Здавалка
Главная | Обратная связь

Интерьер финской церкви Темппелиаукио, вырубленной в скале

Становление Евангелическо-Лютеранской церкви.

Лютеранство — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве. С лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке, а затем и во время формирования государственных церквей скандинавских стран. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви, с одной стороны, и более радикальных протестантских движений — с другой (анабаптизм, кальвинизм, цвинглианство и т. д.).

Исторически лютеранство было преобладающей религией в следующих странах и регионах:

--- Северные земли Германии

Евангелическая церковь в Германии объединение (уния) лютеранских и реформатских земельных Церквей Германии. Количество прихожан церкви составляет 24 832 110 человек. Она представляет собой конфедерацию 22 региональных протестантских церквей, но не является церковью в теологическом понимании в связи с деноминационными различиями. Тем не менее, церкви имеют полное единство в части проповеди и в богослужениях. Все региональные церкви ЕЦГ ограничены определёнными территориями, исключением является Евангелическая Реформатская Церковь.

--- Дания

Церковь Датского Народа — государственная лютеранская церковь Дании, прихожанами которой являются 80,4 % жителей страны. Сформировалась в 1536, а её государственный статус закреплён в конституции 1849 года. Главой Церкви является монарх Дании. По данным на 1 января 2014 года Церковь датского народа насчитывала 4413825 членов, то есть 78,4 % от 5627235 жителей Дании. Состоит из 11 епархий , органами которых являются епархиальные советы во главе с епископами , епархии состоят из пробств , пробства из пасторатов , пастораты из приходов, органом которых является приходской совет возглавляемых приходскими пресвитерами.

--- Швеция

Церковь Швеции — крупнейшая христианская деноминация в Швеции, крупнейшая лютеранская церковь во Всемирной лютеранской федерации и в мире. Членами церкви являются около 6,4 миллионов человек или 67,5 % населения Швеции. Однако, только 2 % посещает богослужения еженедельно. До 2000 года церковь имела статус государственной. Название «Церковь Швеции» впервые появилось в законодательном акте в 1860 году (в первом законе о несогласных). Это название было необходимо для того, чтобы различать Церковь Швеции от других конфессий.

Церковь Швеции представляет собой:

· сообщество людей евангелическо-лютеранской веры в Швеции, объединяющее приходы и диоцезы;

· открытую национальную церковь, работающую с демократическими организациями и через церковное служение, охватывающую всю нацию;

Главой Церкви Швеции является Архиепископ Уппсалы. 15 октября 2013 года архиепископом была избрана Антье Якелен[2], которая вступила в должность в 2014 году.

---Финляндия

Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии — финская лютеранская община, прихожанами которой являются 76,4 % финнов, что составляет около 4.1 млн человек (2012). Глава финских лютеран — архиепископ Турку Кари Мякинен. Главными обрядами церкви являются: крещение, причастие,конфирмация (в 15-ти летнем возрасте), венчание, похороны. Первоначально являлась частью Церкви Швеции, однако была выделена в самостоятельную единицу в 1809 году после присоединения Финляндии к России. Апостольская преемственность была пресечена в 1889 году, но восстановлена в 1934 году от шведских и англиканских епископов.

Существуют также: Церковь Норвегии, Церковь Исландии, Народная Церковь Фарер (Фарерские острова), Эстонская евангелическо-лютеранская церковь, Евангелическо-лютеранская церковь Латвии.

--- Лютеранские церкви в Южной Африке

В Южной Африке возникновение лютеранских церквей связано с миссионерской деятельностью германских и скандинавских пасторов, берущей свое начало еще в 1737 г., когда сюда прибыл Г. Шмидт — представитель церкви Моравских братьев. Но по-настоящему активное распространение лютеранства начинается лишь в XIX в., когда здесь начинают свою работу миссионерские общества, представлявшие лютеранские церкви Германии, Швейцарии, Дании и Скандинавии.

