Здавалка
Главная | Обратная связь

Состояние социально-трудовых отношений на предприятии (в организации)



Особенность аудита определяется обстоятельствбм, которое должно быть учтено аудитором при организации проверки: социально-трудовые отношения между работниками (работником) и работодателем всегда функционируют на объективном и субъективном уровнях. Этот процесс определяется как формой фактических социально-трудовых отношений, так и формой социально-трудовых правоотношений (отражением фактических социально-трудовыхотно-шений в системе законодательных и нормативных правовых регуляторов – актах, документах). Следовательно, сложность аудиторской оценки социально-трудовых отношений в сфере охраны труда обусловлена тем, что, с одной стороны, работник выступает как «трудовой ресурс», условия труда и безопасности которого можно представить и проанализировать в формате определенных параметров и показателей, а с другой стороны -- это «человек-работник», субъект общественного развития, реальные потребности и интересы которого определяются взаимодействием множества субъективных и объективных факторов (духовных, природных, социальных, экономических) и принципиально не формализуются. В этой связи аудитору необходимо уделить особое внимание конкретизации сферы аудита (объема проверки) как системно организованных процессов и показателей, подлежащих проверке и с этих позиций, прежде чем составить план проверки, тщательнб ознакомиться с субъектом экономики на стадии предварительного аудита, акцентируя внимание на следующих двух центральных вопросах:

1) каковы особенности формирования правоотношения в системе трудоохранной деятельности исходя из их толкования как правоотношений, направленных на создание условий трусца, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

2) как получить информацию, объективно отражающую состояние социально-трудовых отношений, используя для этого официальные публикации, нормативные правовые документы, инструкции, отчеты, акты технической экспертизы, при необходимости – собственные инструментальные замеры уровней производственных факторов и результаты наблюдений за состоянием травмоопасности рабочих мест и рабочими операциями, изучая технологию управления, особен-, ности стиля руководства и поведения руководителей, межличностные и групповые отношения, затрагивающие сферу аудита, используя информацию персонала (мнения, впечатления и представления, а также анкеты и справки, которые существенны для аудитора).

В общем случае практическая проверка начинается с изучения состояния социально-трудовых правоотношений между работодателем и работниками, порядка соблюдения трудового законодательства.

Основные законодательные и нормативные правовые документы:

1) Конституция РФ (ст. 37, п. 3 – о праве на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены);

2) Трудовой кодекс РФ;

3) Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ст. 210 и ст. 4 соответственно – о приоритете жизни и здоровья работников);.

4) коллективный договор (если последний имеет место). При этом следует иметь в виду, что нормативные и правовые до кументы в сфере условий труда и его безопасности, требо вания по охране труда обязательны для исполнения юриди ческим (физическим) лицом при осуществлении им любых видов деятельности. Например, аудитор проверяет и оцени вает обеспечение работодателем гарантий прав работников на безопасные условия и охрану труда* дополнительный от пуск, сокращенный рабочий день, бесплатное получение лечебно-профилактического питания, спецодежды.

Важный этап работы аудитора – анализ и оценка характера и уровня развития социального партнерства, призванного согласовывать взаимодействие работников и работодателя по вектору общности интересов в росте прибыли (дохода) предприятия, что создает предпосылки для направления финансовых средств на улучшение условий труда, расширение услуг социального характера (питание, медицинское обслуживание, отдых и т.д.).

Особый аспект социального партнерства в сфере охраны труда – общественный контроль работников за обеспечением их законных прав в соответстви и со ст. 218 Трудового кодекса РФ и ст. 22 ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». В этой связи цель аудитора – выявить возможности для выполнения работниками своих реальных (полноправных) функций как субъекта социального партнерства. Эффективность состояния социально-трудовых отношений оценивается аудитором с позиции правового баланса, меры соответствия фактических социально-трудовых отношений субъектов социального партнерства их социально-трудовым правоотношениям.

Обеспечение законодательно установленных требований охраны труда, льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда

Основные законодательные и нормативные правовые документы".

1) ст. 212 Трудового кодекса, в которой перечислены обязанности работодателя, выполнение которых призвано способ ствовать созданию условий безопасного труда: обеспечение условий труда на каждом рабочем месте, соответствующих требованиям охраны труда, режима труда и отдыха работ ников; обеспечение средствами индивидуальной и коллек тивной защиты и др.;

2) ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в Рос сийской Федерации»;

3) решения и предписания руководителей Государственной инспекции труда и государственных инспекторов труда;

Кроме того, аудитор использует соответствующие обязательства работодателя в коллективном договоре и результаты внутреннего аудита (при его наличии и действенности).

Проверку льгот и компенсаций (последние выполняют функцию доплат к заработной плате (доходу) работающих в опасных и/или вредных и иных особых условиях труда) целесообразно начинать с общей оценки структуры затрат на рабочую силу, выделяя расходы на оплату труда, в том числе надбавки и доплаты, расходы на профессиональное обучение, культурно-бытовое обслуживание, выплаты на питание, страховые взносы на добровольное (медицинское и другие виды) страхование и пр. Такой подход позволит предметно проанализировать направления и величины затрат в сфере условий труда и безопасности, выявить динамику искомых показателей.

Предприятия самостоятельно устанавливают доплаты к тарифным ставкам и окладам (размеры доплат часто варьируют в пределах 4–24%). Доплаты могут устанавливаться и в форме прямой надбавки в рублях и включаться в тарифные ставки.

Установлению конкретных размеров льгот и компенсаций должна предшествовать аттестация рабочих мест по условиям безопасности труда. При составлении плана проверки аудитор предусматривает решение определенных групп задач (рис. 4.8).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.