Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнения для тренировки поворотов на бок и на живот



Повороты со спины на бок и на живот стимулируют работу многих мышц шеи, туловища и конечностей, стимулируют подъем головы. Тренировка поворотов стабилизирует опорную функцию нижележащих отде-


 




лов (на боку), что имеет огромное значение для даль­нейшего присаживания. Сначала формируется стерео­тип поворота «блоком», затем с последовательной ротацией между верхней частью туловища и тазом. Повороты стимулируются в обе стороны поочередно. В случае асимметрии тонуса чаще стимулируются по­вороты через пораженную сторону.

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
1. Лежа на спине Слегка сгибая пас­сивно голову, мед­ленно поворачивать ее в сторону. За голо­вой следует сначала верхняя часть туло­вища, затем таз. Сги­бание, ротация и по­ворот должны совер­шаться одновремен­но Вместо пассив­ного поворота головы можно применять сти­муляцию иг­рушкой
2. На спине Можно начинать по­ворот пассивно с пе­ремещения руки в сторону поворота Если нет эк-стензорного то­нуса
3. На спине Ноги ребенка сгиба­ют в коленных суста­вах, поворачивают в сторону. За этим сле­дует ротация таза и верхней части туло­вища  
4. На спине Сгибая ногу в т/б и коленном суставах, перемещают ее за другую ногу в сторо­ну поворота. Пово­рот должен будет за­вершен самостоя­тельно  

Окончание таблицы

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
5. На спине При повороте тулови­ща с головы и плеч оказывают давление на таз, препятствуя его повороту. После поворота верхней ча­сти туловища отпус­тить для завершения раздельного поворота Если поворот происходит «блоком» и нет ротации.
6. На спине Препятствуя поворо­ту с таза, фиксируют голову и плечо, про­тивоположное пово­роту, затем отпуска­ют для завершения поворота В том же слу­чае, что и в 5
7. На спине Для завершения по­ворота стимулируют точку в области пле­чевого сустава, меди­альном крае лопатки или в области гребня подвздошной кости на этой же стороне При повороте на бок или не полном поворо­те на живот
8. На спине, на просты­не Приподнимая край простыни, стимули­ровать поворот под действием силы тя­жести  

4. Упражнения для стимуляции ползания на жи­воте

Ползание с опорой на предплечья является подго­товительным этапом для реципрокного движения ко­нечностей, способствует формированию выпрямляю­щих рефлексов туловища.


55


 

Исходное Порядок Примечание
п/п положение выполнения  
    упражнения  
1. Лежа на Попеременное пас- Имитация дви-
  животе сивное сгибание и на- жения полза-
    ружная ротация ног ния по-плас-
      тунски
2. Лежа на Голова повернута на  
  животе бок, «лицевая» рука  
    поднята вверх, кисть  
    повернута к лицу,  
    «затылочная» рукав  
    пронированном по-  
    ложении вдоль туло-  
    вища. «Лицевая» но-  
    га согнута, «заты-  
    лочная» нога вы-  
    прямлена. Стимули-  
    руются точки, вызы-  
    вающие движения:  
    • точка на медиаль- Стимуляция
    ном надмыщелке пле- обеих точек од-
    ча «лицевой» руки новременно вы-
    вызывает движение зывает опору на
    этой руки вниз, сгиба- оба предплечья
    ние ее в локтевом сус- и подъем голо-
    таве, создание опоры вы.
    на предплечье;  
    • точка на радиаль-  
    ном мыщелке «заты-  
    лочной» руки вызы-  
    вает движение этой  
    руки вперед и вверх,  
    создание опоры на  
    предплечье;  
    • точка на медиаль- Одновремен-
    ном мыщелке бедра ная стимуля-
    выпрямленной ноги ция точек на
    вызывает сгибание руке и ноге вы-
    этой ноги; зывает одно-
    • точка на пятке со- временное дви-
    гнутой ноги вызыва- жение руки и
    ет разгибание. ноги
    Дополнительные  
    точки:  

Окончание таблицы

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
    • внутренний край лопатки на «лице­вой» стороне, • акромиальный от­росток плеча «заты­лочной» руки  
3. Лежа на животе Попеременные пас­сивные скользящие движения руками как при плавании Можно прово­дить в облегчен­ных положени­ях на валике под грудью.

