Известные экономисты (по алфавиту) и их главные работы
Кейнс Джон Мейнард(1883 – 1946; Англия) – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Кенэ Франсуа(1694 – 1774; Франция) – «Общие принципы экономической политики земледельческого государства» (1758), «Естественное право» (1765), «Экономическая таблица» (1758) и комментарии к ней (1766). Ленин Владимир Ильич (1870 – 1924; Россия) – «Развитие капитализма в России» (1899), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916) и др. Мальтус Томас(1766 – 1834; Англия) – «Принципы политической экономии, рассмотренные с точки зрения их практического применения» (1820). Маркс Карл Генрих(1818 – 1883; Германия) – «Капитал. Критика политической экономии» (1867 – 1883; только первый том был опубликован в 1867 году при жизни Маркса). Маршалл Альфред(1842 – 1924; Англия) – «Принципы экономической науки» (1890). Миль Джон Стюарт(1806 – 1873; Англия) – «Основы политической экономии» (1848). Монкретьен Антуан (1575 – 1621; Франция) – «Трактат политической экономии, посвящённый королю и королеве» (1615). Петти Уильям (1623 – 1687; Англия) – «Трактат о налогах и сборах» (1662). Рикардо Давид (1772 – 1823; Англия) – «Начало политической экономии и налогового обложения» (1817). Сисмонди Симон де(1773 – 1842; Швейцария) – «Новые принципы политической экономии» (1819). Смит Адам(1723 – 1790; Англия) – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Тюрго Анн Роберт Жак (1727 – 1781; Франция) – «Размышления о создании и распределении богатства» (1766). Энгельс Фридрих(1820 – 1895; Германия) – «Анти-Дюринг» (1878).
Тема 2. Собственность в экономической системе 1. В неоклассической классификации прав собственности А.Оноре право управления в экономическом его содержании выражает: а) возможность перехода вещи по наследству или по завещанию; б) возможность принятия решений относительно отчуждения, потребления, изменения или уничтожения вещи; в) возможностьпринятия решения относительно того, как и кем может быть использована вещь; г) личное пользование вещью. 2. В современной России отсутствуют следующие формы собственности: а) общественная; б) коллективная; в) смешанная; г) государственная; д) собственность иностранцев; е) всё неверно. 3. Градуализм – это экономическая концепция: а) считающая необходимым уменьшение государственного влияния на экономику, для достижения бездефицитного бюджета и либерализации цен; б) возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения; в) отводящая государству главную роль в формировании рынка и предполагающая проведение медленных и последовательных реформ; г) формирования самодостаточной экономической системы. 4. Закономерностью переходного периода и структурной перестройки экономики не является: а) финансовая стабилизация; б) трансформационный спад; в) утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами; г) бюджетный кризис. 5. К отрицательным последствиям приватизации в России относят*: а) усиление социального расслоения общества; б) возникновение российского фондового рынка; в) ликвидация монополии государственной собственности; г) снижение экономической эффективностиприватизированных предприятий. 6. К принципам приватизации госсобственности относятся: а) открытость и гласность; б) многообразие форм; в) заинтересованность участников; г) добровольность участников; д) всё верно. 7. Наиболее эффективной и результативной для общества собственностью в современном мире является: а) личная; б) частная трудовая; в) корпоративная; г) государственная; д) всё неверно. 8. Обобществлению собственности способствуют: а) НТР; б) противоречия; в) экономические кризисы; г) всё верно. 9. Основным инструментом приватизации собственности в России был*: а) вексель; б) ваучер;в) облигация; г) приватизационныйчек; д) акция. 10. Отношения присвоения и использования в экономическом их содержании не обособлены друг от друга: а) при найме предпринимателем работника; б) при использовании отработочной ренты; в) когда работники собственник персонифицированы в одном и том же лице; г) при использовании труда рабов. 11. Переход из частной формы собственности на основные объекты хозяйства в государственную носит название: а) национализация; б) денационализация; в) приватизация; г) реприватизация. 12. Победителем конкурсной продажи государственной собственности становится тот, кто предложит: а) максимальную цену без каких-либо условий; б) инвестиционный проект с минимальными затратами; в) максимальную цену и примет на себя выставленные условия; г) высокоприбыльный инвестиционный проект. 13. При совершении экономической операции передаются права собственности на: а) институциональные единицы; б) денежные средства; в) товары и услуги; г) материальные и финансовые активы. 14. Приватизацией является: а) создание смешанной формы собственности; б) переход частной собственности на основные объекты хозяйства в собственность государства; в) передача государственнойсобственности в частную на возмездных или безвозмездных условиях; г) переход из единоличной формы собственности в коллективную.
15. Программа приватизации в РФ от 11 июня 1992 года предусматривала: а) только продажу предприятий их работникам; б) только продажу предприятий экономически активной части населения; в) реализацию первой модели приватизации; г) массовую распродажу всех государственных предприятий по коммерческому варианту (платная и безвозмездная). 16. Уменьшение доли государственного сектора с целью понижения степени монополизации экономики, создания конкурентной среды, формирования многообразия форм собственности называется: а) разгосударствлением; б) диверсификацией; в) приватизацией; г) демонополизацией. 17. Установите соответствие между экономическими интересами и субъектами, являющимися носителями этих интересов. 1. Максимальное удовлетворение своих потребностей. 2. Получение максимальной прибыли. 3. Обеспечение национальной безопасности: а) общество; б) домохозяйство; в) предприниматели; г) государство.
18. Экономический интерес – это: а) основная экономическая категория; б) осознанные потребности; в) совокупность желаний и умений человека; г) всё верно.
