада твёрдых вариантов дети легко усваивают артикуляционный уклад мягких вариантов по подражанию.

Переходя непосредственно к описанию методики работы, следует особо подчеркнуть значение принципа постепенности перехода от лёгкого к трудному, от простого к слож­ному. Влияние этого принципа обнаружива­ется на всём протяжении процесса исправле­ния звукопроизношения и на каждом этапе выражается в специфичной форме. Так, на­пример, осуществление этого принципа на­ходит своё выражение в аналитико-синтетическом методе, т. е. в разложении слова на слоги и звуки, автоматизации нужного звука и обратном синтезе звуков для образования слова.

Весьма перспективным является рас­пространение принципов этого метода на последнее звено — сам звук. При этом из акта звукопроизношения выделяются отдель­ные, самые нужные и важные элементы, ко­торые поэтапно отрабатываются. Одновре­менно на этих упражнениях развиваются соответствующие группы речевых мышц. После этого следует синтез этих элементов в целое, т. е. получение нужной артикуляции и воспроизведение звука.

В подготовительных упражнениях, раз­вивая органы артикуляции (особенно язык) и вырабатывая определённый напор выды­хаемой струи воздуха, мы тем самым создаём предпосылки для успешной постановки соот­ветствующего звука. Подготовительные уп­ражнения предусматривают несколько от­личное, по сравнению с нормальным произ­ношением, положение органов артикуляции. Приведём для ясности два примера.

При нормальном произношении звука ш зубы сомкнуты или сближены, а в подгото­вительных упражнениях они открыты на заданное расстояние для контроля за по­ложением языка. При нормальном произне­сении твёрдого звука л язык поднят к нёбу, а в подготовительных упражнениях зубы открыты на заданное расстояние для контро­ля за положением языка. При нормальном произнесении твёрдого звука л язык под­нят к нёбу, а в подготовительных упражне­ниях язык надо не просто поднять, а сде­лать «чашечкой» и загнутым кончиком упе­реть в нёбо у альвеол.

Благодаря такому приёму становятся доступными для наблюдения логопеда инте­ресующие части артикуляционного аппарата. В конечном итоге ребёнку создаются возможности для понимания существа поста­новки звуков, и процесс обучения значитель­но облегчается.

Наряду с перечисленными приёмами применяется и механическое воздействие на органы артикуляции с помощью пальцев ру­ки или приспособлений (например, шпатель, чайная ложка), что значительно ускоряет процесс на данном этапе (Необходимо, разумеется, соблюдать при этом гигиену рук и чистоту используемых предметов и приспособлений).

После подготовительных упражнений проводится работа по автоматизации ста­вящегося звука в слогах, словах и предло­жениях. На этом этапе также большое зна­чение имеет соблюдение принципа постепен­ного перехода от лёгкого к трудному. При этом звуки, слоги и слова вначале могут произноситься с помощью механического воздействия.

Рассмотрим вначале особенности произ­ношения, которые заключаются в соблюде­нии следующих правил:

1. Ставящийся звук произносится дли­тельно, причём в обратных слогах длительно произносится и предшествующая гласная. Звуки ц и ч составляют исключение — они произносятся кратко (но предшествующая гласная в обратных слогах произносится дол­го). Долготу звука будем обозначать значком —, например: с —, ж —, л —, ц, ч. ш — а, цы, чи, у—с—, а— щ—,я—, ц, у — ч.

2. Слова по трудности произнесения де­лятся на три группы: с ударением на слоге со ставящимся звуком, без ударения на сло­ге со ставящимся звуком и трудные слова (Термин «трудные слова» надо понимать ус­ловно, так как эти слова трудны только в период ис­правления звука)..

Слова, в которых ставящийся звук нахо­дится в ударном или безударном слоге, про­износятся по слогам и с соблюдением преды­дущего правила, например:

ж—а—ба, а—р—мия, ко—не—ц, могу—чий, мя—с — о, бо — ч—ка,

пе—ка — рь.

К трудным словам относятся слова со стечением согласных в слоге, с несколькими слогами, содержащими становящийся звук. Они произносятся после проработки более лёгких слов, в которых звук находится в сло­ге без стечения согласных. Трудные слова произносятся уже со значительно меньшей длительностью ставящегося звука: в обрат­ных слогах предшествующая гласная произ­носится кратко; слоговое произнесение слова также отсутствует. Тем самым дефектное произношение как бы подводится к нормаль­ному, слитному произношению, например: ш — кола, з — дание (слова со стечением со­гласных), с — амос — вал (в слове два зву­ка с).

