Здавалка
Главная | Обратная связь

Обучение произношению



I. Систематически проводите занятия по фонетической ритмике пользуйтесь материалом бесед по обучению произношению. Делайте это даже в том случае, если многие звуки уже появились речи вашего ребенка. Ведь его речевой опыт еще чрезвычайно мал, слухоречевые связи у него только еще устанавливаются, появившиеся звуки еще нестойки, поэтому ребенок нуждается (и шип будет нуждаться) в закреплении появляющихся произносительных умений.

В речи вашего ребенка уже могли появиться гласные звуки а, о, у, м, дифтонги (так называются двойные звуки) я, ё, е, ю, согласные л, т, м, н, в, ф, л, к, с. Продолжайте вызывать у него еще отсутствующие звуки, например: б, д, э, ш, р, ц, ч, ы, х, з, ж. Способ называния описан в главе «Методика обучения произношению».

В дополнение к тем ритмам, которые рекомендованы в главе «Методика обучения произношению», предлагаем использовать следующие:

татаТа татаТу татаТаМ татаТУМ ТАтаТАМ ТАтаТУМ ТАта ТАта Там и тут Бим-бом Бим-бом Идём (пойдём) Идём (пойдём) Бим-бом Бим-бом Там дом Там дом
паВапаВапаВапаВа…. ПИлаПИлаПИла… ВАпаВАпаВАпа… ТАваТАваТАва… паВА-паВА-паВА-таТА! Пила-ПИла-НА! ВАпа-ВАпа-ТА! ТАва-ТАва-ТУ
Опа-Опа-Опа-ОП Топа-Топа-Топа-ТОП! ПааТУУ, пааТУУ ПааТУУУ ТУ-ТУУ!

 

2. В начале каждого занятия по фонетической ритмике давайте ребёнку возможность «разболтаться», разговориться, вспомнить произнесение тех или иных согласных звуков (двух-трех не более и всеx гласных звуков, которые он уже умеет произносить. Сначала вместе с ребенком произносите изолированные слоги, например: вва, ввваа, ...; ввво, ввво, ...; ввву, ...; есса, ...; ессо, ...; ессу, ...; есси ...; затем — слогосочетания: ссассасса ...; ссассоссу ...; пшиаавва ...; вввлавввлавввла, ...; уссстауссста и т. п.

Не забывайте все эти упражнения проводить весело, использовать различные движения (упражнения выполняются не сидя, а стоя, причем движения производите не только вы, но и обязательно ребенок, который действует то вместе с вами, то самостоятельно. Совместные действия нужно чередовать с персональными, т. е. говорите малышу: «А теперь буду говорить я! Слушай меня!» Затем действует ребенок: «А теперь говори ты. Я буду слушать (я послушаю)».

После этого ребенок практикуется в произнесении несколько) слов. Например, вместе с ребенком вы говорите: вввадааа, вввадааа, ..., ввадаааввадаааввадааа ... «Что это? Где?» — спрашиваете вы, произнося слово вода (вада) многократно и в сопровождении движений, ребенок может не узнать его, воспроизводить просто механически, так как только что произносил бессмысленные слогосочетания. Если он не узнает слова, произнесите его вместе с ним еще pаз. Если снова значение произносимого ускользает от внимания ребенка, вы, как всегда при его затруднениях, предложите сделать выбор принесите 3—4 каких-нибудь предмета, например, фломастер, мыли, мишку, воду в прозрачном сосуде (в стакане или в банке). Слово вода произносится вновь, и вы спрашиваете, указывая на принесенные предметы: «Где это? Это? Это? Это?» (само слово не повторяете). Рассматривая каждый предмет, ребенок повторяет слово и, наконец, находит нужное. Вы вместе радуетесь, подтверждаем правильность выбора: «Да, вода (вада), это вода». Опускаете в воду палец, взбалтываете ее, смеясь, брызгаете водой на ребенка. Затем вы наклоняетесь к нему, подставляете ухо, чтобы услышать, как он произнесет это слово. Произнося его, ребенок немного играет с водой.