Тема 3. Рынок и рыночная экономика 1. Американской модели смешанной экономики присущ (-а, -е): а) господство общественной собственности; б) высокий уровеньсоциальнойдифференциации; в) сильная социальная политика; г) координация деятельности правительства и частного сектора. 2. В инфраструктуру рынка включены*: а) биржи; б) производители товаров и услуг; в) потребители; г) банки. 3. В России наивысшей ликвидностью обладают деньги в агрегате: а) М0; б) М1; в) М2; г) М3; д) L. 4. В рыночной экономике свобода предпринимателя ограничивается: а) государством; б) другими предпринимателями; в) потребителями; г) зарубежными партнерами; д) всё верно. 5. Величина стоимости товара определяется затратами: а) денег; б) валюты; в) абстрактного труда; г) конкретного труда. 6. Демонетизация означает, что: а) обмен не опосредуется деньгами, а происходит в виде бартера; б) прекратилась чеканка монет; в) бумажные деньги стали выполнять функцию меры стоимости; г) золото перестало выполнять роль денег. 7. Денежный агрегат М3 отличается от М2 на сумму: а) облигацийгосударственного займа; б) вкладов до востребования; в) бумажной и металлической наличности; г) крупных срочных вкладов. 8. Деньги – это: а) обычный товар; б) золото; в) товар, выделившийся из мира товаров на роль всеобщего эквивалента стоимости; г) товар, способный обмениваться на другие товары; д) всё верно. 9. Зависимость экономических интересов продавцов и потребителей обеспечивается выполнением рынком функции: а) ценообразующей; б) информационной; в) посреднической; г) стимулирующей. 10. Закон денежного обращения отражает формула: а) M = V/(P*Q); б) M = (P*V)/Q; в) M = (V*Q)/Р; г) M = (Р*Q)/V. 11. Золото стало всеобщим эквивалентом потому, что оно обладает*: а) высокой трудоёмкостью; б) высокой портативностью; в) потребительной стоимостью; г) длительной сохраняемостью. 12. Информационным результатом научно-технической деятельности служит (-ат) открытия и: а) лицензии; б) изобретения; в) патент; г) товарная марка. 13. К важнейшим элементам рыночной системы не относится: а) наличие общей цели; б) конкуренция; в) предложение; г) цена. 14. К методам ценовой конкуренции относятся*: а) снижениеиздержекпроизводства; б) использованиесистемы скидок к цене товара; в) внедрение системы послепродажного обслуживания; г) проведение рекламной компании. 15. К основным каналам информационно-технологического обмена относятся все перечисленные ниже, кроме: а) межгосударственного; б) внутрифирменного; в) межфирменного; г) семейного. 16. К преимуществам рыночной конкуренции относят*: а) истощение невозобновимых ресурсов; б) обеспечениесвободы выбора и действий потребителей и производителей; в) необходимостьбыстрой реакции на изменяющиеся рыночные условия; г) невозможность обеспечения социальных гарантий. 17. К провалам государства не относят: а) неспособность контролировать последствия государственных решений; б) государственный бюрократизм; в) несовершенстворыночной конкуренции; г) ограниченность необходимой для принятия решений информации. 18. К числу основных недостатков административно-командной системы относятся*: а) централизованное экономической планирование; б) ограничение частного предпринимательства; в) полная занятость ресурсов, особенно трудовых; г) монополия государственной собственности на все экономические ресурсы. 19. Когда студент в столовой ест бутерброды, то максимальную предельную полезность для него будет иметь: а) последний бутерброд; б) средний из съеденных; в) бутерброд, соответствующий точке насыщения; г) первый бутерброд. 20. Количество денег, необходимое для обращения, определяется: а) решениями парламента; б) суммой цен товаров; в) потребностями населения; г) решениями правления госбанка. 21. Одним из провалов рынка является: а) социально-экономическая дифференциация; б) наличие экстерналий; в) рост уровня безработицы; г) повышение темпа инфляции. 22. Одной из черт традиционной экономической системы (натуральное хозяйство) является: а) универсальныйхарактер труда и производства; б) открытость экономических связей; в) планомерное развитие экономики; г) разделение труда и социализация производства. 23. Олигопольный рынок характеризуется наличием: а) значительного контроля над ценами; б) нескольких фирм; в) только дифференцированной продукции; г) множества мелких фирм. 24. Основным субъектом рынка развитых стран является: а) товаропроизводитель; б) продавец; в) потребитель; г) государство. 25. Потребительная стоимость товара реализуется в процессе: а) купли-продажи; б) обмена; в) потребления; г) всё верно. 26. Потребительная стоимость услуги: а) отсутствует; б) не обладаетвещественной формой; в) имеет материальную основу; г) существует лишь для некоторых видов услуг. 27. Правильный порядок денежных агрегатов, начиная с самого ликвидного: а) М0, М1, М2, М3; б) М3, М2, М1, М0; в) М1, М2, М3, М0; г) М2, М3, М0, М1. 28. Преимуществами совершенно конкурентного рынка является: а) свобода выбора; б) объективное распределение благ среди всех членов общества; в) обеспечение эмиссии денег; г) всё верно. 29. При выплате стипендии студентам деньги выполняют функцию: а) мировых денег; б) средства платежа; в) средства обращения; г) меры стоимости; д) средства обогащения. 30. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту: а) поведение каждой фирмы зависит от реакции её конкурентов; б) на рынке оперируют множество покупателей и продавцов; в) обладают монопольной властью; г) выпускают дифференцированные товары. 31. Рынку не присуща функция: а) информационная; б) регулирующая; в) лоббирующая;г) ценообразующая. 32. Рынок совершенной конкуренции характеризует всё, кроме того, что: а) каждый производитель устанавливает свою цену; б) производители хорошо информированы о рыночной конъюнктуре; в) производители могут свободно входить на рынок и выходить из него; г) каждый покупатель имеет мизерную долю рынка данного товара. 33. Рынок чистой монополии характеризуется наличием: а) совершенной конкуренции; б) уникальной продукции; в) дифференцированной продукции; г) нескольких фирм; д) всё неверно. 34. Снижение цены товара вызывает эффект*: а) дохода; б) замещения; в) массового потребления; г) спекулятивного спроса. 35. Совершенно конкурентный рынок характеризуется наличием: а) нескольких фирм; б) дифференциацией продукции; в) широкой рекламы; г) всё неверно. 36. Стоимость создаётся трудом: а) конкретным; б) абстрактным; в) личным; г) частным. 37. Сфера интересов домашних хозяйств охватывает: а) производственную сферу экономики; б) достижение максимизации общественного благосостояния; в) максимизацию прибыли; г) максимизацию полезности благ, приобретаемых на доходы. 38. Товарное производство – это производство благ для: а) личного потребления; б) потребления участниками производства; в) удовлетворения общественных потребностей; г) обмена. 39. Традиционная классификация провалов рынка не включает: а) монополию (монопсонию); б) недостатки и асимметрию информации; в) дуополию; г) внешние эффекты.
Тема 4. Рыночные цены и ценообразование 1. Введенное странами ОПЕК эмбарго на нефть увеличило их поступления от продажи нефти потому, что: а) спрос на нефть эластичен; б) коэффициент эластичности предложения нефти больше единицы; в) спрос на нефть неэластичен; г) эластичность спроса выше эластичности предложения. 2. Демпинг – это продажа товаров на внешнем рынке по цене: а) выше цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортёра; б) выше цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-импортёра; в) ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-импортёра; г) ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортёра. 3. Если коэффициент эластичности спроса на шоколад по доходу составляет 0,8, то при увеличении дохода на 4% объём спроса на шоколад возрастёт на: а) 5; б) 0,8; в) 4; г) 3,2. Подсказка: эластичность спроса по доходам потребителей– это процентное изменение спроса (∆QD) на данный товар (объёмов продаж) в ответ на изменение величины дохода его покупателей (∆I) при прочих равных условиях. Её коэффициент Еdi рассчитывается по формуле: Еdi = ∆QD (%)/∆I (%); отсюда ∆QD (%) = Еdi х ∆I = 0,8 х 4 = 3,2. Проще: Edi = rQD (%)/rI (%); rQD (%) = Edi х rI (%) = 4 х 0.8 = 3,2. 4. Если при прочих равных условиях повысится цена товара У, который дополняет товар Х в потреблении, то*: а) объём родаж товара Х уменьшится; б) равновесная цена товара Х не изменится; в) объём родаж товара Х не изменится; г) равновесная цена товара Х снизится. 5. Если при снижении цены минеральной воды на 2%, объём спроса на лимонад сократится на 4%, то коэффициент перекрёстной эластичности будет равен: а) 4; б) 8; в) 2; г) 6. Подсказка: Перекрёстная эластичность спроса по цене – это процентное изменение объёма спроса на один товар (∆QDх; где х – лимонад) как результат изменения цены другого товара (∆Ру; где у – минеральная вода) при прочих равных условиях.Еёкоэффициент Exу определяется так: Еxу = ∆QDх (%)/∆Ру (%) = 4/2 = 2. 6. Если при снижении цены на 5%, объём продаж возрос на 2%, то коэффициент эластичности спроса по цене равен: а) 0,4; б) -0,4; в) 10; г) 2,5. 7. Если производители поднимут цену на свой товар, то их общая выручка: а) увеличится, если спрос эластичен по цене; б) снизится, если спрос эластичен по цене; в) возрастёт, если эластичность спроса равна единице; г)снизится, если спрос эластичен по доходу. 8. Если спрос на яблоки упадёт, а предложение увеличится, то: а) их равновесный объём упадет; б) их равновесная цена упадёт; в) их равновесная цена вырастёт; г) всё неверно. 9. Если цены на компьютеры резко возрастут, то спрос на молоко: а) упадёт; б) не изменится; в) возрастёт; г) мало изменится. 10. Если цены на очки возрастут, то спрос на них: а) снизится; б) возрастёт; в) не изменится; г) возрастёт незначительно. 11. Заполните графиками следующую таблицу
12. Излишек потребителя представляет собой: а) излишек товаров, приобретаемых за счёт потребительского кредита; б) превышение объёма предложения на товар над объёмом спроса на него; в) разностьмежду суммой денег, которую потребитель был готов заплатить за товар, над суммой, которую он фактически заплатил; г) разность между максимальной ценой, по которой продавец готов продать товар, и той ценой, по которой он его действительно продал. 13. Исключительно объективной является цена: а) успокаивающая; б) уторговывания; в) договорная; г) всё неверно. 14. Используя приведённый график, назовите причину, вызвавшую сдвиг кривой спроса (D) вправо и увеличение объёма продаж: а) снижение цены данного товара; б) увеличение затрат на производство товара; в) снижение цены товаров-заменителей; г) рост числа потребителей.
