Здавалка
Главная | Обратная связь

Вечер шестнадцатый. Всё точит душу червь



Поднимаясь по лестнице, Дмитрий Михайлович услышал знакомые голоса.

– Мама, Серёжа опять игрушки разбросал и собирать не хочет!

– А ты – ябеда!

– А ты – бессовестный!

– Сама бессовестная!

– У меня-то совесть есть, это ты любишь, чтоб за тебя другие вкалывали!

Прозвучавший звонок испугал бабушку:

– Тише, дети, тише! К нам пришли. Как не стыдно! – и открыв дверь, сказала смущённо: – Здравствуйте. Проходите, проходите.

– Добрый день! Что тут за сражение? Даже на лестничной клетке канонада слышна.

– Это у нас бои местного значения, – папа протянул руку. – Добрый день!

Поприветствовала гостя и вошедшая в комнату мама. Она пристыдила детей:

– Вы почему не здороваетесь?

Ещё не остыв от бурной перепалки, дети пробурчали приветствие.

Пройдя в комнату, Дмитрий Михайлович почему-то не собирался оставлять без внимания происшедшее:

– Так что же тут произошло?

-- Все нормально, - обиженно процедил Серёжа.

Чувствуя свою вину, он не хотел расследования. Однако правдоискательница Таня не спешила поставить точку и продолжала воспитывать брата:

– Всё нормально! Серёжку иногда, как говорит папа, надо взбалтывать, как лекарство перед употреблением.

– И как же его взбалтывают?

– В угол ставят!

Чтобы о внучке не сложилось ошибочного представления, бабушка поспешила дополнить картину:

– Когда его в угол ставят, Таня переживает: потихоньку даёт ему конфетки...

Противоречивость детской души отметил и папа:

– Сама наябедничает, а потом, видно, совесть просыпается. Начинает задабривать.

Дмитрий Михайлович как будто ждал этого слова:

– А что такое совесть, дети?

– Не знаю, – Серёжа ещё не забыл про нанесённый ему моральный урон и не желал снизойти до общего разговора. Зато Таня заметила самую суть:

– Это когда стыдно бывает.

– Только стыд и спасает, иначе никакого сладу нет. Говоришь, говоришь... Уже и угол не действует, хоть ремень бери, да ведь жалко, – поведала о своих родительских затруднениях мама.

Папа же решил докопаться до глубин проблемы:

– Я не понимаю... Вы говорили: Бог есть любовь. Как же Он Своё создание – Адама и Еву – обрёк на страдания, тяжёлый труд, лишив Своей помощи? Разве мог поступить так истинно любящий Отец, бросив Своих детей на произвол судьбы, изгнав из Своего Отчего дома, предоставив их во власть врага Своего – сатаны? Разве это любовь?

Гость ответил вопросом:

– А кто сказал, что Бог бросил Своё творение, Своё чадо? Он не бросил ни одного из нас. Он живёт в душе каждого, мы слышим Его голос, если только пожелаем услышать.

– Как это? – с удивлением спросила Таня.

– Представь, – Дмитрий Михайлович не то сочинял на ходу, не то вспоминал очередную историю, – ходил молодец-удалец в лес за грибами – ничего не нашёл. Встретились ему дедушка с бабушкой. Несли они красивый-прекрасивый подосиновик, здоровенный: до колена ростом. Никогда он таких не видывал. Хотел было своими восторгами поделиться, да бабуся сама спрашивает:

– Не скажете ли, молодой человек, что это за гриб мы нашли, не ядовитый ли? А то мы с дедом в таких делах неопытные.

Смекнул молодец-удалец, что перед ним люди интеллигентные, доверчивые, обмануть их ничего не стоит, да и заявил тоном знатока:

– Он, бабуля, из породы мухоморов. Руки хорошенько помойте!

– Для чего это? – растерялась старенькая.

– Чтобы не отравиться, – кинул через плечо удалец и отошёл в сторонку, за кусты спрятался.

Завздыхали старички, они уже и планы начали строить, размечтались: как засушат гриб, да зимой во время Великого поста супчик сварят. Поохали, поохали, положили свою находку в траву бережно (всё-таки красивый), да и пошли искать себе пропитание в помощь к пенсии.

Дождался удалец, когда старички подальше удалятся, поднял гриб и домой поспешил хвастаться, какой он грибник лихой.

Однако вскоре обнаружился червь. Нет, не в подосиновике. Тот чистеньким был, только почему-то не радовал. Окружающие ахали, как молодец нашёл такое диво. Он, конечно, никому про старичков не рассказывал. Плёл, что в голову придёт, но получалась его история всё грустнее и грустнее, а вот лица обманутых, особенно старушки, ему всё чаще и чаще вспоминались. Иной раз даже казалось, что вздохи её слышит. Стала его мысль преследовать: как бы найти этих старичков, да вернуть им гриб. Но где их найдёшь? Червь же душу точил и точил: то во сне, то наяву виделось ему, как трудно живётся стареньким, то представится, что заболели, а ни лекарств, ни витаминов купить не могут – на пенсию-то что купишь? Как бы им гриб пригодился...

