Здавалка
Главная | Обратная связь

Нервно-мышечная теория физиолога Юссона.



При преобразовании голоса края голосовой мышцы расходятся из-за нервного импульса с командой на сокращение. Число колебаний голосовой складки равно числу нервных импульсов из головного мозга по волокнам возвратного нерва, и соответствует частоте основного тона голоса. Импульсы, передающиеся на голосовые мышцы, имеют различные частоты, поэтому они передаются не всеми нервными волокнами одновременно, а только их частью. При однофазной работе образуется грудной резонанс, при двухфазной – смешанный резонанс, при 3хфазной – головной, который активизирует фонаторную функцию голосовых связок.

 

 

Динамический диапазон – совокупность эффективно передаваемых, воспроизводимых или принимаемых интенсивностей. Динамический диапазон определяется отношением наибольшей и наименьшей интенсивностей и выражается в ДБ (децибелах). Например: симфонический оркестр 70-100 ДБ, слуховой аппарат 30 ДБ, а диапазон человеческого слуха 120 ДБ.

Голос взрослого человека может изменяться по высоте в довольно значительных пределах 4х-5ти тонов при разговоре и 2-е октавы при пении.

Диапазон голоса у детей 2х-3х лет не превышает 3х тонов. Поэтому голоса детей отличаются очень слабой модуляцией по высоте и силе, они говорят или очень тихо или очень громко, пение в таком возрасте не доступно.

У детей 4х-5ти лет диапазон 4 тона, 6-8 лет – 6 тонов, 9-12 лет – 8 тонов, 12-15 лет – 9 тонов. Диапазон голоса у мальчиков и девочек почти не отличаются.

В период полового созревания голос резко изменяется из детского во взрослый, особенно у мальчиков.

 

Способы подачи звука, так называемая атака звука.

Типы голоса подачи:

  1. легкий вдох→смыкаются и колеблются голосовые складки, голос звучит после легкого шума – придыхательная атака.
  2. совпадение момента смыкания голосовой складки и начало вдоха – мягкая атака звука.
  3. сначала смыкаются голосовые складки, затем осуществляется выдох, приводя их в колебание – твердая атака.

Наиболее употребительна и физиологично обоснована мягкая атака. В зависимости от эмоционального состояния человека голосовой задачи, в целях постановки голоса возможно использование и 2х других способов.

 

II. Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления.

Фонопидия – комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося.

Фонопидия развивается совместно с фониатрией – медицинской наукой, разделом оториноларингологии, изучающей причины нарушения голоса и разрабатывающей методы их лечения.

В 1024 году Авиценна в книге «канон лечебных наук» впервые описал заболевание голосового аппарата и известные способы лечения. Он подчеркнул регулирующую роль голосовых связок во время фонации. Указал взаимосвязь головного мозга с голосовым аппаратом.

В 1855 году был применен ларингоскоп (зеркальце, закрепленное на стержне для осмотра гортани)

Основоположники исследований в области физиологии и патологии голоса: Е.Н. Малютин, Ф.Ф. Заседателев, Л.Д. Работнов, И.И. Левидов, М.И. Фомичев, В.Г. Ермолаев, Н.Гутсман, И. Максимов, К. Вильсон. Эти ученные разработали основы постановки голоса, изучили причины расстройств голосового аппарата, типы дыхания и значение дыхательной системы для голосообразования. Исследования имели как практическое, так и теоретическое значение для устранения дефектов речевого голоса.

Методы восстановления хронических голосовых нарушений:

  1. Применение наркоза для получения голоса в фазе возбуждения С.М. Михеевич 1932 год.
  2. Вибрационный массаж гортани в сочетании с психотерапевтической беседой М.И. Фомичев 1944 год.
  3. Метод заглушения трещеткой Барани или корректофоном для выклячения регуляции голоса по слуху И.И. Ливидов, М.И. Фомичев 1947 год.
  4. Механическое воздействие на гортань в следствии сдавливания хрящей с целью вызывания боли для вызывания громкого голоса Л.Б. Французов 1949 год.
  5. Введение в гортань механических раздражителей или раздражающих веществ В.В. Шестаков 1952 год и С.К. Берченко 1953 год.
  6. Артофонический метод Гутман в конце 19 века, Е.И. Боронина 1939, Н.Ф. Лебедева 1952 год, А.Т. Рябченко 1959 год.

Все выше перечисленные методы используются в современной практике.

