Здавалка
Главная | Обратная связь

Руководитель – организатор системы управления и трудового коллектива



Перед каждой организацией обычно стоит много раз­личных задач: текущих и перспективных, административ­ных и функциональных. Решение этих задач интегрирует в своей деятельности центральная фигура управления - ру­ководитель.

Слово «руководитель» буквально означает "ведущий за руку". Это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее ре­зультаты. Как организатор руководитель вносит порядок и последовательность в выполняемую работу, а свое взаимо­действие с подчиненными строит в рамках установленных целей.

За последние годы роль руководителя претерпела множество изменений. Большинство из них связано с ус­ложнением организаторской деятельности, с фундамен­тальными переменами в технике, технологии, стиле жизни, личных ожиданиях, характере общественных отношений[2].

Деятельность руководителя обусловлена как действи­ем законов организации, так и закономерностями управле­ния. Руководитель является элементом производственной, государственной и социальной систем общества, он дол­жен подчинять свою деятельность тенденциям их разви­тия.

Специфика труда руководителя состоит в том, что большинство экономических, технических, производст­венных и других задач, которые встают перед ним в его работе, он решает в организационном аспекте, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи.

Деятельность руководителя включает в себя три ос­новных аспекта (направления):

-производственно-экономический;

-социально-психологический;

-организационно-управленческий.

И если первые два содержат проблемы, которые ставит перед руководителем объект управления, то третий аспект связан с проблемами, которые возникают по поводу того, что сам руководитель является центральным звеном субъ­екта управления, системы управления.

Первая группа проблем, определяющая содержание деятельности хозяйственного руководителя, связана с ор­ганизацией решения производственно-экономических вопросов. Руководитель, воздействуя через систему управле­ния на производственный механизм, должен, прежде всего, обеспечить его функционирование, решение долгосрочных и краткосрочных целей, повышение эффективности произ­водства и т.д.

Проблемы социально-психологического характера связаны с тем, что руководитель должен формировать тру­довой коллектив, организовывать его работу, способство­вать развитию его социальной и трудовой активности, а также всестороннему развитию личности каждого работ­ника организации. В коллективе складывается весьма сложная система социальных отношений, с которыми ру­ководителю приходится иметь дело, разрешая конкретные социальные проблемы.

Преодолевая организационно-управленческие пробле­мы, руководитель выступает как реорганизатор системы управления, руководит проектированием новой и модернизацией действующей системы, организует функциониро­вание, т.е. обеспечивает работу, связанную с непрерывным развитием системы управления и ее совершенствованием.

Деятельность руководителя в организационном аспек­те довольно подробно рассматривается в специальной литературе и сводится к следующим двенадцати основным принципам: точно поставленные идеалы и цели, здравый смысл, компетентная консультация, дисциплина, справед­ливое отношение к персоналу, быстрый, надежный, пол­ный, точный и постоянный учет, диспетчирование, нормы и расписания, нормализация условий, нормирование опе­раций, писаные стандартные инструкции, вознаграждение за производительность.

Руководитель - организатор трудового коллектива

Важно помнить, что хороший организатор - это не тот, кто хорошо работает только сам, а тот, у кого хорошо ра­ботают подчиненные. Задача руководителя состоит в том, чтобы умен, находить людей, способных выполнять опре­деленную работу, и уметь проверять их работу.

Эффективное руководство предполагает, что люди со­вместно координируют ресурсы, определяют задачи, вы­двигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т.д. Коллективная работа позволяет открыть огромные новые возможности, коллективный подход - решать про­блемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются воз­можности для появления стрессовых ситуаций[3].

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Рас­становка кадров должна помогать раскрытию личных спо­собностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

Различные виды управленческой деятельности связа­ны с различной психофизиологической и социально-психо­логической совместимостью.

Руководитель должен быть в курсе потребностей сво­их работников и иметь четкую программу создания кол­лектива, а также последовательности прохождения этапов развития. При этом важно, чтобы были известны способ­ности каждого человека и возможности их использования; организационное строение группы соответствовало вы­полняемой задаче; развита самодисциплина. Нужно, чтобы каждый работник представлял себе цели совместной дея­тельности[4].

Стили руководства

 

В реальности сплошь и рядом наблюдается такая картина производственной деятельности: один работник излишне самолюбив, другой вял и апатичен. Кто-то начинал работать хорошо, но почему-то «испортился». Один завистлив, другой ленив и т.п. Результаты: срывы сроков, конфликты, некачественная работа, текучесть кадров.