Нет покоя молодцу. И сил у него много: богатырь богатырём, но вот с этим червяком, душу точащим, никак не сладит – ни в чём нет ему радости.

Что это за червь такой, покой и радость поедающий, душу томящий?

– Стыд это. Ему стыдно стало, – без труда сообразила Таня.

– Или ещё говорят, – дополнила мама, – совесть замучила. У поэта Евгения Винокурова есть стихи об этом.

 

Можно жить безмятежно, условясь

Зло считать для удобства добром.

Но что делать тому, чья совесть

Всё нежданно поставит ребром?

 

Что тут делать, когда в человеке

О приходе своём возвестит,

Пусть случайно, пусть в кои-то веки,

Словно трубы архангелов, стыд?

 

...И хоть годы летели, он всё же

Человека врасплох настигал –

Среди битвы, с любимой на ложе,

На пиру поднимавшим бокал.

 

Я не ведаю большего чуда!

Совесть наша доныне темна.

Я не знаю, откуда, откуда

В человеке возникла она.

 

Совесть – миру навеки награда,

Вечно жить ей – глуши не глуши.

Удивляться не низости надо,

А безмерным высотам души.

 

– Откуда она – совесть? – как бы отвечая поэту, пояснила бабушка. – Да люди с ней рождаются. Помню, я ещё маленькой была, у нас на квартире жила одна старушка. Я часто в её комнатке бывала, нитку ей помогала в иголку вдеть: она уже плохо видела. Раз я заметила в её шкатулке денежку среди пуговиц, крючков, пряжек. Я подумала, что она про неё забыла, да и как-то, когда бабуся вышла, эту монетку к себе в карманчик и сунула. Зачем мне она нужна была – не знаю. Скорее всего, просто бес попутал, шепнул: возьми, а я, глупая, и послушала.

Тут возвращается старушка, да что-то опять в шкатулку полезла. Я замерла, покраснела. Никто меня не учил, что брать чужое нехорошо, но я сама чувствовала. Порылась, порылась она в шкатулке и говорит: “Тут рублик лежал, а теперь нету. Куда это он мог задеваться?”

Я ещё больше покраснела и говорю: “Он, наверное, упал, закатился куда-нибудь. Сейчас поищу”.

Сама поскорее под стол, чтобы она моих вспыхнувших щёк не видела, а там незаметно вытащила из карманчика денежку и говорю радостно: “Здесь она, под стол закатилась”.

Старушка взяла монетку, сказала “Слава Богу!” и как-то задумчиво на меня посмотрела. Я из комнаты поспешила испариться. Мне так стыдно было, так совестно, что я всю жизнь это помнила и никогда ничего чужого взять не могла.

– Ничего удивительного, – прокомментировал папа. – Этот “внутренний голос” – обычные моральные нормы, законы нравственности, передаваемые из поколения в поколение. Вы просто не помните, что этому вас учили.

Но у Дмитрия Михайловича нашлись свои веские аргументы:

– А откуда понимание добра и зла у диких племён? Этот голос нельзя ни уговорить, ни обмануть, ни подкупить. Он присущ всем – и язычникам, и безбожникам, и верующим. Для всех людей это неумолимый обличающий судья, духовная сила, стоящая выше разума человека, его страстей, желаний, воли; сила, господствующая над нами, ибо совесть и есть голос Бога в нас. Она говорит, что есть добро и зло. Она удерживает нас от дурных поступков и поощряет добрые.

Однако эти рассуждения не убедили папу:

– Если бы дело обстояло так просто, то добро действительно бы господствовало в душе каждого и в мире не было бы преступлений. Однако зло существует, и его значительно больше, чем добра. Помнится, Гитлер повелел целому народу забыть о совести, заявив: я – ваша совесть! И пылали печи Майданека и Освенцима, сжигая невинных.

– Но ты забываешь про свободу воли, – сказала мама. – Человек властен как услышать голос совести, так и заглушить его в себе. Я читала исповедь одного палача, Прокофия. Обычный парень, он верил во все коммунистические лозунги. В 30-е годы был ударником на заводе, активным комсомольцем, вступил в партию. Его портрет даже на доске почёта висел. Вызвали однажды Прокофия к начальству и спросили об его отношении к врагам народа. Он, как и многие жертвы партийной пропаганды, искренне возмущался ими... Похвалив его взгляды, ему сразу же предложили работу в специальной команде. Стали хорошо кормить (а времена были голодные) и вложили в руку маузер. По ночам он расстреливал приговорённых к смерти. Работа простая: нажимай себе на курок – и всё. Правда, за ночь рука сильно уставала, к утру поднять не мог – даже приходилось массаж делать.

