Здавалка
Главная | Обратная связь

НАДПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ.



 

Ребенок, покидающий материнское тело, вступает не в природную среду, а в мир цивилизации, в котором разыгрывается жизнь взрослых. Это окруже­ние воздвигнуто над природой с целью лучшей организа­ции жизни человека и облегчения приспособления.

Но что предусмотрела цивилизация, чтобы помочь но­ворожденному человеческому существу, которое должно совершить чудовищные усилия, приспосабливаясь после рождения к новой жизни?

Этот мучительный переход должен был бы потре­бовать научного обращения с новорожденным, ибо нет другого случая, когда человек проявляет столько муже­ства, переживая столь болезненную смену своего окру­жения.

Но никаких мер никогда не принималось, чтобы облег­чить новорожденному этот переход. Напрасно искать в книге цивилизации место для первой страницы, на которой сообщается, как человек помогает новорожденному. Эта страница не написана.

Противоположного мнения об обращении с новорож­денным придерживается большинство людей: цивилиза­ция делает чудеса для ребенка, приходящего в мир. Но как выглядит все на самом деле? Когда рождается ребенок, все заботятся о его матери. Мать страдала. А ребенок не страдал?

Вокруг матери приглушенный свет и господствует ти­шина, потому что мать изнурена. А ребенок не изнурен? Не приходит ли он оттуда, где ни одного лучика света и легкого звука не проникает к нему? Ребенок имеет право на темноту и тишину. Он рос в месте, где был защищен от потрясений, от температурных перепадов, был окружен мягкой однородной жидкостью, призванной создать ему полную тишину. Теперь эту жидкую среду он сменил на воздух, и без переходных стадий, которые, например, про­ходит головастик, прежде чем станет лягушкой.

Но что делает взрослый с этим новорожденным, кото­рый приходит из ничего, чьи глаза никогда не глядели на свет, чьи уши привыкли к царству полной тишины? Как он обращается с этим существом, чьи измученные члены не знали до того давящих прикосновений?

Это нежное тело подвергается жестоким толчкам твер­дыми предметами, его хватают бездушные руки взрослых, которые ничего не знают о его нежности.

Да, с новорожденным обращаются жестоко. Тяжелые руки трут его чувствительную кожу шершавыми поло­тенцами. Родственники, правда, едва ли отваживаются дотронуться до этого хрупкого существа. Робко разгля­дывают они его и доверяют уход за ним опытным рукам. Говорят: «Что делать? Кто-то же должен дотронуться до него».

Да, но эти опытные руки недостаточно ловкие, чтобы обходиться с нежным созданием. Это грубые руки, их лов­кость заключается в том, чтобы уверенно держать ребен­ка и не дать ему упасть.

Врач бесцеремонно хватает его, и если дитя при этом отчаянно кричит, одобрительно смеется. Младенец дол­жен вести себя так, крик - это его язык, и чем больше он плачет, тем здоровее становятся его легкие, тем лучше очи­стятся его глаза.

Едва появившегося на свет ребенка одевают. Были вре­мена, когда новорожденного бинтовали тугими бинтами, так сказать, укладывали в гипс. Его члены сдавливали и начальной скрюченной позе придавали насильственно выпрямленное положение.

Любая одежда не нужна, как не нужно и пеленание. Это действительно не только для первых часов жизни, но для всего первого месяца.

Если мы будем исследовать историю костюма новорож­денного, то в ней мы увидим постоянное развитие от жес­тких пеленальных бинтов до облегченных и скудных одежд. Еще один шаг, и нас научат вообще отказаться от одежды.

Тепло, необходимое новорожденному, должно поступать ему из его окружения, а не от его одежды. Так как он жил до этого в теплом материнском теле, то не развивал достаточно температуру тела, чтобы дать отпор внешней температуре. Но одежда не греет, а лишь препятствует тому, чтобы тело теряло тепло, и значит, она полностью не подходит для ново­рожденного. Помещение, где пребывает ребенок, должно быть теплым, и в этом случае одежда будет только препят­ствовать доступу теплого воздуха к телу ребенка.

Мы можем наблюдать у животных, как мать греет свое­го детеныша своим телом, даже если он рождается с мехом.

