Цели и задачи стратегического управления ИТ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Основными целями использования ИТ, с позиций подхода стратегического управления (эксперт - консалтинговая компания A.T. Kearney), являются: · трансформирование организации; · проникновение на новые рынки; · внедрение новых продуктов и услуг · ускорение реакции на изменения рынка; · сокращение затрат; · совершенствование внутренних операций; · улучшение качества обслуживания. Несмотря на ИТ – революцию, руководителей не удовлетворяет положение дел с использованием ИТ: · организация ИТ слишком сложна; · развитие важных для бизнеса функций часто задерживается; · затраты на ИТ увеличиваются даже тогда, когда падает прибыль. Вот основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются организации во всем мире: · фрагментированные ИТ-приложения и данные; · многоярусные и построенные на разных платформах системы; · отсутствие интеграции ИТ с бизнесом; · слабость управленческих ИТ-процессов. Компания McKinsey, признанный лидер рынка стратегического консалтинга, провела анализ результатов выполнения 500 крупных ИТ–проектов во всем мире. Выяснилось, что успешными можно признать только 16%. А что такое успешный проект? Это проект, который был выполнен в запланированные сроки, не вышел за пределы выделенного бюджета, и были получены именно те результаты, которые ожидались, а не те, которые получились по ходу выполнения. Большинство проектов в два раза превышали сроки и на 80% превышали запланированный бюджет. В России эти параметры существенно выше. Каковы же причины неудач по мнению авторов исследования? · отсутствие координации с бизнес-пользователями и их нереальные ожидания; · недостаточные ресурсы; · отсутствие поддержки руководства; · неадекватное планирование. ИТ-консалтинг Устранение этих причин и, в целом, развитие ИТ невозможно без ИТ-консалтинга,основными видами которого являются: · "Продуктовый" ИТ-консалтинг (ERP, CRM, SCM, электронный документооборот и т.д.) воспринимает бизнес-процессы через призму внедряемого продукта. · "Интеграционный" ИТ-консалтинг (интеграционные платформы, интеграция приложений, данных и т.п.) необходим при определении оптимальной архитектуры корпоративной информационной системы, т.е., отвечает на вопрос "Как делать?". · Стратегический ИТ-консалтинг, в первую очередь, отвечает на вопрос "Что делать?" и, тем самым, занимает особое место в жизненном цикле консалтинговых услуг. В идеале, первыми в организацию должны прийти стратегические ИТ – консультанты, которые помогут сформулировать роль ИТ в ее жизни, в развитии бизнеса и определить направления развития, определив тем самым видение будущего состояния ИТ и организации управления переходным периодом. Это значит найти ответ на вопрос, в каком доме мы хотим жить? Затем должны прийти архитекторы информационных систем, которые создадут проект будущего дома и ответить на вопрос как именно он должен быть устроен, из каких блоков и компонент, как и какими средствами они должны быть интегрированы в единую систему. И только потом понадобятся собственно строители, которые внедрят выбранные ИТ – решения. В реальной практике, как правило, все происходит в обратной последовательности. Сначала внедряют отдельные ИТ – решения, потом возникает потребность в их интеграции, а потом выясняется, что то, что получилось, не отвечает потребностям бизнеса или основной деятельности, т.е., инвестиции в ИТ не дали требуемого эффекта. Прямым следствием этого является разочарование высшего руководства и дискредитация роли ИТ в развитии бизнеса. Место стратегического ИТ – консалтинга в жизненном цикле консалтинговых услуг приведено на рис 2.1.
Сам цикл начинается со стратегического консалтинга, который помогает определить бизнес – цели и бизнес – стратегию организации. После этого можно переходить к различным видам операционного консалтинга таким как, например, совершенствование организационных структур, операционное управление, управление финансами и бюджетирование, управление персоналом и т.п. Одновременно приходит время стратегического ИТ – консалтинга, который способствует выработке стратегии развития ИТ, поддерживающей бизнес – стратегию и достижение бизнес – целей организации, в результате чего становится возможным определить функциональные требования к ИТ – решения и определить будущую архитектуру корпоративной информационной системы. Затем наступает очередь специалистов, внедряющих и интегрирующих выбранные ИТ – решения, которые затем переходят в режим эксплуатации. В процессе эксплуатации возникает необходимость в ревизии полученных результатов и пересмотре бизнес – требований в связи с изменяющимися бизнес – целями организации, изменениями рынка и конкурентной среды. Таким образом, снова возникает потребность в стратегическом консалтинге и цикл замыкается. Поскольку целью данного раздела является обзор сферы стратегического ИТ – консалтинга, то перейдем непосредственно к ее описанию. Стратегический ИТ-консалтинг представляет собой комплекс взаимосвязанных и, вместе с тем, самостоятельных услуг, продемонстрированных на рис. 2.2..
Квинтэссенцией содержания стратегического ИТ–консалтинга безусловно является разработка стратегии развития ИТ, в которую входят все остальные продукты, за исключением организации перехода к ИТ–аутсорсингу, базирующейся на ИТ – стратегии. Стратегия ИТ – это видение, составная часть общей стратегии развития бизнеса компании, связанная с использованием ИТ для повышения эффективности основной деятельности организации. Стратегия ИТ – это документ, описывающий: · бизнес - цели и приоритеты ИТ-проектов; · портфель ИТ-проектов; · перечень задач и реестр результатов; · поэтапный план реализации и ресурсы; · ресурсы на реализацию проектов портфеля; · рекомендации по организации ИТ-службы. В дальнейшем она используется для: · разработки архитектуры корпоративной информационной системы (КИС); · внедрения КИС; · оптимизации бизнес-процессов предприятия в соответствии с изменениями, вызванными внедрением КИС. При этом необходимо помнить, что стратегия развития ИТ – живой документ, для поддержания которого в актуальном состоянии требуется проводить периодические ревизии, осуществлять его корректировку параллельно с изменениями в стратегии развития бизнеса компании. Главными потребителями ИТ – стратегии являются: · высшее руководство; · ИТ-служба; · структурные подразделения; · региональные учреждения.
Контрольные вопросы
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|