Здавалка
Главная | Обратная связь

В мороз береги щёки и нос



Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был силь-ный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Се-ня не тёр. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Ва-ся увидел, что щека у товарища побелела.

— Три щёку, Сеня!

— У меня руки не двигаются, замёрзли, — говорит Сеня.

Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покраснела.

Упражнение.Выучить наизусть стихотворение.

Целый день поёт щегол А Маша не боится
В клетке на окошке, Ни кошки, ни щегла.

Третий год ему пошёл, Щеглу дала напиться,
А он боится кошки. А кошку прогнала.

(А. Барто.)

Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст.

Щегол Фома

Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. Понравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал внук Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому за-щищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы люби-ли слушать щебет щегла.

Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились другие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фома сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам.

Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкра-
лась к клетке. Фома привык к Ваське. Потому не обращал
внимания на кошку. Но другие щеглы всполошились.
И кошка не успела схватить Фому.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — Ш

Упражнение.Произносить (читать) слоги.

ща — ша щу — шу щи — ши ше — ще

ша — ща шу — щу ши — щи ще — ше

ащ — аш ющ — юш ещ — еш

аш — ащ юш — ющ еш — ещ

Упражнение.Произносить (читать) слова.

Ща — ша

гуща — туша пищать — лишать

чаща — чаша трещать — решать

роща — пороша щавель — шалфей

помещать — помешать обещать — мешать навещать — вешать укрощать — украшать

Щё — шё

щёлк — шёлк щётка — шёрстка

щёки — шёпот лущёный — тушёный

мощёный — гашёный

Щу — шу

пищу — пишу угощу — укушу щука — шубка прощу — прошу помещу — спешу

Щи — ши

пищи — пиши защита — зашита плащи — наши
трещи —реши лещи —ерши вещи —ваши


Ще — ше

щепка — шейка ищет — пишет вращение — решение щебет — шелест пуще — тише

Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках.

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша — пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать. На площади шумит народ. Мы рвали щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва, и ще-бечут птицы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь, ищешь — не найдёшь, не разыщешь — так пойдёшь. Под кувшинками в тиши ходят важные лещи.


Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

 


У

Вышел

шуба толстая.



, поспеши их отдать.


из рощи на шоссе.

не любит, чтобы её чесали

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

В роще

Миша и Паша — хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Щенок бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался и за­пищал. Мише и Паше было смешно.

Ледоход

Шура и Маша пошли на реку. Они смотрели ледоход. Трещал лёд. Стоял страшный шум. Мощная сила ломала


льдины. Почему-то маленький щенок побежал к реке. Шу-ра кинулся и оттащил щенка. Щенок пищал, но Шура его не слушал. Шура и Маша потащили щенка домой.

Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Воробей

Явозвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться.

Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно рас-топырил едва прораставшие крылышки.

Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким гро-мадным чудовищем должна была ему казаться собака! Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел йа ветке...

Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхи-щался героизмом маленькой пташки.

(По Я. С. Тургеневу.)


ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц


Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков сит.

Нормальная установка при произнесе-нии звука.1) Кончик языка, как при произне-сении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, бо-ковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размы-кается с нёбом. Кончик языка слегка отдёр-гивается от нижних зубов, усиливая тем са-мым толчок воздушной струи.

2) Губы растянуты в улыбке.

3) Зубы при произнесении звука сомк-
нуты или сближены. При произнесении глас-
ного звука в прямых слогах зубы размы-
каются.

4) Воздух выдыхается толчком в мо-
мент размыкания языка с нёбом. На ладони,
поднесённой ко рту, ощущается холодный по-
ток воздуха.

5) Звук ц твёрдый, глухой.

Звук ц образуется при слиянии звуков тис.

При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате цсвистящий оттенок.

Однако хорошее произнесение звуков ти с в отдельности ещё не гарантирует поста-новку звука ц по подражанию.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.