Здавалка
Главная | Обратная связь

Вечер двадцать второй. Чтобы победить тьму...



– Как вы считаете, друзья, слепые хотят видеть? – спросил дедушка, когда все собрались.

– Конечно, – уверенно ответил Серёжа.

– Я тоже так думал. Но недавно прочёл в газете, что академик Фёдоров предложил группе слепых сделать операцию и возвратить зрение. Как вы думаете, они согласились?

– Ещё бы! – без сомнения ответил Серёжа.

– А вот и нет. Представьте себе, большинство отказалось.

Возникла недоуменная пауза, которую прервала Таня:

– Почему?

– Привыкли жить во тьме, – высказала своё предположение мама.

 

– Однажды меня пригласили в школу, – решил развить тему дедушка, – на встречу с ребятами пятых классов. Просили поговорить о Боге, так как дети о Нём ничего не знают, впрочем, как и многие взрослые. Пришёл я, рассказываю, что могу. Слушают меня, как говорится, рты раскрыв.

И вдруг я замечаю: один мальчик, лишь только назову имя Господа нашего Иисуса Христа, уши затыкает. Потом откроет, как бы вынырнет, послушает, и, когда снова услышит святое Имя, опять уши закупоривает. Спрашиваю его:

– Что с тобой?

– Мне родители запрещают слушать о Христе.

– Если так, то выйди, не мучайся. Он не выходит, а свои странные действия продолжает. Что делать? Я постарался не обращать на него внимание, просто не замечать.

 

– Однажды, возвращаясь из дальней поездки, – вспомнила мама, – мы подружились с маленькой Аннушкой. Она охотно играла со взрослыми, но вскоре мы заметили, что девочка не отвечает на вопросы. Оказалось, что бедная девочка родилась глухой. Но добрые люди, узнав про это, пригласили Аннушку в Германию, где ей сделали операцию.

Девочка стала слышать, но только тогда, когда к её ушкам присоединяют слуховой аппарат, работающий на батарейках. Её мама пояснила: “В автобусе от движения создаётся гул, который её беспокоит, поэтому я спрятала приборчик в сумочку. Вот приедем в Брест, я подключу батарейки, и Аннушка опять будет слышать”.

– Когда-то первые люди Адам и Ева видели и слышали своего Творца. Но грех непослушания исказил нашу природу, и теперь мы лишены этого великого дара. Однако есть то, что может помочь нам услышать Его. Что это? – спросил дедушка Таню.

– Не знаю.

– Вера наша, – объяснил дедушка. – Хотя мы теперь не можем непосредственно видеть и слышать нашего Спасителя так, как видим и слышим друг друга, святым Господь являлся зримо. Большинство же из нас духовно слепы и глухи.

– Но это не безнадёжно, – дополнила бабушка, – в Евангелии сказано: “И свет во тьме светит, и тьма не объяла его”.

– Как же не объяла? – удивилась мама. – Многие миллионы пребывают во тьме. Как подумаешь об этом, становится жутко. Порой кажется, что все попытки преодолеть тьму бессильны.

– У писателя Азарова, – возразил дедушка, – есть замечательные слова: “Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет”. Так что будем зажигать огоньки веры и все эпидемии слепоты исчезнут.

– А что такое эпидемия? – Таня не любила непонятных слов.

– Это когда заболевает очень много людей. Представь: заболел ребёнок. Болезнь оказалась опасной. Можно его отправлять в садик?

– Нет.

– Почему?

– Чтобы он вылечился.

– И чтобы другие дети остались здоровыми, – рассудительно дополнил Серёжа.

– Но родители и врачи, – продолжала бабушка, – заметили хитрую болезнь поздно. Она успела незаметно перескочить на других детей. Учёные знают, что такие болезни вызываются вирусами, которые быстро распространяются. И вот вирусов стало так много, что они разлетелись по всей группе. Когда это обнаружили, был объявлен карантин. Ты знаешь, что это такое?

– Знаю. Когда детей не пускают в садик, а комнаты, в которых они спали и играли, моют и проветривают.

– Для чего?

– Чтобы все вирусы улетели.

– Правильно. Однако вирусы были не только хитрые, но и коварные. Они успели прокрасться в другие группы. Но и этого им было мало. Они спрятались в одежде пап и мам, которые даже не подозревали, что носят на себе полчища вирусов. И так заболел весь город. Это и называется эпидемией.