15. К сдвигу кривой предложения (S) вправо вниз приведёт: а) снижение налогового бремени на производителя; б) рост цен на ресурсы производства; в) появление на рынке нового товара-заменителя; г) снижение доходов потребителей.
16. На рисунке показаны кривые спроса (D) и предложения (S) на мясо в провинции Вилабаджи. Если власти провинции для поддержки местных фермеров решат установить фиксированную цену 110 су за кг, то возникнет: а) избыток 40 кг; б) избыток 10 кг; в) дефицит 10 кг; г) избыток 30 кг. 17. При прочих равных условиях рост предложения данных товаров вызывает: а) рост их объёма и цены; б) снижение объёма и цены; в) снижение объёма и рост цены; г) рост объёма и снижение цены. 18. При росте цены на низший товар спрос на него: а) увеличится; б) может как и уменьшится, так и остаться прежним; в) уменьшится; г) не изменится. 19. Причиной, вызывающей сдвиг кривой спроса (D) вправо и увеличение объёма продаж является: а) снижение цены данного товара; б) увеличение затрат на производство товара; в) снижение цены товаров-заменителей; г) рост числа потребителей. 20. Производитель товара снизил цену на него на 5% в результате чего объём продаж вырос на 4%. Спрос на этот товар является: а) неэластичным; б) единичной эластичности; в) абсолютно эластичным; г) эластичным. 21. Снижение цен ресурсов, необходимых для производства товара, вызовет*: а) сокращение равновесного количества товара; б) снижение равновесной цены; в) повышение равновесной цены; г) рост равновесного количества товара. 22. Увеличение спроса на нефть приведёт: а) к росту спроса на труд нефтяников; б) к сокращению предложения труда нефтяников; в) к росту предложения труда нефтяников; г) к сокращению спроса на труд нефтяников. 23. Увеличение равновесной цены и снижение равновесного количества товара может быть вызвано: а) увеличением спроса на товар; б) падением спроса на товар; в) увеличением предложения товара; г) сокращением предложения товара. 24. Ценовая дискриминация второй степени предполагает: а) продажу товаров разным группам покупателей в зависимости от коэффициента спроса по доходу; б) продажу товаров по его резервированной цене; в) продажу товаров разным группам покупателей в зависимости от коэффициента спроса по цене; г) продажу товаровпо различным ценам в зависимости от количества покупаемой продукции. Подсказка: Ценовая дискриминация предполагает продажу товара, произведённого с одинаковыми затратами разным группам потребителей по разным ценам. Ценовая дискриминация второй степени предполагает установление различных цен в зависимости от объёма покупки.
Тема 5. Теории потребительского поведения 1. Величина наклона бюджетной линии потребителя при покупке им двух товаров Х и У, цены которых соответственно составляют 30 и 40 ден. ед., равна: а) 3/4; б) -7/4; в) - 3/4; г) 7/4. 2. Взвесив свои возможности, студент готов был заплатить за стакан молока 6 руб., но реально заплатил за него 4 руб. В этом случае потребительская рента студента составила: а) 10 руб.; б) 16 руб.; в) 2 руб.; г) 0 руб. 3. Графическая конструкция, состоящая из двух диаграмм с кривыми безразличия, используемая в микроэкономике для анализа распределения двух благ между двумя экономическими субъектами в экономике обмена в теории потребителя или для анализа распределения двух производственных ресурсов в теории производства, называется: а) ящик Эджуорта; б) кривая безразличия; в) Модель Фишера; г) модель Модильяни. 4. Для взаимозаменяемых благ кривая «цена – потребление»: а) имеет положительный наклон; б) имеет отрицательный наклон; в) является горизонтальной абсциссе; г) является вертикальной абсциссе. 5. Для нормальных благ кривая «доход – потребление»: а) имеетположительный наклон; б) имеет отрицательный наклон; в) является горизонтальной оси абсцисс; г) является вертикальной оси абсцисс. 6. Доля в изменённом объёме спроса, которая является исключительно результатом изменения относительной цены товаров и не связана с изменением дохода потребителя, называется: а) эффектом спроса; б) рентой потребителя; в) эффектом замещения; г) эффектом безразличия. 7. Доля изменения величины спроса на данный товар, вызванная соответствующим изменением реального денежного дохода потребителя при стабильных ценах, называется: а) эффектом дохода; б) эффектом замещения; в) эффектом спроса; г) безразличием потребителя. 8. Если два товара являются абсолютными субститутами (взаимозаменяемыми), то при повышении цен одного из них: а) потребитель уменьшит его потребление; б) потребитель увеличит его потребление; в) потребитель не изменит его потребление; г) потребитель прекратит его потребление; д) имеющейся информации недостаточно. 9. Если оптимальный набор студента состоит только из одного блага – учёбы, то можно утверждать: а) студент максимизировал предельную норму замещения; б) цены обоих благ равны; в) предельная норма замещения равна отношению цен данных благ; г) всё неверно. 10. Если студент получает одинаковое удовлетворение от работы в библиотеке и от игры в футбол, то кривая безразличия: а) имеетотрицательный наклон; б) имеет положительный наклон; в) параллельна оси абсцисс; г) стимулирует студента к учёбе. 11. Кривая, точки которой соответствуют комбинации предельно возможного количества каждой пары благ, которые могут быть куплены при данном уровне цен и дохода покупателя, называется: а) бюджетной линией; б) кривой потребления; в) кривой спроса; г) кривой безразличия. 12. Потребительское равновесие (оптимум потребителя) достигается: а) в точке пересечения кривой безразличия бюджетной линии; б) в точкекасания кривой безразличия с бюджетной линией; в) на самой отдалённой от начала координат кривой безразличия; г) в любой точке, лежащей на бюджетной линии. 13. Рост денежных доходов потребителей вызывает рост спроса на товары, которые: а) приближены к потребителю; б) удалены от потребителя: в) дорогие и высокого качества; г) дешёвые и низкого качества. 14. Сложившаяся структура расходов потребителя (при фиксированном его доходе), обеспечивающая максимальную общую полезность от всего покупаемого им набора благ, называется: а) эффектом дохода; б) эффектом потребления; в) потребительским равновесием; г) всё неверно. 15. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать: а) разницу между общей и предельной полезностью; б) общую полезность; в) предельную полезность; г) среднюю полезность.
