Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1. Понятие и система преступлений против правосудия



Преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний – это предусмотренные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, которые нарушают нормальную деятельность суда по отправлению правосудия, а также деятельность органов, обеспечивающих отправление правосудия.

Родовыми объектами данной группы преступлений являются интересы правосудия и установленный порядок исполнения наказаний. Дополнительным непосредственным объектом выступают охраняемые законом права и интересы личности.

С объективной стороны преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний чаще всего совершаются путем действия. Лишь такие преступления, как отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний; неисполнение приговоров суда, решения суда или иного судебного акта; недонесение о преступлении могут совершаться путем бездействия.

Общим субъектом преступлений против правосудия и порядка исполнения наказаний является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Большинство составов предполагает наличие специального субъекта – должностные лица правоохранительных органов; судьи; эксперты; лица, участвующие в деле; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы и др.

С субъективной стороны преступления против правосудия совершаются только умышленно. В некоторых составах в качестве обязательного признака указан мотив преступления (месть за содействие администрации исправительного учреждения) и цель преступления (уклонение от административного надзора, воспрепятствование исправлению, искусственное создание доказательств совершения преступления).

Преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний действующим законодательством объединены в систему, которая состоит из 28 статей. Система преступлений против правосудия, как и система других преступлений, не может строиться по произвольным критериям. Она должна представлять собой основанное на едином критерии распределение всех статей, включенных законодателем в главу 15 УК РК, по определенным группам. Построение системы преступлений против правосудия предполагает их классификацию - деление на группы.

Классификация преступлений против правосудия необходима для правильного расположения норм УК РК об ответственности за совершение, этих преступлений внутри главы. Для этого необходимо разделить эти преступления на группы и расположить их в УК в зависимости от ценности охраняемых отношений и степени общественной опасности деяний. Нормы внутри каждой группы должны быть расположены в определенной последовательности с учетом характера и степени тяжести преступлений.

Следует отметить, что по вопросу о системе преступлений против правосудия в теории уголовного права нет единства мнений.

Большинство ученых считают, что систему преступлении против правосудия следует строить по признакам субъекта преступления, поскольку этот критерий позволяет, по их мнению, более четко выделить особенности отдельных видов рассматриваемых преступлений и лучше уяснить степень их общественной опасности.

Несмотря на то, что они за основу классификации преступлений против правосудия брали один и тот же критерий - признаки субъекта преступления, тем не менее единства мнений по классификации указанных преступлений ими достигнуто не было.

В частности, В.К. Глистин по указанному критерию делит преступления против правосудия на три группы: а) преступления, совершаемые должностными лицами дознания, следствия, прокуратуры и суда; б) преступления против правосудия, совершаемые частными лицами, привлекаемыми к отправлению правосудия; в) преступления против правосудия, совершаемые иными лицами.

Иную классификацию предлагает Е.Ю. Хлопцева. По ее мнению, указанные преступления делятся на три группы. К первой группе относятся преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами. Эту группу преступлений она, в свою очередь, делит на две подгруппы: а) преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами органов дознания, следствия, прокуратуры и суда; б) преступления против правосудия, совершаемые иными должностными лицами с использованием своего служебного положения. К второй группе она относит преступления против правосудия, совершаемые частными лицами, привлекаемыми к отправлению правосудия. К третьей группе Е. Ю. Хлопцева относит преступления против правосудия, совершаемые частными лицами, не обладающими какими-либо специальными признаками.

М.Л. Гаранина делит преступления против правосудия на 4 группы: а) преступления, совершаемые участниками процесса; б) преступления, совершаемые должностными лицами; в) преступления, совершаемые лицами, находящимися в предварительном заключении или отбывающими наказание; г) преступления, совершаемые иными лицами.

Более сложной является классификация преступлений против правосудия, предложенная Ш.С. Рашковской. Сложность ее классификации заключается в том, что сначала она делит указанные преступления на две группы: 1) преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами суда, прокуратуры, органов следствия и дознания; 2) преступления против правосудия, совершаемые частными лицами. Далее вторую группу указанных преступлений в зависимости от способа их совершения она делит на три подгруппы: а) преступления, нарушающие правильную деятельность органов правосудия путем искажения истины или умолчания о ней; б) преступления, нарушающие правильную деятельность органов правосудия путем других форм противодействия; в) преступления, нарушающие правильную деятельность органов правосудия путем недонесения о достоверно известных совершенных или готовящихся преступлениях.

