Здавалка
Главная | Обратная связь

Вечер тринадцатый. По вере вашей...



Проходя в комнату, Дмитрий Михайлович едва не наступил на куклу:

– А чья это девочка тут сидит?

– Это моя дочка Лада, – представила её Таня.

– Хорошее имя. А как она тебя называет? Мамой?

– Она не умеет говорить.

– Скоро научится?

– Она же кукла. Она никогда не научится.

– Но ты же – мама?

– Это игра такая, – девочка попыталась объяснить взрослому простейшие вещи.

– Понятно, – попробовал изобразить понимающий вид Дмитрий Михайлович, а потом честно признался:

– Хотя где игра, где жизнь – кто разберёт?

– Это тайна, – по секрету поведала гостю бабушка. – Забавно, но во время игры она на самом деле чувствует себя мамой.

– А Серёжа во что играет? – полюбопытствовал гость.

– В солдатиков, – гордо ответил мальчик.

– Командуешь ими?

– Просто беда, – посетовала мама. – Всё в войну да в войну. То в солдатиков, то с пистолетом бегает. Целится, стреляет... Я всегда думаю – к чему это приведёт? Вот на Кавказе люди убивают друг друга, а в Москве на улице прохожих спрашивали, стали бы они убивать за деньги. Некоторые интересовались, сколько заплатят...

– Все мальчишки всегда играли в войну, – папа попытался успокоить маму. – Это безобидное подражание взрослым.

– Такое ли безобидное? Кто знает, к чему приводят игры? – возразила Елена Сергеевна. – Я читала, как одна актриса (довольно известная, потому не буду называть её имени) исполняла роль Мефистофеля. Чтобы лучше войти в образ, она много внимания уделила своему костюму. В сарае отыскала чёрное порванное платье, ужасного вида накидку, на свалке раскопала какие-то перья. Потрудилась и над причёской, разлохматив волосы, вымазала чёрной краской глаза. Чтобы воплотиться в “исчадие ада”, она бегала по сцене, орала изо всех сил, таращила глаза. Но потом с ней произошло нечто странное: “К концу спектакля я почувствовала, – признавалась актриса, – что нахожусь на грани сумасшествия. Я потеряла самоконтроль, превратилась сама в тёмную силу. К своему ужасу, поймала себя на мысли, что мне хочется всех искусать”.

– Доигралась. Не она воплотилась в беса, а бес в неё, – подытожила бабушка.

– Да только ли в неё? – размышляла Елена Сергеевна. – Сохранилось описание концерта одного популярного рок-ансамбля в парижском Дворце спорта. Здание было подготовлено как к сражению. Закулисная часть дворца была окружена полицией и фургонами, поставленными вплотную друг к другу. В переулках – полицейские патрули на машинах и мотоциклах. Вокруг сцены – три ряда металлических барьеров, укрепленных брёвнами. Двести полицейских, сто боксёров, самбистов и борцов охраняли проходы. Во время концерта вой, визг, вопли были всеобщими, заглушая и без того невыносимо громкий ансамбль. Сотни девиц бились в истерике. После представления в зале остались обломки стульев и лохмотья одежды.

Один известный исполнитель песен с горечью писал о концертах некоторых популярных групп: “Часто ощущение такое: над сценой, над залом возникает некое существо, которое рождается от музыки и отчасти эту музыку направляет. Создается сгусток энергии, и он начинает работать сам по себе... На стадионных концертах – драки, изнасилования, убийства. Дух этот разливается по всему городу”.

– Говорят, наш мозг подобно радиоприёмнику улавливает некоторые волны, – обратился папа к Дмитрию Михайловичу. – Но когда я ищу нужную радиопрограмму, мне попадается много лишнего: шум, ненужные голоса, дикая музыка. В радиоприёмнике просто: не нравится – прокрутил дальше. На стадионные концерты можно не ходить. Но как же уберечь свой “приёмник” - свою голову от всего лишнего?