Тема 6. Предприятие, фирма и предпринимательство 1. В России отсутствуют предприятия, основанные на: а) общественной собственности; б) коллективной собственности; в) частной собственности; г) групповой собственности; д) всё неверно. 2. Владелец акции является: а) кредитором АО, получающим процент; б) владельцем АО; в) управляющим АО; г) всё неверно. 3. Возмещение стоимости изношенного оборудования осуществляется посредством создания фондов: а) страховых резервов; б) потребления; в) амортизации; г) накопления. 4. Время обращения капитала не включает: а) время производства товаров; б) время доставки товаров к месту продажи; в) время доставки товаров к месту производства; г) время реализации. 5. Если корпорация объединяет при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта, то она называется ______ транснациональной корпорацией: а) геоцентрической; б) горизонтально интегрированной; в) диверсифицированной; г) вертикально интегрированной. 6. Закрытым акционерным обществом является общество: а) участники которого несут риск убытка в пределах своего вклада; б) которое приобретает государственные ценные бумаги; в) акции которого распределяются только среди его учредителей; г) акции которого свободно продаются на рынке ценных бумаг. 7. К оборотному капиталу относят*: а) машины и оборудование; б) сооружения; в) сырье; г) электроэнергию. 8. К оборотным средствам предприятия относится стоимость*: а) электрических линий; б) сырья; в) незавершенного строительства. 9. К оборотному капиталу относят*: а) сырьё и материалы; б) здания и сооружения; в) готовую продукцию; г) станки. 10. К основному капиталу относятся*: а) станки; б) готовая продукция; в) сооружения; г) запасные части машин; д) бензин; е) деньги. 11. Курс акций фирмы «Хлебопек» города Смоленска определяется: а) состоянием экономики России; б) уровнем доходов по дивидендам Смоленских фирм; в) изменением банковских вкладов в стране; г) нормой ссудного процента в России; д) всё верно. 12. Лучше, если норма амортизации оборотных фондов в России устанавливать на уровне: а) 90%; б) 50%; в) 2%; г) всё неверно. 13. Маркетинговая микросреда предприятия включает в себя: а) курс цен и валюты; б) половозрастную структуру населения; в) клиентов и конкурентов; г) клиентов, конкурентов и социально-экономическое положение в стране. 14. Монополия как вид несовершенной конкуренции обладает следующими признаками*: а) дифференциация производимой продукции; б) наличие на рынке большого числа продавцов; в) наличие на рынке единственного продавца; г) уникальный характер товара. 15. Наиболее эффективными для общества являются предприятия: а) мелкие частные; б) смешанные; в) государственные; г) средние; д) крупнейшие корпорации. 16. Неограниченная ответственность не свойственна: а) полному товариществу; б) участнику АО; в) мелкому предпринимательству. 17. НТП не является главной движущей силой в экономике: а) новых индустриальных стран; б) развивающихся стран; в) стран, добывающих и экспортирующих нефть; г) промышленно развитых стран. 18. Определение капитала как инвестиционного товара дали: а) классики; б) современные марксисты; в) неоклассики; г) маржиналисты. 19. Определение капитала как общественного отношения дал: а) Рикардо; б) Смит; в) Маркс; г) Фридмен; д) Кейнс; е) Хикс. 20. Основной субъект современной экономики: а) предприниматель; б) покупатель; в) продавец; г) государство. 21. По видам хозяйственной деятельности фирмы подразделяются на: а) международные;б) мелкие; в) частные; г) промышленные. 22. Определите дивиденд, выплачиваемый по акции в год, номинальная стоимость которой равна 200 руб., курс акции 1800 руб., норма банковского процента – 20% годовых. Решение:Ка = (Дв/НБП)100,гдеКа – курс акции, Дв – дивиденд представляет собой доход получаемый владельцем акции, НБП – норма банковского процента. ДВ ∙ 100% / 1800 = 20%. ДВ = 20∙1800 / 100 = 360 руб. Ответ: 360 руб. 23. Предоставление широкого спектра консультативных услуг любому потребителю, называется: а) консалтинг; б) франчайзинг; в) «ноу-хау»; г) клиринг. 24. Степень накопления капитала не зависит от: а) массы прибыли; б) размеров капитала фирмы; в) конкуренции; г) всё неверно. 25. Товары, в производстве которых капитал используется относительно больше, чем труд, называются: а) трудоёмкими; б) капиталонасыщенными; в) трудонасыщенными; г) капиталоёмкими. 26. Физическое лицо минимально рискует своими средствами: а) в АО закрытого типа; б) в государственном АО; в) в индивидуальном предпринимательстве; г) в ООО/ТОО. 27. Физическому износу подлежат*: а) только станки; б) трубы горводоканала; в) нефтепродукты; г) учебный корпус университета. 28. Формой некоммерческой организации является: а) коммандитное товарищество; б) общество с ограниченной ответственностью; в) потребительский кооператив; г) унитарное предприятие.