Из той специальной команды, где он работал, кто-то сошёл с ума, кто-то застрелился... Федька Тараканов, страшно пивший, на дереве повесился, опознав среди трупов отца и брата. Многих из “команды особой службы” списывали из-за нервов. Прокофию же часто вспоминался первый убитый им заключенный, на руке которого, ещё вздрагивающей от конвульсий, он прочитал татуировку “Саша Серов”. Когда Прокофия сделали старшим по команде, он стал ездить на особой машине, в которой заключённых возили. И дал как-то Бог ему, когда он проезжал по центральной площади, заметить тощего мальчишку, явно беспризорного. Спросил его:

– Чей ты? Тот ответил:

– Я Саша Серов.

– А мама и папа где?

– Их уже давно увезли на такой же машине.

“Саша Серов!” – татуировка запрыгала перед глазами. Схватил мальчишку, привёз домой, объявил своим сыном и с тех пор узнавал адреса убитых им и, если их дети оказывались без родных, усыновлял. Шестерых вырастил, кроме своих, всем дал высшее образование. К тому времени Прокофий уже стал разбираться, кто истинный враг народа. Прозрение было горьким, сам он был уже тяжело болен. Пришёл он перед смертью в Печерскую Церковь, поставил сразу сто свечей за всех, кого лишил жизни. Но ни дети, выращенные им, ни двенадцать внуков не явились искуплением, не заглушили его мук.

 

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!

 

– напомнил папа строки Пушкина.

– Этого палача не назовёшь жалким, – не согласилась мама. – Скорее, его жалко. Он сам был жертвой чудовищного обмана. Но голос совести ему не удалось заглушить.

– Это было потом, – махнул рукой папа. – А где же была его совесть во время бесконечных расстрелов? Куда она девалась? Я читал об одном опыте: нескольких человек погрузили в гипнотический сон. Им было приказано взять нож, войти в комнату и воткнуть его в лежащего на кровати человека. Конечно, лежала кукла, но людям было внушено, что это живой человек, которого они должны убить. Все послушно выполнили приказ, кроме одного, который занёс нож, а опустить не смог. Даже в состоянии гипноза у него сработал какой-то нравственный тормоз. Он был так воспитан, приучен к нормам морали. Если же исходить из вашей позиции о врождённости совести, о голосе Бога, слышимым каждым, то никто из участвующих в опыте не смог бы вонзить нож. Однако ослушался команды один, следовательно, этот “голос” присущ не всем. Разве не так?

А какой голос слышал знаменитый полководец Тухачевский, отдавая приказ отравить ядовитым газом свой же народ – крестьян Тамбовской губернии, поднявших восстание против Советской власти за то, что у них отбирали хлеб и землю?

У Тухачевского была в распоряжении большая армия – 45 тысяч человек, сотни пулеметов, орудий, бронепоезда, броневики, самолеты. 50 тысяч крестьян уже были запрятаны за, решётку. Оставшиеся – старики, женщины, дети – прятались в лесах. Неужели он не мог справиться с беженцами без хлора? У него не дрогнуло сердце подписать приказ об очистке лесов газами, которые уничтожили всех, кто там прятался. Какой голос подсказывал ему это? А его армия – это те же крестьяне. Они какой голос слышали, когда такого же, как они, мужика изгоняли из домов, расстреливали, душили ядом? Тогда шёл 1921 год. Подавляющее большинство этих парней ещё были крещёными: хотя бы по традиции, но в деревнях всегда крестили. Так? – папа обращался к Дмитрию Михайловичу.

– Так, – закрыв глаза, ответил тот.

– Так что же молчал в них голос Бога? – голос папы дрожал.

– Откуда ты знаешь, что молчал? – взволнованно заговорила мама. – Я читала дневники писателя Аркадия Гайдара. У нас его книги миллионными тиражами издавались. Детям Гайдара всегда в пример ставили, рассказывая, что в 15 лет он уже ротой командовал. В дневнике же этот герой писал: “Снились лица людей, убитых мной в детстве”. Он пытался найти забвение в запоях. А в сорок первом году ценой своей жизни спас товарищей-партизан.

У нас почти каждого пытались превратить либо жертву, либо в палача, и если бы не было в душе народа совести, способности к раскаянию, к чему бы мы пришли? История знает – такие государства исчезали с лица земли.

– Но и сейчас мы на краю гибели, – не унимался папа. – Брат воюет с братом, кстати, что и было предсказано. Почему у них молчит совесть?

