Здавалка
Главная | Обратная связь

История возникновения финансовой aренды



Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость наиболее эффективного использования капитала, ускорение оборачиваемости средств, расширение инновационных и инвестиционных процессов повлекли за собой развитие традиционных и возникновение новых форм производственно-коммерческих взаимоотношений, отражающих многообразие хозяйственных ситуаций и интересов контрагентов.

В международном коммерческом обороте зарубежных стран все большее распространение получают особые договоры по передаче имущества во временное пользование, в деловой практике получившие название договоров лизинга. Финансовая аренда в последние годы уверенно завоевывает и российский рынок.

Так, наряду с широко используемыми в отечественной практике инвестиционными и финансовыми инструментами в последнее время в нашей стране все большее распространение получают ранее малоизвестные виды операций, к которым, в частности, относится лизинг.

И это понятно, поскольку договор лизинга представляет предпринимателям возможность получить в пользование или, в конечном счете, в собственность на условиях рассрочки оплаты самое современное оборудование, нужное им для их производственной деятельности. Кроме того, лизинг позволяет производить ускоренную амортизацию такого оборудования и на совершенно законных основаниях быстрее отнести на себестоимость производимых товаров, работ или оказываемых услуг средства, затраченные на его оплату при приобретении в собственность.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Для многих предприятий это уже не проблема развития, а вопрос выживания, поскольку в нынешней ситуации новые капиталовложения зачастую уже не компенсируют естественного выбы­тия основных фондов. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.

В настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг (операция РЕПО), под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет.

Нынешняя экономическая ситуация в России благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона - гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.

В настоящее время на рынке лизинговых услуг работает большое количество лизинговых компаний, число которых постоянно растет. Эти компании способны привести в движение высвобождающиеся производственные мощности и значительно удовлетворить потребности промышленных и коммерческих предприятий в использовании оборудования (имущества). Причем при дефиците финансовых ресурсов, эти структуры способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив технологическое оснащения их производства, т.е. заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема.

Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в экономике России, со всеми ее проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма. Поэтому целесообразно воспользоваться его возможностями и более активно внедрять в производственную деятельность.

Как и всякий вид предпринимательской деятельности, финансовая аренда (лизинг) объективно нуждается в государственной поддержке, а это, в свою очередь, в обязательном порядке предполагает четкое правовое регулирование соответствующих отношений.

В настоящее время в России финансовая аренда регулируется целым рядом нормативных актов. Даже при поверхностном ознакомлении с этими документами нельзя не заметить различий в их концепциях, массу несовпадений и прямых противоречий.

Все это создает значительные трудности для людей, сталкивающихся с лизингом. Заключенные предпринимателями лизинговые договоры зачастую представляют собой достаточно спорные, а иногда противоречивые юридические документы и результатом этого может служить то, что в арбитражных судах ежегодно увеличивается количество дел, связанных с договором лизинга. Если в 2002 году Арбитражный суд Брянской области рассмотрел 348 дел по аренде, из них 10 процентов – это споры, возникшие из отношений по договору лизинга, то в 2003 году эта цифра увеличилась до 15-ти процентов.

Все это лишь подчеркивает несовершенство и противоречивость нормативной базы, регулирующей договор лизинга. Поэтому тема "Гражданско-правовой анализ финансовой аренды (лизинга)" весьма актуальна на сегодняшний день и ее исследование является целью моей дипломной работы, наряду с попыткой системного анализа правовых положений, регулирующих договор лизинга.

Исходя из указанной цели, основными задачами работы являются:

· изучение правовой природы договора;

· определение понятия и значения лизинга;

· исследование положений ряда нормативных актов, касающихся существенных условий и содержания договора лизинга и их соотношение.

· влияние лизинга на экономику региона.

В процессе работы мной применялись логический, сравнительный и научный методы.

Изучение нормативно-правовой базы, научной и учебной литературы, а также публикаций в периодических изданиях, судебной практики по данной проблеме позволяет дать многоаспектный анализ такого гражданско-правового института как договор финансовой аренды (лизинга) на современном этапе. Поэтому при изучении материала по данной теме, мной использовались труды таких авторов и специалистов в области гражданского права как: Аверьянова О.В., Брагинского М.И., Витрянского В.В., Газмана В.Д., Конновой Т.А., Мажоровского В.В., Макарьевой В.И., Павлодского Е.А., Федоренко Н.В., Решетник И.А., Самохваловой Ю.Н., Сахарчук В., Харитоновой Ю.С. и других.

