Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура сознания: подсознательное, сознательное, бессознательное. Бессознательное в учениях З. Фрейда, К. Юнга. Самосознание.



Структура сознания:

1) общественное:

а) общечеловеческое;

б) национальное;

в) групповое.

2) индивидуальное:

а) знания;

б) личный жизненный опыт;

в) мышление и разум;

г) интересы и духовные потребности;

д) ценности и убеждения4

е) политико-правовые взгляды;

ж) эстетические взгляды;

з) цели и интересы;

и) эмоции и чувства.

Структура сознания:

1) бессознательное;

2) сознательное;

3) самосознание.

Существует множество подходов к анализу общественного сознания. Один из них следующий. Структуру общественного сознания рассматривают в трех основных аспектах:

1. Конкретно-историческом,выделяя типы сознания: сознание первобытного общества; сознание предшествующих эпох: античности, средних веков, Нового времени; сознание современного общества.

2. Гносеологическом,выделяя виды: эмпирическое, теоретическое, художественно-образное, профессиональное, масовое — и уровни сознания: обыденное (познание явлений) и научное (познание сущности).

3. Социологическом,выделяя сферы: идеологию и общественную психологию — и формы сознания: политическое, правовое, нравственное (мораль), эстетическое, религиозное.

Сознательное — сформированный в результате обучения и социализации личности слой психики. Сознательное включает: знания, мировоззрения, нравственность.

Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся в данный момент контролю сознания.

Бессознательное включает: сновидения, гипнотическое состояние, сомнамбулизм.

Самосознание — это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего «Я».

Это способность человека посмотреть на себя как бы со стороны, осознать вои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в обществе.

Оно возникает пд влиянием определенных общественных условий, которые всегда жестоко требовали от людей умения оценивать свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм. Регулируя свои действия, предусматривая их результаты, самоосознающий человек берет на себя ответственность за них.

Австрийский невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856 — 1939 гг.) — открыл целое направление в философской антропологии и медицине, согласно которому бессознательное является и важнейшим фактором человеческого существования, и глубинной причиной ряда психических заболеваний. Возникающие у человека под влиянием различных обстоятельств его жизни «комплексы» (комплекс Эди, «комплекс вины» и др.) вытесняются из сознания в обмен бессознательного и могут повлечь в дальнейшем за собой душевную болезнь. Разработанный Фрейдом метод обнаружения таких «комплексов» с доведением их до сознания пациентов оказался довольно эффективным при лечении многих больных. Этот метод получил название психоаналитического.

Рассматривая бессознательное как могучую силу, Фрейд сформулировал свое понимание человеческой психики. Последнее основывается на выделении в психической сфере человека трех структурных уравнений (пластов), обладающих своей собственной спецификой и находящихся в определенном соподчинении друг с другом.

Самый низший, глубинный уровень составляет «Оно» - сфера бессознательного, в которой сосредоточены биологические влечения и вытесненные из сознания идеи. В этом наиболее мощном, объемистом уровне человеческой психики, сравнимом как бы с подводной частью айсберга, главенствует принцип удовольствия.

Над ним надстраивается сравнительно небольшой уровень сознательного «Я» - как своеобразный посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью, включающей природное и социальное окружения. Уровень «Я» стремится заменить принципом реальности, хотя это и не всегда ему удается.

Фрейд всегда преувеличивал роль бессознательного начала, то есть приписывал главное значение «Оно» по отношению к «Я». и наконец, по Фрейду, существует еще и самый верхний уровень человеческой психики - «Сверх-Я», являющийся особой морально-критической инстанцией, которая опирается на существующие общественные идеалы, нормы, ценности. Это сфера долженствования и моральной цензуры. В учении Фрейда человек вынужден постоянно терзаться и разрываться между биологическими влечениями и осознаваемыми социальными нормами, между сознательным и бессознательным. Но в итоге биологическое бессознательное оказывается определяющим, так как фрейдовский человек — это существо, управляемое бессознательными инстинктами. Тем не менее, разработанный Фрейдом психоаналитический подход к человеку приобюрел целый ряд сторонников и последователей, идеи которых способствовали модификации фрейдовского психоанализа и появлению неофрейдизма.

Одним из его представителей стал Карл Густав Юнг (1875 — 1961 гг.), который в единстве с возникновением общества, несмотря на общемировоззренческую солидарность с З. Фрейдом, пересмотрел некоторые постулаты учения последнего. В сфере бессознательного Юнг выделил так называемые «архетипы». Если комплексы переживаний, вытесняемые из сознания в бессознательное, являются у Фрейда результатом индивидуальной жизни человека, то «архетипы» Юнга связаны с коллективной жизнью людей и закрепляются в психике человека исторически, передаваясь по наследству из поколения в поколение. Таким образом «комплексы» Фрейда дополняются «архетипами» Юнга, - некоторыми общечеловеческими прообразами.

Архетип «Тень» представляет собой образ неизменного, антисоциального в человеке. Однако все это может скрываться под маской «персоны» - архетип, в котором заключается своеобразная «ширма» или «маска», которой пользуется человек, чтобы скрыть свою подлинную сущность.

Архетип «Анима» представляет собой женское начало в мужчине, архетип «Анимус» - мужское начало в женщине; они ведут к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут вести и к психическим кризисам при несовпадении с реальным человеком.

«Бессознательное как совокупность архетипов, - писал Юнг — является осадком всего, что было пережито человечеством вплоть до его самых темных начал. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это реализуют — архетипы».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.