Я не могу долго задерживаться на этой теме. Американцы рассказывали мне о мерах, предпринятых в их стране для новорожденных. Немцы и англичане удивленно спрашива­ли меня, известно ли мне о прогрессе, достигнутом на этом поприще медицинскими учреждениями. Мне все это изве­стно. Я изучила все последние усовершенствования и все же должна громко заявить: повсюду все еще отсутствует благородное ответственное осознание, необходимое, что­бы достойно принять человека, вступающего в мир.

Сделано действительно много, но постоянное улучше­ние всего необходимого для ребенка не кажется непрев­зойденным. Еще нет страны на земле, в которой младенец был бы достаточно понят.

Хотя мы внутренне и любим ребенка в каждом взрос­лом, жив инстинкт, который противопоставляет нас ему, как только малыш вступает в жизнь. Нам кажется, что этот инстинкт защищает ребенка, но это инстинкт скупости, который защищает от него лишь наши личные вещи. Сам же малыш при этом оценивается ниже стоимости предме­тов. Жалкий матрац принимает тело новорожденного. Что­бы не повредить его, мы подкладываем под ребенка рези­новую клеенку и оставляем ее, чтобы дитя страдало от ее воздействия.

Если голос вечной справедливости спросит нас: «Что приготовили вы, чтобы встретить бесценное создание, ко­торое я доверил вам?» - что мы ответим?

«Мы приготовили одежду, которая для ребенка - пыт­ка, и этот ничтожный матрац, который мы защищаем с та­ким усердием».

Отныне и всегда душа взрослого выражается подобным образом: будь внимателен, чтобы малыш ничего не испор­тил, не испачкал, затруднив меня таким образом. Мы за­щищаемся от ребенка.

Я думаю, что если человечеству хоть однажды удалось бы понять ребенка, оно научилось бы бесконечно совер­шенствовать уход за ним.

В Вене пришли к мысли, что одну часть кровати, на которую кладут дитя после его рождения, следует подо­гревать. Они придумали матрац из впитывающего мате­риала. Каждый раз после загрязнения его можно выбро­сить и заменить новым.

Но уход за новорожденным нельзя ограничивать толь­ко спасением его от смерти и защитой от инфекции, как это происходит во многих современных клиниках.

В обращении с ребенком от момента его рождения есть проблема психического свойства, связанная с желанием облегчить его приспособление к внешнему миру. В этом отношении в клиниках необходимо осуществить еще мно­го опытов. Необходима и долгосрочная пропаганда в се­мьях, которые должны узнать о сегодняшнем безрадост­ном положении вещей в отношении новорожденных и из­менить его.

В богатых семьях считают особым шиком колыбель и одежду с дорогими кружевами для ребенка. При этом мне приходит мысль, что если было бы принято наказывать младенцев кнутом, то дети богатых родителей получали бы, наверное, плеткой с золотой ручкой, украшенной жем­чугом.

Эта роскошь вокруг младенца доказывает полное не­понимание потребностей детской души. Достаток семьи должен служить тому, чтобы обеспечить ребенку хорошее гигиеническое содержание, а не роскошь. Это - подготов­ка защищенного от шума помещения, в котором господ­ствует тишина и приглушенный свет. В помещении долж­но быть равномерно распределенное тепло - как в операционном зале, с тем, чтобы ребенок мог находиться в нем обнаженным.

Передвигать и транспортировать ребенка нужно таким образом, чтобы как можно меньше касаться его руками. Для этой цели используют мягкую пеленку, некий вид под­весного мата из тонкой ватной сетки, в которой тело ре­бенка может спокойно лежать в эмбриональном положе­нии.

Этот гамак должен плавно и медленно качаться, при­чем для этого нужны обученные в ходе длительных уп­ражнений руки. Нужна особая ловкость, чтобы по необ­ходимости поднимать ребенка в вертикальное положе­ние или класть в горизонтальное. В каждой больнице обучают обращаться с больными. Никому не приходит в голову поднять больного руками. Для этого есть особая техника.

