Упражнения для тренировки поворотов на бок и на живот
Повороты со спины на бок и на живот стимулируют работу многих мышц шеи, туловища и конечностей, стимулируют подъем головы. Тренировка поворотов стабилизирует опорную функцию нижележащих отде-
лов (на боку), что имеет огромное значение для дальнейшего присаживания. Сначала формируется стереотип поворота «блоком», затем с последовательной ротацией между верхней частью туловища и тазом. Повороты стимулируются в обе стороны поочередно. В случае асимметрии тонуса чаще стимулируются повороты через пораженную сторону.
№ п/п
| Исходное
положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
| 1.
| Лежа на спине
| Слегка сгибая пассивно голову, медленно поворачивать ее в сторону. За головой следует сначала верхняя часть туловища, затем таз. Сгибание, ротация и поворот должны совершаться одновременно
| Вместо пассивного поворота головы можно применять стимуляцию игрушкой
| 2.
| На спине
| Можно начинать поворот пассивно с перемещения руки в сторону поворота
| Если нет эк-стензорного тонуса
| 3.
| На спине
| Ноги ребенка сгибают в коленных суставах, поворачивают в сторону. За этим следует ротация таза и верхней части туловища
|
| 4.
| На спине
| Сгибая ногу в т/б и коленном суставах, перемещают ее за другую ногу в сторону поворота. Поворот должен будет завершен самостоятельно
|
| Окончание таблицы
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
| 5.
| На спине
| При повороте туловища с головы и плеч оказывают давление на таз, препятствуя его повороту. После поворота верхней части туловища отпустить для завершения раздельного поворота
| Если поворот происходит «блоком» и нет ротации.
| 6.
| На спине
| Препятствуя повороту с таза, фиксируют голову и плечо, противоположное повороту, затем отпускают для завершения поворота
| В том же случае, что и в 5
| 7.
| На спине
| Для завершения поворота стимулируют точку в области плечевого сустава, медиальном крае лопатки или в области гребня подвздошной кости на этой же стороне
| При повороте на бок или не полном повороте на живот
| 8.
| На спине, на простыне
| Приподнимая край простыни, стимулировать поворот под действием силы тяжести
|
| 4. Упражнения для стимуляции ползания на животе
Ползание с опорой на предплечья является подготовительным этапом для реципрокного движения конечностей, способствует формированию выпрямляющих рефлексов туловища.
55
№
| Исходное
| Порядок
| Примечание
| п/п
| положение
| выполнения
|
|
|
| упражнения
|
| 1.
| Лежа на
| Попеременное пас-
| Имитация дви-
|
| животе
| сивное сгибание и на-
| жения полза-
|
|
| ружная ротация ног
| ния по-плас-
|
|
|
| тунски
| 2.
| Лежа на
| Голова повернута на
|
|
| животе
| бок, «лицевая» рука
|
|
|
| поднята вверх, кисть
|
|
|
| повернута к лицу,
|
|
|
| «затылочная» рукав
|
|
|
| пронированном по-
|
|
|
| ложении вдоль туло-
|
|
|
| вища. «Лицевая» но-
|
|
|
| га согнута, «заты-
|
|
|
| лочная» нога вы-
|
|
|
| прямлена. Стимули-
|
|
|
| руются точки, вызы-
|
|
|
| вающие движения:
|
|
|
| • точка на медиаль-
| Стимуляция
|
|
| ном надмыщелке пле-
| обеих точек од-
|
|
| ча «лицевой» руки
| новременно вы-
|
|
| вызывает движение
| зывает опору на
|
|
| этой руки вниз, сгиба-
| оба предплечья
|
|
| ние ее в локтевом сус-
| и подъем голо-
|
|
| таве, создание опоры
| вы.
