Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗАВИСИМОСТЬ OТ ВЗРОСЛОГО



 

Среди детей есть послушные, которые не распола­гают таким количеством духовной энергии, что­ бы сопротивляться воздействию взрослых. Поэто­му они беспричинно попадают в зависимость от того, кто замещает их активность своею. Недостаток жизненной энергии делает их болезненно чувствительными, хотя они не осознают этого. Эти дети всегда о чем-то горюют, как маленькие мученики и по-настоящему изнеженные, аффек­тивные существа. Они всегда скучают и ищут у других, главным образом у взрослых, помощи, потому что они са­мостоятельно не могут выйти из подавленного настрое­ния. Они все время зависят от кого-нибудь, как будто жизнь вынуждает их на это. Они ждут, чтобы взрослый помог им, поиграл с ними, рассказал им историю, чтобы он все­гда оставался при них. Взрослые становятся рабами та­ких детей. Скрытая взаимозависимость не радует обоих. Но со стороны можно подумать, что их связывает любовь и понимание.

Эти дети постоянно задают вопрос «почему», как буд­то они неутомимо стремятся к познанию. Но если внима­тельно послушать этих детей, то можно заметить, что они не слушают ответа на свой вопрос и задают новый. Такое любопытство на самом деле есть средство поддерживать к себе интерес лица, в котором они ищут поддержку.

Они охотно отказываются от собственных порывов и подчиняются каждому идущему от взрослого предложе­нию. Взрослому легко пустить в ход свою волю, которая занимает место воли ребенка. Так появляется большая опасность — ребенок может впасть в апатию, которая вызывает инертность или леность. Это состояние духа ребенка уст­раивает взрослого, потому что не препятствует его собственной активности. На самом деле это крайность, при которой может возникнуть отклонение.

Что такое инертность? Это депрессия в физической и духовной сфере. Ее можно сравнить с падением сил при тяжелом физическом недуге. Депрессия в духовной сфе­ре - это низложение жизненных и творческих сил. Христианская религия причисляет лень к одним из смертных: грехов, который приводит жизнь к опасности.

Взрослый вытравил из ребенка его душу, поставил себя на ее место. Он выплескивает на душу ребенка свою ненужную помощь, сам не замечая этого.

 

Глава 36

ЖЕЛАНИЕ ОБЛАДАНИЯ

 

У совсем маленького и у нормализующегося ре­бенка проявляется некий порыв, который управляет внутренними силами и умеет воздействовать на них. Врастание в окружающий мир никогда не проис­ходит равнодушно. Наоборот, здесь можно говорить об ин­тенсивной любви и о жизни, сравнимой с состоянием го­лода. Голод подстрекает к поиску пищи и это никоим об­разом не связано с логическим мышлением. Послушаем голодного: «Я давно уже ничего не ел; но голодающий не становится сильнее и не может жить; поэтому мне нужно найти что-нибудь съедобное и поесть». Голод — это стра­дание, которое непреодолимо побуждает к еде. Голод ре­бенка побуждает к деятельности в окружении, к поиску предметов, которые могут дать пищу для ума и тем самым подпитать его.

Новорожденный впитывает любовь к окружению «с мо­локом матери». Стремление любить свое окружение - это характеристика человека. Было бы неправильным называть любовью отношение ребенка к окружающему миру, потому что слово «любовь» означает нечто импульсивное и проходящее. Импульс распространяется на один эпизод. Внутренняя же энергия, которую ребенок носит в себе и которая побуждает его любить окружающий мир, ведет его к непрерывной активности. Силы активного ребенка -это созидательные, активные жизненные силы человека, который должен жить в приспособленном для него мире. Только в этом мире это создание может стать самим со­бою.