5. Упражнения для тренировки вставания на чет­вереньки и удержания в этой позе

Для этого действия ребенок должен уметь свободно поднимать голову, переносить центр тяжести с одной руки на другую. При преобладании флексорного тону­са используются поддержки за локтевые сгибы, за пле­чи и удержание позы на валике. Диаметр валика дол­жен быть равным вытянутой руке. Если в положении на животе продолжает преобладать выраженный сги-бательный тонус в результате продолжающегося влия­ния тонических рефлексов, который затрудняет подъем головы и опору на руки в положении на четвереньках, необходимо провести упражнения для торможения то­нических рефлексов.

В позе на четвереньках обучают ребенка изолиро­ванным движениям головы, рук. Реакцию равновесия тренируют длительно, до устойчивости в этой позе высокой степени.



№ п/п

1.

2.

3.


Исходное положение

Лежа на

на

животе

Лежа животе

Стоя на ко­ленях, сто­пы в подо-швенном

сгибании

Стоя на четверень­ках, на ва­лике


Порядок выполнения упражнения

Сгибая одну ногу, пассивно придать позу стояния на чет­вереньках, другой рукой поддерживать под живот. Затем так же согнуть дру­гую

Ребенок опирается на вытянутые руки. Поддерживая его под живот, пассивно пере­нести центр тяжести на одну руку, стиму­лируя сгибание ноги с противоположной стороны, затем пере­неся центр тяжести на согнутую ногу и од­ноименную руку, сти­мулировать сгибание другой ноги

Отводя руки назад в наружной ротации, перенести корпус в наклонное положе­ние, вывести руки вперед и поставить их на опору

Удерживая правиль­ную позу с опорой на раскрытые кисти, ос­торожно покачивать ребенка вперед — на­зад. Амплитуду со временем можно увеличивать, не да­вая сгибаться рукам и разгибаться ногам


Примечание

Можно под живот подло­жить валик

При необходи­мости можно поддерживать голову за под­бородок

При хорошем удержании позы валик можно убрать


Окончание таблицы

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
5. Стоя на четверень­ках, на ва­лике Слегка подталкивая ребенка то за плечо, то за туловище, то за таз (вперед, назад, вправо, влево), доби­ваться устойчивого равновесия При хорошем удержании позы работать без валика
6. Стоя на четверень­ках Стимулировать иг­рушкой движения головы вверх, вниз, вправо, влево, по могая удерживать позу  
7. Стоя на четверень­ках Стимулировать иг­рушкой перенос цен­тра тяжести на одну руку и доставание другой игрушку в разных направлениях и на разном расстоя­нии Сначала мож­но использо­вать валик
8. Стоя на четверень­ках Пассивные поочеред­ные подъемы ног в сторону, вперед, назад с удержанием позы  

6. Упражнения для тренировки ползания на чет­вереньках

Для освоения ползания на четвереньках ребенок должен уметь сохранять равновесие в этой позе, пере­мещать центр тяжести. Передвижение на четверень­ках требует развития реципрокных движений рук и ног, которые тренировались уже в положении лежа на животе.


Исходное Порядок Примечание
п/п положение выполнения  
    упражнения  
1. Стоя на Поочередное пассив-  
  четверень- ное сгибание ног сна-  
  ках с под- чала без переноса  
  держкой центра тяжести, за-  
  под живот тем с переносом цен-  
  или на ва- тра тяжести и зано-  
  лике сом ноги на валик  
2. Тоже Стимуляция игруш- Можно начи-
    кой подъема руки и нать на валике
    синхронное пассивное  
    сгибание одноимен-  
    ной ноги с переносом  
    центра тяжести на  
    другие конечности  
3. Тоже Стимуляция игруш-  
    кой подъема руки и  
    синхронное пассив-  
    ное сгибание ноги с  
    противоположной  
    стороны при сохране-  
    нии равновесия  
4. Стоя на ру- Стимулировать пере- Поддержка со
  ках, мето- нос центра тяжести с временем ос-
  дист под- одной руки на дру- лабляется и
  держивает гую, а затем легким при самостоя-
  под грудь и подталкиванием впе- тельном удер-
  живот од- ред вызывать «пере- жании корпуса
  ной рукой шагивания» руками остается только
  и за ноги   за ноги
  другой ру-    
  кой    
5. Стоя на Стимулировать иг- Можно исполь-
  четверень- рушкой перемеще- зовать поддер-
  ках ния руками и ногами жку на поло-
      тенце

