Здавалка
Главная | Обратная связь

Русская живопись второй половины XIX - начала XX века



В 1883 году в журнале «Вестник Европы» началась публикация работы В.В. Стасова «25 лет русского искусства». Из названия этого труда следует, что начало истории русского искусства отнесено Стасовым к концу 50-х годов XIX века. Стасову, разумеется, было прекрасно известно, что искусство существовало в России задолго до середины XIX века. Но он утверждал, имея при этом в виду искусство послепетровской России, что только пройдя середину XIX века оно стало достойно названия русского. Мы не можем согласиться со Стасовым, что искусство первого полуторастолетия послепетровской России не было подлинно русским. Но безусловно верно, что конец 50-х годов начал собою новую главу в истории русского реализма. Начало этой новой главы Стасов справедливо связывает с оживлением жизни, вызванным поражением русского царизма в Крымской войне 1853-1856 гг. Историческое значение Крымской войны состояло в том, что она сделала очевидным для всех гнилостность и бессилие крепостнической России. Поражение царской России в Крымской войне послужило сигналом к началу общедемократического подъема, приведшего к крестьянской реформе 1861 года и захватившего первые послереформенные годы.

ШЕСТИДЕСЯТНИКИ

Во главе духовной жизни передовой части русского общества в ту эпоху стояли замечательные деятели, которых смело можно отнести к просветителям. Русские просветители В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И Писарев были убежденными, до конца последовательными врагами крепостничества и всех его порождений в экономической, социальной и культурной жизни. Они твердо верили, что уничтожение крепостного права и упразднение всех его пережитков принесет с собой общее благосостояние. Отсюда исторической задачей своего времени они считали защиту просвещения, свободы, отстаивание интересов народных масс. Один из самых тяжелых грехов крепостничества просветители видели в угнетении человеческой личности, в подавлении ее жизнедеятельности феодально-бюрократической регламентацией. Развитие русской культуры в эпоху просветителей стояло под знаком борьбы ее передовых сил против всех бессмысленных средневековых стеснений человеческой личности. В этой борьбе самое горячее участие приняло молодое поколение русских художников 60-х годов. Практически эта борьба стала борьбой за освобождение русского искусства из-под власти Императорской академии художеств. 9 ноября 1863 года 14 конкурентов на золотую медаль во главе с И.Н. Крамским отказались писать свои программы как сочинения на заданную тему и потребовали для себя права писать их на самостоятельно избранные сюжеты. Получив в этом отказ от академического начальства, они покинули стены академии, для того чтобы начать новую эпоху в истории русского искусства, 14 «бунтарей» образовали художественную артель под председательством Крамского. Артель эта была основана на общественном принципе, по образу и подобию мастерской Веры Павловны из романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

«Бунтом 14-ти» началась борьба художников за право на отражение в искусстве их интересов, общественных идеалов, оценки действительности с их позиций.

ТРЕТЬЯКОВ

Новое, разночинное демократическое искусство получило мощную поддержку в деятельности создателя Третьяковской галереи П.М. Третьякова.

Среди купцов-меценатов Павел Михайлович Третьяков занимал совершенно исключительное место. Приступив в 1856 году к собиранию русского искусства, он единственный среди других собирателей художественных коллекций видел в этом не свое частное дело, но форму служения общему делу демократизации русской художественной культуры. Смысл своего собирания он видел в создании национальной галереи русского искусства, общественного и общедоступного музея, В превращении, таким образом, всего лучшего, что было создано русскими художниками, и всего, что они создадут в дальнейшем, в общенациональное, то есть народное достояние. Кроме того, Третьяков своей собирательской деятельностью поддерживал русское искусство в его стремлении к освобождению от оков академической риторики.

Третьяков был глубоко убежден, что местоположение национальной галереи русского искусства должно быть в Москве. Он видел в Москве столицу народной России, в противоположность чиновничьему Петербургу, официальной столице Российской империи. Третьяков называл началом своей галереи картину художника Н.Г. Шильдера «Искушение». Написанная на сюжет федотовской сепии «Мышеловка», картина Шильдера риторичностью образа связана с академическими традициями. В ней нет ни глубины федотовского реализма, ни замечательного федотовского юмора. Но Третьяков оценил в картине Шильдера само стремление ее автора продолжить федотовскую традицию. Третьяков не ошибся, связав грядущий расцвет русского искусства с поворотом его интереса к реальному, к русской жизни.