Новорожденный ребенок - тот же больной. Он, как и его мать, испытывал опасность. Радость, удовлетворение, которое излучает его взгляд, схож с облегченным вздохом после освобождения от этой опасности. До этого новорож­денный почти задыхался и смог ожить только в результате быстрого применения искусственного дыхания. Часто его голова деформируется от прилива крови под кожу. И, не­смотря на это, новорожденного невозможно спутать с больным. Его требования - это требования не больного, но существа, которое должно решить сложную задачу при­способления. И это начинается с первых духовных впе­чатлений. Существо, только что появившееся из ничего, уже восприимчиво ко многим впечатлениям.

Все, что мы чувствуем в отношении новорожденного, это не сочувствие, а восхищение мистерией творения, тай­ной бесконечного, которая принимает здесь ощутимую, очевидную форму.

Я видела, как непосредственно после спасения от опас­ности удушения новорожденного положили в низкую, сто­ящую почти на полу ванну. Быстрыми движениями ребен­ка погрузили в воду, разжали и снова сжали ему глаза, рас­прямили руки и ноги - словно человеку, который чувствует, как его роняют.

В этот момент ребенок получил первый опыт страха.

То, как надобно трогать, носить ребенка, нежность и чувства, которые должны возникать при этом, заставляют меня думать о жестах, с которыми католический священ­ник обращается со святыми предметами в алтаре. Хоро­шо обдуманными движениями поднимая их, он при этом делает частые паузы, как будто его движения наполнены такой силой, что это именно она перемещает предметы.

И все это происходит в помещении, куда приглушен­ный свет может проникнуть через цветные стекла. Надеж­да и благоговение царят в этом святом месте. Так же дол­жен выглядеть и мир, в котором живет новорожденный.

Все извращение нашего поведения устанавливается из сравнения между уходом за матерью и уходом за новорож­денным. Представьте, что стало бы с матерью, если бы с ней обходились так же, как с ее ребенком.

Мать оставляют в покое на постели. Новорожденного же уносят сразу. Его принесут снова только чтобы покор­мить. В этих переносах ребенку не избежать толчков и уда­ров, а он еще должен быть при этом и красиво одет. Это похоже на то, как если бы мать сразу после родов должна была элегантно одеться и участвовать в приеме.

Ребенка берут из колыбели и поднимают почти на вы­соту плеч взрослого, который должен нести его. Кому бы пришло в голову подвергать таким движениям роженицу? Когда хотят оправдать такие способы обращения с мла­денцем, то говорят: «У ребенка нет еще сознания, а без сознания нет страданий и радости. Бессмысленно уделять столько внимания новорожденному».

А как же обстоит дело со взрослыми больными, когда они в бессознательном состоянии? От чего зависит потреб­ность в помощи? Почему мы не задумываемся о необхо­димости помощи сознанию? На самом деле возраст, в ко­тором необходима помощь, не играет роли.

В истории человеческой цивилизации есть один про­свет, один ненаписанный лист. Никто не составил запись того, как создавался первый отрезок нашего сознания, потому что никто не знает первую потребность человека. Но с каждым днем мы все яснее осознаем истинную прав­ду, что именно страдания раннего детства (и даже доро­дового периода) оказывают сильное влияние на всю пос­ледующую жизнь человека. Сегодня признано всеми, что здоровье взрослых, здоровье расы закладывается в эмб­риональной и ранней детской жизни. И почему недооце­нивают значение самого акта рождения, этого сложней­шего кризиса всей жизни человека?

У нас нет чувств к новорожденному: для нас он еще не человек. Он приходит к нам, и мы не знаем, как принять его, хотя мир, который мы создали, будет принадлежать только ему. Ведь ему выпадает задача шагать за пределы достигнутого нами.

Это все заставляет вспомнить слова евангелиста Иоан­на: «В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал.

Пришел к своим, и свои Его не приняли».

Глава 5

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИНСТИНКТЫ

 

Руководимые родительскими инстинктами, высшие животные, в особенности млекопитающие, с должным вниманием относятся к сложному периоду приспособления, который переживают их детеныши. При­мером тому служит простая домашняя кошка. Сразу пос­ле рождения она прячет своих котят в темное укромное место и ревностно стережет их, не подпуская никого. Как только котята научатся хорошо держаться на ногах и ста­нут резвыми, она позволит им появиться из укрытия.