3. В упражнениях на произнесение предложений слова со ставящимся звуком произносятся с соблюдением предыдущего правила, но без слогового деления, например:

Его—р— ко—р.—мит ку—р—. У Миш—и маш—ина. У пл—етня топо—ль—.

Указанные правила произнесения спо­собствуют сосредоточению внимания на ин­тересующем нас звуке и поэтому облегчают его произнесение. Так, например, при произне­сении слов пар и Вася (па—р—, Ва—с—я) язык при произнесении звука а (язык ле­жит плоско на дне рта) должен при зву­ке р подняться к нёбу, а при звуке с подтя­нуться и упереться в нижние зубы. Длитель­ное (в первом слове) и слоговое (во втором слове) произнесение звука а даёт ребёнку время подготовиться к следующему, ста­вящемуся звуку. При обычном, быстром произнесении такой возможности у ребёнка нет.

Длительное произнесение ставящегося звука в слогах, словах и предложениях по­могает тренировать язык и вырабатывать устойчивый стереотип. Ставящийся звук на­много легче произносится в словах, где он составляет слог, находящийся под ударением.

Воздух выдыхается сильнее и продолжитель­нее именно на ударном слоге. После закреп­ления слов с ударными слогами легче и быстрее заучиваются слова с безударными слогами и трудные.

При отработке произношения звуков, слогов и слов в первоначальном периоде не­обходимо использовать дирижирование руки, что способствует соблюдению длительности звучания. Медленно ведя руку справа на­лево, логопед произносит звук, слог и слово, а ребёнок повторяет. В последующем ребёнок приучается сам произносить слоги и слова.

Чтобы не было разрыва между заучи­ваемыми словами и разговорно-бытовой речью, необходимо соблюдать правила ли­тературного произношения, важнейшие из которых:

а) безударная гласная о произносится как а, например: возы (вазы), корова (карова), Борис (Барис);

б) звонкие согласные перед глухими и в конце слова оглушаются, например: лож­ка (лошка), ножка (ношка), низкий (ниский), нож (нош), уж (уш), глаз (глас) и т.д.;

в) глухие согласные перед звонкими озвончаются, например: сгорел (згорел), сделать (зделать), сбоку (збоку), просьба (прозьба).

Следующий этап автоматизации ста­вящегося звука заключается в выборе опре­делённой системы отработки произношения. В зависимости от типа ставящегося звука в одном случае (постановка звуковш — ж, сз, щ, л) вначале берутся прямые слоги, напримерша, ши, ше, ту и др., а затем об­ратные, напримераш, иш, ош и др. При по­становке звуковц, ч и р вначале отрабаты­ваются обратные слоги, а затем прямые. Причём постановка твёрдого звука р начи­нается с произнесения слов, имеющих соче­таниятр и др, где звуки т и д являются опо­рой для произнесения звука р.

В наиболее развёрнутом виде схему ра­боты можно представить на примере поста­новки звуковсз:

1. Подготовительные упражнения— отработка элементов акта звукопроизноше-ния, синтез этих элементов в произношении изолированного звука.

2. Произношение глухого твёрдого зву­ка:

а) в прямых слогах,

б) в обратных слогах.

3. Произношение глухого мягкого зву­ка:

а) в прямых слогах,

б) в обратных слогах.

4. Дифференциация глухого твёрдого и мягкого звуков.

5. Произношение звонкого твёрдого звука:

а) в прямых слогах,

б) в обратных слогах.

6. Произношение звонкого мягкого зву­ка:

а) в прямых слогах,

б) в обратных сло­гах.

7. Дифференциация звонкого твёрдого и мягкого звуков.

8. Дифференциация глухого и звонкого звуков.

При отработке элементов артикуляции, а также на упражнениях по произношению звуков, слогов и слов совершенно необходимо использовать настольное зеркало (размер зеркала не меньше 200 X 300 мм или 300 мм в диаметре). Нельзя использовать для работы настенные зеркала, зеркала в шкафах и т. п., так как они не обеспечивают хорошую видимость органов артикуляции.