Авторитарный.

Для этого стиля характерно единоличное решение любых задач. Инициатива и последнее слово остаются за руководителем. Минусы такого стиля очевидны: он основан на подавлении любой инициативы и творческой деятельности сотрудников, из которых воспитываются пассивные исполнители (со временем они не смогут разрешить без подсказки начальства даже простейшие ситуации). Однако авторитарный стиль имеет свой плюс: способность руководителя брать на себя персональную ответственность.

Коллегиальный.

Руководитель, который придерживается такого стиля управления, всегда и во всем советуется с коллективом, за которым и остается последнее слово. Наряду с очевидными достоинствами в таком стиле есть и свои недостатки. Порой даже незначительные вопросы, требующие быстрого решения, выносятся на коллективное обсуждение, замедляя процесс деятельности.

Плановый.

Для руководителя, взявшего на вооружение этот стиль управления, главное – программа действий. Такой руководитель чрезмерно много времени уделяет всяко рода планированию. С одной стороны, это хорошо: все ясно представляют свою задачу. Но с другой стороны, в случае экстренной или просто изменившейся ситуации сотрудники будут в растерянности. Пунктуальное планирование подавляет инициативу.

Авральный.

У этого стиля руководства плюсы, пожалуй, отсутствуют. Это стиль постоянной спешки и непоследовательных распоряжений, которые в этом случае неизбежны. Зачастую цель достигается любой ценой. Кроме того, подобный стиль влечет за собой конфликты как внутри коллектива, так и между сотрудниками и руководителем.

Либеральный.

Этот стиль можно еще назвать попустительским. При таком стиле коллектив не только сам решает возникающие проблемы, но и располагают возможностью не особенно считаться с мнением руководителя. При всех явных недостатках этого стиля его плюсом является инициатива подчиненных, которая не подавляется.

Регламентирующий.

Такой стиль можно назвать также контролирующим. Для него характерна постоянная регламентация того, что нужно делать (как и в какие сроки). В умеренном количестве контроль полезен. Однако, если он принимает повседневный и мелочный характер, это создает нервозную обстановку в коллективе.

Новаторский.

У руководителя всегда много идей и проектов. Это прекрасно, но только в меру. Если руководитель постоянно видоизменяет задачи и цели работы сотрудников, в их среде будет копиться раздражение и о руководителе сложится негативное мнение («Сам не знает, чего хочет»).

Консервативный.

Этот стиль руководства основан на незыблемости традиций, установленных принципов и стереотипов решения задач. Никакое новаторство неприемлемо. При многих минусах этот стиль обеспечивает стабильность и устойчивость коллектива. Однако такие сотрудники чаще всего не поспевают за меняющимися условиями рынка.

Дипломатический.

Руководитель способен договориться с кем угодно и решить любую тупиковую ситуацию. Принимая решения, такой руководитель делает основную ставку на личные контакты и связи. Возможные недостатки такого стиля управления – слишком большая зависимость от изменения ситуации и мнений более высоких кругов.

Документальный.

Начальник, практикующий такой стиль, придает исключительно важное значение всякого рода документам, письменным распоряжениям и другому бумаготворчеству. Затрачивая много сил на подготовку справок, он стремится перестраховаться на случай возможных проверок. Но у него нет времени на непосредственное руководство коллективом. Позитивная сторона этого стиля заключается в том, что у такого руководителя всегда в порядке отчеты, накладные, бухгалтерия и т.п.

Лидерский.

Руководитель увлекает и вдохновляет коллектив на решение интересующих его задач. Он уверен в реальности поставленных целей и их успешном осуществлении. Подобный руководитель обладает своего рода харизмой. Он обладает оптимизмом и вселяет его в своих подчиненных. Плюсы и минусы этого стиля зависят от личности руководителя. Если это действительно энергичная, творческая, мудрая личность, которая на голову выше своих подчиненных, - тогда это замечательно. Когда лидером выступает демагог, способный лишь на «запудривание мозгов» красивыми словами, это гибельно для бизнеса.

Если предприниматель определил, к какому из описанных можно отнести его стиль руководства, он сможет, посмотрев на себя критически, избежать основных недостатков стиля. И вообще нужно стараться расширять рамки привычных способов руководства[5].

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.