В мороз береги щёки и нос
Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был силь-ный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Се-ня не тёр. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Ва-ся увидел, что щека у товарища побелела. — Три щёку, Сеня! — У меня руки не двигаются, замёрзли, — говорит Сеня. Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покраснела. Упражнение.Выучить наизусть стихотворение. Целый день поёт щегол А Маша не боится Третий год ему пошёл, Щеглу дала напиться, (А. Барто.) Упражнение.Произносить (читать) и пересказывать текст. Щегол Фома Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. Понравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал внук Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому за-щищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы люби-ли слушать щебет щегла. Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились другие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фома сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам. Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкра- ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Щ — Ш Упражнение.Произносить (читать) слоги. ща — ша щу — шу щи — ши ше — ще ша — ща шу — щу ши — щи ще — ше ащ — аш ющ — юш ещ — еш аш — ащ юш — ющ еш — ещ Упражнение.Произносить (читать) слова. Ща — ша гуща — туша пищать — лишать чаща — чаша трещать — решать роща — пороша щавель — шалфей помещать — помешать обещать — мешать навещать — вешать укрощать — украшать Щё — шё щёлк — шёлк щётка — шёрстка щёки — шёпот лущёный — тушёный мощёный — гашёный Щу — шу пищу — пишу угощу — укушу щука — шубка прощу — прошу помещу — спешу Щи — ши пищи — пиши защита — зашита плащи — наши Ще — ше щепка — шейка ищет — пишет вращение — решение щебет — шелест пуще — тише Упражнение. Назвать предметы, изображённые на картинках. Упражнение. Произносить (читать) предложения. Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша — пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать. На площади шумит народ. Мы рвали щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва, и ще-бечут птицы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь, ищешь — не найдёшь, не разыщешь — так пойдёшь. Под кувшинками в тиши ходят важные лещи. Упражнение. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.
У
шуба толстая. , поспеши их отдать. из рощи на шоссе. не любит, чтобы её чесали Упражнение. Произносить (читать) тексты. В роще Миша и Паша — хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Щенок бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался и запищал. Мише и Паше было смешно. Ледоход Шура и Маша пошли на реку. Они смотрели ледоход. Трещал лёд. Стоял страшный шум. Мощная сила ломала льдины. Почему-то маленький щенок побежал к реке. Шу-ра кинулся и оттащил щенка. Щенок пищал, но Шура его не слушал. Шура и Маша потащили щенка домой. Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст. Воробей Явозвращался с охоты и шёл по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно рас-топырил едва прораставшие крылышки. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал своё детище. Каким гро-мадным чудовищем должна была ему казаться собака! Он пищал и дрожал от страха. И всё-таки он не усидел йа ветке... Я поспешил отозвать смущённого пса и ушёл. Я восхи-щался героизмом маленькой пташки. (По Я. С. Тургеневу.) ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков сит. Нормальная установка при произнесе-нии звука.1) Кончик языка, как при произне-сении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, бо-ковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размы-кается с нёбом. Кончик языка слегка отдёр-гивается от нижних зубов, усиливая тем са-мым толчок воздушной струи. 2) Губы растянуты в улыбке. 3) Зубы при произнесении звука сомк- 4) Воздух выдыхается толчком в мо- 5) Звук ц твёрдый, глухой. Звук ц образуется при слиянии звуков тис. При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате цсвистящий оттенок. Однако хорошее произнесение звуков ти с в отдельности ещё не гарантирует поста-новку звука ц по подражанию. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|