Всестороннее изучение положений, характеризующих лизинговые отношения, позволяет квалифицированно ставить и решать вопросы совершенствования гражданско-правовых норм и дает возможность правильно определять экономическую эффективность либо неэффективность действующего законодательства в данной области.

Структура работы определяется ее целями и задачами.

 


ГЛАВА 1. Понятие и значение финансовой аренды (лизинга)

История возникновения финансовой aренды

(лизинга)

В отечественной юридической и экономической литературе по-разному оценивают обстоятельства, связанные с появлением договора лизинга.

В частности, в работах экономистов зачастую можно встретить ссылки на то, что еще Аристотель в “Риторике” отмечал, что богатство составляет не владение имуществом на основе права собственности, а его (имущества) использование, как на несомненное доказательство того, что уже тогда лизинг был известен.[1] Английский автор Т. Кларк пошел еще дальше, утверждая, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до нашей эры.[2] Встречаются ссылки и на то, что Римская Империя также не осталась в стороне от отношений лизинга — они нашли своё отражение в Институциях Юстиниана.[3]

В одной из книг, посвященных лизингу, встретилось и такое утверждение: «…первое упоминание (документальное) о лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. Этот опыт не был забыт, и всего через два века, в 1248 году, была зарегистрирована первая официальная лизинговая сделка - крестоносцы, готовясь к очередному походу, получили, таким образом, амуницию.»[4]

Однако экономисты, по всей видимости, видят лизинг во всех исторических документах, где речь идет об имущественном найме (аренде), и более того, называют лизингом любой комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью на ином праве, нежели право собственности. Представляется, что такие утверждения основаны на неправильном понимании сущности договора лизинга и его квалифицирующих признаков, выделяющих лизинг в отдельный вид договора аренды.

Возникновение лизинговых правоотношений, а с ним и введение в экономический лексикон термина “лизинг” (от англ. “to lease”), что означает “арендовать” или “брать в аренду”, все-таки правильнее связывать с операциями телефонной компании “Bell”, руководство которой в 1877 году приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а передавать их на условиях, сходных с современным пониманием лизинга.[5]

В ХХ веке лизинг получил распространение уже в новом качестве – как институт, призванный регулировать особую форму инвестирования финансовых ресурсов (ограниченных, как известно) в экономику, связанную с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их последним в аренду. Мощный импульс развитию лизинга дало создание специальных лизинговых компаний, для которых лизинг стал не только средством торговой политики, но и предметом деятельности. Первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 году в Сан-Франциско американской компанией “United States leasing Corp.”[6]. Несколько позднее в лизинговых операциях стали принимать участие коммерческие банки США, которые получили от Федеральной резервной системы США разрешение создавать дочерние фирмы для осуществления лизинговых операций.

В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли” лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Дойче лизинг ГМбХ” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе. С 1972 года здесь существует европейский рынок лизинга.[7]

Одним из факторов широкого распространения лизинга обычно называют развитие железнодорожного транспорта: железнодорожные компании, чтобы уйти от обременительных расходов, стремились приобретать локомотивы, вагоны и иные транспортные средства не в собственность, а лишь в пользование. В этих целях на первоначальном этапе в США использовалась конструкция траста, когда соответствующие транспортные средства приобретались трастовыми фирмами с последующей их передачей в пользование железнодорожным компаниям. Затем активная заинтересованность компаний – производителей транспортных средств в реализации произведенной ими продукции и финансовых компаний – в выгодном вложении капитала привели к изменению системы инвестирования: финансовые компании стали приобретать транспортные средства и иное оборудование, необходимое транспортным компаниям, у определенного производителя по просьбе эксплуатирующих организаций с передачей их последним в аренду. Спустя некоторое время на основе лизинга стали в массовом порядке сдаваться технологическое оборудование, машины, морские суда, самолеты и т.д.

Опыт лизинговой деятельности США и Англии в СССР не использовался. Только во время II-й Мировой войны советские граждане познакомились с понятием лизинга (lend-lease). США поставляло своим союзникам вооружение и автомобильную технику. Однако сразу после войны слово “лизинг” исчезло из русского лексикона больше чем на четыре десятилетия. И только в начале 90-х годов российское правительство обратило внимание на лизинг как способ стимулирования инвестиционной деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.