|
|
| на предплечье;
|
|
|
| • точка на радиаль-
|
|
|
| ном мыщелке «заты-
|
|
|
| лочной» руки вызы-
|
|
|
| вает движение этой
|
|
|
| руки вперед и вверх,
|
|
|
| создание опоры на
|
|
|
| предплечье;
|
|
|
| • точка на медиаль-
| Одновремен-
|
|
| ном мыщелке бедра
| ная стимуля-
|
|
| выпрямленной ноги
| ция точек на
|
|
| вызывает сгибание
| руке и ноге вы-
|
|
| этой ноги;
| зывает одно-
|
|
| • точка на пятке со-
| временное дви-
|
|
| гнутой ноги вызыва-
| жение руки и
|
|
| ет разгибание.
| ноги
|
|
| Дополнительные
|
|
|
| точки:
|
| Окончание таблицы
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
|
|
| • внутренний край лопатки на «лицевой» стороне, • акромиальный отросток плеча «затылочной» руки
|
| 3.
| Лежа на животе
| Попеременные пассивные скользящие движения руками как при плавании
| Можно проводить в облегченных положениях на валике под грудью.
| 5. Упражнения для тренировки вставания на четвереньки и удержания в этой позе
Для этого действия ребенок должен уметь свободно поднимать голову, переносить центр тяжести с одной руки на другую. При преобладании флексорного тонуса используются поддержки за локтевые сгибы, за плечи и удержание позы на валике. Диаметр валика должен быть равным вытянутой руке. Если в положении на животе продолжает преобладать выраженный сги-бательный тонус в результате продолжающегося влияния тонических рефлексов, который затрудняет подъем головы и опору на руки в положении на четвереньках, необходимо провести упражнения для торможения тонических рефлексов.
В позе на четвереньках обучают ребенка изолированным движениям головы, рук. Реакцию равновесия тренируют длительно, до устойчивости в этой позе высокой степени.
№ п/п
1.
2.
3.
Исходное положение
Лежа на
животе
Лежа животе
Стоя на коленях, стопы в подо-швенном
сгибании
Стоя на четвереньках, на валике
Порядок выполнения упражнения
Сгибая одну ногу, пассивно придать позу стояния на четвереньках, другой рукой поддерживать под живот. Затем так же согнуть другую
Ребенок опирается на вытянутые руки. Поддерживая его под живот, пассивно перенести центр тяжести на одну руку, стимулируя сгибание ноги с противоположной стороны, затем перенеся центр тяжести на согнутую ногу и одноименную руку, стимулировать сгибание другой ноги
Отводя руки назад в наружной ротации, перенести корпус в наклонное положение, вывести руки вперед и поставить их на опору
Удерживая правильную позу с опорой на раскрытые кисти, осторожно покачивать ребенка вперед — назад. Амплитуду со временем можно увеличивать, не давая сгибаться рукам и разгибаться ногам
Примечание
Можно под живот подложить валик
При необходимости можно поддерживать голову за подбородок
При хорошем удержании позы валик можно убрать
Окончание таблицы
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
| 5.
| Стоя на четвереньках, на валике
| Слегка подталкивая ребенка то за плечо, то за туловище, то за таз (вперед, назад, вправо, влево), добиваться устойчивого равновесия
| При хорошем удержании позы работать без валика
| 6.
| Стоя на четвереньках
| Стимулировать игрушкой движения головы вверх, вниз, вправо, влево, по могая удерживать позу
|
| 7.
| Стоя на четвереньках
| Стимулировать игрушкой перенос центра тяжести на одну руку и доставание другой игрушку в разных направлениях и на разном расстоянии
| Сначала можно использовать валик
| 8.
| Стоя на четвереньках
| Пассивные поочередные подъемы ног в сторону, вперед, назад с удержанием позы
|
| 6. Упражнения для тренировки ползания на четвереньках
Для освоения ползания на четвереньках ребенок должен уметь сохранять равновесие в этой позе, перемещать центр тяжести. Передвижение на четвереньках требует развития реципрокных движений рук и ног, которые тренировались уже в положении лежа на животе.