7. Упражнения для тренировки устойчивого си­дения и самостоятельного присаживания

Для устойчивого сидения необходим хороший контроль головы, выпрямительные реакции туло­вища, опорная функция рук, равновесие. Трениров­ку контроля головы начинают с первых месяцев жизни, удерживая ребенка в положении сидя спи­ной к себе, одной рукой поддерживая его под мыш­ки и грудь. После того как ребенок начал из поло­жения сидя на спине присаживаться с помощью взрослого с опорой на одну руку целесообразно фор­мировать устойчивое сидение. Тренируют устойчи­вую поз'у сидения в разных положениях — сидя с разведенными ногами, сидя со свешенными нога­ми, сидя по-турецки. Последняя поза особенно по­лезна, так как она препятствует приведению и внут­ренней ротации ног. Сначала занимаются реакци­ей равновесия легкими толчкообразными движени­ями с постепенным увеличением силы толчка, а за­тем стимулируют опору на руки и умение сидеть без поддержки. Особое внимание уделяется умению сохранения устойчивости позы при разных поло­жениях головы, вызывая разгибание спины точеч­ной паравертебральной стимуляцией.

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения Примечание
    упражнения  
1. Сидя по- Проводя пальцами  
  турецки с вдоль позвоночника  
  поддерж­кой мето- стимулировать вы­прямление спины  
  диста    
2. Сидя по-турецки, поддержка Отводя плечи и руки назад с наружной ро­тацией, вызывать  
  за плечи выпрямление туло-  
    вища и подъем голо-  
    вы  

 




Продолжение таблицы

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения Примечание
    упражнения  
3. Сидя по- Стимуляция подъе- Постепенно
  турецки с мов, наклонов, пово- уменьшать ин-
  поддерж­кой мето- ротов головы игруш­кой тенсивность поддержки
  диста под    
  грудь или    
  за плечи    
4. Сидя по-ту- Покачивать назад, Постепенно
  рецки или с вытяну- вперед, в стороны, по диагонали, вызывать амплитуда дви­жений возрас-
  тыми нога- устойчивость в позе тает
  ми лицом к сидения  
  методисту    
  с поддерж-    
  кой за раз-    
  веденные    
  руки    
5. Сидя на ру- Опуская ребенка  
  ках мето- вниз за стол и сохра-  
  диста ли- няя опору на руки,  
  цом к столу стимулировать вы-  
  с опорой на руки прямление спины и головы («выглядыва­ния из-за стола»)  
6. Сидя ли- Слегка покачивая Амплитуда по-
  цом к мето- вправо или влево, от- степенно уве-
  дисту с пуская одноименную личивается
  поддерж­кой за руки руку, вызывать опо­ру на отпущенную  
    РУКУ  
7. Сидя ли- Покачивая мяч впе-  
  цом к мя- ред-назад и проводя  
  чу, ноги разведены или в поло­жении по- пальцами паравер-тебрально, вызывать стабилизацию поло­жения с прямой спи-  
  турецки ной  

Продолжение таблицы

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения Примечание
    упражнения  
8. Сидя, све- Стимуляция захвата Игрушка в раз-
  сив ноги за край стола игрушки слева или справа с поворотом ном положении на столе, на раз-
    корпуса ном удалении
9. Сидя по-ту- Захват игрушки на Повороты по-
  рецки, спи- весу справа, слева, степенно уве-
  ной к мето- спереди, верху личиваются,
  дисту   поддержка
      уменьшается
10. Сидя по- Стимулировать зах-  
  турецки ват игрушки из раз-  
  или с раз- ных положений, на-  
  веденными клоняя корпус и воз-  
  ногами вращаясь в исходное  
    положение  
11. Сидя вер­хом на ва- Поддерживая тулови­ще ребенка, прида-  
  лике вать правильную опо-  
  ру на стопы, проводя пальцем от большого  
    пальца к мизинцу для разгибания пальцев и  
    дальше до пятки, вы-  
    зывая отведение сто­пы (при варусной ус­тановке)  
12. Сидя вер- Повороты, наклоны,  
  хом на ва­лике с пра-ви л ьной подъемы головы за игрушкой с удержа­нием позы  
  опорой на    
  стопы    
13. Сидя вер­хом на ва­лике с упо- Пассивный наклон вперед и активное выпрямление в ис- Наклон может быть активным за игрушкой
  ром на сто- ходное положение  
  пы    