 

– В прежние времена от эпидемий умирали сотни тысяч людей, – продолжил тему дедушка. – Тот город, в котором начиналась, например, чума, закрывали, чтобы никто не мог ни войти, ни выйти, чтобы ни одна мышь не проскользнула. Боялись, что болезнь распространится и на другие города.

Но как ни уберегались заставами, страшные эпидемии находили себе всё новые жертвы. В 1655 году моровая язва, косившая город за городом на юге России, проникла в Вологду.

Не было в городе семьи, которая не понесла бы тяжёлой утраты. Многие дома и вовсе стояли заколоченными – там уже некого было хоронить.

Днём и ночью над многотысячным городом гудел соборный колокол. Его тревожный призыв подхватывали перезвоны колоколов приходских церквей. Свалится от усталости один звонарь, на его место заступает другой. Улицы были пустынны. Лишь стаи крыс метались по дворам, да траурные повозки совершали свой скорбный путь на кладбище. А там уже не успевали рыть отдельные могилы. Хоронили людей по-братски – несколько десятков в одной

могиле.

Молился священник, прося Бога простить грешную жизнь усопших, стучали комья земли, плакали родные, ставили крест да расходились по домам, крепко затворяя двери.

Гудел, печально гудел колокол...

Как спастись от врага невидимого? Если бы ворог подступил к воротам, взяли бы шлемы, щиты, пищали, сабли острые... А как одолеть то, что от глаз сокрыто?

И вспомнили люди старинный завет: если с первыми лучами солнца начать строить храм, успеть выстроить его и освятить до заката, болезнь отступит. И стали ходить ночью от дома к дому, будить, звать всех, кто ещё мог стоять, у кого ещё остались силы держать в руках топор, собраться для строительства церкви. И отозвалось много мужчин, женщин, стариков, детей. Все, кто сумел подняться с постели, собравшись на площади помолились, прося Бога о помощи и спасении.

Священник освятил место будущего храма, и лишь только солнечный луч скользнул из-за горизонта, ударили топоры. Кто рубил деревья, кто обтёсывал, кто возил. Старушки готовили еду. Дети бегали за водой, поили коней. Работали всем миром, дружно.

Солнце уже давно перевалило за полдень и клонилось к закату. Люди устали, но видя, как на глазах вырастает храм, с новыми силами творили святое дело.

И вот солнце у самого горизонта. А ещё надо закончить купол и поставить крест... Успеют ли? Каждый, не бросая работы, молился, прося Господа задержать солнышко, не дать ему закатиться. И Бог услышал их просьбы. Солнышко и впрямь задержалось, словно залюбовалось, как водружают крест, как с надеждой молятся верующие, как освящается храм.

Отслужили торжественный молебен. Люди повалились с ног от усталости, засыпая прямо на полу, на ступеньках. И отступила болезнь!

Жители Вологды были спасены. Они оставили о том свидетельство, подкрепив его десятками подписей, чтобы знали их потомки, что путь к спасению – через храм Божий.

Церкви, построенные по обету в течение одного дня, не легенда. Это – наша история. Такой храм называют обыдённой церковью.

В Москве, недалеко от станции метро “Кропоткинская”, есть такая церковь. Её возникновение также связано с чрезвычайным положением. Была страшная засуха, грозившая голодом. У стен Кремля собрались верующие, отслужили молебен и дали обет Богу: идти крестным ходом, пока не пойдёт дождь, а на том месте, где пошлёт Бог спасительную влагу, построить церковь. Они шли, распевая псалмы и молитвы, пока не хлынул ливень. Возблагодарили верующие своего Творца и построили храм.

Обыдённые церкви строились в дни бедствий. Услышав такое название, знайте, что в том месте, где она стоит, сотворено чудо. Беды, болезни, катастрофы, землетрясения и войны даются за безбожие. Храмы создаются для спасения. Вот почему мы и молимся:

 

И не введи нас во искушение,

но избави нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство

и сила и слава во веки. Аминь.

 

Вечер двадцать третий. Христос воскресе!

Услышав, как открывается дверь, Таня бросилась встречать:

– Дедушка, наконец-то! Мы тебя ждём-ждём!

– Христос воскресе! – приветствовал дедушка.

– Воистину воскресе! – дружно отвечали ему.

– А я освящённые гостинцы принёс. – Дедушка выгружал на стол праздничные угощения. – Это тебе, а это тебе...

– Да проходите к столу, садитесь, – хлопотала бабушка, завершая приготовления.

– А почему на Пасху крашеные яйца дарят? – полюбопытствовала Таня.

