Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 5. Внешнеэкономические обязательства.



1. Понятие, форма и порядок заключения внешнеэкономических сделок

2. Коллизионные вопросы обязательств но внешнеэкономическим сделкам.

3. Основное положения Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров.

Методические рекомендации. Необходимо уяснить, что торгово-экономическое со­трудничество различных государств опосредуется заключением соответствующих внешнеэко­номических сделок (соглашений, договоров, контрактов). Подобные сделки в большинстве случаев являются основанием возникновения обязательств во внешнем обороте.

1 вопрос. Понятие, форма и порядок заключения внеш­неэкономических сделок.

Под внешнеэкономическими сделками подразумеваются такие сделки между субъектами международного частного права, которые связаны с операциями по экспорту-импорту товаров, услуг и т.д. Российское законодательство не содержит понятия внешнеэкономических сделок, но при этом данный термин применяется законодательством в ряде норм российского права. Так, ст. 166 Основ устанавливает права и обязанности сторон по внешнеэкономическим сдел­кам. В целом, российская доктрина относит к внешнеэкономическим сделкам те из них, кото­рые заключаются в сфере внешнеэкономической деятельности при условии, что в сделке уча­ствуют субъекты различной национальной принадлежности. Российское законодательство не устанавливает требований, направленных на особый порядок подписания внешнеэкономиче­ских сделок. Согласно требованию ч. 1 ст. 165 Основ, форма внешнеэкономических сделок, совершаемых российскими юридическими лицами, независимо от мест их совершения, опреде­ляется российским законодательством, П.З ст. 164 ГК РФ устанавливает, что несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность.

Сделка считается заключенной в письменной форме, если был составлен единый документ, подписанный сторонами, а также если был произведен обмен документами посред­ством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позво­ляющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. При этом письменная форма считается соблюденной, если лицо, получившее оферту, в срок, установ­ленный для акцепта, совершит действия по выполнению указанных в ней условий договора, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п.2 и 3 ст. 434 и п.3 ст. 438 ГК РФ). Это дает основание предположить, что несоблюдение вышеука­занного порядка может повлечь недействительность пророгационного соглашения, заключен­ного сторонами.

Среди характерных особенностей внешнеэкономических сделок следует назвать:

- пересечение товаром (в результате сделки) границ одного государства и необ­ходимость в связи с этим, выполнения предусмотренных законом таможенных правил;

- использование, как правило, иностранной валюты в качестве средства платежа;

- передача споров, вытекающих из внешнеэкономических сделок, на рассмотре­ние в специализированные международные коммерческие арбитражи по желанию сторон;

- заключение внешнеэкономических сделок с партнерами из других стран, как по выбору самого предпринимателя, так и на основе специальных межправительственных соглашений о поставках товаров и оказании услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать;

- существование риска невозможности исполнения сделки в результате политических событий или ограничительных действий правительства и государства;

- существование правового регулирования внешнеэкономических сделок, осно­ванного не только на внутреннем законодательстве, но и на международных договорах регионального и универсального характера.

Российская доктрина и практика относят к внешнеэкономическим сделки, в которых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или ино­странным юридическим лицом и содержанием которых являются операции по ввозу из-за границы товаров или по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров.

Следует запомнить, чтоосновной разновидностью внешнеэкономических сде­лок является договор внешнеторговой (международной) купли-продажи товара. Кроме купли-продажи к внешнеэкономическим сделкам относят договор подряда, договор мены, договор лизинга, договор комиссии, договор страхования, а также получившие в послед­нее время широкое распространение договоры по предоставлению различных услуг по оказанию технического содействия в сооружении промышленных объектов и выполнении строительных, научно- исследовательских, проектных работ, передаче различной доку­ментации и т.д.

Внешнеэкономические сделки могут иметь возмездный или безвозмездный харак­тер.Внешнеэкономические сделки подразделяют на:

- односторонние (выдача доверенности иностранному юридическому или физи­ческому лицу на совершение действий от имени доверителя);

- двусторонние (договоры международной купли-продажи, бартерные контракты и т. д.);

- многосторонние (договор о совместной деятельности, учредительный договор и т.д.).

Внешнеэкономические сделки могут заключаться под определенным условием, при наступлении которого сделка либо вступает в силу, либо прекращает свое действие.

В случае заключения внешнеэкономических сделок российскими предприятиями на международных аукционах, иностранных биржах, порядок подписания и форма сделок определяются соответствующими правилами аукционов и бирж.