Если у ребенка отсутствует духовная жизнь, то все свои слабости он скрывает в себе. Он становится недосягае­мым, трудно понятным, пустым, капризным, скучающим существом за рамками общества. Если ребенок не нахо­дит стимула для своего раскрытия и видит только «вещи», то у него появляется желание владеть ими. Брать, иметь всегда легко. Благоразумие и любовь становятся при этом излишними. Энергия облегчает себе пути. «Я хочу это», -говорит один ребенок, видя золотые часы, не умея даже узнавать время. «Нет, я хочу их!» - говорит другой ребе­нок, который, впрочем, готов поломать часы и сделать их непригодными, едва завладев ими. И так из-за вещей меж­ду людьми начинается соперничество и разгораются раз­рушительные войны.

Почти все душевные отклонения есть следствия этого первого шага, который заставляет выбирать между любо­вью и стремлением к обладанию и может увести по друго­му пути все жизненные энергии. Активные компоненты дет­ского существа устремляют ребенка в окружение, как по­липы медузы, которые стремятся захватить и ощупать все предметы вокруг. Ребенком обуревает желание обладания, когда он чувствует притяжение многих вещей и защищает их так, как если бы ему пришлось защищать себя самого.

Словно в подлинном сражении сильные и активные дети защищают свои вещи от других, желающих их поза­имствовать. Они постоянно спорят друг с другом, потому что им хочется иметь ту же самую вещь и потому, что ее хочет иметь другой. Это приводит к действиям, которые дети предпочитают всем другим: возгораются враждебные чувства, начинаются споры и войны из-за ничего. Но в дей­ствительности на заднем плане стоит совсем не это ниче­го, а нечто гораздо более серьезное: сумасшествие, затем­нение, чего, собственно, и следовало ожидать. И именно потому, что внутренние силы пошли по неверному пути. Так не собственно предмет, а внутренний недуг становит­ся мотором для притязаний на овладение.

Известно, что детей стараются воспитывать морально, призывая их не привязываться к внешним вещам: причи­ной этого призыва является уважение собственности дру­гого. Но если ребенок уже дошел до того, что готов пере­шагнуть границу, втаптывая в грязь свое человеческое до­стоинство, то тогда он направляет свое желание на внешние предметы. Этот росток так глубоко укореняется в душе ребенка, что рассматривается как особенность человечес­кой природы.

Все дети с уступчивым характером направляют свое внимание на внешнее, материальное, пустое. У этих де­тей другой повод для обладания вещью. Они не проявля­ют агрессии и соперничества. Они склонны скорее к со­биранию предметов, припрятывая их. Таких детей охотно называют коллекционерами. Но они отличаются от истин­ных собирателей, которые упорядочивают предметы по оп­ределенному опознавательному признаку. Речь идет ско­рее о детях, которые складывают в штабеля различные предметы, не имеющие ничего общего между собой, и не проявляют к ним интереса. Врачам знакомо это пустое, бессмысленное собирательство. Оно основывается на ду­шевной аномалии. Это отклонение не только заболевание духовной сферы. Оно ведет ребенка к преступлению: из желания обладать дети набивают карманы различными совершенно ненужными предметами.

Этих слабохарактерных, уступчивых детей определя­ют как абсолютно нормальных. Когда у них забирают какой-нибудь предмет из коллекции, они защищают его как только могут — всеми своими силами.

Психолог Альфред Адлер дал интересное объяснение этим симптомам. Он сравнил их с жадностью - свойством, которое встречается у взрослых, но ростки его можно уз­нать уже в детском возрасте. Человек приковывает себя к вещам и не соглашается оставить их сам, даже если они ему совсем не нужны. Это тот смертельно ядовитый цве­ток, который взрастает на почве фундаментального недо­статка в душевном равновесии. Родителям нравится, что дети защищают свою собственность. Они видят в этом истинную человеческую природу и связь с жизнью в социуме. Так дети, стремящиеся к накоплению, находят по­нимание в нашем обществе.