Живущие в природе млекопитающие очень тщательно ухаживают за своими детенышами. Большинство из них объединяются в стада. Самка, чувствующая приближение родов, отстает от стада и ищет укромное место. После родов она держит своих детенышей в изоляции и тишине. Это время в зависимости от вида животного длится от двух-трех недель до одного месяца и более. Агрессивная мать превращается в няньку и помощницу своему питом­цу. Ее привычный окружающий мир полон шума и света и потому не подходит для малышей. Поэтому мать меня­ет свое привычное место на спокойное и защищенное. Хотя детеныши рождаются на свет с уже сформированными частями тела, стоят на ногах и могут бегать, мать нежно и бережно воспитывает их, отгораживая от стада, пока они полностью не овладеют некоторыми навыками и не при­способятся к окружению. Только тогда мать выводит их к себе подобным.

Эту удивительную материнскую заботу, которую демон­стрируют различные виды животных, стоит изучить.

Самка бизона живет несколько недель вдали от стада и с глубокой нежностью заботится о своем детеныше. Ког­да ему холодно, мать прикрывает его своими передними ногами. Она терпеливо вылизывает испачкавшегося ма­лыша, пока его шерсть не заблестит снова. Во время кор­мления она стоит на трех ногах, чтобы облегчить его уси­лия. Подросшего детеныша мать ведет в стадо, и его кор­мят своим молоком другие терпеливые беспристрастные четвероногие матери.

Но матери-самки не ограничиваются поиском отдель­ного места. Перед отелом они интенсивно работают, со­оружая гнезда для будущего помета.

Волчица обычно прячется в укромное место. Это может быть чья-нибудь подходящая для нее нора. Не найдя такого места, она роет нору в земле или подготавливает запасы в пустом дупле, выстилая его каким-нибудь мягким матери­алом. Для этой цели ей служит шерсть, которую она выры­вает у себя на груди, облегчая тем самым будущее кормле­ние детеныша. Она рожает от шести до семи волчат, кото­рые появляются на свет слепыми и глухими. Волчица воспитывает их, не позволяя никому их видеть.

Все матери-животные в это время воспринимают тех, кто пытается приблизиться к их укромному месту, как врагов. Подобные инстинкты исчезают у некоторых живот­ных при одомашнивании. Домашняя свинья может даже съесть своих поросят, в то время как дикая свинья - одна из самых нежнейших и любвеобильных матерей, какие только могут быть. Львицы в клетках зоопарков могут иногда даже разорвать своих собственных детей.

Таким образом, природа включает свои защитные энер­гии лишь тогда, когда то или иное животное в состоянии свободно следовать своему основному инстинкту.

Логика этого инстинкта ясна и проста: новорожденный млекопитающего нуждается в особой помощи в то время, когда он впервые соприкасается с внешним миром. В это время малыш отдыхает от необычного утомления после акта рождения. Одновременно он должен включить все свои жизненные функции.

Затем начинается первый год его жизни — отрезок жиз­ни в этом мире, который мы теперь называем периодом раннего детства.

Забота животного, изолирующего своих детенышей, не ограничивается лишь уходом за телом. Мать прикладыва­ет много усилий, чтобы разбудить инстинкты, дремлющие в новом существе и повелевающие ему стать новой осо­бью своего вида. Это духовное пробуждение происходит быстрее при приглушенном свете, вдали от всякого шума, под присмотром матери, которая не только вскармливает детеныша, но и с любовью руководит его становлением. Например, по мере того, как жеребенок вырастает и ста­новится сильнее, он учится узнавать свою мать и следо­вать за ней. Одновременно в его еще легко уязвимом теле становятся очевидными видовые признаки лошади. Унас­ледованные признаки начинают функционировать. Поэто­му самка не разрешает никому смотреть на крепыша, пока он не станет маленькой настоящей лошадью. Кошка также не хочет, чтобы кто-нибудь увидел ее детенышей, пока они не откроют глаза и их лапки не окрепнут, то есть пока они не станут настоящими кошками.

Ясно, что природа охраняет с большой тщательностью эти важнейшие стадии развития. Повышенное внимание матери имеет величайшее значение для физического раз­вития малыша: с любовью и нежным уходом она ждет про­буждения латентных инстинктов.

Можно сказать, что нежная забота и о новорожденном ребенке отчасти служит тому, чтобы оберегать духовное формирование человека.

Глава 6

ДУХОВНЫЙ ЭМБРИОН.