– Это обычай такой, – поспешила с ответом мама. – После того, как Мария Магдалина увидела воскресшего Христа, она пришла к императору Тиверию с этой великой вестью и подали ему красное яйцо со словами: “Христос воскресе!”

– Ну, обычай приносить подарки в знак почтения существовал и раньше. Кто приносил золото, кто серебро, кто драгоценные камни, – заметил папа. – Простой люд приносил яйца. Я думаю – от бедности.

– Не только от бедности, – поправил дедушка. – У древних народов...

– Что было у древних, ты потом поведаешь, а пока – угощайтесь, дорогие, – сказала бабушка. – С праздником!

Когда шум за столом немного утих, Таня обратилась к дедушке:

– Так что ты хотел рассказать про древних?

– В древности яйцо было символом Вселенной, из которой и появился мир. Яйцо есть начало новой жизни. Как из скорлупы рождается жизнь, так из гроба – царства смерти – воскрес Жизнедатель Христос. Это значит, что восстанут для жизни вечной все умершие, в свой час восстанем и мы.

Иисус Христос омыл Своей кровью наши грехи. Красный цвет и означает радость воскресения и возрождения всего рода человеческого. Вот на Пасху и дарят красное яйцо, ибо оно символизирует наше будущее воскресение во Христе.

– В народе верят, что освящённое в Церкви яйцо оберегает дом от пожара, охраняет от болезней и бед, – раскладывая малышам салаты, добавила бабушка. – На Руси сам царь раздавал крашеные яйца не только своим приближённым, но и солдатам, даже тюрьмы посещал, обращаясь к преступникам: “Христос воскресе и для вас”. Подавал милостыню, одежду, угощения. Яйца дарились не только куриные, но и деревянные, золотом и красками расписанные.

– Были удивительные умельцы, – подхватила мама, – создававшие пасхальные яйца из хрусталя, фарфора, цветного и прозрачного стекла, кости. Кондитеры придумывали сахарные, шоколадные...

– Пасха – день примирения Неба и Земли, день взаимного прощения. В знак святой любви люди радостно целовали друг друга – христосовались. А в это время, – дедушка посмотрел на Серёжу, – в это время над всей округой разливался колокольный звон. В этот праздник каждый мог забраться на колокольню и трезвонить, сколько душа пожелает.

– Вот мне бы туда! – размечтался внук, но его пыл охладил папа:

– Всё это трогательно и красиво. Однако нам слишком долго внушали, что воскресение – миф. Теперь нам нужны доказательства, чтобы мы поверили и в воскресение, и в вечную жизнь.

– Так ведь их множество! – уверенно заявил дедушка. – И некоторые из них, как ни странно, принадлежат самим гонителям Христа.

– Вот как? – удивился папа.

– Что пугало их больше всего, что приводило их в трепет? Конечно то, что предсказал Господь: Его воскресение на третий день после смерти. Это было бы для них катастрофой. Все их устои и учения рассыпались бы в прах, а их злодеяние стало бы очевидным. Ясно, что сами они не верили ни в Божественность Христа, ни в возможность Его воскресения. Но их страшила та вера, которая была у народа. А если ученики Христа похитили бы Его тело, то возник бы предлог для смуты на века. Вот почему было решено выставить у святого гроба усиленную охрану.

Прежде чем выставить охрану, громадный камень, закрывавший вход в гробницу, отвалили. Когда убедились, что тело Иисуса на месте и другого выхода из пещеры нет, камень поставили на место, а гробницу опечатали в присутствии римских солдат.

Итак, было сделано всё, чтобы никто не мог проникнуть в гробницу. Но именно эти строгие меры и служат прямым свидетельством и доказательством воскресения.

– “Время было действовать Богу...” Мне захотелось прочесть слова епископа Иннокентия, – бабушка нашла в книге отмеченное место. – “Человечество никогда не видело столько великого, прекрасного, божественного, сколько видело в короткое время служения Иисусова. И всё великое, прекрасное, божественное было заключено теперь в гробе, запечатанном печатью. Что было бы с человечеством, если бы тело Праведника увидело нетление? Миф божественный, открывшийся на время, опять закрылся бы навсегда. После божественного озарения наступила бы мрачнейшая ночь. Великое дело человеческого спасения осталось бы погребённым вместе с Иисусом.

Итак, время было действовать Богу, Самому Богу! Это была самая решительная минута не только для всего человечества, но и для самого божественного мироправления”.

