Здавалка
Главная | Обратная связь

Разделение властей как основа конституционного строя Российской Федерации.



«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется...» (ст. 10 Конституции РФ) (одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Принципы системы органов государственной власти РФ: 1) разделение властей; 2) единство ор­ганов государственной власти.

В РФ выделяются три ветви власти:законодатель­ная (Федеральное Собрание РФ); 2) исполнитель­ная (Правительство РФ); 3) судебная (Конституци­онный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и т.д.).

Президент РФ является главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти, но его пол­номочия наиболее близки к исполнительной.

Глава государства в РФ является как бы противо­весом между законодательной и исполнительной властью. Он сдерживает путем применения согла­сительных и принудительных мер Федеральное Соб­рание РФ в случае, если то выразило недоверие Правительству РФ, в свою очередь Федеральное Собрание вправе отрешить Президента РФ от за­нимаемой должности, если политика, диктуемая им Правительству РФ, не отвечает интересам России и является преступной.

Разделение властей означает разграничение ор­ганов власти в их компетенции, но существует в условиях единой системы органов власти и при наличии взаимодействия этих органов, взаимного контроля, «сдержек и противовесов».

Поэтому можно выделить черты разделения властей:1) самостоятельность и независимость ветвей власти в осуществлении своих полномочий, установленных Конституцией РФ; 2) наличие взаи­модействия и взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей. Взаимодействие властей:1) законодательная власть издает законы, на основании которых действу­ют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает долж­ностных лиц исполнительной и судебной властей; 2) исполнительная вносит в парламент проекты законов, отвечает за исполнение бюджета, внешней и внутренней политики; 3) судебная применяет законы и толкует Конституцию РФ, может признать законы, акты правительства или их отдельные пред­писания недействующими в силу их несоответствия Конституции или законам, осуществляя таким образом контроль за решениями, принимаемыми органа­ми государственной власти.

Каждая из ветвей власти самостоятельна и неза­висима в пределах своей компетенции, но не мо­жет вмешиваться в деятельность иной власти, т. е. не вправе нарушать самостоятельность и независи­мость других органов власти.

Единство государственной власти выражается в единстве природы власти: все ветви получают свои полномочия только от народа России, так как только он является единственным носителем госу­дарственной власти в РФ.

Единство органов государственной власти также предполагает, что их компетенция, порядок форми­рования, формы взаимного контроля и взаимодей­ствия установлены Конституцией РФ, федеральны­ми конституционными и федеральными законами. Компетенция, порядок формирования и т. п. установлены для всех уровней власти: федерально­го и субъектов РФ.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.