А. Сахаров и Н. Носкова считают, что глава о преступлениях против правосудия включает три группы преступлений:

- преступления, совершаемые работниками правоохранительных органов;

- преступления, совершаемые гражданами;

- преступления, совершаемые лицами, отбывающими наказание.

По мнению Т. В. Кондрашовой, преступления против правосудия должны быть разделены на следующие три группы:

1) преступления, совершаемые должностными лицами и работниками правоохранительных органов, органов правосудия;

2) преступления, совершаемые частными и должностными лицами, привлекаемыми к отправлению правосудия или связанными с отправлением правосудия;

3) преступления, совершаемые лицами, в отношении которых правосудие осуществилось, либо лицами, обязанными исполнять судебный акт.

По прежнему уголовному законодательству Казахской ССР Г.Ф.Поленов делил указанные преступления по признаку субъекта на четыре группы:

а) деяния, совершаемые должностными лицами суда, прокуратуры, дознания, предварительного следствия;

б) преступления, совершаемые лицами, которые в силу закона обязаны способствовать осуществлению правосудия;

в) деяния, совершаемые арестованными или задержанными;

г) преступления против правосудия, совершаемые иными лицами.

По уголовному законодательству Кыргызской Республики Л.Ч. Сыздыкова произвела классификацию указанных преступлений с их делением на три группы следующим образом:

а) преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами;

б) преступления против правосудия, совершаемые частными лицами, непосредственно не осуществляющими правосудие;

в) иные преступления против правосудия.

Таким образом, большинство ученых предпочитают построение системы преступлений против правосудия по признаку субъекта.

Более традиционным критерием классификации является деление по видовому или непосредственному объекту, хотя такой классификации преступлений против правосудия придерживается гораздо меньшее число ученых-криминалистов. Признавая более удачной классификацию преступлений против правосудия по их непосредственному объекту, М. Голоднюк указывает, что такая классификация в наибольшей степени отражает те общественные отношения, которым определенные группы данных преступлений причиняют вред, и пишет, что по «непосредственному объекту преступления против правосудия можно дифференцировать следующим образом.

1. Преступления, препятствующие исполнению работниками правоохранительных органов их обязанностей по осуществлению целей и задач правосудия.

2. Преступления, совершаемые в процессе отправления правосудия должностными лицами (судьями, прокурорами, лицами, производящими дознание и предварительное расследование).

3. Преступления, препятствующие осуществлению мер государственного принуждения, указанных в приговорах, решениях суда или иных судебных актах».

М. И. Бажанов делит преступления против правосудия по их непосредственному объекту на четыре группы. Первую группу составляют преступления, посягающие на отношения, обеспечивающие реализацию конституционных принципов деятельности органов расследования, прокуратуры и суда. К второй группе он относит преступления против правосудия, посягающие на отношения, обеспечивающие получение достоверных доказательств и истинных выводов по делу. Третью группу составляют преступления против правосудия, которые посягают на отношения, обеспечивающие своевременное пресечение и раскрытие преступлений. К четвертой группе относит преступления, посягающие на отношения, обеспечивающие исполнение приговора (решения) и отбывание назначенного наказания.

Интересную, но и довольно сложную классификацию преступлений против правосудия по признакам объекта преступления предлагает Л. В.Лобанова. Первоначально она их делит на две группы: 1) посягательства на общественные отношения, обеспечивающие развитие процессуальной деятельности в соответствии с задачами правосудия; 2) посягательства на общественные отношения, обеспечивающие исполнение процессуальных актов в соответствии с задачами правосудия (посягательства, нарушающие общественные отношения, обеспечивающие обязательность процессуальных актов). В свою очередь первую группу преступлений указанный автор делит еще натри подгруппы: а) посягательства на правосудие как на познавательно-правоприменительную деятельность (ст. ст. 303,305, 307,308 УК РФ); б) посягательства на правосудие как на охранительную деятельность (ст. ст. 299,300, 304, 316 УК РФ); в) посягательства на правосудие как на строго регламентированную законом деятельность (ст. ст. 301, 302 УК РФ) - (посягательства на процессуальную форму).

Вторую группу преступлений она также делит на три подгруппы: а) общие составы, касающиеся исполнения процессуальных решений в целом (ст. 315 УК РФ); б) составы преступлений, посягающих на общественные отношения, обеспечивающие обязательность приговора в части назначенного в соответствии с законом уголовного наказания или других принудительных мер (ч. 2 ст. 312, ст. ст. 313,314 УК РФ); в) составы преступлений, посягающих на общественные отношения, гарантирующие решение восстановительных задач исполнительного производства (ч. 1 ст. 312 УК РФ).