Контроль за положением органов арти­куляции можно осуществить и с помощью двух небольших зеркалец. В настольном зеркале недостаточно, либо совсем не видны такие важные моменты артикуляции, как альвеолы, положение кончика языка при выдыхании, щель для прохождения воздуш­ной струи, расстояние от верхних зубов до загнутого вверх кончика языка. Всё это можно видеть с помощью двух зеркалец. Но контроль с помощью двух зеркалец мож­но вводить только после усвоения подготови­тельных упражнений, т. е. после отработки положения органов артикуляции. Пользу­ются им так. Одно зеркальце устанавлива­ется, как обычно, перед лицом, а другое кла­дётся горизонтально на нижнюю губу (ниж­ние зубы) с некоторым наклоном зеркальной стороны к первому зеркальцу. Угол наклона подбирается так, чтобы были видны интере­сующие нас верхние и нижние части артику­ляционного аппарата.

При контроле звуковш, ж, щ и ч зер­кальце кладётся на нижние зубы. Угол на­клона такой, чтобы в другом зеркале были видны интересующие нас верхние и нижние части артикуляционного аппарата.

При контроле звуковш, ж, щ и ч зер­кальце кладётся на нижние зубы. Угол на­клона такой, чтобы в другом зеркале были видны передняя часть языка, щель посре­дине языка, альвеолы, а также верхние зу­бы и губы. Зубы при этом раскрыты на ши­рину пальца, а верхняя губа не закрывает верхние зубы (она подтянута кверху).

При контроле звуковс, з и ц зеркальце кладётся на нижнюю губу и немного отжи­мает её книзу. Угол наклона подбирается такой, чтобы в другом зеркале были видны передняя часть языка, его боковые края, щель посредине языка, а также верхняя гу­ба и нижние зубы. Зубы при этом должны быть раскрыты на ширину, четверть или по­ловину пальца. Верхняя губа не закрывает верхние зубы, она подтянута кверху.

После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифферен­циации (различения) с наиболее часто сме­шиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать про­изношение поставленного звука с имеющи­мися. Например, у ребёнка ставились зву­ки ш — ж, а звуки с — з были. Он хорошо стал произносить поставленные звуки во всех заданиях, но зато путал их со звуками с — з. Вместо слова шуба говоритсуба, вмес­то слова суп говоритшуп. Различать звуки детям трудно, потому что язык ещё не при­учился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми зву­ками. Поэтому требуется дифференциация этих звуков. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговор­но-бытовую речь.

Каждый этап произносительных уп­ражнений: постановки глухого и звонкого, твёрдого и мягкого звуков, а также диффе­ренциацию — можно представить такими видами речевой деятельности в их переходе от более простых к более сложным: чтение (произнесение — для неумеющих читать) слов, называние картинок, чтение (произне­сение) предложений, текстов загадок, шу­ток, потешек и т. д., дополнение предложений по картинкам, составление ответов по кар­тинкам, чтение рассказов, заучивание сти­хов, пересказ текстов, составление рассказа по картинкам.

Повышает заинтересованность детей к занятиям использование в книге картинок. Однако значение этого вида упражнений этим не ограничивается. Задание назвать картинки и дополнить предложения по кар­тинкам помогает контролировать степень усвоения звуков в словах и предложениях. Составление ответов по картинкам, кроме того, развивает у ребёнка способность мыслить, самостоятельно строить фразы. Состав­ление рассказа по серии картинок приучает ребёнка к самостоятельной речи.

Вопросы для составления по картинкам могут быть нескольких типов, и они, не рас­крывая сущности ответа, должны помогать ребёнку правильно его составить. Самый распространённый вопрос: Что делает маль­чик (девочка, бабушка, Миша, Женя, Римма, Лена и т. д.)? В зависимости от того, какой звук ставится, логопед сам на выбор должен употребить в вопросе подходящее имя.

При постановке звука л в обратных слогах вопрос задаётся в прошедшем вре­мени. Соответственно ответ будет также дан в прошедшем времени, например: Что сде­лал Михаил? — Михаил поставил блюдце на полку.

В других случаях (когда не называется имя) задаётся вопрос: Кто (что) это? Что здесь нарисовано?