СТАНОВЛЕНИЕ ПЛОТИ.

 

При употреблении выражения «становление пло­ти» мы представляем, что для начала жизни на земле в теле новорожденного происходит станов­ление плоти духа. Это представление живет в христиан­стве как достойная уважения религиозная мистерия, как инкарнация божественного духа: «Et incarnatus est de Spiritu Sancto: et homo factus est».

Наука, напротив, рассматривает новорожденного как существо, которое появилось из ничего. По ее мнению, новорожденный - просто плоть, организм из тканей и органов, которые в совокупности образуют живое су­щество, а не духовная плоть. В этом мы тоже видим мистерию: почему и как могло сложное живое тело возникнуть из ничего? Но наша задача сейчас состоит не в том, чтобы рассматривать подобные положения. Намного интереснее для нас было бы проникнуть в са­мую суть происходящего.

Последние достижения в области ухода за новорожден­ным требуют внимания не только к его физической, но и к духовной жизни. Сегодня нам уже известно, что воспита­ние необходимо начинать с момента рождения. При этом под словом «воспитание» мы имеем в виду не обучение, а поддержку духовного развития ребенка.

Итак, в свете новых открытий мы знаем, что у ново­рожденного уже с рождения есть настоящая духовная жизнь. Это стало возможным благодаря тому, что мы на­учились отличать сознательное от бессознательного. Бес­сознательное, в котором берут свое происхождение духов­ные импульсы, стало сегодня почти устоявшимся терми­ном.

Но если бы мы ограничились только этими простыми идеями, то тогда должны были бы согласиться с тем, что в новорожденном происходит игра инстинктов, которая рас­пространяется не только на пищеварительные функции, но и на функции духовные. У детенышей млекопитающих мы можем наблюдать, как быстро развиваются их призна­ки по некой внутренней команде. Наблюдая за ростом че­ловеческого дитя, мы видим, что новорожденный имеет некое замедленное развитие своих потенциалов, хотя его органы чувств начинают функционировать с самого рож­дения. Новорожденный чувствителен к свету, шуму и при­косновениям, но его движения долго остаются неразви­тыми.

С самого начала и в ходе последующего развития но­ворожденный долгое время не может передвигаться. Он не в состоянии выпрямиться и своим плачем и криком по­стоянно призывает на помощь.

Только через некоторый продолжительный отрезок вре­мени его тело выпрямляется, и тогда ребенок начинает ходить. Теперь он не такой беспомощный. Его тело – это уже тело маленького человека, и скоро его голос станет голосом человека, который будет говорить.

Эти факты духовного и физического роста мы называ­ем становлением плоти. Становление - таинственный про­цесс, в ходе которого в теле новорожденного просыпается энергия, наделяющая его члены силой, а артикуляторные речевые органы - способностью действовать согласно его воле. Так инкарнируется человек.

Заметим, что малыши млекопитающих сразу после рождения или чуть позже встают на ноги, разыскивая мать, в то время как человеческий новорожденный долгое вре­мя не способен к движению. Он слаб, несовершенен и по­чти жалок, потому что не может говорить на языке своего вида. Маленькие котята мяукают, ягнята блеют, жеребе­нок ржет; их слабые голосочки изредка нарушают тиши­ну. Время, которое животные используют для роста, ко­ротко. Ведь можно сказать, что инстинкт, определяющий действия молодых животных, обеспечивает детенышу жизнь. Известно заранее, каким образом будет прыгать тигренок, как будет скакать козленок, едва выпрямившись. Каждое существо, которое рождается на свет, -это не толь­ко материальное тело. У него уже есть функции, которые зависят не от физиологических органов, а от инстинк­тов. Все эти инстинкты находят выражение в движениях и представляют собой видовые признаки, неизменные и определенные в сравнении с формой тела. Животное ха­рактеризуется не столько формой, сколько образом своего движения.

Все эти признаки, которые не относятся к вегетатив­ным физическим процессам, мы можем охарактеризовать в итоге как психические. Как уже сказано, они включают­ся уже в момент рождения у всех животных. Почему же такое не происходит у новорожденного человека?

