Здавалка
Главная | Обратная связь

Уроки добра: не обижай других» не иди ни на какие нарушения, не кори сказавшего тебе «нет»



Как мы уже упоминали в главе 3, лучший способ научить ребенка уважать окружающих— самому иметь крепкие, надежные границы, т.е. не допускать пренебрежительного отношения к себе со стороны окружающих. Ведь именно границы родителей — это то, что ребенок может усвоить лучше всего. Говорите «нет», когда ребенок нарушает ваши личные границы или установленные вами запреты,— тогда он научится уважать других людей и их границы. Не будете говорить «нет» — ребенок не будет уважать никого.

Вот пример неуважительного отношения восьмилетнего Билли к маминым запретам:

— Мам, мы с Джоем пойдем играть в хоккей. Пока.

— Нет, Билли. Сейчас ты не можешь идти гулять. Сначала надо сделать уроки.

Ну, мам! Все ребята идут. Сделаю уроки потом,

— Билли, я понимаю, что тебе очень хочется пойти. Но ведь мы договорились: сначала уроки, потом улица.

— Ну и что? Я же могу сделать уроки после ужина-

— Договор есть договор. Больше нам нечего обсуждать.

— Ты просто не хочешь меня понять. Ты глупая- Большая, толстая и глупая.

Если вам уже доводилось сталкиваться с подобным, не расстраивайтесь. Это естественно: нормальные дети ненавидят ограничения, с которыми сталкиваются впервые. Момент, когда ребенок демонстрирует вам свое неуважение и кипит ненавистью, — это момент вашей проверки на прочность. Если неуважение демонстрируется однократно, то это нормально, если постоянно — ненормально. Чтобы подобное прекратилось, вы должны сопереживать ребенку и исправлять его, а также соблюдать причинно-следственную связь.

Сопереживание и исправление

• «Билли, я понимаю, что ты сильно расстроен, но так разговаривать со мной нельзя. Называть меня «глупой» недопустимо. Мне это обидно. Можно грустить или злиться, но обзываться нельзя»

• «Билли, я понимаю, что ты расстроен. Но что, по-твоему, я должна чувствовать, когда ты называешь меня глупой? (Пусть он ответит на ваш вопрос, пусть задумается о чувствах другого человека.) — А как ты себя чувствуешь, когда тебя обзывают? Тебе это приятно?»

• «Билли, насколько я понимаю, ты чем-то расстроен. Когда начнешь говорить со мной в более уважительном тоне, я с удовольствием тебя выслушаю. А слушать того, кто называет меня глупой, я не собираюсь. Если ты чем-то недоволен, скажи мне об этом нормальным тоном»

Исправление должно иметь место после извинения, осознания своей неправоты и раскаяния — только тогда ребенок поймет, что значит уважать. Если же он не извинился, не раскаялся и сам не захотел исправиться или если плохое поведение уже вошло у него в привычку, то необходимо доводить дело до последствий.

Последствия

• «Билли, я просила тебя не разговаривать со мной в таком тоне. Когда ты так разговариваешь, я не буду тебя слушать, потому что это обижает меня. Так что иди к себе в комнату, посиди там и подумай, как все же следует разговаривать с людьми»,

• «Билли, если ты не можешь обойтись без язвительных замечаний, то иди туда, где они будут восприняты с радостью. Ко мне же с ними лучше не подходи. Все. Можешь идти».

• «Билли, если своей манерой вести себя ты выводишь из себя всех нас, то представляю, какое мнение сложилось о тебе у окружающих. Ты должен какое-то время вообще не выходить из дома, а сидеть и думать над тем, как надо себя вести».

Обратите внимание: мы стараемся как можно ближе увязать последствие с происшедшим нарушением. В данном примере нарушение имело место в процессе общения. Билли повел себя так, как вести себя не положено. Поэтому естественным последствием его поведения будет прекращение общения с ним.

Обратите внимание: Билли не может пожаловаться, будто на него оказывается давление. Мама просто уточняет, где проходят ее границы и каковыми будут последствия. Она не стыдит Билли и не подавляет его. Она сообщает ему, как в действительности обстоят дела. Все его права сохраняются. Если хочет, он может и дальше вести себя так же бестактно. Мама лишь довела до его сведения, что это будет дорого стоить ему. Она не посягнула на его свободу и на право выбора, не лишила своей любви. Три главных компонента — свобода, выбор и ответственность — сохранились в отношениях матери и сына без изменений.

Мама дала понять Билли, к чему приводит плохое поведение:

1. Оно обижает людей.

2. Оно лишает общения с ними.

Старайтесь, насколько это возможно, контролировать себя, в чем собственно и состоит предназначение границ. Здесь происходят три вещи. Во-первых, вы избавляете себя от оскорблений. Когда Билли начинает разговаривать с вами подобным образом, вы — человек с границами — просто перестаете его слушать. И ему становится не с кем разговаривать, если он продолжает вести себя в прежнем духе. (Это особенно хорошо действует на маленьких детей, которые склонны к капризам. Скажите им, что если они хотят, то пусть сердятся, но только в своей комнате. Вы же при этом присутствовать не желаете.)

Во-вторых, до ребенка начинает доходить, что его поведение обижает других. У подавляющего большинства детей и в мыслях не было кого-то обижать. Они воюют против правил и ограничений, но вполне понимают, что такое боль. Просто скажите им, что говорить такие слова подло и что они вас очень расстроили. Научите ребенка Золотому правилу — морали, основанной на сопереживании, на готовности понять и прочувствовать всето, что чувствует другой человек:

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 22:39). Относиться к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе, означает понимать, какие чувства твое поведение вызывает в другом человеке- Очень скоро дети поймут, что они не хотели бы, чтобы к ним относились подобным образом. Но ни в коем случае не следует рождать в ребенке чувство вины. От вас требуется лишь все хорошенько разъяснить: «Что ты чувствуешь, когда кто-нибудь из твоих школьных товарищей разговаривает с тобой в таком духе?». Пусть он подумает и ответит. А потом скажите: «Вот и я чувствую себя точно так же, когда ты так разговариваешь со мной. И мне это тоже не нравится».

В-третьих, если у ребенка нет желания изменить свое поведение — а поначалу его ни у кого не бывает, — то пусть это ему дорого обойдется. Люди станут к нему относиться по-иному. Другими словами, если ребенок кого-то обидел или проявил к кому-то неуважение, то это будет стоить ему потери общения с этим человеком. Не разговаривайте с детьми и отсылайте их от себя, если они начинают вести себя подобным образом. Велите им пойти и подумать над тем, как им следует разговаривать с другим человеком. Когда придумают, пусть приходят, и вы с удовольствием их выслушаете. Если им хочется грубить, то пусть грубят, но только самим себе. А если хотят, чтобы их слушали, то должны вести себя тактично. Можно выслушивать сердитого человека, но не грубияна.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.