№
| Исходное
| Порядок
| Примечание
| п/п
| положение
| выполнения
|
|
|
| упражнения
|
| 1.
| Стоя на
| Поочередное пассив-
|
|
| четверень-
| ное сгибание ног сна-
|
|
| ках с под-
| чала без переноса
|
|
| держкой
| центра тяжести, за-
|
|
| под живот
| тем с переносом цен-
|
|
| или на ва-
| тра тяжести и зано-
|
|
| лике
| сом ноги на валик
|
| 2.
| Тоже
| Стимуляция игруш-
| Можно начи-
|
|
| кой подъема руки и
| нать на валике
|
|
| синхронное пассивное
|
|
|
| сгибание одноимен-
|
|
|
| ной ноги с переносом
|
|
|
| центра тяжести на
|
|
|
| другие конечности
|
| 3.
| Тоже
| Стимуляция игруш-
|
|
|
| кой подъема руки и
|
|
|
| синхронное пассив-
|
|
|
| ное сгибание ноги с
|
|
|
| противоположной
|
|
|
| стороны при сохране-
|
|
|
| нии равновесия
|
| 4.
| Стоя на ру-
| Стимулировать пере-
| Поддержка со
|
| ках, мето-
| нос центра тяжести с
| временем ос-
|
| дист под-
| одной руки на дру-
| лабляется и
|
| держивает
| гую, а затем легким
| при самостоя-
|
| под грудь и
| подталкиванием впе-
| тельном удер-
|
| живот од-
| ред вызывать «пере-
| жании корпуса
|
| ной рукой
| шагивания» руками
| остается только
|
| и за ноги
|
| за ноги
|
| другой ру-
|
|
|
| кой
|
|
| 5.
| Стоя на
| Стимулировать иг-
| Можно исполь-
|
| четверень-
| рушкой перемеще-
| зовать поддер-
|
| ках
| ния руками и ногами
| жку на поло-
|
|
|
| тенце
| 7. Упражнения для тренировки устойчивого сидения и самостоятельного присаживания
Для устойчивого сидения необходим хороший контроль головы, выпрямительные реакции туловища, опорная функция рук, равновесие. Тренировку контроля головы начинают с первых месяцев жизни, удерживая ребенка в положении сидя спиной к себе, одной рукой поддерживая его под мышки и грудь. После того как ребенок начал из положения сидя на спине присаживаться с помощью взрослого с опорой на одну руку целесообразно формировать устойчивое сидение. Тренируют устойчивую поз'у сидения в разных положениях — сидя с разведенными ногами, сидя со свешенными ногами, сидя по-турецки. Последняя поза особенно полезна, так как она препятствует приведению и внутренней ротации ног. Сначала занимаются реакцией равновесия легкими толчкообразными движениями с постепенным увеличением силы толчка, а затем стимулируют опору на руки и умение сидеть без поддержки. Особое внимание уделяется умению сохранения устойчивости позы при разных положениях головы, вызывая разгибание спины точечной паравертебральной стимуляцией.
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения
| Примечание
|
|
| упражнения
|
| 1.
| Сидя по-
| Проводя пальцами
|
|
| турецки с
| вдоль позвоночника
|
|
| поддержкой мето-
| стимулировать выпрямление спины
|
|
| диста
|
|
| 2.
| Сидя по-турецки, поддержка
| Отводя плечи и руки назад с наружной ротацией, вызывать
|
|
| за плечи
| выпрямление туло-
|
|
|
| вища и подъем голо-
|
|
|
| вы
|
|
Продолжение таблицы
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения
| Примечание
|
|
| упражнения
|
| 3.
| Сидя по-
| Стимуляция подъе-
| Постепенно
|
| турецки с
| мов, наклонов, пово-
| уменьшать ин-
|
| поддержкой мето-
| ротов головы игрушкой
| тенсивность поддержки
|
| диста под
|
|
|
| грудь или
|
|
|
| за плечи
|
|
| 4.