Кроме миссионерской деятельности среди африканцев , другим важнейшим источником формирования лютеранских общин являлась эмиграция на Юг Африки выходцев из Северной Германии и Скандинавии. Организационное оформление лютеранских миссий происходит в конце XIX — первой трети XX вв. В это время возникают лютеранские конференции и синоды по региональному и этническому принципу, принадлежности к определенной миссионерской организации. К середине XX в. здесь уже насчитывалось 13 лютеранских и моравских синодов, представлявших собой уже независимые церкви. В 1975 г. на основе объединения четырех автономных лютеранских церквей была образована Евангелическая лютеранская церковь в Южной Африке , которая по сей день остается крупнейшей из лютеранских церквей ЮАР. По своему этнорасовому составу она является, прежде всего, церковью африканцев (составляют 87 % прихожан по данным переписи 2001 г.).

 

--- Лютеранство на Украине

Первые лютеране появились на Украине ещё в XVI веке. В дальнейшем, верующие данной конфессии принадлежали к имперской Церкви России (за исключением запада страны). Там, на территории, принадлежавшей до 1939 года Польше возникла Польская лютеранская церковь, возобновившая свою деятельность во вновь образованном государстве после 1994 года. Помимо этого здесь функционирует Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Украины. Помимо этого здесь существует Синод евангелическо-лютеранских церквей Украины.

 

--- Лютеранство в России

Лютеранство на территории России появилось ещё в XVI веке, благодаря немецким переселенцам. В 1832 году все течения и организации лютеранства (за исключением собственно Финляндии и Польши) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России , которая получила единый устав, согласно ему главой церкви являлся российский император, но оговаривалось его невмешательство в религиозные дела.

В советское время церковь к 1938 была уничтожена. В сентябре 1948 была зарегистрирована евангелическо-лютеранская община в Латвии, первая в СССР, а затем в Эстонии. В 1980 году насчитывалось около 80 зарегистрированных лютеранских общин. Однако все они были независимы друг от друга, не объединены в церковь.

Во время перестройки государство признало Церковь, и была воссоздана структура управления. Главой новообразованной церкви стал Харальд Калныньш (который ранее долгое время по собственной инициативе посещал общины в России), посвящённый епископом в Риге. Воссозданная церковь получила название «Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в Советском Союзе».

Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии. Основой Церкви Ингрии стали приходы финских переселенцев в волости Северной Ингрии (между рекой Нарвой и северо-западным побережьем Ладожского озера), возникшие в XVI в. во время войн России и Швеции при Иване Грозном. Самым ранним является упоминание о приходе Лемблово, которое датируется 1611 года. Примерно в это же время возникает приход из финнско-шведских военнопленных в Нижнем Новгороде. Финская церковь пользовалась широкими правами и в качестве самостоятельной была занесена в "Устав иностранных исповеданий" времен Петра I.

После 1938 года Церковь прекратила свое официальное существование (без акта о закрытии), но все же продолжала действовать в катакомбных условиях. Возрождение началось в 1950-х годах, когда после присоединения к Эстонской лютеранской Церкви. Самостоятельная Церковь Ингрии была создана в 1989 г.

Архитектура

В отличие от многих протестантских конфессий лютеране большое значению придавали и придают архитектуре, в результате большинство кирх если не архитектурные шедевры, то достопримечательности населённых пунктов, в которых они находятся. Часть зданий перешла к лютеранам от католиков (правда, далеко не всегда мирным путём), затем строились здания в современных (на момент постройки) стилях — барочном, затем классическом. С конца XIX века очень активно использовался неоготический стиль, позже, в XX веке, построено большое количество церквей в стиле модерн. Само вероучение не налагает никаких ограничений на стиль церковных строений, поэтому, при наличии у заказчика средств и желания, архитектор имеет заметную свободу для творчества.

Интерьер финской церкви Темппелиаукио, вырубленной в скале

Живопись

В отличие от кальвинистов, лютеране никогда не отвергали церковную живопись, однако ей не придаётся такого сакрального смысла, как у католиков. Поскольку декору церквей вероучение не придает существенного значения, изображения в кирхах часто ограничиваются наличием заалтарной картины или мозаики, могут встречаться витражи. С другой стороны, при желании и возможностях, может быть создано сложное убранство с росписями в самых разных стилях. Так, например, богато украшены Церковь Вознесения в Иерусалиме, Мемориальная церковь Протестации в Шпайере и т. д.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.