Существует научное мнение, согласно которому ин­стинктивные движения животных рассматриваются как следствие опыта, приобретенного и унаследованного их предками. Но почему же тогда человек наследует от сво­их предков так мало? Ведь как вид человек был всегда прямоходящим и говорил с помощью органов речи, так что это могло бы передаваться по наследству. Было бы абсурдным считать, что человек, будучи единственным одушевленным существом и отличаясь от других созда­ний прежде всего величественностью своей духовной жиз­ни, не несет в себе духовного плана своего развития. Здесь возникает одно противоречие, за которым прячется исти­на. Очевидно, духовность человека запрятана где-то так глубоко, что не может оповестить о себе подобно инстин­кту животного, который с самого начала выражается в за­ранее определенных заданных действиях.

Тот факт, что у человека нет конкретных и заранее оп­ределенных руководящих инстинктов, как в случае с жи­вотными, означает наличие известной свободы действий, которая может лишь постепенно вызревать. При этом мож­но говорить о действиях, которые предоставляются каж­дому индивиду и не предопределены заранее. Сравним из­готавливаемые человеком предметы. Изготовленные се­рийно, скоростным способом, с помощью отливных форм или машин, они в точности похожи друг на друга. Но дру­гие вещи, произведенные вручную и требующие большего времени на изготовление, - оригинальны и неподражаемы. Ценность произведенной вручную вещи состоит в том, что каждая такая вещь несет в себе что-то от руки творца, ее изготовившего, будь то рука прилежной вязальщицы или, как в случае с произведением искусства, рука гения.

Психическое отличие животного от человека можно охарактеризовать так: животное - это «продукт», изготовленный поточным конвейерным способом. Каждая особь репродуцирует одинаковые для всего вида признаки. Че­ловек же подобен изготовленной вручную вещи: каждый отличен от всех других и в каждом живет присущий толь­ко ему творческий дух, который создает из человека художественное произведение природы. Но работа эта длительная и затяжная. Здесь речь идет не просто о воспроизводстве конкретного вида, а о создании чего-то фундаментально нового, и это происходит в процессе внут­реннего созревания до появления внешних признаков. Каж­дый новый человек - загадка, которая готовит нам сюрп­ризы, длительное время не обнаруживая себя. Это похоже на произведение искусства, которое его создатель хранил долгое время взаперти в своей рабочей комнате. Прежде чем представить на суд зрителей, он наполнил его содер­жание своими личными качествами.

Строительная работа по формированию человеческой личности есть таинственный процесс становления. Мла­денец, который не может двигаться, загадка для нас. В его теле, как у всех живых существ, сокрыт сложнейший ме­ханизм, но этот механизм принадлежит только ему. Его собственная воля - это то, что должно помочь ему в ста­новлении.

То, что таинственно называется плотью, есть многооб­разие двигательных органов, которые на языке психоло­гии называют произвольными мускулами. Это определе­ние говорит само за себя: мускулы приводятся в движение волей. Ничто другое не может лучше объяснить связь дви­жения с духовной жизнью. Воля была бы бессильна, если бы она не располагала своими органами как собственным инструментом.

Ни одно животное, ни одно простейшее насекомое не могло бы следовать своим инстинктам, если бы оно не владело своими органами движения. У более совершенных форм, особенно у человека, система мускулов так сложна и количество мускулов так велико, что студентам, изуча­ющим анатомию, следует сказать: «Чтобы запомнить все названия мышц, их нужно препарировать по крайней мере семь раз». Кроме того, совершая сложные движения, мус­кулы должны тесно взаимодействовать. Одни из них дей­ствуют согласно импульсам, другие остаются пассивными. Одни мышцы способны воздействовать на пищеваритель­ный процесс, другие же осуществляют внешние контак­ты. И все эти мышцы функционируют по-разному. Но мышцы совершают свою работу в полной гармонии.

Внешний стимул направляет каждый импульс, и эта корректировка сопровождает его постоянно. Деятельность сокращающихся мышц не обходится без разгибательных мышц, а результатом становится единое, часто сложней­шее движение - движение акробата или движение рук скрипача, смычок которого совершает бесконечно тонкие действия.