Тема 7. Издержки производства 1. В долгосрочном периоде возникают следующие издержки производства*: а) средние постоянные; б) средние предельные; в) валовые; г) предельные; д) средние; е) всё верно. 2. В краткосрочном периоде возникают следующие издержки производства*: а) только постоянные; б) только переменные; в) средние постоянные; г) предельные; д) общие постоянные. 3. В краткосрочный период фирма производит 100 единиц товара при средних постоянных издержках – 5 руб. Если средние переменные издержки сократятся с 20 до 10 руб., то общие издержки: а) сократятся на 1000 руб.; б) увеличатся на 1000 руб.; в) уменьшаться на 10 руб.; г) возрастут на 10 руб. Подсказка: общие постоянные издержки фирмы = 100 х 5 = 500, а общие переменные до их изменения 100 х 20 = 2000. После сокращения средних переменных издержек с 20 до 10 руб. общие переменные издержки фирмы будут составлять 100 х 10 = 1000. А общие переменные сократятся на 1000 руб.: 2000 – 1000 = 1000. 4. В соответствии с законом убывающей отдачи: а) рост затрат одного ресурса при неизменности других ресурсов приносит меньший предельный продукт; б) при прочих равных условиях по низкой цене удаётся продать больше товаров, чем по высокой; в) при последовательных приростах переменного ресурса к постоянным ресурсам сверх определенного уровня производства величина предельного продукта, полученного из переменного ресурса, снижается; г) продавцы предлагают больше товаров при высоких ценах и меньше – при низких. 5. Валовые издержки фирмы – это: а) затраты, которые должна нести фирма для получения эффекта от ресурсов; б) сумма постоянных и переменных издержек на единицу товара; в) все бухгалтерские издержки; г) все издержки на ресурсы, принадлежащие фирме. 6. Внешние издержки мелкого предпринимателя – это: а) все личные потребительские расходы; б) рентные платежи; в) амортизация его автомобиля; г) только налоговые платежи. 7. Внутренние издержки фирмы – это: а) платежи покупателей за вычетом нормальной прибыли и издержек на ресурсы данного предпринимателя; б) выручка предпринимателя за вычетом внутренних затрат; в) издержки на собственные и самостоятельно используемые ресурсы фирмы, которые не оплачиваются; г) всё верно. 8. Если в краткосрочном периоде фирма производит 300 ед. продукции, средние переменные издержки составляют 2 дол., постоянные издержки – 300 дол., тогда средние общие издержки равны: ____ 9. Если график долгосрочных средних издержек LATC (АТСдолгосрочные) является горизонтальной линией, то в отрасли имеет место: а) положительный эффект масштаба; б) отрицательный эффект масштаба; в) постоянный эффект масштаба; г) возрастающая отдача от масштаба. 10. Если известно, что общие издержки ТС 6-й единицы продукции составляют 130 ден. ед., общие издержки ТС 4-й единицы продукции составляют 93 ден. ед., общие издержки ТС 5-й ед. продукции составляют 110 ден. ед., то предельные издержки производства МС 5-й единицы продукции составляют: а) 17; б) 110; в) 20; г) 37. 11. Если известно, что на покупку сырья и материалов владелец ателье тратит 160 тыс. руб., на заработную плату работницам – 25 тыс. рублей, закупает новое оборудование на сумму 28 тыс. рублей, а в качестве склада использует собственное помещение, хотя мог бы сдавать его в аренду с оплатой в размере 30 тыс. рублей, то величина явных издержек владельца ателье составит (в тыс. рублей): а) 185; б) 213;в) 240; г) 160. Подсказка. 160 + 25 + 28 = 213 (а склад – неявные издержки). 12. Если при увеличении факторов производства на 10% объём производства увеличился на 12,5%, то эффект масштаба производства является: а) отрицательным; б) положительным; в) нейтральным; г) постоянным. 13. Если процесс производства на предприятии описывается производственной функцией Q = К0,5 L0,3, где К – количество капитала. L – количество труда, то предприятие имеет ___ отдачу от масштаба: а) убывающую (отрицательную); б) возрастающую (положительную); в) циклическую; г) постоянную. Подсказка: так как 0,5 + 0,3 меньше единицы. 14. Если тарифы на электричество выросли на 10%, а ставка налога на недвижимость снизилась на 15%, то: а) кривая средних переменных издержек сдвигается вверх, а кривая средних общих издержек и средних постоянных издержек вниз; б) кривые средних общих и средних переменных издержек сдвинутся вниз, а кривые средних постоянных и предельных издержек (МС) вниз; в) кривые средних общих издержек (АТС) и средних переменных издержек (AVC) сдвинутся вверх, а средних постоянных (AFC) вниз; г) кривые предельных издержек будут расположены ниже кривой средних общих издержек. 15. Закон убывающей предельной полезности отражает следующее положение: а) полезность каждой последующей единицы товара убывает с увеличением количества приобретаемых товаров; б) отношения предельных полезностей к их ценам одинаковы; в) полезность покупаемых товаров убывает с ростом дохода потребителей; г) отношение предельной полезности к цене для предметов роскоши меньше, чем для товаров первой необходимости. 16. Издержки на преобразование, обработку изготавливаемого продукта называются: а) трансформационные издержки; б) трансакционные издержки; в) косвенныеиздержки; г) издержки перелива. 17. К издержкам производства продукции фермера относятся затраты: а) связанные потреблением кормов, производимых на его ферме; б) на выплату налогов; в) на покупку потребительских благ для всей семьи фермера; г) на покупку семян; д) всё верно. 18. К переменным издержкам производства фирмы относятся*: а) заработная плата всех её работников; б) только заработная плата менеджера; в) издержки, необходимые для начала производства; г) затраты на покупку сырья; д) содержание производственных зданий. 19. К факторам, определяющим положительный эффект масштаба, не относятся: а) эффективная система контроля; б) специализация управленческого персонала; в) производство побочных продуктов; г) специализация труда. 20. Конкурентная фирма получает извне: а) цену и объём продаж её товаров; б) цену её товаров; в) объём продаж её товаров; г) всё верно. 21. Кривая долгосрочных средних издержек, иллюстрирующая эффект масштаба производства, показывает, что для разных отраслей оптимальный размер предприятия: а) может существенно отличаться в зависимости от особенностей отрасли; б) одинаков и предполагает мелкие предприятия; в) одинаков и предполагает крупные предприятия; г) предполагает равную оптимальность и мелких, и крупных предприятий. 22. Кривая общих издержек фирмы является: а) абсолютно эластичной; б) нисходящей; в) восходящей; г) абсолютно неэластичной. 23. Кривая предельной полезности: а) показывает снижение полезности с ростом объёма производства; б) иллюстрирует закон убывающей предельной полезности; в) определяется уровнем дохода; г) одинакова для всех покупателей. 24. Кривая предельных издержек фирмы возрастает потому, что: а) фирма принимает цену рынка;б) действует закон убывающей предельной отдачи; в) действует закон убывающей предельной полезности; г)всё верно. 25. Положительный эффект масштаба заключается в том, что с ростом объёма производства: а) долгосрочные средние издержки увеличиваются; б) валовые издержки увеличиваются; в) долгосрочныесредние издержки снижаются; г) валовые издержки уменьшаются.
26. На рисунке показаны кривее постоянных (АFС), средних переменных издержек (AVC), средних общих издержек (ATC), предельных издержек (МС) некой фирмы. Если цена на сырьё выросла на 8%, то: а) кривыеATC и AVC сдвинулись вверх; б) кривые ATC и АFС сдвинулись вниз; в) кривые ATC, AVC и АFС сдвинулись вверх; г) кривые ATC и AVC сдвинулись вниз. 27. Предельные издержки – это: а) средние валовые издержки в конце года; б) издержки на каждую дополнительную единицу продукции; в) издержки в расчёте на единицу продукции; г) издержки, которые с расширением производства не изменяются. 28. При стоимости материалов 5 тыс. руб., оборудования 8 тыс. руб. и заработной плате 5 тыс. руб. сумма постоянных и переменных издержек составит (в тыс. руб.): а) 18;б) 8; в) 5; г) 10. 29. Производственная функция описывает зависимость между объёмом выпуска: а) продукции и количеством затраченных ресурсов; б) продукции и количеством использованного ресурса труда; в) продукции и количеством использованного капитала; г) товаров и их рыночной ценой. 30. Снижения издержек производства фирмы не произойдет при*: а) росте производительности труда; б) росте зарплаты менеджера; в) разумной экономии сырья; г) совершенствовании структуры производства; д) росте цен на электроэнергию. 31. Согласно теореме Р. Коуза трансакционные издержки на рынке совершенной конкуренции равны: а) валовому доходу; б) предельному доходу; в) среднему доходу; г) нулю. 32. Средние общие издержки определяются*: а) суммой средних постоянных, средних переменных и предельных издержек; б) делением общих издержек на количество продукции; в) суммой постоянных и переменных издержек; г) суммой средних постоянных и средних переменных издержек. 33. Фирма уходит в долгосрочный период, если она покупает*: а) очень много сырья; б) дополнительную рабочую силу; в) акции мелкой фирмы; г) контрольный пакет акций крупной фирмы. 34. Характер эффекта масштаба определяется: а) законом величины предельного дохода; б) эластичностью спроса на продукт; в) наклоном кривой долгосрочных средних издержек; г) величиной постоянных издержек. 35. Явление, при котором увеличение объёмов производства на 20% вызывает рост издержек использования ресурсов на 15%, называется: а) постоянной отдачей от масштабов; б) убывающей отдачей от масштабов; в) условием минимизации убытков: г) возрастающей отдачей от масштабов.