– Если продолжить сравнение с приёмником, то у нас есть своя “клавиатура” для включения желательной нам волны – это наша настроенность, наша готовность услышать, наша вера, – охотно пояснил гость. – Хочу напомнить историю, рассказанную иеромонахом Серафимом Роузом, которая произошла в 1900 году.

* * *

Корабль “Луизиана” с пассажирами на борту причалил к живописному берегу острова 11,сйлон. Объявили длительную стоянку, и небольшая компания путешественников решила посетить известного факира, проживающего в окрестностях города Коломбо.

После непродолжительного перехода путники оказались на большой поляне. Они обратили внимание на старика, неподвижно сидевшего под развесистым деревом. Молодой человек, принявший посетителей, разместил их полукругом невдалеке от колдуна. Внезапно одна дама воскликнула: “Посмотрите на дерево!”

Его крона на глазах присутствующих стала терять свои очертания, и вместо листвы люди увидели море. Ясно различались волны, небо и стремительно приближающийся корабль. Каково же было потрясение путешественников, когда на борту судна они увидели отчётливую надпись “Луизиана”, а на палубе – самих себя!

Среди созерцавших это необычное явление был монах-священник. Вспомнив о своём сане, он, чтобы вырваться из сетей коллективной галлюцинации, стал читать молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”. По мере того, как он сосредотачивался на словах молитвы, происходило его освобождение от наваждения.

Наконец, видение исчезло, и священник опять увидел развесистое дерево, хотя окружающие продолжали восторгаться колдовским зрелищем. Монах молился всё горячей... Неожиданно факир упал, и море с кораблём исчезло.

Помощник мага объявил публике, что чародей утомился. Люди стали расходиться. Покидая поляну, монах обернулся и увидел глаза старика. В них горела ненависть. Факир прекрасно знал, кто разрушил его чары.

 

Что же произошло? Люди пришли к волшебнику, внутренне настроенные на чудо. Оно и было им дано. Священник, оказавшись в компании жаждущих чудес, поддался общему настроению. Но стоило ему вспомнить о своём священном долге и начать молиться, то есть просить о помощи Самого Христа, как тёмные чары рассеялись. Так и сказано: “По вере вашей да будет вам”.

– Дядя Дима, а что такое вера? – задал вопрос Серёжа.

– Вера – это как бы дверь, а верить – открывать её.

– Как это?

Дмитрий Михайлович вместо ответа сам спросил:

– Зачем люди строят дома?

– Чтобы жить в них. – удивилась наивности вопроса Таня.

– Точно также и душу человека Бог создал, чтобы вселиться в неё, как в дом Свой, – пояснил Дмитрий Михайлович. – В первых людях – Адаме и Еве – Дух Божий и жил. Это было возможно, потому что они были чисты от греха, от плохих мыслей. Нарушив заповедь, поверив лукавому, человек впустил его в своё сердце, в свой дом, стал его рабом. Ум его омрачился, чувства стали низменными, он потерял духовные очи, перестал видеть своего Творца.

Так произошло с Адамом и Евой, так происходит и с нами. Господь говорит каждому: “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду и буду вечерять с ним и он со Мной”.

Вера – это наше желание, наша готовность открыть дверь своего сердца Богу. Он стучится к нам. От нас зависит – откроем ли мы Ему своё сердце или впустим кого-то другого.

Начало всему – наши мысли. Появилась плохая – прогони. Как ты считаешь, Серёжа, это легко?

– Запросто.

– Ты так думаешь? – засмеялся Дмитрий Михайлович.

...Увидел один мальчик игральный автомат, сверкающий красками, манящий к себе:

– Ну, подойди, потрогай, поиграй со мной...

А внутри мальчика кто-то шепнул:

– Не обращай внимания. Это его папа называл: однорукий бандит!

Автомат, переливаясь огоньками, твердил своё:

– Чего задумался? Это же море удовольствий! Кучу денег получишь.

