Здавалка
Главная | Обратная связь

Отношение к происходящему



Чувства человека и его отношение к происходящему — разные вещи. Отношение к происходящему — это наше мне­ние по поводу окружающих нас людей и вещей, это занимае­мая нами позиция. Например, отношение разных людей к собственнойжизни может быть абсолютно разным. Отноше­ние эгоиста сводится к следующему: «Следует получать от жизни как можно больше удовольствий». Зрелый же человек считает: «Я могу получить что-то от жизни, лишь приложив усилия». Отношение к жизни лежит в основе большинства важнейших принимаемых человеком решений, касающихся любви, брака, карьеры и духовности. Вот краткий перечень понятий, к которым ребенок должен вырабатывать свое от­ношение:

• Собственное «я» (сильные и слабые стороны своей личности, личные симпатии и антипатии)

• Роль семьи

• Друзья

• Бог (Какой Он и как строить с Ним отношения)

• Школа (права и обязанности)

• Работа

• Нравственные понятия (секс, наркотики, дурные компании)

Для выработки собственного отношения к происходя­щему детям нужна двоякая помощь. Они должны понять:

1) их отношение к жизни — это то, что формируют и опре­деляют они сами и 2) отношение других людей может со­впасть с их собственным, а может и не совпасть. Нам же следует помочь детям научиться предвидеть последствия своего отношения, выработать ответственный подход к его формированию.

Отношение вашего ребенка к своей семье может быть та­ким: «Семья существует для того, чтобы удовлетворять все мои потребности» или таким: «Семья — команда, потребно­сти каждого члена которой одинаково важны». Продемон­стрируйте ребенку, что его отношение может причинить боль и ему самому, и другим. Объясните, как важно жить единой семьей, в которой удовлетворяются потребности каждого. Подтвердите свои слова на практике. Например, вы можете сказать так: «Саша, если ты не можешь подождать, пока твой брат закончит рассказ, не перебивая его, то тебе придется ждать до завтрашнего утра, чтобы рассказать о своих делах в школе. Мы очень хотим узнать все твои новости, но ты долж­на ждать своей очереди».

Это поможетребенку развить в себе уважительное отно­шение к чувствам других.

Вы окажете ребенку неоценимую услугу, если поможете познать на практике сущность Христова принципа сучка и бревна: «Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда уви­дишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» (Матфея 7:5). Другими словами, научите детей следующему: как только они сталкиваются с проблемой^ пусть прежде всего думают над тем, что лично они могут сделать для ее решения. Именно от этого зависит отношение человека к жизни. Вот несколько примеров:

 

 

Ситуация «Сучок» «Бревно»
Школьная по­друга больше со мной не водится. Да она вообще не умеет ни с кем дружить. Возможно, я ее чем-то обидела?
Я получил пло­хую отметку. Этот учитель никогда не ставит хороших отметок. Может быть, я плохо выучил урок?
Мне не дали де­нег на карманные расходы. Родители по­ступили нечест­но. Или это я не выполнил какую-то из своих обя­занностей?
Мой старший брат разозлился и прогнал меня. У меня плохой брат. А если я сам спровоцировал его, а теперь строю из себя жертву?

 

Поведение

Дети учатся вести себя дома и на людях с помощью люб-' ви, воспитания, родительского примера и личного опыта. Им следует усвоить: они сами отвечают за свои поступки. ! По природе дети очень импульсивны. Это означает, что их эмоции напрямую связаны с поступками без участия мыс­лей, ценностных установок или сопереживания. Существует Прямая зависимость между их чувствами и поведением. Если Эта зависимость останется и тогда, когда они вырастут, то ли­бо они станут химически зависимыми, либо в них начнут Проявляться дурные наклонности. Дети просто выплескивают свои чувства в поступки. Они никогда не думают: «Что может случиться, если я буду поступать под воздействием своих чувств?». Вот как ведет себя ребенок (или взрослый че­ловек, не научившийся проводить границы):

Причина: Я рассердился потому, что ты больше не разрешаешь

мне смотреть телевизор.