Другое слово. Вместе с ребенком говорите (сопровождая произнесение движениями): ссста, ссста, ссста, ссстаиит, сссти, ссстаиит. Слово произносится поочередно вами и ребенком — то говорите вы: ссстаиит, то ребенок: ссстаиит, вновь вы: ссстаиит, вновь ребенок: сссстаиит и т. д. Спрашиваете: «Что это ссстаиит?» Ребенок демонстрирует позу сам или с помощью какой-нибудь игрушки. Если он не узнает слова, предлагаете ему несколько картинок с изображением спящего, сидящего, стоящего и бегущего мальчика. Это может быть и не мальчик, но важно, чтобы персонаж на всех четырех картинках был один и тот же и ребенок сам мог бы четко вычленить разницу в его действиях. Рассматривая картинки, он продолжает произносить слово и находит нужную картинку. Вы утверждаете правильность выбора: «Стоит (стаит). Верно — стоит. Тут девочка стоит?» Ребенок: «Мальчик».— «Мальчик спит?» — «Мальчик стоит». Таким образом, вы добиваетесь того, чтобы вместо одного слова ребенок сам (а не по подсказке) произнес целую фразу.

Вы видите, что слова вода и стоит произносятся как бы с разбегу, т. е. путем наращивания элементов: сначала произносится та часть, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности (ввва, ссста), а затем добавляется более легкая часть. В разных случаях эта работа над словом может строиться в разных направлениях. В приведенных примерах основная отрабатываемая часть слов (ва, ста) является первой, а добавляемая (-да, -ит) — второй. В других словах, например, Валя, спит, ход работы может быть иной: ляляляля, ляляляля, ляля, Вааля, Вааля; пит, пит, пит, ссспит. В иных случаях цепочка может иметь больше звеньев: ккан, каннн, каннфее, каннфее, канннфеета (конфета).

На этом данное занятие по фонетической ритмике заканчивается. Оно длится примерно 5—7 мин (не более 10). Позже в течение дня проводится второе занятие по фонетической ритмике. На нем вы преимущественно развиваете у ребенка речевое дыхание, слитность, ритмичность речи, а также интонацию — занимаетесь ритмической ходьбой. Вы знаете, что этот материал также содержится в беседах по обучению произношению. Вам известно и то, что в этих упражнениях используются слогосочетания, слова и фразы. Длительность того занятия составляет примерно 5 мин.

3. Продолжайте опираться на слухо-зрительное восприятие ребёнка при произнесении им и знакомых, и новых слов, с которыми он знакомится в той или иной деятельности. Не забывайте, что в этих случаях ребенок сначала раза три произносит слово одновременно с нами (сопряженно), слушая и видя ваше лицо и тут же повторяет слово сам, прослушивая через аппарат (отраженное проговаривание). Если он будет опускать какой-то звук, который уже умеет произносить, напомните ему движение для вызывания этого звука из материала по фонетической ритмике. Но имейте в виду, что ребенок сам должен производить это движение при произнесении слова, а не смотреть, как это делаете вы (такая ошибка родителей и даже педагогов очень распространена).

4. В результате всей проводившейся и проводимой вами работы и течение данного учебного года ребенок научится произносить все слова в полной форме, а не усеченно, хотя отдельные звуки в некоторых словах временно могут им опускаться. Часть слов он уже будет произносить точно. Особенно много таких слов будет у слабослышащих детей. Большую часть слов глухие дети на этом этапе произносят приближенно, т. е. произнесение одних звуков заменяют произношением других, но эти замены не сказываются на понимании их речи окружающими. К таким заменам относятся, например, следующие собака салака, дом том, зубы супы, нога нака, мишка - миска, ложка (лошка) лоска, чашка шашка или саска, огурей (агурец) акурес или акулес и т. п. Такое произношение называется приближенным (этот термин бил введен Ф. Ф. Pay и Н. Ф. Слезиной). Уточнение произношения будет происходить в течение нескольких лет. У разных детей этот период перехода к точному произнесению всех звуков бывает различным. Никаких искусственных приемов постановки звуков (в том числе использование зеркала) пока не допускается, так как на данном этапе применение этих способов, как правило, отрицательно влияет только на развитие речи детей, но и на развитие их личности.

Обучение чтению

1. Для совершенствования умения ребенка читать теперь предлагайте прочитывать весь письменный материал, который используем и вами в общении с ним в течение дня — и в бытовых ситуациях, и во время занятий. Это не значит, что вы теперь переходите на общение только в письменной форме — устная форма речи была и остается ведущей. Ребенок читает не только отдельные слова, но и словосочетания, и фразы. Этот материал указан во всех разделах данного задания.

