Здавалка
Главная | Обратная связь

Алгоритмы выполнения заданий



+Принципы

+Разбор алгоритма выполнения задания перед его выполнением.

+Целостное вычленение алгоритма из проведённого объяснения.

# # #

& Возможная ошибка

Разбор алгоритма выполнения задания осуществляется после его верного выполнения.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Дифференциация гласных у – ю в словах». Задание: прочитать слова с пропущенными буквами, вставить гласные у – ю, записать получившиеся слова. Инструкция: «Вставим в первое слово гласную у. Какое слово получится? (Кручок.) Есть такое слово? Вставим гласную ю. Какое слово получится? (Крючок.) Есть такое слово? Если в слово «крючок» вставили гласную ю, то согласный [р] будет звучать твёрдо или мягко? И после него будет писаться гласная (пауза)?» По окончании выполнения задания логопед обобщает: «Итак, после твёрдых согласных пишется гласная (пауза)? А после мягких (пауза)?»

$ Методические рекомендации

Перед выполнением каждого нового вида работ необходимо постоянно задавать вопросы, которые ведут к достижению цели занятия. Например: «Если согласный звучит твёрдо, то пишем (пауза)? (о) Если согласный звучит мягко, то пишем (пауза)? (ё)». После выполнения задания такие вопросы нецелесообразны в связи с тем, что цель по правильному написанию уже достигнута, а повторение этих вопросов означает возврат к первоначальному анализу.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Дифференциация гласных у – ю в словах». Задание: прочитать слова с пропущенными буквами, вставить гласные у – ю, записать получившиеся слова. Инструкция: «Сейчас мы будем читать слова, вставлять в них наши буквы у или ю и думать, какое слово получится. Но сначала повторим: если согласный звучит твёрдо, пишем букву (пауза) ..., если согласный звучит мягко, пишем букву (пауза) ... . Вставим в первое слово гласную у. Какое слово получится? (Кручок.) Есть такое слово? Вставим гласную ю. Какое слово получится? (Крючок.) Есть такое слово? Записываем. Серёжа диктует, все слушают».

 

# # #

& Возможная ошибка

При знакомстве с новой темой отсутствует последовательное развёртывание формулируемого алгоритма, вместо чего дети самостоятельно вычленяют и обозначают новое языковое явление.

@ Пример ошибки

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака». Задание (после сообщения темы занятия и формулирования вывода о том, что мягкость согласного звука в конце слова обозначается с помощью мягкого знака): послушать стихотворение.

Осень, осенью, деньки,

Мальчик, окунь, окуньки,

Колья, стулья и скамья,

Крылья, братья и семья.

Расскажи, зачем и как

Служит в речи мягкий знак?

$ Методические рекомендации

Многочисленные занимательные упражнения, использующиеся учителем начальных классов при знакомстве с той или иной темой на уроке грамоты и русского языка, далеко не всегда применимы для детей, имеющих ОНР III уровня и, соответственно, вторичную задержку психического развития. Такие задания предполагают самостоятельное вычленение языкового явления и осознание его целесообразности, что для детей данной категории практически невозможно по следующим причинам. Прежде всего, они не в состоянии вычленить из состава стихотворения, текста и т. д. закономерно повторяющиеся составляющие, а затем «вывести» функцию нового языкового явления из каждого слова, установить общность этой функции во всех проанализированных словах и сделать в итоге соответствующий вывод.

|> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями

Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака». Объяснение нового материала см. выше в разделе«Темы и цели логопедических занятий».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.