– Есть интересное свидетельство историка Гармизия, современника Христа, – дедушка достал папку и стал искать нужные записи. – Это свидетельство приводил академик Белецкий. Он видел особую ценность этого показания в том, что в момент воскресения Иисуса Христа Гармизий находился вместе с одним из помощников Пилата вблизи гробницы. И ещё одна важная деталь: Гармизий был настроен против Христа. Он уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Христу.

До самого распятия он считал Иисуса обманщиком, поэтому по собственной инициативе и направился в ночь под воскресенье ко гробу, чтобы убедиться в том, что Христос не воскреснет, и тело Его навсегда останется в земле. Вот его свидетельство:

 

Приблизившись ко гробу и находясь в шагах полуторастах от него, мы видели в слабом свете зари стражу у гроба. Два человека сидели, остальные лежали на земле.

Было очень тихо. Мы шли медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло, мы не могли понять, откуда этот свет, но вскоре увидели, что он исходит из движущегося вверху сияющего облака. Оно спустилось ко гробу, и над землёй там показался человек, как бы состоящий из света. Затем раздались удары подобные грому, но не на небе, а на земле. От этого находившаяся у гроба стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас спускалась женщина. Она вдруг закричала: “Открылось, открылось!” В тот же миг нам стало видно, что действительно, очень большой камень, лежащий на гробе, как бы сам собою поднялся и открыл гроб. Мы очень испугались, потом через некоторое время свет над гробом исчез, и всё стало таким, как обыкновенно. Когда мы после всего этого приблизились ко гробу, то оказалось, что там уже нет тела погребённого в нём человека.

 

– Увы, об этом свидетельстве у нас не было известно, – вздохнув, сказал папа.

– Мало ли у нас было обмана? – возразил дедушка. – Академик Белецкий писал более чем о двухстах надёжных свидетельствах воскресения Христа. Знаток античности академик Бузескул говорил: “Воскресение Христа подтверждено историческими источниками с такой же несомненностью, как существование Ивана Грозного и Петра Великого”. Надеюсь, в их реальности ты не сомневаешься?

– В их – нет, – усмехнулся папа. – Но дело не только в достоверности исторических документов и показаний современников. Сам факт воскресения умершего представляется мне невероятным.

Дедушка примирительно кивнул:

– Ты прав, сынок. Само воскресение осталось непостижимым для ума чудом. Оно произошло ранним утром в тишине и покое, когда вход в гробницу охраняли стража, печать и камень.

Как оно совершилось – остаётся тайной. Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых Божественною силою. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив печати, оставшись невидимым для часовых. Потом произошло землетрясение, с небес сошёл Ангел Господень, отвалил камень от двери гробницы и сел на нём. Вид его был молниеподобный, а одежды белы, как снег. Воины пали ниц, замерли в страхе, а потом убежали. Боясь наказания, они поспешили к первосвященнику и рассказали о всём происшедшем.

Первосвященник спешно созвал старейшин, и они, посоветовавшись, дали воинам много, денег, сказав: “Говорите всем, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда вы спали. Если слух об этом дойдёт до правителя, мы убедим его, и вас от неприятностей избавим”. Воины, взяв деньги, стали распространять слух о похищении тела Иисусова Его учениками.

– А не могли ли они похитить Его на самом деле? – спросил Серёжа.

– Не могли. Они были подавлены, пребывали в растерянности, в слезах, в страхе прятались от людей. После распятия и смерти Христа они потеряли веру. А без веры для чего им была нужна инсценировка воскресения? Они настолько предались унынию, что потеряли всякую надежду и даже не пошли ко гробу увидеть предсказанное воскресение.

Да и жёны-мироносицы пришли ко гробу не встретить Воскресшего, а намастить мёртвое тело Христа ароматами. Услышав первое известие Марии Магдалины о Воскресении Спасителя, о том, что Он жив и она видела Его, апостолы не поверили. Не поверили они и двум ученикам, которым Он являлся. Так что о похищении тела даже мыслей у апостолов не было. Но тело исчезло. Исчезло из тщательно охраняемой гробницы. Свидетелями Воскресения были и погребальные одежды Христа. Они не исчезли.

Таня широко раскрыла глаза:

– Как же одежды могли быть свидетелями?

