Здавалка
Главная | Обратная связь

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

Задачи

И французский ученый Р. Декарт (1596—1650), и рус­ский физиолог И. М. Сеченов (1829— 1905) объясняли по­ведение человека с помощью понятия о рефлексе.

В чем сходство и отличие взглядов Декарта и Сеченова на природу психической деятельности?

В отличие от животных у человека, кроме первой, име­ется еще и вторая сигнальная система. К ней относится все, что связано с речевой деятельностью и отвлеченным мышлением, протекающим на основе языка. «Слово, — го­ворил И. П. Павлов, — составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом сигналов», оно — «... такой же реальный условный раздра­житель, как и все остальные, общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количест­венное и качественное сравнение с условными раздражи­телями животных»*.

Почему Я. Я. Павлов назвал слово «сигналом сигна­лов»? В чем состоит отличие слова и связей, образуемых на его основе, от непосредственного раздражителя?

 

Личность, как известно, представляет собой единство природного и социального.

Покажите на двух-трех примерах, что в личности чело­века от природы, а что формируется под влиянием социаль­ных условий (например, обучения и воспитания).

Известно не менее двух десятков случаев, когда дети по случайным причинам выросли в логове зверей.

В 1920 году, например, в Индии обнаружили в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек: семи-восьми и двух лет. Они ели без помощи рук сырое мясо, ходили на четвереньках, по ночам выли как волчата; хорошо видели в темноте; боялись людей, сильного света, огня и воды, не давали себя мыть; срывали с себя одежду и даже в хо­лод сбрасывали одеяло.

Младшая вскоре умерла. Старшая девочка только через шесть лет научилась ходить. В течение четырех лет она выучила лишь шесть слов, а через семь лет — сорок пять. К этому времени она полюбила общество людей, стала бояться темноты и научилась есть руками и пить из стакана.

 

Учащиеся обычно по-разному реагируют на неудачи в деятельности, направленной на достижение целей. Напри­мер, при решении задачи одни после первой неудачи пыта­ются решить ее во второй и третий раз, другие, наоборот, после первой же попытки оставляют эту задачу и хотят решать только более легкие.

Чем можно объяснить это различие в поведении уча­щихся? Как называется лежащая в его основе особенность личности? Назовите возможные пути изменения поведе­ния последних учащихся.

Исключительно важную роль в воспитании школьников, в формировании того или иного отношения к учению игра­ет такое качество личности, как самооценка. Она обладает рядом свойств, которые следует учитывать в индивидуаль­ной работе с учащимися. Наиболее важные свойства: аде­кватность, перенос (генерализация), устойчивость, уровень, динамичность.

Определите, какие свойства самооценки, на ваш взгляд, проявились в описанных ниже случаях-

1. Учащийся является активным общественником, спорт­сменом, участником художественной самодеятельности, но учится посредственно. Однако свои знания по математике и литературе он оценивает достаточно высоко. На замеча­ние: «По общему признанию твоих товарищей, у тебя очень слабые знания» — он ответил: «Захочу — будет «4», «5» [42, с. 66].

2. В одном эксперименте группе неуспевающих и не уве­ренных в себе учащихся VI класса было предложено 10 заданий по русскому языку (типа: разобрать слова по со­ставу, найти в предложении подлежащее и сказуемое и т. п.). После опытов испытуемым предложили отметить.

 

При формировании личности школьников перед педаго­гом нередко встает задача либо поднятия уровня притяза­ний у тех, кто невысоко оценивает себя и свои возможнос­ти, теряет веру в свои силы, либо некоторого снижения этого уровня, если учащиеся переоценивают свои возмож­ности.

Попытайтесь наметить пути повышения уровня притя­заний*.

 

КОЛЛЕКТИВ

1. Ниже приведены различные определения коллектива. В каких определениях признаки коллектива переданы наи­более полно и точно? Коллектив — это группа людей, составляющих часть общества, объединенная общими целями и близкими моти­вами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества.

2. Коллективом следует именовать то собрание людей, когда между ними устанавливается и известная коллек­тивная связь, и взаимоотношение.

3. Коллективом мы будем называть группу взаимодей­ствующих лиц, совокупно реагирующих на те или иные раздражители.

Коллектив — это группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами.

С учетом черт, характерных для коллектива, определи-те, какие из указанных ниже групп и почему можно на­звать коллективами:

1) скопление детей на улице;

2) ученический класс;

3) группа учащихся, которые во время субботника озеленяют улицу;

4) учителя, работающие в одной школе;

5) директора школ, занимающиеся в одном и том же семинаре на курсах по повышению квалификации.

В результате многих психологических исследований установлено, что в некоторых ученических коллективах есть дети, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимоотношений: их или никто не выбира­ет для осуществления совместной деятельности, или выби­рают единицы. Так, например, в одном исследовании приво­дятся следующие усредненные данные (по критериям «сов­местное сидение», «работа», «игра», «развлечение» и др).

 

Группу школьников для лыжного похода обычно реко­мендуется комплектовать из детей одного и того же возраста.

Обоснуйте психологическую целесообразность этой рекомендации. Укажите, какое свойство группы учитыва­ется при этом.

Ниже приводится описание одного из опытов по изуче­нию влияния группы на личность.

Группа студентов (семь—девять человек) получила сле­дующую инструкцию: «Перед вами два белых листа. На левом — одна контрольная черта, на правом — три черты разной длины. Они имеют порядковые номера 1, 2 и 3. Одна из этих линий равняется контрольной линии слева. Вы должны сказать, какая эта линия, назвав соответствую­щий номер. Будет 12 таких сравнений. Отвечает каждый по очереди».

Разница в длине предъявлявшихся отрезков была на­столько значительна, что при контрольных опытах, где испытуемые отвечали поодиночке, никто не ошибался. Но секрет эксперимента состоял в том, что все студенты, за исключением одного, были в сговоре с экспериментатором и единодушно давали заранее согласованные неправильные ответы [24].

Как, по-вашему, поступит испытуемый, которому прихо­дится отвечать последним, если вся группа единодушно будет давать неправильные ответы? Как называется это явление? Какова его природа?

 

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

Говоря об отличии человека от животных, Ф. Энгельс писал: «Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определен­ными признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна едва-едва обладает в самой грубой, за­чаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду»*.

Чем объясняются указанные преимущества органов чувств человека?





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.