Здавалка
Главная | Обратная связь

Билет №8 Специализация концентрация и кооперирование производства на предприятии



Концентрация производства— это сосредоточение производства одного или

нескольких аналогичных видов продукции (автомобилей, тракторов, землеройных и сельскохозяйственных машин, строительных материалов и т. п.) или услуг в крупных организациях (объединениях).

Концентрация производства реализуется в четырех основных формах:

§ концентрация специализированного производства;

§ концентрация комбинированных производств;

§ кооперирование;

§ увеличение мощности универсальных предприятий.

Концентрация производства позволяет применять высокоэффективные технологии, инструмент и оборудование, специализированные и специальные технологические машины, современные методы организации производства, комплексно использовать сырье и материалы, уменьшить число управленческих работников, а также реализовывать крупные проекты по совершенствованию и модернизации выпускаемой продукции. Концентрация производства развивается под влиянием двух факторов:

§ роста потребности в определенных видах продукции;

§ научно-технического прогресса в данной отрасли, открывающего возможность повышения качества продукции и снижения ее цены.

Специализация производства— выражается в том, что каждое производство ограничивается изготовлением определѐнного вида конструктивной и технологически однородной продукции.

Углубление специализации дальнейшим разделением труда. Однородность производственной продукции обеспечивается:


§ технологической схожестью продукции, предназначенной к непосредственному использованию потребителем;

§ изготовлением отдельных узлов, блоков и деталей сложной продукции;

§ выполнением отдельных, обособленных стадий технологического процесса;

§ оказанием услуг вспомогательных производств.

Соответственно этому, различают четыре вида специализации предприятий:

1. предметную;

2. подетальную (иногда называют — узловая);

3. технологическую;

4. по услугам вспомогательного производства.

Предметная специализациясостоит в том, что каждое предприятие ограничивается изготовлением конструктивно-технологически однородной, конечной продукции (автомобили, телевизоры, полимерное и химическое оборудование и т.д.).

Подетальная специализацияхарактеризуется сосредоточением производства отдельных деталей, полуфабрикатов, заготовок, узлов или агрегатов.

Технологическая специализацияпроявляется в том, что самостоятельные предприятия ограничиваются выполнением отдельных стадий технологических процессов (автосборочный, радиосборочный заводы и т.д.).

Специализация вспомогательных производств,к которой относятся инструментальные и ремонтные цеха (завод), цеха по производству тары и упаковки и другие, осуществляется путѐм концентрации однородного вспомогательного производства на самостоятельных специализированных предприятиях или путѐм создания базовых специализированных цехов на действующих предприятиях.

Специализация упрощает систему управления и обслуживания производства, сокращает объѐм работ по технической подготовке, оперативному учѐту и контролю, способствует улучшению использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех этапах производственного цикла.

Преимущества специализации:

§ повышаетпроизводительность труда;

§ сокращаетдлительность производственного цикла изготовления деталей, их качество;

§ ускоряетоборачиваемость оборотных средств предприятия, снижает себестоимость продукции;

§ повышаетрентабельность производства.

Принцип специализации эффективен на предприятиях всех типов (индивидуального, серийного и массового производства), но находит он наибольшее применение в массовом производстве.

Показатели уровня специализации:

1. Количество разнородных видов продукций, изготавливаемых на одном

предприятии (снижение номенклатурных позиций плана выпуска продукции повышает уровень специализации).

2. Удельный вес профильной продукции в общем объѐме производства. К профильной продукции относится продукция, на изготовлении которой специализировано предприятие, оборудование, технологический процесс и специализация кадров.

Кооперирование производства— представляет собой длительные производственные связи между предприятиями по совместному изготовлению продукции.

Кооперирование может быть отраслевым, региональным или международным. Критериями выбора вида кооперирования служат качество и цена поставляемой продукции, имидж, надежность и миссия поставщика, качество сервиса, оказываемого поставщиком, затраты на эксплуатацию продукции поставщика.

Уровень кооперации производства характеризуют:


§ коэффициент кооперирования, определяемый делением стоимости комплектующих и покупных изделий, полуфабрикатов, поступающих от заводов- поставщиков, кооперирующихся с данным предприятием, на себестоимость товарной продукции;

§ количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;

§ число заказов, выполняемых в порядке кооперирования для других предприятий; Кооперация считается оправданной, если она подтверждается технологической и экономической целесообразностью.

Виды кооперирования производства:

По характеру участияв процессе кооперирования:

§ кооперация «со стороны»;

§ кооперация «на сторону».

По территориальному признаку:

§ внутрирайонное кооперирование (в одном экономическом районе);

§ межрайонная.

По характеру использования производственной базы:

§ кооперирование на базе специализации;

§ кооперирование на базе свободных производственных мощностей. Для оценки уровня кооперированияиспользуют следующие показатели:

§ удельный вес кооперированных поставок в себестоимости готовых изделий;

§ количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;

§ удельный вес, в общем объѐме кооперации, поставок по внутрирайонному и межрайонному кооперированию.

Экономическая эффективность кооперирования достигается улучшением показателей работы предприятий за счѐт прекращения производства на них небольших партий деталей и узлов и передачи их изготовления на специализированные предприятия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.