Здавалка
Главная | Обратная связь

Которые должен усвоить студент при подготовке к занятию.



Термин Определение
1. Функциональные гастроинтестинальные расстройства Это разнообразная комбинация гастроинтестинальных симптомов без структурных или биохимических изменений.
2. Синдром циклической рвоты (CVS) Заболевание преимущественно детского возраста, проявляется стереотипными повторными эпизодами рвоты, которые сменяются симптомами полного благополучия.
3. Функциональная диспепсия это постоянная или рецидивующая боль или дискомфорт в верхней части живота. При этом дискомфорт – это неприятные субъективные ощущения (но не боль), которые могут включать разнообразные симптомы, такие как быстрое насыщение, ощущение распирания в эпигастрии, связанное или не связанное с приёмом пищи или физическими упражнениями, вздутие живота, тошнота, отрыжка, срыгивание, непереносимость жирной пищи, при котором в процессе обследования не вдається виявити яке-небудь органічне захворювання.
4. Функциональный запор Задержка испражнения кишечника, которое сопровождается затруднением дефекации при отсутствии органической патологии.

 

4.2. Теоретические вопросы к занятию:

1. Дать определение понятий: функциональные гастроинтестинальные расстройства, синдром циклической рвоты, функциональный запор, функциональная диспепсия.

2. Причини возникновения функциональных гастроинтестинальных расстройств у детей.

3. Классификация функциональных гастроинтестинальных расстройств у детей согласно Римским критериям ІІІ.

  1. Патогенез функциональных гастроинтестинальных расстройств у детей.
  2. Клиника синдрома циклической рвоты.
  3. Критерии диагностики синдрома циклической рвоты.
  4. Диагностические критерии функциональной диспепсии у детей.
  5. Основные симптомы функциональной диспепсии у детей.
  6. Механизмы возникновения симптомов функциональной диспепсии.
  7. Клиника и диагностика колики у детей раннего возраста.
  8. Клиника и диагностика функционального запора у детей раннего возраста.
  9. Лечение, профилактика и прогноз функциональных гастроинтестинальных расстройств у детей раннего возраста.

 

4.3. Практическая работа, которая выполняется на занятии:

1. Работа с тестовыми заданиями.

2. Работа студентов в палатах возле кровати детей с функциональными гастроинтестинальными расстройствами:

А) Сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни;

Б) Объективное обследование детей;

В) Формулировка диагноза согласно современной классификации;

Г) Составить план обследования больного ребенка;

Д) Составить план лечения больного ребенка.

3. Клинический разбор показательного случая.

4. Решение ситуационных задач.

 

 

Содержание теми исчерпывающе изложено в следующих источниках: лекции, методические разработки кафедры, учебная и научная литература, информация в сети Internet.

 

Диагностические критерии синдрома циклической рвоты (CVS):

Обязательные симптомы:

· Минимум 3 типичных рецидивирующих тяжелых приступа рвоты и/или тошноты и рвоты;

· Более чем четырехкратная рвота в фазе разгара заболевания;

· Эпизоды длительностью от нескольких часов (в среднем 24-48 ч), минимум 2 часа, но иногда до 10 дней и больше;

· Частота приступов меньше 2 эпизодов в неделю, в среднем 2-4 недели;

· Периоды полностью нормального самочувствия различной длительности;

· Отсутствие очевидной причины рвоты при обследовании.

Дополнительные критерии:

· Стереотипность: для конкретного пациента, каждый эпизод подобен по времени возникновения, по интенсивности, длительности, частоте, ассоциированным признакам и симптомам;

· Возможность самоликвидации (приступы могут заканчиваться спонтанно и без лечения);

· Анамнез (случаи мигрени или CVS в семье);

· Анамнестические данные про необходимость внутривенного введения жидкости во время приступа.

 

Римские критерии ІІІ диагностики синдрома циклической рвоты у детей:

1. Два или больше периодов интенсивной тошноты и стойкой рвоты на протяжении нескольких часов или дней;

2. Возвращение к обычному состоянию здоровья на протяжении нескольких недель или месяцев.