– Почему бы не сыграть? – подумал мальчуган. – Я только попробую. У меня и деньги есть – мама на булочку дала.

– Ну, давай! – нашёптывает автомат.

Кинул мальчик монетку и мигом проиграл. Постучал по аппарату – вдруг денежка назад выскочит. Не тут-то было: автомат крепко её ухватил, не отдаёт. Отыграться захотелось, да в карманах пусто. Как завтрашнего дня дождаться?

Чуть утро наступило, попросил у мамы на булочку – и опять в игровой зал. Вновь продул. Уже с силой стукнул по однорукому, даже со злостью: отдай назад мои деньги! Тот не отдает и словно шепчет:

– В другой раз повезёт.

– Ладно, завтра опять приду, – решает мальчик. – Плохо, что мама всего на одну игру, то есть на одну булочку, даёт.

Мама, кстати, однажды спросила:

– Что было в школе на завтрак?

Он сходу что-то придумал. Раньше никогда не обманывал, а тут как-то само собой получилось, даже глазом не моргнул. Соврал и не заметил, а сам всё думал, где бы деньги достать и ещё разок сыграть. Засыпал и вставал с этой мыслью. Всё верилось, что теперь-то он наверняка выиграет. Когда-то должно повезти.

Повесил как-то папа пиджак на стул. Из кармана деньги выглядывали. Перед глазами мальчугана сразу автомат возник и стал нашёптывать:

– Возьми несколько бумажек. Папа не заметит. Он даже не помнит, что там у него валяется.

– Что ты делаешь?! Разве можно лезть в чужой карман без разрешения? – останавливает кто-то внутри.

– Завтра выиграешь – отдашь, – успокаивает другой голос.

Так поселился однорукий в мыслях мальчика и приучил его у папы родного красть, сделал воришкой, слугой бандита невидимого – сатаны.

Вот что значит допустить плохую мысль, не прогнать её вовремя, поверить ей. Вера – рычаг, поворачивающий жизнь либо к Богу, либо к Его противнику, жизнь не только одного человека, но целых народов, всего мира.

– Дядя Дима, а разве игральный автомат может поселиться в мыслях, может нашёптывать? – Серёжа хитро прищурил глаза. – Он же железный!

Дмитрий Михайлович легко вышел из положения:

– Конечно, это не он нашёптывал, а кто-то мальчику как бы показывал мультик с игральным автоматом, так же, как факир внушал пассажирам, что они видят подплывающую “Луизиану”. Важна наша готовность, наша настроенность.

Вера и есть уверенность в невидимом, как и в видимом.

– Танюша, – Дмитрий Михайлович обратился к девочке, – зажмурь глазки крепко-крепко. Так. Ты нас видишь?

– Нет.

– Но ты уверена, что мы рядом?

–Да.

– Вот это и есть вера: ты не видишь, но уверена, что мы здесь. Уверена, что если позовёшь, то тебе откликнутся и помогут. Вера и есть убеждённость не только в том, что Бог есть, но что Он готов нам помочь, лишь бы мы обратились к Нему. Помогает же Он через кого-нибудь. Надо старушке улицу перейти, а боится: плохо видит, ноги едва слушаются, дорога скользкая. Идут люди мимо, не замечают, что рядом помощь нужна. Почему не видят? Что у них, глаз нет? Есть, но как сказано: “И глазами смотреть будете, а не увидите, ибо огрубело сердце людей сих”. Огрубело потому, что впустили в своё сердце чёрствые мысли, всё о себе да о себе. Вот и не видят ничего вокруг. Бес им подсказывает: “Идите скорее по своим делам, мало ли тут калек! Торопитесь!” Дирижирует вовсю поступками. Вот и проходят люди мимо. Вздохнула, помолилась старенькая: “Господи, помоги!” А тут вы с Серёжей рядом оказались. Господь подсказывает: “Помогите!” Вы же поможете?