На данном этапе ребенок читает, все еще помогая себе пальчиком, как это описано в задании 8. Слова читаются слитно, но пока, как правило, в замедленном темпе. Следите за чтением и в случае затруднений произносите трудный элемент слова, опираясь ни сопряженное и отраженное проговаривание ребенка. Не спешите, не давайте ему читать длинные предложения, если он читает с трудом: пусть читает отдельные слова и короткие предложения. Нельзя воспитывать у него отрицательное отношение к чтению, так как это очень замедлит дальнейшее развитие.

2. Запоминание состава (структуры) слов и исправление произношения теперь осуществляются преимущественно через чтение. Вы должны всегда иметь с собой небольшой блокнот и ручку (карандаш, фломастер), чтобы в любой ситуации (на прогулке, в магазине, в гостях) можно было написать то слово, в котором ребенок сделал какую-нибудь ошибку. Если эта ошибка касается структуры слова, то, прочитав его целиком, ребенок воспроизводит слово самостоятельно; если неправильно воспроизводится какой-нибудь звук, то вы указываете на соответствующую букву и просите прочитать все слово правильно, а потом так же правильно произнести

3. Обязательно предлагайте ребенку читать не только готовые таблички, но и другие надписи — знакомые слова, предложении которые в разные дни вы (или другие члены семьи) пишете печатными буквами на листах бумаги, на доске, земле, снегу, чтобы ребенок привыкал к разной графике, к разной манере письма.

4. Как только ребенок научится свободно читать знакомые слова и изолированно, и в составе длинных предложений (из 3—4 слов) в нормальном темпе, давайте ему читать новые слова, с которыми надо его познакомить в данный момент. При этом НИЧЕГО не говорите — ребенок должен воспринять новое слово не слухо-зрительно (это легче), а прочитав его самостоятельно. При чтении новых слов (при чтении ребенок помогает себе пальчиком, (в начале обучения) темп, естественно, замедляется, но при повторных чтениях этих слов он становится быстрее. После прочтения слова ребенок тут же соотносит его с тем или иным предметом, действием или качеством, названием которого оно является. Затем вновь читает слово, а вы закрываете его рукой или листком бумаги и просите назвать предмет самостоятельно. Конечно, ребенок затрудняется и читает слово еще раз, уже стараясь его запомнить. После этого он произносит новое слово самостоятельно. Произнося его, ребенок может помогать себе движениями, рекомендованными для занятий по фонетической ритмике. Запоминание не является стойким, поначалу оно кратковременно. В следующий раз ребенку придется снова прочитать это слово, прежде чем сказать его самостоятельно. Но со временем зрительно-речедвигательная память развивается, и он начинает запоминать новый материал значительно быстрее. Таким образом, обогащается самостоятельная устная речь детей. Большую помощь в запоминании структуры слов оказывают ребенку движения из фонетической ритмики, которыми он сопровождает свое чтение для более чистого произнесения звуков в слове.

Б. По событиям из жизни вашего ребенка делайте книжки-поделки, примерно по одной книжке в месяц.

Книжка делается по горячим следам. Она составляется из альбомных листов: или из целых листов маленького альбома, или из половинных листов большого. Техника рисования здесь не имеет значения, поэтому не отказывайтесь от проведения этого важного вида работы, ссылаясь на неумение рисовать. Рисовать может каждый. Рисовать можно цветными карандашами, фломастерами или только одним простым карандашом. Дети всегда узнают в рисунке то, что с ними происходило. Старайтесь только передавать детали костюма конкретных людей и предметы, которые являлись частью ситуации, например ту одежду, в которой был ребенок в момент данного события; ту мебель, которая находилась в комнате, и т. п. Вы садитесь рядом с малышом и начинаете рисовать. Все события не мысленно распределяете на 4—6—8 картинок. На каждой странице под рисунком оставляете место для короткой подписи. Эта подпись может помещаться сначала на одной, а позже на двух строчках. Ребенок с интересом следит за вашими действиями, узнает то, что ВЫ рисуете, и, возможно, вносит свои дополнения или исправления. Сделав первый рисунок, вы спрашиваете у ребенка, что нужно написать под ним. Исправляете его речь, но относитесь к любому высказыванию с одобрением и делаете грамотную короткую подпись, основанную на его мысли. Подпись должна быть очень конкретной, однозначной. Затем на другом листе рисуется вторая картинка и проводится та же работа и т. д. Каждую подпись ребенок читает. II правом нижнем углу нужно писать номер страницы: 1, 2 и т. д. Когда работа сделана, страницы объединяются обложкой в книжку, которая вами сшивается. На титуле посередине пишется слово «Книга», а на следующей строчке — «про... (про Вову; про ёлку; ...)». Приводим примерные типы книжек-самоделок:

Вове пять лет (Имя вашего ребенка).