 

Глава 37

ЖАЖДА ВЛАСТИ

 

Другое отклонение, связанное с желанием обла­дать — это жажда власти. Это инстинктивное желание хозяина, который через любовь к окружа­ющему миру стремится к овладению им. Голод на власть не имеет ничего общего с завоеванием мира, а просто ис­ходит из присвоения вещей.

Для ребенка с отклонением взрослый просто существо, наделенное властью, которое можно попросить о любой вещи. Ребенок понимает, как велика должна быть его соб­ственная власть, чтобы она могла воздействовать на взрос­лого. Тогда он мог бы использовать ее, чтобы добиться от взрослого много большего, чем смог бы достигнуть в рам­ках своих ограниченных возможностей. Этот процесс по­нятен. Он охватывает все больше и больше детей, так что и это должно говорить об очень распространенном, но очень трудно поддающемся излечению явлении - о классической детской капризности, очень знакомой и кажущей­ся естественной. Слабое, неразвитое и несвободное существо, которое знает, что находящееся вблизи сильное и сво­бодное лицо может принести ему пользу, не упускает эту возможность. Ребенок начинает испытывать взрослого, изъявляя свои чрезмерные желания, которые взрослый счи­тает логически оправданными. Но ребенок не знает гра­ниц: он представляет взрослого в своих фантазиях всемогущим существом, которое может исполнить его мечта­ния. Ведь они выполняются в сказках, которые можно было бы назвать романом детских душ. В них ребенок находит осуществление своих желаний, облаченных в привлека­тельные формы. Тот, кто подойдет к фее, тому улыбнет­ся счастье - фантастическое богатство, которое никакой человеческой властью не достигается. Есть феи добрые и злые, красивые и ужасные. Они могут превращаться в злых и богатых людей. Они могут жить как в лесах, так и дворцах, о которых можно только мечтать. Эти детские идеалы переносятся на взрослых.

Есть феи престарелые, похожие на бабушек, и есть мо­лодые и красивые, как мама; есть феи, одетые в золотые одежды и другие, одетые в лохмотья, так же, как есть бед­ные мамы и богатые в ярких одеждах. Но и те, и другие балуют своих детей. Взрослый, будь он нищим или коро­лем, всегда является для детей существом, обладающим властью. Ребенок начинает использовать взрослого в жиз­ненных обстоятельствах, которые изматывают в борьбе. Но поначалу такая борьба не возникает, потому что взрос­лый сдается добровольно, ведь ему доставляет радость видеть ребенка счастливым. Так, взрослый вряд ли станет запрещать ребенку мыть самостоятельно руки, удовлетво­рив полностью его жажду на власть. Но после первого три­умфа хочется второго; и чем больше желаний ребенка вы­полняет взрослый, тем большего хочется добиться ребен­ку. Иллюзия взрослого об удовлетворении желаний ребенка превращается в горечь. И так как в действитель­ности бесконечному фантазированию приходит неумоли­мо конец, наступает момент столкновения, и тогда часто вспыхивают войны. Капризы ребенка становятся для взрос­лого истинным наказанием. Тогда он вдруг признает себя виноватым и говорит: «Я избаловал своего ребенка».

Покорный ребенок также имеет свои методы воздей­ствия: лесть, плач, мольба, печальное настроение, обида. Взрослый ловится на это до тех пор, пока может терпеть. Но в конце концов ему приходится, к несчастью, признать, что он своим участием способствует появлению отклоне­ния. Взрослый думает над этим и, наконец, замечает, что неправильно воспитывал ребенка, что сам способствовал появлению в нем отрицательных черт характера, и он спра­шивает себя, как это можно исправить.

Но мало что помогает в этой ситуации. Ни нотации, ни наказания не приносят результата. Это то же, что прочи­тать больному человеку с высокой температурой длинный доклад о необходимости быть здоровым или дать ему взбучку за то, что у него не падает температура. Нет, взрос­лый не портит ребенка, а мешает ему жить своей жизнью и тем самым подталкивает его к отклонению.

Глава 38







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.