– Естественно, – великодушно молвил Серёжа.

 

– Таня, Серёжа, кто из вас знает, что такое марионетка? – устроил экзамен Дмитрий Михайлович.

– Это кукла такая, – с достоинством ответила Таня, а Серёжа дополнил:

– Ею за ниточки управляют.

– Теперь, чтобы управлять нами как вздумается, – собеседник уводил детскую мысль всё дальше и дальше, – нынешние фокусники научились и без ниточек обходиться. И на Цейлон к факирам ездить не надо. Они рядом. Одно движение – и в твой дом ворвутся вооружённые бандиты, чудовища, бесстыдные развратники, лжецы.

– Как это ворвутся? – насторожилась Таня.

– Только кнопочку на телевизоре нажми. Раньше дом, обычаи, образ жизни, верность традициям предков мечом охраняли от чужеземных влияний. Семья жила единым духом, собираясь вместе, делились пережитым за день, вместе читали, молились. На самом почётном месте были иконы, святое Евангелие. Теперь там телевизор. Что произойдёт с душой, если каждый день смотреть убийства?

– Да, мы к ним привыкаем, – согласился Игорь Петрович.

– Не только привыкаем, – заволновался гость. – Это становится школой жестокости, нормой мышления. А чему учат конкурсы красоты? Разве это не мощная атака на такие прекрасные свойства, как застенчивость, целомудрие, стыд? Это же растление юных душ, призыв к тому, чтобы грех стал всеобщей нормой.

Поток страшных образов, врываясь к нам, отучает мыслить, парализует волю. Дети, да порой и взрослые, привыкают к слепому подражанию. Возьмите рекламу, что она даёт детской душе? Сеет ненужные желания, зависть.

– А Серёжа, как остаётся один, сразу телик включает, – наябедничала Таня.

– Что Серёжа! – воскликнул Дмитрий Михайлович. – Телевизор стал центром почти каждой семьи. Люди уже не разговаривают, а молча смотрят, становясь друг другу чужими. Слово предоставлено телевизору.

Включая его, мы закрываем дверь Христу. Разве можно говорить с Богом, молиться, размышлять о Нём, когда в квартире, пусть и на экране, стреляют, убивают или дергаются в судорогах какие-то бесноватые?

– Ой, спасибо вам, – поклонилась гостю бабушка. – Я всё время дома воюю, чтобы не смотрели эти опасные зрелища, особенно дети...

– Несколько лет назад на телевидение пришло письмо. Я хорошо запомнил его:

“Дорогое телевидение! Нас с мамой папа бросил. Мама сначала плакала. А потом мы переехали к бабушке Оле. Мама пошла на другую работу. Каждый вечер у неё собрание. Даже в воскресенье вечером она на него уходит.

Я всё время с бабушкой. Я очень люблю бабушку Олю. Она очень хорошая. Но вот беда – бабушка заболела. У неё рак крови. Я видела по телевизору, как фашисты лечили своих генералов кровью детей. Я сказала бабушке, чтобы взяли кровь для неё у меня. Она заплакала. Потом сказала, что я ничего не понимаю.

Бабуля Оля меня очень любит. Я её тоже очень, очень, очень люблю. Расскажите, где такая больница, чтобы моя детская кровь вылечила бабушку. Я буду смотреть телевизор каждый день. Пожалуйста. Наташа”.

– Какая хорошая девочка! – покачала головой мама.

– Что с ней стало потом? – растроганно спросила Таня. – А с её бабушкой?

– Увы, обратного адреса не было, – грустно сказал Дмитрий Михайлович. – Ничего неизвестно ни о бабушке, ни о самой Наташе. Быть может, насмотревшись телевизора, она уже стала другой? Не знаю... Не знаю, что и сказать. Танюша, ты умеешь выключать телевизор?

–Да.

– В следующий раз, когда Серёжа без взрослых включит его, что надо будет сделать?

– Выключить! – уверенно ответила Таня.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.