Среди посягательств первой группы Л. В. Лобанова считает возможным выделить следующие подгруппы: а) посягательства на жизнь, здоровье и безопасность участников процессуальной и связанной с нею деятельности (ст. 296, ч. ч. 2,3,4 ст. ст. 309,311 УК РФ); б) посягательства на общественные отношения, обеспечивающие благоприятные условия для осуществления отдельных процессуальных функций и исполнения судебных актов. К последней подгруппе Л. В. Лобанова относит преступления, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. ст. 294,297,298,306, ч. 1 ст. 309, ст. ст. 310 и 315 (в части воспрепятствования исполнению судебных актов) УК Российской Федерации.

А.И. Чучаев делит по непосредственному объекту преступления против правосудия на пять групп: а) посягательства на отношения по реализации конституционных принципов правосудия;

б) преступления, посягающие на деятельность органов правосудия в соответствии с его целями и задачами; в) преступления, нарушающие процессуальный порядок получения доказательств по делу; г) преступления, посягающие на деятельность органов правосудия по своевременному пресечению и раскрытию преступлений; д) преступления, посягающие на отношения по реализации судебного акта.

По этому же критерию делит на 5 групп преступления против правосудия Г. Г. Криволапов: а) преступления, препятствующие законной деятельности органов правосудия (ст. ст. 294-298,311 УК РФ); б) преступления, посягающие на отношения, обеспечивающие реализацию конституционных принципов правосудия (ст. ст. 299-301,305 УК РФ); в) преступления, посягающие на .установленный законом порядок получения доказательств по делу (ст. ст. 302-304, 306-309 УК РФ); г) преступления, посягающие на деятельность органов правосудия по своевременному пресечению и раскрытию преступлений (ст. ст. 310,316 УК РФ); д) преступления, препятствующие реализации вступившего в законную силу судебного акта (ст. ст. 312-315 УК РФ).

Принцип классификации преступлений против правосудия по непосредственному объекту может быть взят за основу при классификации преступлений в соответствующей главе УК нашей страны, поскольку при применении именно этой классификации может быть обеспечен охват всех статей, содержащихся в главе УК РК «Преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний».

Конструируя систему преступлений против правосудия и порядка исполнения наказаний, необходимо, прежде всего, исходить из положений Конституции Республики Казахстан. Поэтому есть основания выделить первую группу преступлений, содержащихся в рассматриваемой главе УК, которые посягают на отношения, обеспечивающие реализацию конституционных принципов правосудия. К ним можно отнести: воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного следствия (ст. 339 УК РК), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 344 УК РК), заведомо незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 345 УК РК), заведомо незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 346 УК РК), принуждение к даче показаний (ст. 347 УК РК), провокация коммерческого подкупа либо коррупционного преступления (ст. 349 УК РК), вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 350 УК РК), воспрепятствование законной деятельности адвокатов и иных лиц по защите граждан и оказанию им юридической помощи (ст. 365 УК РК).

Вторая группа преступлений против правосудия и порядка исполнения наказаний посягает на отношения, обеспечивающие нормальную деятельность правоохранительных органов в соответствии с их задачами и целями. К ним относятся: посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 340 УК РК), угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 341 УК РК), неуважение к суду (ст. 342 УК РК), клевета в отношении судьи, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 343 УК РК), разглашение данных дознания или предварительного следствия (ст. 355 УК РК), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 356 УК РК), укрывательство преступления (ст. 363 УК РК) и недонесение о преступлении (ст. 364 УК РК).

Третья группа преступлений против правосудия и порядка исполнения наказаний посягает на отношения, обеспечивающие получение достоверных доказательств по делу. К ним следует отнести: фальсификацию доказательств (ст. 348 УК РК), заведомо ложный донос (ст. 351 УК РК), заведомо ложные показания, заключение эксперта или неправильный перевод (ст. 352 УК РК), отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 353 УК РК), подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению отдачи показаний, ложному заключению либо к неправильному переводу (ст. 354 УК РК).

Четвертая группа преступлений против правосудия и порядка исполнения наказаний посягает на отношения, обеспечивающие реализацию судебного акта. К ним относятся: незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 357 УК РК), побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 358 УК РК), уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 359 УК РК), злостное неповиновение требованиям администрации уголовно-исполнительного учреждения (ст. 360 УК РК), дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 361 УК РК) и неисполнение приговора (решения) суда или иного судебного акта (ст. 362УКРК).

Нормативные источники:указаныв заданияхдля СРСП и СРСк соответствующей темеподразделов 2.5. и 2.6.

Основная и дополнительная литература:указана в подразделе 1.7. п.п.1-24, 35-42.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.