 




Окончание таблицы

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
14. Лежа на спине Привести руки к сто­пам и, захватив руки и ноги, приподнять корпус и голову, по­качать в этом поло­жении Стимулиро­вать выпрям­ление спины и головы
15. Лежа на спине Привести руку к од­ноименной ноге и сти-мулировать подъем до положения сидя с опорой на свободную РУКУ  

8. Упражнения для выработки умения самостоя­тельно присаживаться

Способность самостоятельно садиться формируется при возможности поворота туловища с ротацией, хоро­шем контроле головы в положении сидя, сохранении равновесия в этой позе. Тренируют самостоятельное при­саживание через поворот на бок, из положения на четве­реньках и положения лежа на спине.

 

Исходное Порядок Примечание
п/п положение выполнения  
    упражнения  
1. Лежа на Слегка подтягивая за Обязательно по
  спине. одну руку и перенося очереди через
  Ноги фик- центр тяжести на обе стороны
  сированы другую руку, стиму-  
    лировать подъем кор-  
    пуса сначала с опо-  
    рой на локоть и пред-  
    плечье, затем с опо-  
    рой на кисть  

Окончание таблицы

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения Примечание
    упражнения  
2. Лежа на спине, на мяче Придерживая ребен­ка в области таза и ног, стимулировать присаживание через поворот на бок и опо- Постепенно увеличивать объем покачи­ваний
    ру на руку покачива-  
    ниями мяча  
3. Стоя на Потягивая за таз, пе-  
  четверень­ках на ва- ревести в положение сидя на пятках с пере-  
  лике водом рук на валик  
4. Стоя на Потягивая за таз с ак- Постепенно пе-
  четверень­ках на ва­лике центом на одну сторо­ну, добиться сгибания одноименной ноги и реводить в по­ложение сидя. Обязательно в
    переноса центра тя­жести на нее. Другая обе стороны
    нога в полусогнутом  
    положении  
5. Стоя на Стимулировать пере- В обе стороны
  четверень- нос центра тяжести  
  ках на ва- на одну ногу, потяги-  
  лике вая за руку и за таз с противоположной  
    стороны, перевести в  
    положение сидя  
6. Стоя на Стимулировать пере- При удачных
  четверень­ках нос центра тяжести и переход в положение попытках по­вторить без ва-
    сидя только игруш­кой лика

 



3-2344



9. Упражнения для тренировки вставания на ко­лени

Эта поза является важной для перехода в верти­кальное положение.

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения Примечание
    упражнения  
1. Стоя на Сначала пассивно, а Не давать при-
  четверень- затем активно перей- сесть на пятки,
  ках с вали­ком под животом ти руками на валик и встать на колени с опорой на валик стимулируя паравертеб-рально вып-
      рямление спи-
      ны и точкой в
      области т/б су-
      става выпрям­ление бедра
2. Стоя на Захватывая плечи и  
  четверень­ках отводя руки назад с наружной ротацией,  
    стимулировать  
    подъем корпуса в по-  
    ложение стоя на коле-  
    нях  
3. Стоя на ко- Удерживать выпрям-  
  ленях у мяча с опо­рой рука- ленную позу с помо­щью паравертебраль­ной стимуляции  
  ми на него    
4. Тоже Покачивая мяч, тре-  
    нировать равновесие в этой позе  
5. Стоя на коленях , Потягивая ребенка за своей рукой, стиму- Можно за мя­чом
  удержива- лировать поперемен-  
  ясь за руку ное переступание ног  
  методиста    
6. Сидя на Стимуляция подъе-  
  пятках с мов на колени:  
  опорой ру-    

Окончание таблицы

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
  нами о ва­лик • отведением плеч с наружной ротацией, • стимуляцией иг­рушкой, • паравертебральной стимуляцией вы­прямления спины  
.7. Стоя на ко­ленях с опорой о стенку или валик Стимуляция актив­ных поворотов, на­клонов и подъемов головы за игрушкой с сохранением позы и равновесия  
8. Тоже Стимуляция захвата игрушки из разных положений (сверху, снизу, справа, слева, сзади), сопровождаю­щегося наклонами и поворотами корпуса  
9. Тоже Легкими подталкива­ниями в разных на­правлениях стимули­ровать сохранение позы  






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.