 

Механизм голосообразования (фонации):

  1. Голосовые складки в сомкнутом состоянии.
  2. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые складки раздвигает их в стороны.
  3. В силу своей упругости, а так же под действием гортанных мышц, складки возвращаются в серединное положение, но от продолжающегося движения воздушной среды снова раздвигаются в стороны.
  4. Размыкание и смыкание продолжается до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхаемой струи. Колебания совершаются в поперечном направлении снаружи во внутрь. Эти смыкания, размыкания вызывают сгущения, и разряжения в верхней части надставной трубы. Таким образом, создаётся воздушная волна, воспринимаемая как звук, определенной силы и высоты.

 

В логопедической практике приходиться нередко встречаться с нарушениями фонации – от легких охриплостей до полного отсутствия голоса (афония, дисфиния, фонастения). Распознавание и устранение производится путем специальным методом лечения и средствами логопедии, восстановление можно как раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голоса ведения и появления невротических реакций.

В зависимости от этиологии и механизма нарушения выдвигаются две задачи:

1. Выявление и включение компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов. Расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии.

2. Ликвидация патологического голосообразования.

 

Для реализации этих задач требуется:

1. Активизация функций нервно-мышечного аппарата гортани.

2. Предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, то есть появление псевдо-органических наслоений при функциональных расстройствах.

3. Положительное воздействие наличность обучающегося для ликвидации психогенных реакций.

4. Восстановление утраченных кинестезий голосоведения, то есть непосредственно самой фонации.

5. Восстановление координации дыхания и фонации.

 

В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения. Для всех форм нарушение голоса определяются общие этапы коррекционной работы:

1. Рациональная психотерапия.

2. Коррекция физиологического и фонационного дыхания.

3. Тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фонопидическими упражнениями.

4. Автоматизация восстановительной фонации.

 

Перед началом занятия для установления контакта, взаимопонимания, выясняется, что является определяющим в настроении и поведении обучающегося, как он относится к своему дефекту. Это позволяет правильно выбрать тактику поведения и приемы убеждения. При первой беседы объясняется сущность нарушения. В доступной форме раскрывается механизм голоса образования, намечаются пути восстановительной работы. Вселить надежду на успех и поставить условия активного включения в восстановительный процесс. Психотерапевтическая направленность осуществляется на протяжении всего обучения. Для взрослых прогноз восстановления должен быть реалистическим. Следует предупредить, что в некоторых случаях функции голосового аппарата не полностью восстанавливаются, а голос не всегда достигает нормы , но обязательно увеличивается его сила, звучность, исчезает утомляемость при речевой нагрузке, нормализуется дыхание.

Голосообразовательная функция человека подчинена регулирующему влиянию ЦНС, взаимосвязана и обусловленной работой дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата. Нарушением взаимосвязанной работе указанных систем требуют комплексного подхода к его устранению.

 

 

III. Значение дыхания в голосообразовании.

 

Дыхательная система («Энергетическая») сообщает энергию для колебаний голосовых складок, увеличивает амплитуду их колебаний, обеспечивая силу, интенсивность голоса. Подсвязочное давление воздуха регулирует не только силу, но и высоту голоса. Высота образуется только в периферической мышечной системе голосовых складок – путем их прорыва силой подсвязочного воздушного давления, что обеспечивает частоту колебаний голосовых связок. Энергия их колебаний зависит от соотношения давления воздуха с эластичностью и упругостью голосовых складок.

К дыхательной системе относится: Грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей, диафрагма, мышцы брюшного пресса.

Легкие дают струю воздуха необходимую для голосообразования.

Грудная клетка, к стенкам которой примыкают легкие, расширяется благодаря сокращению сильных наружных межреберных мышц (в дыхательных) и растягивает легкие (при вдохе). В следствии тяжестей её стенок, эластичности легких, сокращение более слабых межреберных мышц, грудная клетка спадает и сжимает легкие (при выдохе).

Наружные мышцы расширяют грудную клетку в сторону и вперед. Мышцы, прикрепляющиеся одним концом к верхним ребрам и ключицам, а другим к основанию черепа, расширяют вверх. Вспомогательные дыхательные мышцы (плечевого пояса и шеи) обеспечивают подачу воздуха при беге и физической нагрузке.

Диафрагма – мощная плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной (куполообразная форма). Вдох – диафрагма идет вниз, расширяет грудную клетку вниз, сокращается и делается более плотной, емкость легких увеличивается. Выдох – диафрагма поднимается верх надавливая на основании легких, вытесняя из них воздух.

Мышцы брюшного пресса при сокращении давят на кишечник и через него на диафрагму – содействие к выдоху, выпячиваясь при усиленном вдыхании вперед, содействуют опусканию диафрагмы.