ПЕРОВ

Поворот этот осуществился в творчестве поколения русских художников, вступивших на поприще искусства в начале 60-х годов. Крупнейшим из них был В.Г. Перов (1833—1882). В 1861 году появилась его картина «Сельский крестный ход на Пасху». В этой остро-сатирической картине с наибольшей определенностью проявился просветительский пафос русского реализма начала 60-х годов. Перов выступает в этой своей картине как обвинитель «темного царства» крепостнической России и видит главное зло русской жизни в ее подавлении темными силами средневекового невежества. Представителями этих тёмных сил выступают в картине Перова сельский священник, недостойный звания духовного пастыря, и его спившийся причт. Пейзаж перовского «крестного хода» с его пасмурным светом, с его серым небом, на котором рисуется своими оголенными сучьями старое дерево, несет в своем настроении то скорбное чувство, с которым художник смотрит на свой красивый, сильный народ, одурманенный в «темном царстве».

Русский реализм XVIII и начала XIX века с его стремлением раскрыть прекрасное в человеке и мире его окружающем получил название реализма поэтического.

В творчестве художников-шестидесятников развитие русского реализма пошло по пути обличения и критики. На смену поэтическому реализму пришел реализм, названный критическим.

Это не значит, что искусство критического реализма было чуждо стремления к поэзии. Поэтическое начало присутствовало в произведениях критического реализма, как отраженное в них негодующее чувство художника, «душа и страсть», вкладываемые им в образ. Если в начале 60-х годов, когда в русском искусстве жива была вера в реформу, Перов выступал по преимуществу как обличитель представителей «темного царства», то к середине 60-х годов в картинах художника начинают появляться образы угнетенных. Он создает замечательные произведения, рисующие народное горе, в центре которых стоят образы крестьян. Но в этих своих произведениях Перов далек от либерально-сострадательного отношения к страдающему народу. Так же как и великие русские писатели, он ищет в образах народа истинной человечности, возвышенной красоты и благородства чувств. В ряду лучших из этих произведений Перова - картина «Проводы покойника» (1865).

М.В. Нестеров, ученик В.Г. Перова, и сам замечательный художник, удивительно точно определил особенность жанровой живописи своего учителя: «Все «бытовое» в его картинах было необходимой ему внешней, возможно, реальной оболочкой «внутренней» драмы, кроющейся в недрах, в глубинах изображенного им быта». Проникновение во внутреннюю драму русской жизни и составляло задачу Перова в его лучших жанровых произведениях 60-х годов. Большую роль в решении этой задачи играл у Перова пейзаж. Особенно показательна в этом смысле его картина «Последний кабак у заставы» (1868). Картина изображает окраинную улицу русского провинциального города. Сумерки. За заставой с двумя сторожевыми столбами - снежная пустыня. У горизонта - желтая полоса догорающей зари. Убогие деревянные строения. Дует ветер, стелется поземка. Кабак. У его порога - ожидающие своего хозяина сани с фигурой озябшей женщины. Из окон кабака льется в зимние сумерки тусклый красноватый свет. И все это действительно только реальная оболочка внутренней драмы русской жизни, драмы, сущность которой составляет тоска живой человеческой души по настоящей жизни, ищущей для себя забвения в пьяном угаре. Внутренняя, психологическая содержательность образа, достигаемая крайней сдержанностью в использовании внешних средств выразительности, составляет силу искусства Перова, источник его поэтического воздействия.

Наступление молодого поколения русских художников 60-х годов на цитадель официального искусства, которой была Императорская академия художеств, велось под знаком отвоевания прав для реализма в области сюжетной картины. Практически это была борьба за утверждение в правах ведущего жанра - жанра бытовой картины, отражающего реальное бытие России.

Это движение русского искусства было начато художниками, воспитанными в Московском училище живописи и ваяния, основанном на «партикулярных началах» и не столь зависимым от официальных кругов, как Петербургская Императорская академия.

НЕВРЕВ, ЮШАНОВ,
ПРЯНИШНИКОВ

Из Московского училища вышли Перов и другие значительные жанристы 60-х годов.