– Кто будет спорить с вами, – примирительно сказал Дмитрий Михайлович, – когда вы говорите о роли воспитания? Значение его огромно. Но вы поставили вопрос иначе – почему Бог бросил человека на произвол судьбы? Нет, Он не бросил. Он стоит у дверей нашей души и через нашу совесть стучится к нам. Нам же дана свобода воли, только от нас зависит, впустим ли мы Его или закроем двери души своей для Добра, Света, Истины и Любви.

– Но почему этот голос не все слышат? – уже не спрашивал, а скорее возмущался папа.

Вместо ответа опять последовала история, вероятно, взятая из жизненного опыта самого Дмитрия Михайловича:

 

Подарил папа дочке транзисторный приёмник. Поехали они всей семьёй на Чёрное море. Погода прекрасная, вода тёплая. Дочка, едва дойдёт до пляжа, бросит приёмник на песок, скинет платьице и – бултых в воду. После купания захочет и музыку послушать. Отряхнёт приёмник от песка и давай ловить какую-нибудь песенку. Однажды включила, а поймать ничего не может. Вместо мелодий – шум и треск.

– Что-то он не работает, – говорит она папе. Посмотрел папа, что там внутри, и вздохнул:

– Как же теперь он сможет работать, если весь забит мусором?

 

В нашей воле содержать совесть так, чтобы мы явственно слышали её подсказки. Если мы поступаем вопреки её советам, пачкаем душу дурными поступками, заваливаем её нечистыми мыслями и желаниями, то мы не слышим голоса Бога.

– О таких и говорят: бессовестный человек, – изрекла бабушка.

– Это не значит, что совесть в нём окончательно погибла, – заметил Дмитрий Михайлович. – Она будет давать знать о себе то унынием, то безнадёжной тоской. Карающая совесть вызывает не только беспокойство, но порой бессознательный страх, мучительное ожидание будущего воздаяния.

– Поэтому издавна говорят: “совесть заговорила”, “совесть замучила”, “совесть не позволяет” или “совесть спокойна”, – напомнила бабушка.

– Это свидетельствует о том, – Дмитрий Михайлович одобрительно кивнул головой, – что не человек владеет, совестью, а совесть управляет им. Она предостерегает от дурного, наставляя на путь любви. “Добрая совесть”, какую и призывал иметь апостол Павел, даёт душе мир, утешение, радость.

– Да и сам-то святой Павел, – поспешила добавить бабушка, – хотя и голодал, ходил почти нагим, часто переносил побои, но всегда был радостен и светел, ибо совесть его была чиста.

Гость раскрыл блокнот и, полистав, прочитал слова святого Иоанна Златоуста:

 

Ни величие власти, ни множество денег, ни обширность могущества, ни крепость телесная, ни роскошный стол, ни пышные одежды, ни прочие человеческие преимущества не доставляют благодушия и радости, но бывает сие плодом духовного благоустройства и доброй совести.

Имеющий добрую совесть, хотя и одет он в рубище, хотя и борется с голодом, благодушнее живущих роскошно; но сознающий за собой худое, хотя обложен кучами денег, беднее всех.

 

– А что же делать тем, – перебил папа, – кто запятнал свою совесть? Мучиться?

Дмитрий Михайлович перевернул страничку и продолжал:

 

Когда ты ляжешь вечером в постель, когда ты останешься один и никто не мешает тебе, тогда прежде чем уснёшь, раскрой книгу твоей совести, читай в ней и испытывай, не провинился ли ты в чём-либо – в мысли ли, в слове ли, в деле ли. Если окажется, что провинился, то сейчас же, без промедления погаси грехи твои в сердечном раскаянии и дай себе обещание в следующие дни как можно скорее исповедать грехи твои перед священником.

 

– Иисус Христос потому и назван Спасителем, – Дмитрий Михайлович закрыл блокнот и повернулся к папе, – что Он открыл нам путь к спасению нашей души. Этот путь – Церковные Таинства.

Священнику дано право от имени Бога прощать наши грехи, если мы глубоко раскаялись и приняли решение не повторять их вновь.

– Тело, небось, мы моем каждый день, – добавила бабушка, – а душу только пачкаем, забывая слова Господа: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”.

– Омыв покаянием свою совесть, исполняя её повеления, мы и будем исполнять Заповеди Божий, – Дмитрий Михайлович задумался, подыскивая заключительные слова. – Совесть – это и есть внутренний Закон Божий в нас. Живя по Заповедям, мы начинаем исполнять наше предназначение – стремиться стать богоподобными. Господь указал цель жизни человеческой: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”.

Совесть и подсказывает нам волю Божию, учит исполнять её. Вот почему мы и молимся:

Да приидет Царствие Твое.

Да будет воля Твоя и на земле,

как на небе...







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.