| Сидя по-ту-
| Покачивать назад,
| Постепенно
|
| рецки или с вытяну-
| вперед, в стороны, по диагонали, вызывать
| амплитуда движений возрас-
|
| тыми нога-
| устойчивость в позе
| тает
|
| ми лицом к
| сидения
|
|
| методисту
|
|
|
| с поддерж-
|
|
|
| кой за раз-
|
|
|
| веденные
|
|
|
| руки
|
|
| 5.
| Сидя на ру-
| Опуская ребенка
|
|
| ках мето-
| вниз за стол и сохра-
|
|
| диста ли-
| няя опору на руки,
|
|
| цом к столу
| стимулировать вы-
|
|
| с опорой на
руки
| прямление спины и головы («выглядывания из-за стола»)
|
| 6.
| Сидя ли-
| Слегка покачивая
| Амплитуда по-
|
| цом к мето-
| вправо или влево, от-
| степенно уве-
|
| дисту с
| пуская одноименную
| личивается
|
| поддержкой за руки
| руку, вызывать опору на отпущенную
|
|
|
| РУКУ
|
| 7.
| Сидя ли-
| Покачивая мяч впе-
|
|
| цом к мя-
| ред-назад и проводя
|
|
| чу, ноги разведены или в положении по-
| пальцами паравер-тебрально, вызывать стабилизацию положения с прямой спи-
|
|
| турецки
| ной
|
| Продолжение таблицы
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения
| Примечание
|
|
| упражнения
|
| 8.
| Сидя, све-
| Стимуляция захвата
| Игрушка в раз-
|
| сив ноги за край стола
| игрушки слева или справа с поворотом
| ном положении на столе, на раз-
|
|
| корпуса
| ном удалении
| 9.
| Сидя по-ту-
| Захват игрушки на
| Повороты по-
|
| рецки, спи-
| весу справа, слева,
| степенно уве-
|
| ной к мето-
| спереди, верху
| личиваются,
|
| дисту
|
| поддержка
|
|
|
| уменьшается
| 10.
| Сидя по-
| Стимулировать зах-
|
|
| турецки
| ват игрушки из раз-
|
|
| или с раз-
| ных положений, на-
|
|
| веденными
| клоняя корпус и воз-
|
|
| ногами
| вращаясь в исходное
|
|
|
| положение
|
| 11.
| Сидя верхом на ва-
| Поддерживая туловище ребенка, прида-
|
|
| лике
| вать правильную опо-
|
|
| •
| ру на стопы, проводя пальцем от большого
|
|
|
| пальца к мизинцу для разгибания пальцев и
|
|
|
| дальше до пятки, вы-
|
|
|
| зывая отведение стопы (при варусной установке)
|
| 12.
| Сидя вер-
| Повороты, наклоны,
|
|
| хом на валике с пра-ви л ьной
| подъемы головы за игрушкой с удержанием позы
|
|
| опорой на
|
|
|
| стопы
|
|
| 13.
| Сидя верхом на валике с упо-
| Пассивный наклон вперед и активное выпрямление в ис-
| Наклон может быть активным за игрушкой
|
| ром на сто-
| ходное положение
|
|
| пы
|
|
|
Окончание таблицы
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
| 14.
| Лежа на спине
| Привести руки к стопам и, захватив руки и ноги, приподнять корпус и голову, покачать в этом положении
| Стимулировать выпрямление спины и головы
| 15.
| Лежа на спине
| Привести руку к одноименной ноге и сти-мулировать подъем до положения сидя с опорой на свободную
РУКУ
|
| 8. Упражнения для выработки умения самостоятельно присаживаться
Способность самостоятельно садиться формируется при возможности поворота туловища с ротацией, хорошем контроле головы в положении сидя, сохранении равновесия в этой позе. Тренируют самостоятельное присаживание через поворот на бок, из положения на четвереньках и положения лежа на спине.
