Билет №8 Специализация концентрация и кооперирование производства на предприятии
Концентрация производства— это сосредоточение производства одного или нескольких аналогичных видов продукции (автомобилей, тракторов, землеройных и сельскохозяйственных машин, строительных материалов и т. п.) или услуг в крупных организациях (объединениях). Концентрация производства реализуется в четырех основных формах: § концентрация специализированного производства; § концентрация комбинированных производств; § кооперирование; § увеличение мощности универсальных предприятий. Концентрация производства позволяет применять высокоэффективные технологии, инструмент и оборудование, специализированные и специальные технологические машины, современные методы организации производства, комплексно использовать сырье и материалы, уменьшить число управленческих работников, а также реализовывать крупные проекты по совершенствованию и модернизации выпускаемой продукции. Концентрация производства развивается под влиянием двух факторов: § роста потребности в определенных видах продукции; § научно-технического прогресса в данной отрасли, открывающего возможность повышения качества продукции и снижения ее цены. Специализация производства— выражается в том, что каждое производство ограничивается изготовлением определѐнного вида конструктивной и технологически однородной продукции. Углубление специализации дальнейшим разделением труда. Однородность производственной продукции обеспечивается: § технологической схожестью продукции, предназначенной к непосредственному использованию потребителем; § изготовлением отдельных узлов, блоков и деталей сложной продукции; § выполнением отдельных, обособленных стадий технологического процесса; § оказанием услуг вспомогательных производств. Соответственно этому, различают четыре вида специализации предприятий: 1. предметную; 2. подетальную (иногда называют — узловая); 3. технологическую; 4. по услугам вспомогательного производства. Предметная специализациясостоит в том, что каждое предприятие ограничивается изготовлением конструктивно-технологически однородной, конечной продукции (автомобили, телевизоры, полимерное и химическое оборудование и т.д.). Подетальная специализацияхарактеризуется сосредоточением производства отдельных деталей, полуфабрикатов, заготовок, узлов или агрегатов. Технологическая специализацияпроявляется в том, что самостоятельные предприятия ограничиваются выполнением отдельных стадий технологических процессов (автосборочный, радиосборочный заводы и т.д.). Специализация вспомогательных производств,к которой относятся инструментальные и ремонтные цеха (завод), цеха по производству тары и упаковки и другие, осуществляется путѐм концентрации однородного вспомогательного производства на самостоятельных специализированных предприятиях или путѐм создания базовых специализированных цехов на действующих предприятиях. Специализация упрощает систему управления и обслуживания производства, сокращает объѐм работ по технической подготовке, оперативному учѐту и контролю, способствует улучшению использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех этапах производственного цикла. Преимущества специализации: § повышаетпроизводительность труда; § сокращаетдлительность производственного цикла изготовления деталей, их качество; § ускоряетоборачиваемость оборотных средств предприятия, снижает себестоимость продукции; § повышаетрентабельность производства. Принцип специализации эффективен на предприятиях всех типов (индивидуального, серийного и массового производства), но находит он наибольшее применение в массовом производстве. Показатели уровня специализации: 1. Количество разнородных видов продукций, изготавливаемых на одном предприятии (снижение номенклатурных позиций плана выпуска продукции повышает уровень специализации). 2. Удельный вес профильной продукции в общем объѐме производства. К профильной продукции относится продукция, на изготовлении которой специализировано предприятие, оборудование, технологический процесс и специализация кадров. Кооперирование производства— представляет собой длительные производственные связи между предприятиями по совместному изготовлению продукции. Кооперирование может быть отраслевым, региональным или международным. Критериями выбора вида кооперирования служат качество и цена поставляемой продукции, имидж, надежность и миссия поставщика, качество сервиса, оказываемого поставщиком, затраты на эксплуатацию продукции поставщика. Уровень кооперации производства характеризуют: § коэффициент кооперирования, определяемый делением стоимости комплектующих и покупных изделий, полуфабрикатов, поступающих от заводов- поставщиков, кооперирующихся с данным предприятием, на себестоимость товарной продукции; § количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием; § число заказов, выполняемых в порядке кооперирования для других предприятий; Кооперация считается оправданной, если она подтверждается технологической и экономической целесообразностью. Виды кооперирования производства: По характеру участияв процессе кооперирования: § кооперация «со стороны»; § кооперация «на сторону». По территориальному признаку: § внутрирайонное кооперирование (в одном экономическом районе); § межрайонная. По характеру использования производственной базы: § кооперирование на базе специализации; § кооперирование на базе свободных производственных мощностей. Для оценки уровня кооперированияиспользуют следующие показатели: § удельный вес кооперированных поставок в себестоимости готовых изделий; § количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием; § удельный вес, в общем объѐме кооперации, поставок по внутрирайонному и межрайонному кооперированию. Экономическая эффективность кооперирования достигается улучшением показателей работы предприятий за счѐт прекращения производства на них небольших партий деталей и узлов и передачи их изготовления на специализированные предприятия.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|