Тема 8. Доходы и прибыль предприятия 1. Каналами распределения прибыли не могут быть: а) бюджетная система; б) инфляция; в) оплата услуг; г) всё неверно. 2. Кривая валового дохода чисто конкурентной фирмы является: а) восходящей; б) совершенно эластичной; в) совершенно неэластичной; г) нисходящей; д) U-образной; е) всё неверно. 3. Кривая валового дохода чисто конкурентной фирмы является: а) биссектрисой; б) совершенно эластичной; в) совершенно неэластичной; г) нисходящей; д) всё неверно. 4. Кривая среднего дохода чисто конкурентной фирмы является: а) биссектрисой; б) совершенно эластичной; в) совершенно неэластичной; г) нисходящей; д) всё неверно. 5. Межотраслевая конкуренция состоит: а) в борьбе монополий за установление своего господства на рынке; б) в процессе перелива капитала из отраслей с меньшей нормой прибыли в отрасли с большей нормой прибыли; в) в борьбе разных отраслей за наиболее выгодные сферы приложения капитала; г) в снижении цен на готовую продукцию одной фирмы с целью разорения конкурента. 6. По Марксу, доход капиталиста – это: а) вся добавленнаяего наёмными работниками стоимость; б) все расходы домохозяйств; в) денежная сумма, получаемая капиталистом от продажи его товаров; г) всё верно. 7. По Марксу, доход мелкого предпринимателя – это: а) вся добавленная его трудом стоимость; б) расходы домохозяйств; в) денежная сумма, получаемая предпринимателем от продажи его товаров; г) всё верно. 8. По неоклассикам, валовой доход – это*: а) вся добавленная фирмой стоимость; б) платежипокупателей её товаров;в) денежная сумма, получаемая фирмой от продажи её товаров; г) расходы домохозяйств. 9. По неоклассической теории, валовой доход – это: а) вся добавленная фирмой стоимость; б) расходы домохозяйств; в) денежная сумма, получаемая фирмой от продажи её товаров; г) всё неверно. 10. Предельная производительность труда показывает: а) прирост затрат фирмы на приобретение дополнительного ресурса капитала; б) прирост доходов фирмы в результате найма дополнительного работника; в) прирост доходов фирмы в результате увеличения количества непользуемого капитала; г) прирост затрат фирмы на приобретение дополнительного ресурса труда. 11. Предельный доход фирмы – это: а) валовой доход на единицу выпущенной фирмой продукции; б) изменение дохода под влиянием изменения единиц продаж; в) валовой доход на единицу проданной продукции; г) доход, который устраивает предпринимателя. 12. При условии, что четыре пекаря выпекают в смену 20 пицц, пять пекарей – 24 пиццы, и шесть пекарей – 27 пицц, величина предельного продукта шестого пекаря равна: а) 3; б) 5; в) 2; г) 6. 13. Прибыль не может выполнять функцию: а) сдерживающую производство; б) стимулирующую производство; в) регулирующую производство; г) распределения и перераспределения ВВП страны; д) всё неверно. 14. Росту нормы рентабельности фирмы способствует: а) понижение нормы прибавочного продукта; б) рост зарплаты её работников; в) снижение безработицы в стране; г) рост цен оборотных фондов; д) всё неверно. 15. Ситуация, когда общая выручка фирмы составляет 50, внешние издержки 20, внутренние издержки 20, нормальная прибыль 5, бухгалтерская прибыль больше экономической на: а) 45; б) 25; в) 20; г) 30. Подсказка: бухгалтерская прибыль – это выручка фирмы за минусом внешних издержек (50 - 20 = 30), отнимаем от неё нормальную прибыль (5) и получаем: 30 - 5 = 25. 16. Средняя норма прибыли – это: а) процентное отношение прибавочного продукта к капиталу фирмы; б) процентное отношение прибыли к издержкам фирмы; в) бухгалтерская прибыль; г) нормальная прибыль фирмы; д) прибыль фирмы за вычетом налогов.
Тема 9. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции 1. Больше всего условиям совершенной конкуренции соответствует рынок: а) услуг парикмахерских; б) пшеницы;в) автомобилей; г) стали. 2. В долгосрочный период все фирмы отрасли, функционирующей в условиях совершенной конкуренции, будут получать: а) убытки; б) положительную экономическую прибыль; в) только нормальную прибыль; г) различную экономическую прибыль. 3. Если в краткосрочном периоде фирма производит 300 ед. продукции, средние переменные издержки составляют 2 дол., постоянные издержки – 300 дол., тогда средние общие издержки равны: _____ 4. Если в краткосрочном периоде фирма производит 500 ед. продукции, затрачивая при этом 1500 рублей постоянных (FC) и 3000 переменных издержек (VC), то средние общие издержки (ATC) составят в рублях: а) 3; б) 6; в) 9; г) 7. 5. Если известно, что общие издержки TC 6-й единицы продукции составляют 130 денежных ед., общие издержки TC 4-й единицы продукции составляют 93 денежных ед., общие издержки TC 5-й ед. продукции составляют 110 денежных ед., то предельные издержки производства MC 5-й единицы продукции составляют: а) 20; б)17; в) 110; г) 93. 6. Если цена готовой продукции повысится, то фирма, продающая готовую продукцию и покупающая ресурсы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде: а) уменьшит спрос на ресурсы; б) увеличит спрос на ресурсы; в) сохранит спрос на ресурсы; г) сократит объём производства. 7. К методам ценовой конкуренции относятся*: а) снижениеиздержекпроизводства; б) использованиесистемы скидок к цене товара; в) внедрение системы послепродажного обслуживания; г) проведение рекламной компании. 8. Когда фирма достигает объёма производства, который позволяет ей максимизировать прибыль: а) её валовой доход равен валовым издержкам; б) её валовой доход меньше валовых издержек; в) её средние издержки выше предельного дохода; г) она получает максимальную экономическую прибыль. 9. Кривая долгосрочного отраслевого предложения не может быть: а) нисходящей; б) восходящей; в) эластичной; г) всё неверно. 10. Кривая предельных издержек фирмы возрастает потому, что: а) фирма принимает цену рынка;б) действует закон убывающей предельной отдачи; в) действует закон убывающей предельной полезности. 11. Кривая предложения отдельной конкурентной фирмы совпадает с восходящей частью кривой предельных её издержек, лежащей над точкой её пересечения с кривой: а) средних переменных издержек; б) средних постоянных издержек; в) средних общих издержек. 12. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде находится в точках пересечения: а) кривых предельного дохода и предельных издержек; б) кривых предельных издержек и средних общих издержек; в) кривых предельных издержек и средних переменных издержек; г) всё верно. 13. Кривая, показывающая общее количество товаров, которое фирмы одной отрасли предложат на рынке по разным ценам в течение краткосрочного периода, называется: а) кривой безразличия; б) кривой краткосрочного предложения конкурентной отрасли; в) кривой спроса на продукцию отрасли; г) кривой производственных возможностей. 14. На рынке совершенной конкуренции фирма получает экономическую прибыль при условии: а) равенства предельного дохода, предельных издержек и цены; б) равенства предельного дохода и предельных издержек; в) равенства среднего дохода, средних издержек и цены; г) равенства общего дохода и общих издержек; д) превышения предельного дохода над средними валовыми издержками фирмы. 15. Не является чертой совершенной конкуренции: а) дифференциация продукта; б) многочисленность продавцов и покупателей; в) свобода входа на рынок; г) свобода выхода с рынка.