№
| Исходное
| Порядок
| Примечание
| п/п
| положение
| выполнения
|
|
|
| упражнения
|
| 1.
| Лежа на
| Слегка подтягивая за
| Обязательно по
|
| спине.
| одну руку и перенося
| очереди через
|
| Ноги фик-
| центр тяжести на
| обе стороны
|
| сированы
| другую руку, стиму-
|
|
|
| лировать подъем кор-
|
|
|
| пуса сначала с опо-
|
|
|
| рой на локоть и пред-
|
|
|
| плечье, затем с опо-
|
|
|
| рой на кисть
|
| Окончание таблицы
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения
| Примечание
|
|
| упражнения
|
| 2.
| Лежа на спине, на мяче
| Придерживая ребенка в области таза и ног, стимулировать присаживание через поворот на бок и опо-
| Постепенно увеличивать объем покачиваний
|
|
| ру на руку покачива-
|
|
|
| ниями мяча
|
| 3.
| Стоя на
| Потягивая за таз, пе-
|
|
| четвереньках на ва-
| ревести в положение сидя на пятках с пере-
|
|
| лике
| водом рук на валик
|
| 4.
| Стоя на
| Потягивая за таз с ак-
| Постепенно пе-
|
| четвереньках на валике
| центом на одну сторону, добиться сгибания одноименной ноги и
| реводить в положение сидя. Обязательно в
|
|
| переноса центра тяжести на нее. Другая
| обе стороны
|
|
| нога в полусогнутом
|
|
|
| положении
|
| 5.
| Стоя на
| Стимулировать пере-
| В обе стороны
|
| четверень-
| нос центра тяжести
|
|
| ках на ва-
| на одну ногу, потяги-
|
|
| лике
| вая за руку и за таз с противоположной
|
|
|
| стороны, перевести в
|
|
|
| положение сидя
|
| 6.
| Стоя на
| Стимулировать пере-
| При удачных
|
| четвереньках
| нос центра тяжести и переход в положение
| попытках повторить без ва-
|
|
| сидя только игрушкой
| лика
|
3-2344
9. Упражнения для тренировки вставания на колени
Эта поза является важной для перехода в вертикальное положение.
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения
| Примечание
|
|
| упражнения
|
| 1.
| Стоя на
| Сначала пассивно, а
| Не давать при-
|
| четверень-
| затем активно перей-
| сесть на пятки,
|
| ках с валиком под животом
| ти руками на валик и встать на колени с опорой на валик
| стимулируя паравертеб-рально вып-
|
|
|
| рямление спи-
|
|
|
| ны и точкой в
|
|
|
| области т/б су-
|
|
|
| става выпрямление бедра
| 2.
| Стоя на
| Захватывая плечи и
|
|
| четвереньках
| отводя руки назад с наружной ротацией,
|
|
|
| стимулировать
|
|
|
| подъем корпуса в по-
|
|
|
| ложение стоя на коле-
|
|
|
| нях
|
| 3.
| Стоя на ко-
| Удерживать выпрям-
|
|
| ленях у мяча с опорой рука-
| ленную позу с помощью паравертебральной стимуляции
|
|
| ми на него
|
|
| 4.
| Тоже
| Покачивая мяч, тре-
|
|
|
| нировать равновесие в этой позе
|
| 5.
| Стоя на коленях ,
| Потягивая ребенка за своей рукой, стиму-
| Можно за мячом
|
| удержива-
| лировать поперемен-
|
|
| ясь за руку
| ное переступание ног
|
|
| методиста
|
|
| 6.
| Сидя на
| Стимуляция подъе-
|
|
| пятках с
| мов на колени:
|
|
| опорой ру-
|
|
| Окончание таблицы
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
|
| нами о валик
| • отведением плеч с наружной ротацией, • стимуляцией игрушкой, • паравертебральной стимуляцией выпрямления спины
|
| .7.
| Стоя на коленях с опорой о стенку или валик
| Стимуляция активных поворотов, наклонов и подъемов головы за игрушкой с сохранением позы и равновесия
|
| 8.
| Тоже
| Стимуляция захвата игрушки из разных положений (сверху, снизу, справа, слева, сзади), сопровождающегося наклонами и поворотами корпуса
|
| 9.
| Тоже
| Легкими подталкиваниями в разных направлениях стимулировать сохранение позы
|
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|