ДМИТРИЙ БРОНИСЛАВОВИЧ СМОЛЬСКИЙ (1937)
Д.Б.Смольский – ученик А.В.Богатырёва, один из ведущих белорусских композиторов, народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии республики, профессор Белорусской академии музыки. Его отец известный белорусский музыковед. Дмитрий Брониславович Смольский родился в1937 г г. Минске, учился по классу фортепиано в Средней специальной музыкальной школе при консерватории. С 1955 по 1960 г. - студент отделения композиции сначала Московской, а затем Белорусской консерватории (класс профессора А. В. Богатырева) . Аспирантуру педагогического института им.Гнесиных (Москва) закончил под руководством профессора Н. И. Пейко. Музыкальное образование Д. Б. Смольского многогранно: он не только композитор, но, и пианист, преподаватель теоретических дисциплин и композиции в Белорусской консерватории (с 1979 – доцент, с 1986 – профессор). С 1961 г. - член Союза композиторов БССР, неоднократно избирался в состав его правления. В 1972 г. Д.Смольский стал лауреатом премии Ленинского комсомола Белоруссии; в 1975 г. ему присвоено почётное звание заслуженного деятеля искусства БССР. Творчество Смольского очень разножанрово: - музыка для театра (три оперы); - вокально-инструментальные сочинения (многочисленные оратории, вокально-симфонические поэмы); - инструментальные концерты (три цимбальных, два фортепианных, два скрипичных); - симфонические сочинения (8 симфоний); - камерно-инструментальные сочинения. Д. Смольским написаны опера «Седая легенда», хореографическая поэма «Патриотический этюд» и хореографическая картина «Беларусь», музыка к кинофильмам, спектаклям и радиоспектаклям. Крупными вокально-симфоническнми произведениями являются: «Кантата о Ленине», оратория «Моя Родина», поэмы - «Голоса рассвета», «Два обличья земли», «Поэма о Днепре», «Песни Хиросимы», вокально-симфонический цикл «Бабий век», восемь симфоний, четыре увертюры, два концерта для фортепиано. Им созданы также два концерта для цимбал с оркестром белорусских народных инструментов, сонаты для фортепиано, пьесы для скрипки и виолончели, вариации для духовых и ударных инструментов, вариации на «бассо-остинато» для флейты и фортепиано, хоры, песни и романсы. ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА СМОЛЬСКОГО: I. 60-е годы. Начало творческого пути. Время увлечения композиторскими техниками XX века (додекафония, сонористика – Флейтовая соната, оратория «Песни Хиросимы», октофония для 8 духовых, фортепианный цикл «Игра света», первая симфония). Свежесть современного музыкального языка. Качество звучания. II. Конец 60-х – начало 70-х годов. Время сближения новаторского и традиционного – «умеренный» стиль. Возвращение к классическим традициям, опора на народную песню («Праздничная увертюра» для симфонического оркестра, вокально-симфоническая поэма «Два лика земли», оратория «Моя Родина», первый цимбальный концерт).Образы более живые, реалистичные, глубокое изучение белорусской культуры. III. Вторая половина 70-х – 90-е годы. Время появления произведений, для которых характерны утончённо-интеллектуальные образы, неторопливый тон повествования, экспрессивная музыкальная речь, тонкая тематическая работа, поиски в области жанра (восьмая симфония – введена роль чтеца). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|