Менструальный цикл и его регуляция.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция № 2. «Регуляция менструального цикла. Влияние факторов Окружающей среды на овогенез, менструальный цикл, Фертильность. Гигиена половых органов.» Цель учебная: Систематизировать и закрепить знания студентов по пройденной теме, овладеть умениями и навыками высчитывания плодных дней, регистрации базальной температуры.
Студент должен знать:
· регуляцию менструального цикла; · половые гормоны, их биологическое действие на организм; · отрицательное влияние факторов окружающей среды на женские и мужские половые железы, их функцию, фертильность; · гигиену половых органов; · гигиену менструального цикла.
Воспитательная: Продолжить формирование профессионально важных качеств: внимательность, чуткость, сострадание.
Развивающая: Развивать у студентов клиническое мышление, умение последовательно излагать материал, планировать учебную деятельность, умение работать с медицинской литературой. Развивать у студентов трудолюбие и толерантность к пациентам. План I. Организационный момент - 1 мин II. Мотивация - 2 мин III. Изложение нового материала - 80 мин 1. Менструальный цикл. 2. Уровень регуляции менструального цикла. Гонадотропные и женские половые гормоны, их биологическое действие на организм. 3. Влияние факторов окружающей среды на овогенез, менструальный цикл, фертильность. 3. Гигиена менструального цикла. IY. Закрепление изложенного материала - 5 мин Y. Задание на дом - 2 мин
Мотивация. Регуляция репродуктивной функции осуществляется единой функциональной нейроэндокринной системой. Теория о функциональных системах регуляции в организме человека впервые была сформулирована известным физиологом академиком П.К.Анохиным в 30-х годах XX в. и получила призвание во всём мире. Функциональная система должна обязательно включать в себя центральное – интегрирующее звено и периферические (эффекторные, исполнительные) органы с различным количеством промежуточных звеньев. В нейроэндокринной системе регуляции репродуктивной функции выделяют пять звеньев, взаимодействующих по принципу прямой и обратной отрицательной и положительной взаимосвязи, определяемой характером сигналов этих звеньев. Ведущая роль в деятельности нейроэндокринных систем отводится отрицательным обратным связям. Литература для преподавателей: 1. Амакин К.Н. Акушерский стационар: учеб. пособие / К.Н. Амакин., Ф.С. Сыроватка. – 3-е изд.. перераб. и доп. –М.: Медицина. 2001. - 418 с. 2. Акушерство: учеб./ под ред. Г.М.Савельевой. – М.: Медицина», 2002. – 402с. 3. Бодяжина В.И. Акушерство: учеб./ В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2005. – 496 с. 4. Дуда Н.В. Клиническое акушерство: учеб./ Н.В.Дуда, В.И.Дуда.- Минск: Высшая школа, 2004. – 609 с. 5. Гуськова Н.А. Акушерство / Н.А.Гуськова. – СПб.: СпецЛит, 2005г. – 527с. 6. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособ./ Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса. - 4-е изд. -Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 382 с. 7. Радзинский В.И. Акушерский практикум: учеб. пособ. для врачей. – М.: Изд-во Рос. ун-та Дружбы Народов, 2002.- Ч. I. – 289 с. 8. Радзинский В.Е. Акушерство/ В.Е.Радзинский.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 904.: ил.
Список используемой литературы для студентов основной
1. Бодяжина В.И. Акушерство /В.А.Бодяжина.-3-е изд.- М.:»Медицина», 2005г.- 496с. 2. Кучма В.Р.Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды / В.Р.Кучма. – М., 2000г. - 396с. 3. Радзинский В.Е. Акушерство/ В.Е.Радзинский.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 904.: ил
Список используемой литературы для студентов дополнительный
1. Амакин К.Н. «Акушерский стационар» / К.Н.Амакин, Ф.С.Сыроватка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Медицина», 2001г. – 418с. 2. Дуда Н.В. Клиническое акушерство./Н.В.Дуда, В.И.Дуда. - Минск: «Высшая школа», 2004г. – 609с. 3. Гуськова Н.А. Акушерство / Н.А.Гуськова. – СПб.: СпецЛит, 2005г. – 527с. 4. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение / Д.А.Крюкова, Л.А.Лысак, О.В.Фурса 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г. – 382с. 5. Радзинский В.И. Акушерский практикум: учебное пособие для врачей / В.И.Радзинский. - М., Изд-во Ун-та дружбы народов, 2002г. – часть 1 – 289с.