16. По неоклассической теории чисто конкурентная фирма уйдёт из отрасли, если рыночная цена окажется: а) ниже её средних валовых издержек; б) выше её средних валовых издержек; в) выше средних переменных издержек; г) ниже средних переменных издержек. 17. Предельные издержки чисто конкурентной фирмы заданы функцией МС = 50Q. Если рыночная цена товара установилась на уровне 150 рублей за единицу (Р = 150), то объём производства, обеспечивающий максимальную прибыль, равен: а) 50; б) 450; в) 150; г) 3. Подсказка: 150Р/50Q = 3. 18. Рынок совершенной конкуренции характеризует всё, кроме того, что: а) каждый производитель устанавливает свою цену; б) производители хорошо информированы о рыночной конъюнктуре; в) производители могут свободно входить на рынок и выходить из него; г) каждый покупатель имеет мизерную долю рынка данного товара. 19. Совершенно конкурентная фирма выращивает помидоры. Объём производства (Q) составляет 150000 кг в год. Рыночная цена (Р) помидоров составляет 20 руб. за кг. Если общие издержки производства ТС составляют 2300000 руб., то прибыль фирмы будет равна: а) 35000; б) 3000000; в) 5300000; г) 700000. Подсказка: Прибыль рассчитывается как разница между общими доходами TR (выручкой) и общими издержками ТС. Общий доход находится как произведение цены товара на его количество. 150000 кг х 20 руб. = 3000000; 3000000 руб. - 2300000 руб. = 700000. 20. Точка критического объёма производства фирмы находится на пересечении кривых: а) валовых издержек и цены; б) цены и валового дохода; в) валового дохода и валовых издержек; г) общего объёма продаж и затрат. 21. Условие максимизации прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции имеет следующий вид: а) P = MR = AR: б) P = MR; в) MC= AR; д) P = MC = MR. 22. Фирма называется «принимающей цену» потому, что: а) её кривая предельных издержек является восходящей; б) кривая средних общих издержек фирмы U-образна; в) кривая предельного дохода фирмы является горизонтальной линией; г) предельные издержки и средние валовые издержки уравниваются, когда фирма достигает объёма производства, обеспечивающего максимальную прибыль. 23. Фирма на рынке совершенной конкуренции*: а) проводит ценовую конкуренцию; б) получает максимальную прибыль при равенстве предельного дохода предельным издержкам (MR = MC); в) имеет небольшую рыночную власть; г) прекратит производство, когда цена ниже минимального значения средних переменных издержек (P< min AVC). 24. Фирма присваивает весьизлишек потребителя, если она: а) минимизирует издержки производства; б) рекламирует свою продукцию; в) осуществляетсовершенную ценовую дискриминацию покупателей; г) максимизирует прибыль. 25. Цену для чисто конкурентной фирмы определяет: а) несколько крупных фирм; б) объём продаж одной фирмы; в) спрос и предложение; г) рынок.
Тема 10. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии 1. Индекс концентрации отраслевого объёма продаж показывающий, какой объём производства в отрасли (в процентах от всех продаж) приходится на долю крупнейших фирм, учитывающий как количество фирм на рынке, так и различие в размерах фирм, называется индексом: а) Герфиндаля – Хиршмана; б) И.Фишера; в) Лернера; г) Эджуорта. Подсказка: этот индекс свидетельствует о степени концентрации рынка и вычисляется как сумма квадратов долей фирм в отрасли, то есть посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой формы в анализируемой отрасли. 2. К естественным монополиям в России относятся*: а) железнодорожные перевозки; б) услуги по передаче электрической и тепловой энергии; в) образовательные услуги; г) производство чугуна и стали. 3. Картель – это объединение предприятий: а) для совместного размещения кредитов или осуществления совместного промышленного проекта с целью извлечения монопольных прибылей; б) предусматривающее соглашение по поводу установления монопольно высоких цен, размежевание рынков сбыта, установления определённого объёма производства для всего картеля в целом и для его членов в частности; в) предусматривающее потерю его членами коммерческой самостоятельности. 4. Кривая предельного дохода на рынке чистой монополии расположена ниже кривой спроса, потому что: а) кривая спроса является прямой линией; б) вся кривая спроса всегда является высоконеэластичной; в) прирост валового дохода от реализации последующей единицы продукции меньше цены, по которой она была продана; г) монополист всегда стремится получить максимальную прибыль. 5. Кривая предельного дохода чистой монополии располагается: а) выше кривой спроса; б) ниже кривой спроса; в) на кривой спроса; г) всё неверно. 6. Кривая спроса на рынке чистой монополии является: а) восходящей; б) U-образной; в) нисходящей; г) всё неверно. 7. Положение кривой спроса на рынке чистой монополии определяется тем, что: а) монополист контролирует и цену, и объём продаж товаров; б) цена продукции монополиста всегда равна издержкам производства; в) цена продукции монополиста всегда выше его издержек; г) предельный доход монополиста выше цены его продукции. 8. При достижении чистой монополией объёма производства, максимизирующего прибыль: а) цена равна предельному доходу; б) цена равна предельным издержкам; в) цена превышает предельные издержки; г) максимизируется прибыль на единицу продукции. 9. Рынок монополистической конкуренции является неэффективным так как*: а) отсутствует реклама производимой продукции; б) дифференциация продукции затрудняет выбор потребителя; в) рыночная цена превышает предельные издержки; г) имеются избыточные производственные мощности. 10. С точки зрения неоклассиков чистая монополия: а) всегда устанавливает максимальную цену; б) в долгосрочном плане получает только нормальную прибыль; в) сокращает производство для создания барьера на пути вхождения в отрасль новых фирм; г) расширяет производство для того, чтобы повысить цены и увеличить общую экономическую прибыль. 11. Равенство цены, предельных издержек и минимальных средних общих издержек: а) возможно лишь в отраслях с постоянными издержками; б) способствует появлению в отрасли новых фирм; в) означает, что производятся «нужные товары» и «правильным способом»; г) означает, что бухгалтерская прибыль фирмы равна нулю. 12. Чистая монополия может максимизировать прибыль путем*: а) понижения закупочных цен; б) повышения цен реализации; в) сокращения производства; г) расширения производства. 13. Чистая монополия на рынке РФ может быть представлена*: а) множеством государственных фирм, выпускающих одинаковую продукцию; б) одной мелкой фирмой, выпускающей уникальную продукцию; в) господством трёх фирм в отрасли; г) господством одной крупной фирмы в отрасли. 14. Ценовая конкуренция предполагает: а) увеличение расходов на рекламу; б) продажу товаров более высокого качества и надёжности; в) продажутоваров и услуг по ценам ниже, чем у конкурентов; г) продажу товаров и услуг по ценам выше, чем у конкурентов. Тема 11. Поведение на рынке монополии и олигополии 1. В краткосрочном периоде на монополистическом рынке фирма может*: а) нести потери; б) получать экономическую прибыль; в) получать нормальную прибыль; г) получать среднюю прибыль. 2. Если монопольная прибыль при реализации 2000 ед. продукции составляет 450000 рублей, а общие издержки составляют 900000 рублей, то монопольная цена равна: а) 525 рублей; б) 575 рублей; в) 675 рублей; г) 400 рублей. Подсказка: в нашем случае монопольная цена определяется из величины общего дохода (TR), поэтому для нахождения цены (Р) используем формулу расчёта TR (общего дохода): TR = Прибыль + TC (общие издержки). TR = Р х Q. Р = TR/Q = (Прибыль + ТС)/Q = (450000 + 900000)/2000 = 675. 