Физическое развитие, психические функции
| Психологические особенности
|
Нарушение слуха
| Нарушение зрения
| Нарушение речи
| ДЦП
|
Физическое развитие:
- строение тела
|
|
|
|
Физическое отставание.
|
- выражение лица, мимика
|
|
|
|
|
- развитие органов и систем
|
|
|
|
|
Познавательная сфера:
- восприятие
|
Трудности при различении цветовых оттенков. Отсутствие фонематического слуха. Может реагировать на очень громкий звук за счет вибрации.
|
При слабовидении: замедленность зрительного восприятия, узость обзора, недостаточная четкость и яркость, искаженность предметов, нарушено цветоощущение.
Оральная чувствительность, слуховая, тактильно-кинестетическая. Остаточное зрение.
|
|
Ограничен объем информации. Недостаточность фиксации взора, конвергенции. Трудности в формировании восприятия формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы. Недоразвитие представлений о схеме собственного тела.
|
- внимание
|
| В норме.
| Неустойчивость внимания. Трудно сохранять на протяжении урока.
| Недостаточность концентрации внимания.
|
- память
| Высокий уровень развития наглядно-образной и образно-словесной памяти.
| Хорошая слухоречевая память.
| Неустойчивость памяти (особенно речевой).
| Снижение объема механической памяти.
|
- мышление
| Словесно-логическое мышление.
| Страдает наглядно-образное мышление, можно сформировать наглядно-действенное и словесно-логическое мышление.
| Низкий уровень понимания словесных инструкций. Низкая умственная работоспособность.
| Не развивается наглядно-действенное мышление.
|
- речь
| При небольшом дефекте: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими;
бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы.
Полное выпадение слуха: немота ребенка.
| Страдает речь (особенно содержание).
|
| Нарушение развития речи. Позднее формирование моторной стороны речи, правильности произношения, запаздывание в появлении первых слов и фразовой речи, замедленное расширение словаря. Моторная и сенсорная алалия.
|
Личностная сфера:
- самосознание, самооценка, уровень притязаний
|
Нарушено самовосприятие.
|
|
|
Отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, повышенная внушаемость.
|
- эмоционально-волевая сфера
| Нарушена эмоциональная сфера.
| Раздражительны из-за ограничений, пониженный фон настроения, страх и тревожность. Риск аутизации (отказываются от общения). Повышенная утомляемость. Негативизм (сопротивление любым внешним требованиям, просьбам).
| Эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется.
Расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Раздражительны, повышенная возбудимость. Быстро утомляются.
| Склонность к страхам (высоты, закрытых дверей, темноты, новой обстановки), повышенной пугливости в отношении неожиданных раздражителей. Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность или заторможенность, застенчивость, робость. Колебания настроения, инертность эмоциональных реакций.
|
- мотивационно-потребностная сфера
|
|
|
| Отсутствие инициативы и самостоятельности. Низкая познавательная активность.
|
- поведение, деятельность, общение
| Нарушено общение. Затруднено словесное общение.
| Боятся двигаться. Трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью.
| Двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений. Двигательная расторможенность, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами.
| Недоразвитие предметных действий, игровой деятельности. Трудности в формировании школьных навыков. Трудности в социальной адаптации.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.