Следствие: Захнычу, закачу истерику, и все будет в порядке.

Вот как ведет себя ребенок с границами:

Причина: Я рассердился потому, чтоты больше не разрешаешь мне смотреть телевизор,

Мысль: Я не буду закатывать истерику, так как могу потерять больше, чем просмотр телепередач. Лучше подчиниться. Следствие: Пойду делать уроки.

Ваш ребенок пришел в мир, не умея обдуманно взвеши­вать каждый поступок. Однако Бог дал вам — родителям — необходимые инструменты, с помощью которых вы должны помогать ему даже без его участия. Вы обязаны сделать так, чтобы импульсивное поведение создало ребенку больше про­блем,чем сдержанное. Многие родители недооценивают сте­пень способности детей самим контролировать свое поведе­ние (см. подраздел в главе 3, где перечислены возрастные ограничения). Нормальные, здоровые дети, обладающие раз­умом и волей, способны овладеть искусством правильно ве­сти себя. Учите этому детей с помощью констатации фактов, объяснения и практики.

Констатация: пусть дети знают, что их чувства подлинны и достоверны, осуществимы они или нет. Объяснение: ска- | жите детям, что быть раздражительным и несдержанным не- | допустимо. Растолкуйте им, как следует проявлять свои чув- | ства, например, выражать их словами. Покажите, каким образом сами добиваетесь желаемого (можно добиться гораздо большего, демонстрируя уважение, а не требовательность). Практика: если поведение детей по-прежнему остается недо­пустимым, то предоставьте им возможность прочувствовать его последствия и обязательно хвалите детей, если они этого достойны.

Я был знаком с семьей, в которой две сестры никак не могли найти общий язык. Болтушка Тейлор постоянно пере­бивала тихоню Хизер. Тогда родители позвали девочек и ска­зали:

— Тейлор, мы знаем, что ты буквально переполнена чув­ствами, которыми тебе не терпится поделиться с нами [кон­статация] . Но ты ведешь себя неуважительно по отношению к Хизер: когда ты ее без конца перебиваешь, ей становится очень обидно. Мы хотим, чтобы ты ждала, пока Хизер не за­кончить говорить. Если не сможешь, то мы удвоим время, в течение которого своими впечатлениями будет делиться Хизер, до тех пор, пока ты не научишься обуздывать свои эмоции. Надеемся, это поможет тебе стать более сдержан­ной, иначе ты столкнешься с нетерпимым отношением к тебе окружающих [объяснение].

Выслушав родителей. Тейлор попробовала проверить се­рьезность их намерений, как обычно делают дети. Но родите­ли твердо стояли на своем, и Тейлор стало очень грустно от­того, что два вечера подряд мама и папа не собирались выслу­шивать новости ее школьной жизни [практика]. Затем, как мне потом рассказала мама, случилось нечто забавное:

— На третий вечер Хизер рассказывала нам о своих делах в школе. Я заметила, что Тейлор оживилась, будто вспомнила о чем-то важном, что непременно нужно было сообщить нам. Она сделала глубокий вдох и открыла рот. Хизер даже за­молкла на полуслове. В нависшей тишине все заметили, как выражение лица Тейлор резко изменилось. Было видно, что она сейчас думает о тех упущенных возможностях, которых

была лишена в течение двух предыдущих вечеров. Обведя взглядом всех сидевших за столом и усмехнувшись, она ска­зала: «Так что ты говоришь, Хизер?». От хохота мы чуть не по­падали со стульев.

Ура' Тейлор начала демонстрировать сдержанность — важнейший аспект личностной зрелости наряду с другими плодами духа (см. Галатам 5:23). Сдержанность — это то, что отличает нас от представителей животного царства. Именно она помогает детям отвечать за свои поступки. Они не долж­ны идти на поводу у своих чувств. Они могут их высказать, выразить или как-либо продемонстрировать, но не могут им потакать. Дети обязаны знать: они не всегда в состоянии кон­тролировать свою эмоциональную реакцию, но всегда долж­ны контролировать свое поведение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.