Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая недостаточность воли: младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность проявляется, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешние проявления, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости,горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой и т.п.). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя. Конечно, дети девяти-десяти лет с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники, но такие переживания кратковременны и, главное, их легко изменить оценкой со стороны взрослых или учителя.

Младшие школьники безоговорочно признают авторитет старшего (взрослого). Они обращаются к нему по самым разным поводам - от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся со взрослым своими заботами, переживаниями, домашними событиями. В случае обиды младший школьник также обращается к вожатому, и обидчик чаще всего воспринимает это как должное, поскольку вожатый для всех выступает общим нравственным арбитром.

 

Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками - формирование первоначальных детских убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Убеждения, как известно, представляют собой идею, в истинность которой человек верит, которую готов отстаивать и которой руководствуется в повседневной деятельности. К младшим школьникам, разумеется, это не применимо.

Но ребенок с большой силой верит в те общечеловеческие идеи, которые доступны его возможностям, его пониманию. Их немало, но можно выделить наиболее существенные: вера в родительскую любовь, в могущество взрослых, в свое бессмертие, в свою неповторимость, в красоту и неповторимость Родины.

Эту веру дети пытаются отстаивать в своеобразной детской форме. Это и есть зародыш тех социально значимых убеждений, которые могли бы сформироваться при благоприятных условиях. Не вина, а беда многих детей, что едва ли не с младенческого возраста эта вера разрушается. Едва ребенок начинает осознавать себя и окружающий мир, он попадает под отрицательное воздействие макро- и микросреды.

В этом возрасте происходит формирование первичных представлений о целостности морали, о единстве нравственных норм поведения.

Дети 7-9 лет отличаются исключительной доверчивостью к тем нормам и правилам, которые объявляются им как непреложные законы жизни в ДОЛ. Оценки ребенка зеркально отражают оценки самого авторитетного человека - вожатого.

По мере естественного развития, на рубеже 10-11 лет у младших школьников начинает формироваться собственное видение отношений, свои критерии оценок поступков и поведения окружающих. При этом может сложиться такая ситуация, когда их уверенность в истинности, справедливости оценок вожатого может быть поколеблена.

Это случается в тех случаях, когда слово вожатого разошлось с делом («Обещала нам рассказать что-то интересное, а ничего не рассказала», «Ругает нас, что мы на зарядку опаздываем, а сама тоже опаздывает», и т. п.). Когда расходятся их мнения о товарищах по отряду («В. говорит, что Танька умная и красивая, а она - жадная! Когда у нее стерженек кончится - ей все дают, а попробуй попросить у нее шарик надувной - ни за что не даст! В. ее хвалит и хвалит, а Алешку все ругает. А он - добрый!»).

Возможны и такие ситуации, когда ребенок явно замечает, что «правила, висящие на стене», далеко не всегда стыкуются с явлениями окружающей его жизни. Так, формируется представление о двойной морали. Одна - «висящая на стене», другая - «теневая и удобная».

 

СОВЕТЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

 

Младший возраст (6—8 лет)

Раздражительность, тоска по домашним, слезы – отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.

Множество вопросов - внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.

Быстрая утомляемость - быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде...

Неуверенность в себе - давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.

Готовы пробовать все на вкус - рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.

Опасность травматизма - избегать чрезмерный ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.

Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание - частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.

Слезы и страхи в темноте - не оставлять одного в темноте.

Желание играть со сверстниками - поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.

Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых - стремиться подавать только положительный пример.

Постоянные опоздания - не давать поручений связанных с учетом времени.

Впечатлительность - не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».

 

Младший возраст (9—11 лет)

Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости - внимательное, доброе отношение, стремление разобраться в причинах поведения детей.

Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений - проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня.

ЗАМКНУТОСТЬ, одиночество - стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.

Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры - вникать в интересы детей, сотрудничать с ними.

Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости - знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.