С.1. У Вовы день рождения. Вове пять лет. Вова большой.

С.2. Мама подарила Вове самолёт.

С.З. Папа подарил Вове машину.

С.4. Бабуля подарила Вове фломастеры.

С.5. Галя подарила Вове лопату.

С.6. Вова, мама, папа, бабуля и Галя едят пирог. Вова, мама, папа, бабуля и Галя пьют чай.

С.7. Вова читает стихи про самолёт.

Елка.

С.1. Папа купил ёлку. Елка высокая, зелёная.

С.2. Катя повесила на ёлку красный шар.

С.З. Серёжа повесил на ёлку звезду.

С.4. Бусы на ёлку повесила мама.

С.5. Жёлтый шар повесил дядя Витя.

С.6. Елка красивая. Все пляшут вокруг ёлки.

Анюта помогает.

С.1. Анюта надела фартук.

С.2. Анюта вымыла руки.

С.З. Анюта положила на стол ложки.

С.4. Анюта поставила на стол тарелки.

С.5. Мама, папа и Анюта сидят за столом. Все едят суп

Сделав книжку (ребенок вам помогает), вы вместе ее читаете,начиная с названия на обложке. Сначала всю книжку читает ребенок, потом — вы. Читая каждую подпись, обязательно рассматривайте картинку (ваш рисунок): смейтесь, если изображено что-то забавное, обращайте внимание на детали некоторых предметов и обсуждайте все это, хотя в тексте об этом и не сказано.

Ребенок показывает книжку (если книжку делала мама) папе, другим членам семьи, гостям. Все должны выражать заинтересованность и просить малыша почитать ее, быть чуткими слушателями, побеседовать с ним по поводу рисунков.

Каждая книжка кладется (ставится) на полку в уголке ребенка, чтобы при желании он сам мог взять ее и почитать. К прочитанным книжкам нужно время от времени возвращаться (месяца через два-три), вспоминать об описанном в книжке событии, о том, что еще произошло, но в книжке отражения не нашло. Таким образом, у малыша будет постоянно поддерживаться интерес к чтению.

Начиная с третьей книжки в ее иллюстрировании участвует ребенок.

5. Читайте с ребенком стихотворения. Например:

Вот летит самолёт, Там папа — пилот. Самолёт высоко, Папа там далеко.   Мишка упал, Лапа болит. Мишка не плачет, Мишка сидит.  
Вот под ёлкой Дед Мороз. У Мороза Красный нос.    

Если ребенок готов к чтению более сложных стихотворений, т. е. имеет достаточно устойчивые произносительные умения и достаточно свободную технику чтения, а также, если уровень его развития позволяет понимать значение более сложных текстов, можно прочитать и адаптированные стихотворения А. Барто. Например:

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Мишку я не брошу, Мишка мой хороший. Наша Таня громко плачет, Уронила в море мячик. Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в море мяч!

Текст стихотворения читается ребенком целиком, а затем читаете вы - читаете эмоционально, выразительно, предлагаете изобразить, о чем говорится в стихотворении. Повторяем: работа проводится со всем текстом,а нес отдельными предложениями.Выполняя и или иные действия (например, поднимая в воздух самолет), ребенок читает соответствующую строчку (соответствующие строчки) стихотворения («Вот летит самолёт, Там папа — пилот»), показывая внутрьносовой части самолета. Чтобы передать высоту самолета, ни может встать на большой стул: «Самолет высокооо! Папа там далекооо!» Если в первый день ребенок инсценируетсодержание, то и другой день, снова прочитав стихотворение, делает рисунок,а, нарисовав, читает нужную часть стихотворения.