Каждое движение есть результат противоположных действий. Словно хорошо обученные войска, они проти­востоят друг другу. Можно было бы сказать, Создатель не полагался полностью на одну только природу и поэтому, возможно, передал самые высокие задачи - построение и управление - энергиям индивида, тем энергиям, которые накапливает природа. В этом — основа человеческого раз­вития: духовность человека должна пройти период ста­новления во плоти, чтобы открыть и сделать возможной дорогу по жизненному пути. Этот процесс становления плоти представляет собой первую главу в жизни ребенка.

Становление плоти происходит по неким психическим направляющим и тем самым должно дать ребенку духов­ную жизнь, которая предшествует жизни моторной. Духовная жизнь опережает каждое выражение восприятия и никоим образом не зависит от него.

Было бы большим заблуждением верить, что ребенок имеет слабые мускулы и потому не может держаться пря­мо. Точно так же неправильно и другое представление, что по природе ребенок не способен координировать работу своих мускулов.

Мускульная сила по воспроизведению движения и про­тивостояния ему четко распознается. Не может быть ни­чего более сложного, чем скоординированная игра задей­ствованных в актах сосания и глотания мышц, которая на­чинает функционировать с самого первого момента. Но в отличие от движения детенышей животных, природа по­желала освободить движения человеческого дитя от дик­тата инстинктов. Инстинкты отступают, мускулы напря­женно и послушно ожидают новых приказаний или голо­са воли, чтобы, создавая движения, служить человеческому духу. Их задача не только в том, чтобы выражать признаки вида, но и душу индивида.

Конечно, у человека есть некоторые инстинкты, кото­рые должны помочь образованию основополагающих при­знаков вида. Заранее известно, что каждый ребенок будет ходить, выпрямившись, и что он будет говорить. Но, впро­чем, личные качества проявляются так неожиданно, что снова и снова загадывают нам загадки.

Мы можем предсказать, что станет с каждым живот­ным, когда он подрастет: газель станет превосходной бе­гуньей, слон - медлительным и неуклюжим, тигренок -хищником, а крольчонок - грызуном-вегетарианцем.

Но только человек способен на все, и в мнимом бездей­ствии он готовит свою индивидуальность к неожиданным чудесам. Его артикуляционный аппарат дает о себе знать, но мы еще не знаем, какая у него будет речь. Он будет говорить на языке, который внимательно впитывал из внешнего окружения. Он начнет с невероятным устремле­нием формировать звуки, затем слоги и, наконец, слова. Силой своей воли он станет выстраивать те функции, ко­торые будут служить ему для связи с окружением, чтобы сотворить совершенно новое существо.

Издавна утверждалось, что ребенок в первое время пос­ле своего рождения пассивен и лежит целыми днями на­пролет. Этот факт давал повод появлению некоторых фи­лософских точек зрения. Но ни врачи, ни психологи, ни воспитатели не обращали на них должного внимания.

В практической же жизни эти странности детской при­роды имели многие последствия, которые оценивались как в высшей степени опасные для духовной жизни ре­бенка. Ошибочно понималось, что не только мускулы и плоть ребенка, но и сам ребенок пассивен и лишен вся­кого психического содержания. Впоследствии взрослые увидели великолепные демонстрации детской психики. Они решили, что душа развивается вследствие ухода и помощи. Большинство взрослых считает себя творцами, формирующими ребенка, строителями его психического бытия. Они думают, что могут совершенствовать свое творческое создание, в которое они закладывают стиму­лы, дают ему направления и рекомендации, мечтая та­ким образом развить в нем умственные способности, чув­ства и волю.

При этом взрослый присваивает себе чуть ли не боже­ственную власть. Он считает, что он для ребенка - бог и в свое оправдание придумал даже историю сотворения. «Я хочу создать человека по моему образу и подобию»,- ска­зал он, обращаясь к самому себе. Гордыня стала первым грехом человека. Это желание поставить себя на место Бога охватило весь род человеческий.

В действительности же ключи к разгадке индивидуаль­ного бытия ребенок имеет в самом себе. В его распоряже­нии план духовного построения, содержащий предопре­деленные пути развития. Но в самом начале этот план не проявляется. Взрослый начинает преждевременно воздей­ствовать на ребенка своей волей. Его личные представле­ния о собственной абсолютной власти над ребенком раз­рушают этот план или пускают развитие по ложному пути.

Так с самого начала руками взрослого уничтожается Божественное намерение, и человек из поколения в поко­ление развивается как духовный калека.