3. И для совершенной, и для монополистической конкуренции характерны следующие пары: а) цена превышает предельный доход; производятся однородные продукты; б) относительно свободное вхождение новых фирм в отрасль; в долгосрочном плане фирма получает только нормальную прибыль; в) в точке выпуска, который обеспечивает фирме максимум прибыли, цена превышает предельные издержки; возможно получение прибыли в долгосрочном плане; г) кривая спроса на продукцию фирмы является убывающей; производится дифференцированный продукт. 4. Кривая спроса на монопольном рынке имеет вид: а) восходящей; б) нисходящей; в) U-образной; г) всё неверно. 5. Модель Курно – это модель рынка: а) монополии; б) олигополии; в) чистой монополии; г) совершенной конкуренции. 6. Монополистическая конкуренция характеризуется*: а) дифференциацией продукта; б) ориентацией на ценового лидера; в) абсолютно эластичным спросом; г) относительносвободным входом в отрасль. 7. На олигополистическом рынке цены могут устанавливаться*: а) сговором фирм; б) фирмой-лидером; в) только спросом и предложением товаров; г) по принципу «издержки плюс»; д) чисто конкурентной фирмой. 8. На рынке монополистической конкуренции, в отличие от олигополии, фирмы: а) могут вступать в тайный сговор; б) обладаютнебольшой рыночной долей; в) выпускают однородную продукцию; г) обладают большей рыночной властью. 9. Олигополия – это рыночная структура, где действует: а) небольшое количество конкурирующих фирм; б) большое количество конкурирующих фирм с однородным товаром; в) много конкурирующих фирм с дифференцированными товарами; г) одна крупная фирма. 10. Прибыль монополиста будет максимальной при условии, что: а) предельные издержки равны предельному доходу (MC = MR); б) предельные издержки меньше предельного дохода (MC < MR); в) предельные издержки больше предельного дохода (MC > MR); г) предельные издержки равны цене (MC = Р). 11. Примером олигополии может служить: а) отрасль водоснабжения; б) рынок строительных услуг; в) рынокоператоров сотовой связи; г) рынок сельскохозяйственной продукции. 12. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту: а) поведениекаждой фирмы зависит от реакции её конкурентов; б) на рынке оперируют множество покупателей и продавцов; в) обладают монопольной властью; г) выпускают дифференцированные товары. 13. Рынок монополистической конкуренции характеризуется тем, что: а) покупатель способен диктовать цену товара: б) дифференцированный продукт продаётся на одном рынке; в) поведение одной фирмы значительно влияет на поведение других; д) фирма всегда получает положительную экономическую прибыль. 14. С точки зрения марксистов на монополистическом рынке у фирм преобладает: а) максимальная прибыль; б) нормальная прибыль; в) минимальная прибыль; г) средняя прибыль; д) всё неверно. 15. С точки зрения неоклассиков равновесие фирм на монополистическом рынке достигается при условии, если у фирм преобладает: а) максимальная прибыль; б) экономическая прибыль; в) нормальная прибыль; г) минимальная прибыль; д) средняя прибыль. 16. Существование естественных монополий связано: а) с действиемположительного эффекта масштаба; б) с ростом долгосрочных издержек при увеличении объёма производства; в) с действием постоянного эффекта масштаба; г) с государственной собственностью на сырьевые ресурсы. 17. Экономическую прибыль фирмы можно определить путём*: а) деления разности цены и предельных издержек на количество проданной продукции; б) вычитания валовых издержек из валового дохода; в) деления прибыли от единицы продукции на количество проданной продукции; г) умножения разности цены и средних валовых издержек на количество проданной продукции. 18. Ценовая дискриминация второй степени предполагает: а) продажу товаров разным группам покупателей в зависимости от коэффициента спроса по доходу; б) продажу товаров по его резервированной цене; в) продажу товаров разным группам покупателей в зависимости от коэффициента спроса по цене; г) продажу товаровпо различным ценам в зависимости от количества покупаемой продукции. Подсказка: Ценовая дискриминация предполагает продажу товара, произведённого с одинаковыми затратами разным группам потребителей по разным ценам. Ценовая дискриминация второйстепени предполагает установление различных цен в зависимости от объёма покупки. 19. На рисунке показаны кривые спроса (D), предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC) фирмы-монополиста. Монопольный объём производстве меньше производства при совершенной конкуренции на следующее количество штук: а) 10; б) 5; в) 7; г) 15. Подсказка: 20 - 15 = 5.
Тема 12. Рынок факторов производства 12.1. Рынок труда, заработная плата и безработица 1. Аккордная зарплата предполагает: а) выплатузарплаты за весь комплекс работ, взятый в целом с указанием срока их выполнения; б) начисление зарплаты по повышенным расценкам; в) начисление зарплаты в зависимости от условий трудовой деятельности; г) начисление зарплаты в зависимости от производительности труда. 2. В законе спроса на труд проявляется: а) действие эффекта замещения; б) обратнаязависимость между величиной спроса и ставкой заработной платы; в) прямая зависимость между величиной спроса и ставкой заработной платы; г) действие эффекта дохода. 3. В распределительной функции зарплаты заинтересованы прежде всего: а) работодатели; б) наёмные работники; в) органы власти; г) всё верно. 4. В соответствии с классической теорией неизбежной в обществе является безработица*: а) структурная; б) институциональная; в) добровольная; г) фрикционная. 5. В стране с населением 200 млн. человек численность трудоспособных граждан равна 125 млн. человек, число занятых составляет 90 млн. человек, численность безработных – 10 млн. человек. При этом уровень безработицы составит: а) 8% б) 5% в) 17,5 г) 10%. Подсказка: УБ = 10/(90 + 10) х 100 = 10%. 6. Если в стране за 2011 год реальная зарплата увеличилась на 11% при уровне инфляции 6%, то номинальная оплата труда: а) повысилась на 1,83%; б) снизилась на 6%; в) повысилась на 17%; г) выросла на 4%. 7. Если в студенческом отряде оценка объёма работ и уровень зарплаты студента определяются заранее, а при досрочном выполнении работ начисляется премия, то такая зарплата называется: а) повремённо-премиальной; б) прямой премиальной; в) аккордной; г) незаработанной. 8. Если номинальная зарплата за год увеличилась на 10%, а прирост уровня цен в экономике составил 13%, то реальная зарплата: а) выросла на 23%; б) увеличилась на 3%; в) сократилась на 23%; г) сократилась на 3%. 9. За 2011 год величина зарплаты выросла на 7% а налоги – на 3%, из-за роста цен затраты на продукты выросли на 9%. Реальная зарплата: а) выросла на 4%; б) снизилась на 2%; в) снизилась на 5%; г) выросла на 5%. 10. Исходной базой формирования предложения труда является уровень: а) реальной зарплаты; б) номинальной зарплаты; в) минимальной зарплаты; г) удерживающего дохода, величина которого зависит от альтернативной стоимости ресурса. 11. К факторам превращения рабочей силы в товар относятся*: а) только юридическая свобода личности; б) наличие у человека средств производства; в) отсутствие у носителя рабочей силы средств производства; ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|