Здавалка
Главная | Обратная связь

Распределение материала на учебный год



Оглавление

Введение. 2

Распределение материала на учебный год. 6

Занятие № 1 Знакомство с органами артикуляционного аппарата. 7

Занятие № 2 Звук "А". 9

Занятие № 3 Звук "У". 11

Занятие № 4 Звук "О". 13

Занятие № 5 Звук "Ы". 16

Занятие № 6 Звук «Э». 18

Занятие № 7 Звук «И». 19

Занятие № 8 Звук "М". 21

Занятие № 9 Звук "Б". 24

Занятие № 10 Звук "П". 26

Занятие № 11 Звук "Д". 29

Занятие № 12 Звук "Т". 31

Занятие № 13 Звук "Г". 34

Занятие № 14 Звук "К". 36

Занятие № 15 Звук "В". 38

Занятие № 16 Звук "Ф". 40

Занятие № 17 Повторение пройденного материала (гласные) 42

Занятие № 18 Повторение пройденного материала (согласные) 43

Использованная литература. 45


Введение

Цель - помочь практическим работникам в организации и проведении занятий по развитию звуковой культуры речи у детей 3-4 лет с целью подготовки к обучению грамоте.

Обучение правильному звукопроизношению выделяется как ведущая линия развития речи детей 3-4 лет.

В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова.

Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха.

Во II-ой младшей группе развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением при последовательной отработке всех звуков родного языка. При этом формируется не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и связи слухового и артикуляционного контроля, без которого невозможно правильное произнесение звуков.

На этом этапе обучения у детей развивается артикуляционный аппарат, формируется четкое произношение слов и фраз, вырабатывается умение слышать отдельные звуки в словах и умение произносить их более четко, чем другие, развивается слуховое восприятие.

Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных а, о, у, ы, э, и и согласных п, б, т, д, к, г, м, в, ф.

Последовательная отработка этих звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создаст предпосылки для лучшего произношения сложной группы звуков (с, з, ц, ш, ж, ш, и др.), а также подготовит детей к развитию фонематического слуха на следующем этапе обучения.

Данная методика базируется на трех основных программах обучения детей 3-4 лет. ("Типовая программа воспитания и обучения в детском саду" - Москва, "Просвещение", 1984 г, Программа "Развитие" - Москва, "Новая школа" 1994 г. и "Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста" - Москва, "Профессиональное образование", 1994 г.).

В книге нашли свое отражение задачи, которые стоят перед педагогами на современном этапе обучения: сочетание практической и игровой деятельности, умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно, развитие моторики, графических навыков.

Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции, развивается память.

Развитие звуковой культуры речи осуществляется в единстве с развитием различных сторон речевой и психической деятельности.

Речевой материал, предложенный в каждом занятии, способствует четкому и правильному произношению изучаемого звука в словах, а затем и во фразовой речи.

При отработке гласных звуков детям предлагаются те слова, в которых изучаемый звук находится в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т.е. вырабатывается умение выделять звук голосом.

Согласные, с которыми знакомятся дети, произносятся громче и четче, чем другие.

Каждое занятие содержит конкретные игры и упражнения для групповой работы с детьми и индивидуальной работы детей в тетради.

Лучшему запоминанию способствуют рисунки, соответствующие тексту стихотворения, которые подобраны таким образом, что отвечают основной цели каждого занятия и в то же время способствуют развитию связанной речи, ее выразительности, обогащают словарь детей образными словами и выражениями, способствуют развитию памяти.

Игры "Подскажи словечко" изучают детей внимательно слушать текст стихотворения, подобать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящий по смыслу. Способствуют развитию фонематического слуха.

Задания "Найди похожие картинки" способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

Много в данном пособии загадок.

Использовать загадки можно уже в работе с детьми младшего возраста, потому что у них интуитивно начинает развиваться внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета.

Тематика загадок ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предмете окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.

В каждое занятие включены физкультминутки, которые органически вливаются в занятия, и служат решению поставленных задач.

Для физкультминуток используются игровые упражнения, направленные на развитие обшей моторики-двигательных функций рук, зрительно-моторной координации, а также на речевое развитие. Кроме того, эти упражнения. Развивают память, четкое произношение, содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

В занятия включены несложные задания по развитию графических навыков. Задания выполняются в игровой форме (провести дорожку, обвести в кружок, соединить одинаковые предметы), желательно фломастерами, чтобы линии получались яркими и привлекательными.

При работе по данной методике к концу года у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова и создаются предпосылки для перехода к следующему этапу обучения: развитию фонематического слуха.

Курс обучения рассчитан на 18 занятий (2 занятия в месяц с сентября по май включительно).

Вашему вниманию предложено 18 конспектов для педагога и тетрадь для выполнения заданий ребенком.

В книге также имеется дополнительный речевой и игровой материал для закрепления программных задач, однако по усмотрению педагога он может быть использован и на занятиях. При проведении занятий по звуковой культуре речи 1 раз в неделю, дополнительный материал может быть использован в качестве конспекта второго занятия по данной теме.

Дидактические и игровые упражнения в данном пособии (как и в других книгах цикла) предлагаются в определенной системе и последовательности, что очень важно для развития способностей ребенка.

Занятия, предложенные в книге, носят комплексный характер и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребенка: разгадывание загадок развивает мышление, заучивание стихотворений развивает слуховую память, нахождение одинаковых рисунков развивает зрительное внимание.

Однако основной задачей на каждом занятии остается развитие звуковой культуры речи с, целью подготовки к обучению грамоте.

Предложенные конспекты являются одним из возможных вариантов проведения занятий. Выбор содержания занятия зависит от уровня подготовленности детей и от количества детей в группе. Педагог может использовать конспект целиком или частично.

"Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду" (Москва, "Российская Академия образования", 1994 г.) следующим образом характеризует речевое развитие детей в возрасте 3-4 лет:

"При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания).

Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния, однако начинают активно употребляться прилагательные и местоимений.

У ребёнка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формам: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласковые суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, и речи отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союз»,

Дети осваивают навык разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению высказываний описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, ръ, л) звуки, некоторые звуки пропускаются. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над развитием таких элементов звуковой культуры как темп, дикция, сила голоса.

Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка.

Дети четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.


Распределение материала на учебный год

Сентябрь

Занятие 1. Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Дополнительный материал.

Занятие 2. Звук "А". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "А").

Октябрь

Занятие 3. Звук "У". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "У").

Занятие 4. Звук "О". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "О").

Ноябрь

Занятие 5. Звук "Ы".Обучение правильной ичеткой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Ы").

Занятие 6.Звук "Э". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Декабрь

Занятие 7. Звук "И". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой Материал (звук "И").

Занятие 8. Звук "М". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "М").

Январь

Занятие 9. Звук "Б". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Б").

Занятие10. Звук "П". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "П").

Февраль

Занятие 11. Звук "Д". Обучение правильной и четкой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Д").

Занятие 12. Звук "Т".Обучение правильной ичеткой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Т").

Март

Занятие 13. Звук "Г". Обучение правильной ичеткой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Г").

Занятие 14. Звук "К".Обучение правильной ичеткой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "К").

Апрель

Занятие 15. Звук "В". Обучение правильной ичеткой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "В")

Занятие 16. Звук "Ф".Обучение правильной ичеткой артикуляции.

Дополнительный речевой материал (звук "Ф").

Май

Занятие 17.Повторение пройденного материала (гласные звуки).

Занятие 18. Повторение пройденного материала (согласные звуки).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.