Картина Н.В. Неврева (1839-1894) «Торг», написанная в середине 60-х годов, изображает сцену «из недавнего прошлого» - сцену купли-продажи крепостной женщины. Это одна из картин наиболее ярко выраженного антикрепостнического пафоса русского разночинного искусства конца 50-х - начала 60-х годов. Сущность этой картины - обнажение под обликом европейски просвещенного русского барина черствой души закоренелого крепостника. В картине A.Л. Юшанова (1840 - умер не ранее 1866) «Проводы начальника» нашло свое отражение бытие русского чиновничества. Перед нами в его живом воплощении в человеческие характеры, поступки, действия раскрыт тот дух угодливости перед начальством, который определял собой всю жизнь русского чиновничества, составляя его символ веры.

Художник И.М. Прянишников (1840-1894) в своей картине «Шутники» изобразил мир гостинодворцев. Тема картины Прянишникова - глумление сытых над голодными - сближает это произведение жанровой живописи 60-х годов с русской литературой того времени. В образах русской реалистической живописи дореволюционной эпохи нашла свое отражение Россия помещика и крестьянина. Герои портретов русских художников XVIII и начала XIX века принадлежали по преимуществу к высшему столичному обществу. Героем жанровой живописи этого времени выступал хлебопашец. Тропинин был первым художником, в искусстве которого зазвучала московская и одновременно бытовая нота. Отсюда начался поворот русской живописи от России помещика и крестьянина к России купеческой, мелкочиновничьей, московской, провинциальной, к России разночинной. В русской жанровой живописи конца 50-х - начала 60-х годов эта Россия, Россия партикулярная получила широкое отражение в раскрытии ее бытия, ее социальных типов. «У нас теперь все это переворотилось и только укладывается». В этих словах персонажа толстовской «Анны Карениной» можно увидеть меткую характеристику периода 1861-1905 годов. То, что «переворотилось», хорошо известно или, по крайней мере, вполне знакомо всякому русскому. Это - крепостное право и весь «старый порядок», ему соответствующий. То, что «только укладывается», совершенно еще незнакомо, чуждо, непонятно самой широкой массе населения».

«Переворотились» и начали укладываться по-новому и старые представления о русской жизни, откуда и явилась в искусстве потребность поднять ее целину.«Переворотилась» и начала укладываться по-новому и жизнь самого русского искусства. Образование петербургской артели художников было первым актом этого «укладывания». В этом акте сказалось стремление русского искусства к новым формам своих отношений с обществом.

«Артель» была первой попыткой самоорганизации русского искусства во имя его независимости. Попытка закончилась неудачей.

ПЕРЕДВИЖНИЧЕСТВО

Новый этап в развитии жанрового русского искусства начался в 1870 году. В этом году по инициативе московских художников, поддержанной петербуржцами, было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок и принят его устав. В Товариществе, в котором, в отличие от артели, личные интересы каждого члена объединения не ущемлялись интересами общины, русское демократическое искусство нашло жизнестойкую форму самоорганизации. Товарищество дожило до советской эпохи. В 1871 году состоялась первая выставка произведений художников, вошедших в Товарищество. Эти художники получили название «передвижники». С образованием Товарищества передовое направление русского искусства 2-й половины XIX века стало называться передвижничеством.

В состав Товарищества входили художники, весьма различавшиеся между собой в характере творчества. К числу передвижников принадлежали такие резко противоположные художественные индивидуальности, как Мясоедов и Ге, Саврасов и Шишкин, Репин и Суриков, и т.д. Но все они были едины в понимании цели искусства как служения истине и интересам народа. Классическим временем в истории передвижничества были 70-е и 80-е годы. Во главе Товарищества на протяжении почти всего этого срока стоял Крамской (1837-1887). Роль Крамского в истории русского искусства не исчерпывается его личным творчеством. Она заключается и в организаторской деятельности самого Крамского, и в его направляющем, идейном влиянии на деятельность Товарищества.

