Здавалка
Главная | Обратная связь

НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ «НЕТ»



 

Из того, что детям позволено просить большего, отнюдь не следует, что вы всегда должны уступать. Они учатся просить, а родители, в свою очередь, должны научиться без стеснения отказывать. Если отец с матерью не умеют сказать «нет», просьбы ребенка очень скоро станут совершенно непомерными. Ребенок будет про‑, сить все больше и больше, пока не достигнет предела возможностей или терпения родителей.

Если родители не способны установить разумные границы, просьбы ребенка станут неразумными, Он будет предъявлять все новые требования, пока не дойдет до предела. Когда ребенок достигает предела, ему нередко требуется тайм‑аут, чтобы справиться с обуревающими его чувствами разочарования, гнева, печали и страха. Чем чаще ребенок получает желаемое, тем больше расстраивается, когда наконец не получает что‑то.

 

Если родители не способны установить разумные границы, просьбы ребенка станут неразумными.

 

Когда ребенок ведет переговоры, прося о том, что он хочет, родители должны устанавливать четкие границы, до каких пор можно вести переговоры. Продолжайте переговоры до тех пор, пока у вас есть время и желание. Если вы чувствуете, что услышали уже достаточно доводов и не склонны изменять свою позицию, значит, пора сказать: «Я понимаю, что ты разочарован, но переговоры окончены».

Если ребенок продолжает настаивать на своем, родитель должен повторить эту фразу, сопроводив ее приказанием прекратить разговор: «Переговоры окончены. Я хочу, чтобы ты больше не просил меня об этом».

Если ребенок и тут не останавливается, значит, он вышел из‑под контроля и ему нужен тайм‑аут. После того как такое повторится несколько раз, ребенок станет с уважением относиться к вашему заявлению о прекращении переговоров. Помните: когда родитель переходит к использованию командного голоса и повторяет свое приказание, «нет» означает «нет».

 

Когда родитель переходит к использованию командного голоса и повторяет свое приказание, «нет» означает «нет».

 

Очень часто для того, чтобы закончить переговоры, особенно с маленькими детьми, можно использовать перенаправление. Мама может сказать: «Я понимаю твое разочарование. Жаль, что у меня нет волшебной палочки, — тогда я взмахнула бы ею, и твое желание исполнилось бы. А сейчас давай займемся вот чем…»

Существуют два типа ситуаций, когда родителю приходится сказать ребенку «нет». Ситуации первого типа — когда ребенок отказывается выполнять вашу просьбу. Например, вам нужно куда‑то идти, и вы хотите, чтобы ваша дочка одевалась, а она хочет играть со своими игрушками. В подобных случаях вы должны уметь ясно и уверенно сказать «нет» по поводу продолжения игры, а затем повторить свою просьбу. Ситуации второго типа — когда вам приходится сказать «нет» в ответ на прямую просьбу ребенка. Дочь хочет, чтобы вы с ней поиграли, а у вас другие планы. В обоих случаях отказ должен звучать уверенно и кратко. Не нужно обосновывать свой отказ, — просто скажите «нет». Если ребенок спорит, просто повторите свой ответ более твердо. Несколько примеров:

 

КАК СКАЗАТЬ «НЕТ»

1. Нет, сейчас у меня нет времени.

2. Нет, у меня другие планы.

3. Нет, возможно, в другой раз.

4. Нет, сейчас я занят другим делом.

5. Нет, мы займемся тем‑то.

6. Нет, сейчас я хочу, чтобы ты…

7. Нет, давай, вместо этого…

8. Нет, сейчас пора сделать вот что…

9. Нет, наш план таков…

10.Нет, сейчас мне нужно немного побыть одному.

 

Кроме того, что ребенку необходима возможность развить дипломатические способности, ему нужно также научиться самому говорить «нет». Родители не должны расстраиваться, если ребенок просит слишком много. Позволение хотеть большего означает возможность просить. Когда родители помнят, что не обязаны отвечать согласием, они могут говорить «нет», не испытывая чувства вины. Родители, которые без смущения говорят «нет», не просто защищают свои интересы, но служат важной ролевой мо делью для ребенка. Если ребенок продолжает оспаривать ваш отрицательный ответ, просто скажите: «Переговоры окончены».

 

ПОПРОСИТЬ БОЛЬШЕГО

 

Однажды, когда моей дочери Лорен было лет шесть, она попросила меня отправиться с ней в город поесть пирожных. Это был наш маленький совместный ритуал. В тот раз я отказал дочери, и она начала вести переговоры. У меня в гостях был сосед, который сразу же прервал девочку, пытаясь ее пристыдить: «Лорен, не проси об этом своего папу. Разве ты не видишь, что он занят? А если ты будешь и дальше просить, он не сможет тебе отказать».

И тут все три мои дочери — Шэнон, Джульета и Лорен — в один голос воскликнули: «Еще как может!» Незабываемый момент. Я был горд. Каждая из дочерей ясно понимала, что имеет полное право просить, а я имею полное право ответить отрицательно.

Когда родители идут на любые жертвы ради того, чтобы удовлетворить все просьбы своего ребенка, он оказывается перед непосильной задачей: определить разумные пределы своих желаний. Это нездоровая ситуация. В конце концов ребенок не будет уверен, следует ли обращаться с очередной просьбой. Поэтому, давая ребенку право просить, родители должны оставлять за собой право отказывать. У нас в семье сложилась поговорка: «Не попросишь — не получишь, однако если попросишь, то получишь не всегда!»

 

Не попросишь — не получишь, однако если попросишь, то получишь не всегда.

 

Позволяя детям просить большего, родители должны научить их, как просить. Лучше всего демонстрировать это на собственном примере. Если родители сами формулируют свои просьбы уважительно, ребенок понемногу учится просить.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.