В качестве средства платежа, как правило, используется иностранная валюта. Споры, возникающие из внешнеэкономических сделок, по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение в специализированные арбитражные суды, пред­ставляющие собой не зависимые от государства организации, специализирующиеся на рассмотрении споров по внешнеэкономическим сделкам. Стороны могут выбрать как по­стоянно действующий арбитражный суд (например, Арбитражный суд при торгово-промышленной палате РФ), так и арбитраж, который создается сторонами специально для рассмотрения спора по конкретному делу ( так называемый арбитраж ad hoc).

 

2вопрос. Коллизионные вопросы обязательств по внешнеэкономическим сделкам.

Внешнеэкономические сделки заключаются между субъектами международного частного права по поводу отношений, касающихся экспорта-импорта товаров и услуг. В этой связи возникает вопрос о праве, применимом к правоотношениям сторон такой сдел­ки. Этот вопрос разрешается методом международного частного права, т.е. путем устра­нения коллизии права. При этом применяются все способы регулирования. Важное место занимает унификация права, регулирующего отношения по внешнеэкономической сделке. Однако создание международных конвенций а этой области не может подменить собст­венно коллизионного способа регулирования.

Отсюда следует, что правоотношения по внешнеэкономическим сделкам в основном регулируются через коллизионное право различных государств. В большин­стве случаев коллизионное право подавляющего количества государств позволяет сторонам внешнеэкономической сделки подчинить ее тому правопорядку, который стороны изберут сами для этой цели. Это означает, что коллизионное право боль­шинства государств признает автономию воли сторон в качестве основного и уни­версального коллизионного принципа для определения компетентного правопорядка по внешнеэкономическим сделкам.

Не является исключением в этом вопросе и российское законодательство. Соглас­но п.1 ч.1 ст. 166 Основ, права и обязанности сторон по внешнеэкономической сделке определяются по праву страны, избранному сторонами при совершении сделки или в силу последующего соглашения. Это означает, что стороны внешнеэкономической сделки мо­гут выбрать право любой страны, которое будет регулировать их правоотношения. Таким образом, автономия воли, выступая в качестве формулы прикрепления, занимает главен­ствующее место среди коллизионных принципов во внешнеэкономических обязательст­вах.

Когда же стороны не проявят свою волю и не изберут применимое право. Основы предусматривают несколько правил о выборе права, регламентирующего внешнеэкономи­ческие сделки. При этом для большой группы сделок применяется право продавца, пони­маемое в широком смысле. Это означает, что применяется право стороны, которая несет основные обязательства по договору. Такой является продавец в договоре купли-продажи, наймодатель в договоре имущественного найма, хранитель в договоре хранения, комис­сионер в договоре комиссии, поверенный в договоре поручения, перевозчик в договоре перевозки, страховщик в договоре страхования, даритель в договоре дарения, поручитель в договоре поручительства, залогодатель в договоре залога, лицензиар в лицензионном договоре, кредитор в договоре кредитования.

Помимо того, для особых договоров как договор о производственном сотрудниче­стве, специализации и кооперировании, выполнении строительных и монтажных работ по капстроительству, договор о создании совместного предприятия с участием иностранных лиц, договор, заключенный на аукционе, Основы предусматривают отдельные правила выбора компетентного правопорядка.

Форма внешнеэкономических сделок, совершаемых российскими юридическими и физическими лицами, независимо от места совершения, определяется только россий­ским законодательством.

Ст. 159 Основ предусматривает, что все вопросы исковой давности разрешаются по праву страны, применяемому для регулирования соответствующего отношения. В то же время требования, на которые исковая давность не распространяется, определяются только по российскому праву, даже если сделка в целом(требования из причинения вреда, требования из личных неимущественных прав) подчинена иностранному праву.

Закон РФ "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельно­сти" 1995 г. определяет основы государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обя­занности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государствен­ной власти субъектов РФ в области внешней торговли. Целью Закона является защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности РФ, стимулиро­вание развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельно­сти и обеспечение эффективной интеграции экономики России в мировую экономику.

Закон определяет внешнеторговую деятельность как предпринимательскую дея­тельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информаци­ей, результатами интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них, устанавливает основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельностью.

Согласно закону отношения РФ с иностранными государствами в области внеш­неторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.

Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в РФ в соответствии с ее законодатель­ством. РФ, ее субъекты и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях, установленных федеральными конститу­ционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными право­выми актами субъектов РФ.

Ст. 17 Закона устанавливает государственную монополию на экспорт и импорт . отдельных видов товаров, которая осуществляется на основе лицензирования деятельно­сти по экспорту или импорту этих товаров, перечни которых определяются федеральными законами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.