В качестве примера ответов на вопрос такого типа можно привести следующее:

У реки камыши и шалаш. Около лужи жаба и жук. Лимон и апельсин. Они лежат на столе. Это кузница. В ней работают кузнецы.

Большую роль играет заучивание сти­хотворений и текстов для пересказа. Вна­чале заучиваются отдельные слова со ста­вящимся звуком, затем самостоятельные фразы. После проговаривания и заучивания фраз ребёнок заучивает всё стихотворение и текст. Текст ребёнок рассказывает своими словами, и логопед должен следить за тем, чтобы в словах он употреблял ставящиеся звуки. В случае затруднения произнесения, а также для закрепления ставящегося звука логопед задает вопросы по тексту.

Упражнение по составлению рассказа по серии картинок проводится так. Логопед рассказывает текст, а ребёнок слушает и затем по памяти повторяет.

Возможен и другой способ. Ребёнок самостоятельно рассказывает текст, а затем его рассказывает логопед. Прослушав текст, ребёнок рассказывает его вторично. В обоих случаях необходимо следить, чтобы ребёнок при рассказывании не пропускал в словах ставящийся звук. Для контроля в приложе­нии приведены тексты этих рассказов.

Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени за­висит от выполнения методических устано­вок, важнейшими из которых являются сле­дующие:

1. Ребёнок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.

2. При постановке соответствующего звука не обращается внимание на другие де­фектные звуки. Так, если при постановке звука л ребёнку встретилось слова Лара, то нельзя попутно подправлять звук р. Он дол­жен исправляться позднее.

3. Материал должен прорабатываться последовательно и ни в коем случае не вы­борочно. Нельзя пропускать отдельные этапы работы, так как пропуски и недоработки ска­зываются на качестве исправления.

4. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.

5. Каждый поставленный звук необ­ходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.

6. Ребёнок должен заниматься еже­дневно по 30—45 мин. в один или два при­ёма, причём выполнять все подготовитель­ные и частично речевые упражнения (произ­ношение слогов и слов) перед настольным зеркалом — для контроля за положением отдельных частей артикуляционного аппа­рата.

7. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребёнку (даже если он школьник) и требовать от него выполнения заданий.

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ Ш, Ж

Нормальная установка при произнесе­нии звука. Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол), но не прижат; боко­вые края языка прилегают к верхним корен­ным зубам. Мышцы языка не слишком на­пряжены. Губы округлены и выдвинуты вперёд. Зубы сомкнуты либо сближены.

Воздух выдыхается равномерно посре­дине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха. Звук ж произносится с включением голоса.

Звуки ш и ж твёрдые; ш глухой, ж звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для губ. Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука о. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упраж­нение несколько раз.

Примечание. Губы слишком вытя­нуты вперёд (как при произнесении звука у). При этом углы губ соприкасаются и, следо­вательно, вовлекаются в работу, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для выходящего воздуха.

Упражнение для развития выдоха. Ок­руглить губы и, вдохнув, равномерно, с си­лой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ре­бёнка необходимой силы выдоха.

Упражнение для языка. Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка под­нять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину по­лутора пальцев. Губы округлить. Удержи­вать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз.

Повторить упражнение без использова­ния палочки. При этом язык должен сво­бодно подниматься и удерживаться у нёба.

Упражнение. Произнесение длительного звука ш. Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не выни­мая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладо­нью руки. Слышится длительный звук ш—.

Примечание. Вместо звука ш слы­шится звук, похожий на звук ф. Это озна­чает, что углы губ вовлекаются в работу.

Проделать упражнение с постепенным выниманием палочки (ложечки) из-под языка.

В завершение проделать упражнение без использования палочки.

 

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКАШВ ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

Упражнение. Произносить (читать) слова.

1. Слова с ударными слогами. Образец: ре-ш—атъ, Ми-ш—ут-ка.

ша

Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, боль­шая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шо, шё

Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, реме­шок, гребешок, большой, мышонок, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл.

ши

Ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Шу, ше

Шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.

 

2. Слова с безударными слогами.

Образец: ш—а-гатъ, ка-ш—а, ш—а-лун.

ша

Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, Андрюша.

шу

Шуруп, шутить, чешуя.

ши

Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.

 

3. Слова со стечением согласных в слоге. Образец: ш—ляпа, ш—тука.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.