Текст стихотворения подклеивается к этому рисунку и вывешивается в уголке ребенка.

Не забывайте, что, читая, ребенок слушает себя и помогает себе движениями из фонетической ритмики. Большую помощь оказывает движение пальца под словами — это помогает сохранять всю структуру слова, ничего не потерять.

В следующий раз, снова прочитав стихотворение, ребенок вместе с вами делает к тексту аппликацию.Например, нарисовал в небе самолет,внизу землю; вы говорите: «Папа — там, в самолете. А мама где, я где?» Ребенок придумывает какую-нибудь версию и дорисовывает аппликацию. Это стихотворение целиком или по частям вы предлагаете прослушивать на занятиях по развитию слухового восприятия. Параллельно этой смысловой работе вы вводите ребенка в стихотворный лад данного текста. Ведь стихотворный текст отличается от текста прозаического, но маленькие дети с нарушениями слуха без специальной работы не чувствуют этой разницы и заучивают стихотворение как обычный текст, не ощущая его мелодики, ритма.

Сначала вы учите ребенка воспроизводить (в сопровождении хлопков,ходьбы) данный стихотворный ритм и слитность на слоговом материале. Так вместе с вамии лишь позже — самостоятельно пи произносит ритм первой строчки стихотворения о самолете:

татаТИmamaT0 татаТИmamaT0 татаТИmamaT0 (вот летит самолет) (Ритм записывать не надо).

Первоначально эти два слогосочетания (татаТИmamaT0) произносятся раздельно, но как только ребенок запомнит их ритм, переходят к слитному произнесению обоих сочетаний и делайте это в ходьбе: татаТИmamaT0, татаТИmamaT0, татаТИmamaT0…

Затем отрабатывается слого-фразовый цикл: татаТИmamaT0 вот леТИТсамоЛЁТ, татаТИтатаТО вот леТИТ самоЛЕТ, татаТИmamaT0 вотлеТИТсамоЛЁТ ...

Затем вы переходите к следующей строчке: mamaTAmamuTO (mamaTAmamuTO, mamaTAmamuTO ... (таммойПАпапилот) Работа проводится аналогично описанной выше. Когда малыш хорошо запомнит каждый ритм, каждый цикл, объедините оба слогосочетания: татаТИтатаТО mamaTAmamuTO ... Ребенок ходит и многократно воспроизводит этот сложный ритм

Следующий шаг — слого-фразовый цикл обеих строчек: тата ТИтатаТО mamaTAmamuTO вотлеТИТсамолёт таммойПапа пиЛОТ ...

Следующие строчки — третья и четвертая — повторяют этотритм, поэтому ребенку будет легко их воспроизводить. Каждая отрабатываемая строчка присоединяется к предшествующей (текст постепенно наращивается). В конце концов, в ходьбе ребенок воспроизводит ритм всего стихотворения:

татаТИтатаТО татаТАтатиТО татаТОтитаТО татаТАтатиТО

Когда он сможет свободно передавать слоговую и ритмическую структуру стихотворения на слоговом материале, можно переходить к воспроизведению текста всего стихотворения.

Как видите, ребенку не придется специально учить стихотворение — в ходе всей этой многосторонней работы он запоминает его сам. Так как обычно детей заставляют заучивать стихотворения, не прорабатывая ни их содержания, ни звукового оформления, они, как правило, стихотворений не любят.

Такую работу вы проводите с каждым стихотворением. Увлекаться заучиванием большого количества стихотворений не следует, постоянно заставлять ребенка читать стихи перед гостями также не следует, но возвращаться к выученным стихам время от времени нужно, иначе он будет их забывать. Это можно делать во время праздников: стихи должен читать не один малыш, но и другие присутствующие — и взрослые, и дети. Можно читать стихотворение и в ходе сюжетно-ролевой игры от имени кукольного персонажа, например во время игры «У мишки день рождения» и т. п.

Во всех текстах (табличках, книжках-самоделках и т. д.), которые вы пишете для ребенка, обязательно ставьте две точки над буквой ё. Если этого не делать, ребенок будет не только неправильно читать все слова, в которых есть эта буква, но и неправильно употреблять их в своей речи. Если в готовых книжках, которые вы предлагаете ребенку для чтения, вместо буквы ё напечатана буква е, проставьте две точки над буквой ё во всех словах всего текста книги.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.