 

Диагностические критерии кишечной колики у детей:

  • возраст 1–6 месяцев;
  • длительность симптомов больше 10% времени за сутки;
  • рекурентный характер симптомов.

 

Римские критерии ІІІ диагностики функциональной диспепсии у детей:

    1. Постоянная или рецидивирующая боль или дискомфорт в верхней части живота;
    2. Не уменьшается после дефекации и не повязан с изменением частоты или характера стула (т.е., не синдром раздраженного кишечника);
    3. Отсутствуют доказательства воспалительного, метаболического или непластичного процесса, а также анатомические изменения, способные объяснить найденные признаки заболевания.

Вышеуказанные признаки наблюдаются не менее один раз в неделю на протяжении не менее 2 месяцев до установления диагноза.

Классификация функциональной диспепсии:

  1. Диспептический вариант, или постпрандиальный диспепсический синдром;
  2. Эпигастральный болевой синдром.

 

Таблица 1. Основные симптомы функциональной диспепсии и механизм её возникновения

Механизм Ассоциированные симптомы
Замедленная эвакуация содержимого из желудка Ощущение переполнения, тошнота, рвота
Повышенная чувствительность желудка к перерастяжению Боль в эпигастрии, срыгивания, снижение массы тела
Нарушение аккомодации Раннее насыщение, снижение массы тела
Инфекция Helicobacter pylori Боль в эпигастрии  
Гиперчувствительность двенадцатиперстной кишки к липидам Тошнота
Гиперчувствительность двенадцатиперстной кишки к кислоте Тошнота

 

ЛЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ СОСТОИТ ИЗ 4 ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ:

1. Диета №1 в разных вариантах в зависимости от кислотности.

2. Ликвидация первопричины – одновременное лечение невропатологами, психиатрами;

3. Коррекция моторных нарушений – прокинетики: метоклопрамид, мотилиум. Для снятия спазма сфинктеров показано использование спазмолитиков– но-шпа, мебеварин (дюспаталин).

4. Коррекция вторичных изменений, которые возникли на фоне дискинезии ЖКТ – ферменты, адсорбенты, пробиотики.

Лечение CVS:

Межприступный период:

- Нормализация режима дня;

- Устранение тригерных механизмов;

- У детей до 5-ти лет - ципрогептадин (перитол) 0,3мг/кг за 3-4 приёма;

- У детей после 5-ти лет – амитриптилин: до 6-ти лет 10-30 мг в сутки,6-12 лет – 30-50 мг в сутки, после 12 лет - 50-75 мг в сутки.

Продромальный период:

- Ондансетрон – селективный антагонист серотониновых рецепторов, с целью предупреждения тошноты и рвоты. Назначают с расчёта 0,3-0,4 мг/кг каждых 6 часов. С целью потенцирования действия ондансетрона назначают лоразепам (транквилизатор бензодиазепинового ряда) внутрь по 1 мг 2 раза в сутки.

Приступный период:

- Инфузионная терапия;

- В/в медленно лоразепам (0,05-0,1мг/кг, максимум 4 мг на дозу) и ондансетрон (0,3-0,4 мг/кг). Если эффект не наступает, назначается комбинация хлорпромазина (0,5-1 мг/кг на приём) с дефенилгидрамином (0,5-1 мг/кг на приём), которые вводят на физ. растворе на протяжении 15 минут.

 

Лечение кишечной колики:

1. Нормализация психоэмоционального состояния матери и окружающих.

2. Нормализация рациона питания матери (при естественном вскармливании) и ребенка (при искусственном вскармливании).

3. Постуральная терапия - положение ребенка после кормления под углом 45۫ С на протяжении 10-15 мин.

4. Тепло, массаж живота по часовой стрелке, газоотводная трубка или клизма.

5. Медикаментозная терапия: спазмолитики (риабал), препараты на основе семитикона или растительного происхождения.

 

Лечение функциональных запоров:

1. Диета №3;

2. Препараты лактулозы (дюфалак), у детей старше 12 лет также мукофальк и форлакс.

3. Витамины группы В (В1, В6, В12).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.