– Могли, детка, могли, – дедушка ласково улыбнулся своей любимице и пояснил: – В то утро, когда донеслась весть, что тело исчезло, любимый ученик Господа Иоанн побежал к гробнице вместе с апостолом Петром. Иоанн обогнал Петра и оказался у гробницы первым, но не отважился вступить в неё. Подбежавший Пётр первым заглянул внутрь, а за ним – Иоанн. Что же увидели они, если Иоанн признаётся: “и увидел, и уверовал”? А увидели они погребальные одежды. Они были свёрнуты так, как Иосиф с помощниками оборачивали их вокруг тела Господня. Отдельно лежал “особо свитый” платок для головы. Он сохранял форму, приданную ему, когда им оборачивали голову Спасителя. Человеческая рука явно не касалась этих безмолвных свидетелей после совершения чуда. Вот почему Иоанн “увидел и уверовал”. О Петре же в Евангелии сказано, что он “увидел только пелены лежащие, и пошёл назад, дивясь сам в себе происшедшему”.

Какой вихрь мыслей проносился в голове Петра? Давно ли Господь сказал ему: “Ты – Пётр, и на сем камне я создам Церковь мою”. Давно ли во время Тайной вечери на смелое обещание положить душу за своего Учителя Иисус ответил ему: “Душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоёт петух, как отречёшься от Меня трижды”.

И он отрёкся. Даже клялся и божился, что “не знает Сего Человека”. И вдруг запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра. И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом. И ушёл, горько заплакав.

Мог ли Петр забыть этот взгляд?

Как же бежал он, когда Мария Магдалина сообщила: “Унесли Господа моего!” И вот перед ним погребальные одежды. А в памяти непостижимые слова: “в третий день воскресну”.

Чтобы неверующие ученики уверовали в Его Воскресение, Господь является им Сам, показывает Свои раны, ест с ними и Своей беседой раскрывает им смысл происшедшего.

В “Деяниях Апостолов” сообщается, что воскресший Христос являлся ученикам в течение 40 дней, “говоря о Царствии Божием”. Это общение с Воскресшим преобразило учеников Христа, преобразило и Его брата Иакова. До Воскресения он с недоверием относился к учению Иисуса. После Воскресения Иаков вместе с другим Апостолами становится проповедником Благой Вести. Он пишет о себе, что стал “рабом Бога и Господа Иисуса Христа”. Это произошло, потому что Христос являлся Иакову.

Не верил в Воскресение и апостол Фома. Но, увидев Воскресшего, он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” И подтвердил свою веру мученической смертью за Христа.

Воскресение преобразило прячущихся учеников в смелых проповедников, которых не могли заставить замолчать ни преследования, ни побои, ни казни.

Возникновение Церкви Христовой, гонимой и уничтожаемой, возможно было только на основе веры в Воскресение Спасителя.

– “А если Христос не воскрес, – привела слова апостола бабушка, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша”.

– А если – воскрес? Что это значит для нас? Как думают внучата? – дедушка с любопытством смотрел на детей, ожидая их ответа.

Серёжа нахмурил лоб, делая вид, что глубоко задумался.

Танюша решилась отвечать:

– Это значит, что он не обычный человек, а Бог!

– Хорошо, умница. А что скажет папа?

– Да, да... – папа тихо произносил слова, говоря скорее с собой, чем с другими. – Раз Христос воскрес, значит, Он – Бог, и мне предстоит заново учиться воспринимать мир.

На минуту возникла тишина. Её осторожно прервал дедушка:

– Я рад, сынок, что к тебе пришла эта спасительная мысль. Но подумаем далее. Если Богочеловек воскрес, то... – дедушка ожидающе взглянул на Елену Сергеевну.

– ...то воскреснем и мы, – продолжила мама. – У нас такое же тело, как и земное тело Христа. В своё время воскреснут все. Значит, Его Воскресение – это победа над смертью. Это – надежда на будущую вечную жизнь. Только живи по заповедям.

– Так... Отлично, – дедушка довольно потёр руки. – Но это не только надежда на будущее, которое когда-то придёт. Это – указание на смысл сегодняшней жизни. Если нет воскресения, нет Бога, значит, нет и Божественного замысла, Божественного Промысла. Значит, жизнь – сплошные случайности, хаос, бессмыслица. Значит, случайна и история мира, не имеет высшей цели и каждая душа. Так? Замечательно ответил на этот вопрос архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

 

Воскресший Христос возвёл род людской от земли к небу, придал существованию человека возвышенный и благородный смысл. Новая жизнь открылась для человека. Ему дана возможность умереть для греха, чтобы воскреснуть со Христом и с Ним жить.

Христос воскресе! Всего два слова – и сердца наши наполняются радостной верой. Распахнем же сердца навстречу страдавшему и умершему и воскресшему нас ради, и Он войдёт, и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, преобразив души.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.