КРАМСКОЙ

На сайте, в галерее Крамского, представлен его автопортрет, написанный в 1867 году. Этот автопортрет красноречивее любых слов раскрывает личность художника. Он дает почувствовать в Крамском типичного во внешнем облике, но главное в психологическом содержании разночинца-шестидесятника. Лишенное аристократического изящества в своих чертах, широкоскулое лицо Крамского прекрасно своим высоким, чистым лбом и выражением огромного ума, светящимся в его строгом, пристальном взгляде. Таким же пристальным, строгим взглядом Крамской всматривался в каждого человека, которого писал, как бы желая проникнуть в тайное тайных его души. Именно это проникновение во внутренний мир человека своего времени и составляло основную задачу искусства самого Крамского.

XIX век в представлении Крамского был веком знания, веком трезвого разума, лишившим былой непреложности все идеальные представления человечества и вместе с ними все ранее почитавшиеся незыблемыми моральные нормы. Более всего волновал Крамского вопрос о том, верно ли, что с упразднением старых идеалов, которым поклонялись поколения, для него не осталось никаких идеалов, что современное человечество не знает иных стремлений, кроме стремления к личной выгоде, что оно признало волчий закон законом жизни. Ответа на этот вопрос искал Крамской во внутреннем мире человека, в своем собственном внутреннем мире прежде всего.

С ужасом замечая, как с раскрепощением человеческой личности, в котором русские люди конца 50-х годов видели панацею от всех зол русской жизни, эта раскрепощенная личность превращается в личность эгоистическую, Крамской не верил, что это и есть последняя правда о человеке.

До наступления «века знания» человечество видело идеально-прекрасное «на пьедестале», приписывая его своим божествам. Но, может быть, наступило время искать идеально-прекрасное не в божестве, а в самом человеке, в способности человека стать выше своего эгоизма, подняться до сознания своего блага как общего блага человечества?

Потребность выразить эту правду о человеке привела Крамского к созданию центрального произведения его творчества - картины «Христос в пустыне».

Картина написана на сюжет евангельской легенды о сорокадневном пребывании Христа в пустыне, где он подвергался искушению сатаны и где он пришел к решению пожертвовать личными интересами ради интересов всечеловеческих.

Крамской в картине рисует Христа в момент его выхода из сомнений и колебаний на заре последнего дня его пребывания в пустыне. Написанная на религиозный сюжет, эта картина Крамского является по своему существу произведением атеистическим. Произведением, отвергающим божественность Христа и использующим его традиционный образ лишь для его истолкования как образа человеческого.

Эта картина Крамского показывает, что реформа 1861 года «переворотила» старые, религиозные устои нравственной жизни русского общества и положила начало поискам ее новых устоев не в патриархальных верованиях, а в общественной природе человека. Крамской был одним из первых представителей русской разночинной интеллигенции, осознавшей угрозу ее свободе при социальном строе, основанном на власти денежного мешка, в том числе и угрозу свободе художника порабощением его творчества замаскированной зависимостью от интересов и вкусов буржуазного общества. На долю Крамского выпала роль вожака русского искусства в то именно время, когда его независимости, с одной стороны, угрожал царский чиновник от искусства, а с другой стороны, подстерегала опасность, которую сам Крамской называл «жаждой наживы». Огромной заслугой Крамского перед русским искусством является как раз то, что он сумел сплотить все лучшие силы русского искусства своего времени на основе идеи высокого общественного назначения искусства, разумея под обществом не его «верхние десять тысяч», но широкие массы русского народа.

Лучшие портреты Крамского были написаны с русских писателей его времени, в которых он видел тех же искателей высшей человеческой правды, поборников общего дела России в ее борьбе за торжество этой правды, каким был и он сам. К этим лучшим портретам принадлежит «Портрет писателя Л.Н. Толстого». Написанный Крамским «Портрет П.М. Третьякова» - лучший из существующих портретов основателя национальной галереи русского искусства. Здесь следует отметить огромную роль собирательской деятельности Третьякова в укреплении того направления русского искусства, которое возглавлял Крамской. Третьяков выступал в поддержку стремления русского искусства к реализму, превращая в действительность мечту передвижников о широкой народной аудитории. Третьяковской галерее принадлежит самое полное собрание произведений художников-передвижников. Передвижники видели в Третьякове не частного коллекционера, а основоположника национальной галереи русского искусства. Оказывая ему содействие в осуществлении его идеи, они предоставили ему право первого отбора картин со своих выставок, понимая, что приобретение произведения для Третьяковского собрания равносильно включению его в историю русского искусства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.