Менструальный цикл и его регуляция. Особо важную роль в регуляции менструального цикла играет гипоталамо-гипофизарная система, которая регулируется центральной нервной системой и ее высшим отделом – корой головного мозга. В передней доле гипофиза (аденогипофизе) происходят выработка и выделение в кровь 3-х гонадотропных гормонов, стимулирующих функцию половых желез: ФСГ, ЛГ, ЛТГ. Под воздействием рилизинг-фактора, вырабатываемого в гипоталамусе, в гипофизе вырабатывается большое количество гормонов, регулирующих менструальный цикл. Основные: ФСГ - фолликулостимулирующий гормон – способствует созреванию фолликулов в яичниках и продукции фолликулярного (эстрогенного) гормона. ЛГ – лютеинизирующий гормон – стимулирует развитию желтого тела ЛТГ – лютеотропный гормон (пролактин) – стимулирует выработку гормона желтого тела (прогестерона) и стимулирует рост молочных желез и лактацию, способствует мобилизации жиров. В больших концентрациях тормозит рост и созревание фолликула, овуляцию и наступление менструации. Гонадотропные гормоны вырабатываются в тоническом и циклическом режимах. Тонический – способствует развитию фолликулов и продукции ими эстрогенов. Циклический – обеспечивает смену фаз секреции гормонов. В передней доле гипофиза, кроме того, вырабатываются: адренокортикотропный гормон (АКТГ), который влияет главным образом на функцию коры надпочечников; соматотропный гормон (СТГ), который стимулирует рост, иммунные процессы, и тиреотропный гормон (ТТГ), который стимулирует функцию щитовидной железы. Меланотропин вырабатывается в средней доле гипофиза и связан с функцией надпочечников, влияет на минералкортикоидный обмен. Яичники. В яичнике половозрелой женщины под воздействием гормонов гипофиза происходит рост и созревание фолликула, созревает и рождается яйцеклетка, этот процесс называется овуляциейи вырабатываются половые гормоны. Во время внутриутробного периода, на 20-й неделе, в организме девочки закладываются зародышевые, или приморбидные, фолликулы. К моменту рождения – их от 300 тыс. до 500 тыс. Примордиальный фолликул состоит из одной яйцеклетки, окруженной одним рядом фолликулярного эпителия, d -50 мкм. Под действие ФСГ происходит рост фолликула. Фолликулярный эпителий размножается, приобретает зернистое строение и образует гранулезный слой. Клетки этого слоя вырабатывают секрет, который скапливается в межклеточном пространстве. d фолликула увеличивается до 90 мкм. Яйцеклетка оттесняется образовавшейся жидкостью, окружается зернистыми клетками в виде лучистого венца(corona radiata). Это образование называется яйценосным бугорком. Жидкость содержит эстрогенные гормоны. Эти гормоны способствуют росту и более совершенному развитию матки, молочных желез, влагалища, могут вызывать спонтанные сокращения матки и повышать чувствительность матки к действию сокращающих веществ. Остальные зернистые клетки располагаются по периферии фолликула и превращаются в гранулезную (зернистую) мембрану. Вокруг нее развивается соединительнотканная оболочка (фолликулярная), которая разделяется на внутреннюю и наружную. Созревание яйцеклетки происходит после двукратного деления. К этому времени фолликул становится зрелым и постепенно преобразуется в граафов пузырек, размер до 20 мм, при этом оболочки растягиваются со стороны поверхности, разрываются и выпускают в брюшную полость яйцеклетку. Наиболее вероятно, что при 28-дневном менструальном цикле овуляция наступает на 12-16-й день. Но, под действием гормональных воздействий, стрессов, заболеваний, приема лекарственных средств время овуляции может сместиться. На месте разорвавшегося фолликула образуется желтое тело. В случае, если оплодотворение не происходит, желтое тело существует 12-14 дней и происходит следующие стадии развития: Ø пролиферации, или разрастания Ø васкуляризации, или разрастания сосудов Ø расцвета, когда желтое тело разрастается до максимальных размеров, приобретает складчатость Ø обратного развития, когда желтое тело постепенно уменьшается и обесцвечивается. Если наступает беременность, то желтое тело функционирует и во время беременности и называется «желтое тело беременности» Менструальный цикл –это циклические (периодические) физиологические изменения в яичнике, матке и связанные с ними изменения в других железах внутренней секреции и во всем организме под воздействием центральной нервной системе. Визуальным результатом менструального цикла является менструация – это ежемесячное выделение крови из матки, в норме она длится 3-5 дней. Первая менструация начинается с 12-14 лет, устанавливается в течение года. Количество отделяемой крови 50-150 мл, менструация безболезненная и сопровождается незначительными тянущими болями внизу живота и пояснице, менструальная кровь не свертывается и имеет более темный цвет, чем кровь, циркулирующая в сосудах. Время наступления первой менструации зависит от климатических условий, социальных условий, условий быта, труда, питания и т.д. Менструальная функция продолжается до 46-48 лет. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|