В этом основная жизненная проблема человечества. Нам следует понять, что у ребенка появляется духовная жизнь уже тогда, когда он еще не в состоянии заявить о себе и должен работать над своим развитием еще долгое время.

И нам откроется впечатляющее видение: заключенная в темноту душа старается попасть на свет, родиться, что­бы расти и оживлять снова и снова по велению своей воли свою упрямую плоть до тех пор, пока она со стремитель­ной силой не пробьется к свету сознания. Но ее поджида­ет существо, обладающее чудовищной властью, которое тут же запаковывает ребенка и своими грубыми движени­ями может едва ли не раздавить его — это взрослый.

Окружение новорожденного не готово достойно при­нять это чудо становления человеческой сущности, ведь никто не замечает и не ожидает его. В период становле­ния плоти ребенок - это духовный эмбрион, который дол­жен жить на средства своей среды. Физическому эмбрио­ну необходима особая среда в организме матери. Точно так же духовному эмбриону необходима защита живой, согретой теплом, богатой питанием среды, в которой все устроено так, чтобы способствовать его росту и ничем не препятствовать развитию.

Если взрослый хоть однажды поймет это, то тогда он в корне изменит свое поведение по отношению к ребенку, ребенок, этот духовный эмбрион, своим желанием вырас­ти духовно наложит на нас новую ответственность.

Это маленькое, нежное, мужественное тело, за которым ухаживаем, крепко держим на руках, как игрушку, вызы­вает наше благоговение. Становление плоти осуществля­ется с таинственным усердием. Вокруг этой творческой работы разыгрывается невиданная доселе драма.

Ни одно существо не может своим поведением воздей­ствовать на материю и выражать свои желания, не имея сформированной воли. Неуверенная нежная жизнь продви­гается понемногу вперед, ближе к осмыслению, и ее чув­ства соприкасаются с окружающей средой. Воля направ­ляет свои указания мускулам.

Это ведет к обмену между индивидом, лучше сказать, духовным эмбрионом, и окружающим миром. В этом об­мене индивид формируется и совершенствуется. Эта стро­ительная деятельность соответствует функции того пу­зырька, который представляет в физическом эмбрионе сер­дце, обеспечивая развитие и питание всего эмбриона, и при этом заимствует необходимые питательные вещества кровеносных сосудов матери. Душевная индивидуальность развивается посредством работы такого мотора, который поддерживает связи с окружающей средой. Все устремле­ния ребенка нацелены на то, чтобы абсорбировать окру­жающий мир. Из этих усилий вырастает глубоко заложен­ное единство его личности.

Дух-разум постоянно наблюдает. Ведя замедленную и пошаговую работу, дух постоянно совершенствуется, он за инструментом. Его цель - демонстрировать свое гос­подство и препятствовать тому, чтобы движение затеря­лось в лености или стало механическим. Он должен постоянно приказывать, освобождать движения от преобла­дания заданных инстинктов и при этом все же не довести до хаоса. Это стремление ведет к тому, что в ребенке раз­виваются новые строительные энергии для становления духа.

Так человеческая личность создает сама себя из эмб­риона, и ребенок становится творцом или, лучше сказать, отцом человека. Что делают отцы и матери в действитель­ности? Вклад отца ограничивался единой клеткой. Поми­мо своей клетки мать готовит необходимую живую защи­щенную среду, чтобы клетки могли делиться и чтобы в конце концов родился новорожденный. Но не совсем пра­вильно называть отца и мать творцами ребенка. Лучше было бы сказать так: строителем человека является ребе­нок. Ребенок - отец человека.

Мы должны свято уважать силу, устремленную к со­вершению этой цели, и с надеждой ожидать ее проявле­ния. В этот период формируется будущая личность инди­видуума. Ответственность взрослого так велика, что пе­ревоплощается в обязанность исследовать со всей научной обоснованностью душевные потребности ребенка и под­готавливать для него соответствующее окружение.

Речь идет о науке, которая находится еще в самом нача­ле своего пути. Ей необходимо развиваться и дальше. Взрослый должен изменить свое понимание ребенка, преж­де чем сказать свое последнее слово о процессе формиро­вания человека. Это последнее слово станет первым сло­вом, с которого будет начинаться пустой лист человечес­кой истории.

Глава7







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.