 

Виды дыхания:

  1. Грудное – осуществляется движением грудной клетки.
  2. Диафрагмальное (брюшное) – при помощи диафрагмы и брюшных мыщц.
  3. Грудно-брюшное (комбинированное, смешанное) – наиболее выгодное для речи, полезно для здоровья (легкое, экономное, плавное, и богато по количеству выдыхаемого воздуха).

 

Причины недостаточного развития глубокого и гибкого дыхания:

· Слабые мышцы грудной клетки, диафрагмы и живота;

· Малоразвитая грудная клетка;

· Легочные заболевания.

 

 

Жизненное дыхание протекает ритмично:

Вдох-выдох-пауза, Вдох-выдох-пауза, вдох – активное звено всего процесса, затем наступает расслабление дыхательных мышц. У взрослого здорового человека в 1 минуту происходит 16-17 полных дыхательных движений. Время, затрачиваемое на вдох и выдох примерно одинаковое. Вдох через нос, выдох через рот. Количество выдыхаемого воздуха за 1 раз примерно 500 см³. Легкие никогда не освобождаются от воздуха полностью (остаточный воздух). Смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

 

Дыхание в речи связано с её разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (слоги). Моменты вдоха (речевой пазы), количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не могут следовать в однообразной, ритмичной последовательности друг за другом. В речевом дыхании выдох самое активное звено всего процесса, он удлиняется в 7 раз.

Речевое дыхание имеет 4 особенности:

  1. выдох значительно длиннее вдоха в 5-8 раз
  2. увеличивается общая продолжительность всего цикла, речевое дыхание 8-10 циклов в 1 минуту.
  3. речевое дыхание осуществляется через рот, а не через нос, ведение через нос большого объёма воздуха препятствует узость носовых проходов, 1500-2000 мл., вместо 500-600мл.
  4. выдох во время речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Они обеспечивают более длительный и глубокий выдох.

 

Диафрагма, гортань и все резонаторы соединены единой системой укрепления, состоящих из чувствительных и двигательных нервов, сходящихся в центрах головного мозга.

 

IV. Исследование голосового аппарата и голосовой функции.

 

Методы исследования:

  1. клинические
  2. инструментальные
  3. педагогическое наблюдение

I. Клинические:

1 .Нервная ларингоскопия- осмотр при помощи зеркала (ларингоскопа), через полость рта. Ларингоскопия выявляет анатомические изменения или воспалительные заболевания. Осуществляется с помощью маленького круглого зеркала, прикрепленного под углом 120º к металлическому зеркалу. При этом пользуются искусственным источником света и лобным рефлектором, для направления пучка света на зеркало

2. Прямая ларингоскопия - более детальную картину функций голосовых складок раскрывается ларингостробоскопия. При помощи специального прибора - электронного стробоскопа можно наблюдать характер колебаний голосовых складок. Определяется тонус голосовых складок, подвижность гортани, продолжительность фонации.

3. Рентгенография и томография – отражает точную картину гортани в какой-то момент её работы, не раскрывая характеры движений голосовых складок. Применяется преимущественно для диагностики опухолей.

4. Электромиография – дает сведения о функции наружных и внутренних мышц гортани. Игольчатый электрод вводится в толщу мышцы, что мало принимаемо в повседневной практике.

5. Глоттография (французский физиолог Ф.Фабр 1957 г) – проходя через гортань, токи ультравысокой частоты изменяют свою силу в соответствии с колебаниями голосовых складок. Изменение фиксируется на экране кривой (глоттограмма). Не причиняет болезненных ощущений. Применяют физиологи, врачи, вокальные педагоги, лингвисты и логопеды.

 

Логопед проводит коррекционное занятие на основе медицинских знаний. Приступая к восстановительному обучению, он должен иметь заключение оториноларинголога или фонеатора, а так же сведения о начале и течении голосового нарушения. Следует тщательно собрать анамнез; выяснить: когда впервые появились жалобы на изменение голоса, причину; сведения об условиях работы, режиме труда и отдыха (рабочие, испытывающие воздействия вредных паров от химических веществ, педагоги, артисты, моляры). Так как речь – сложный психофизиологический процесс, важно иметь данные о состоянии центральной и периферической нервной системы. Для диагностики речевых нарушений, логопед должен вести педагогические наблюдения. В ходе беседы выяснять, как ребенок или взрослый относится к своему дефекты, оценивает свое состояние. Логопед изучает качество звучания, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорыв звучного голоса или наоборот, полное его выпадение, тип дыхания.

Опытный логопед может определить этиологию и механизмы нарушения по характеру звучания голоса. В ходе исследования голосовой функции логопед делает оценку основных характеристик голоса, определяет коррекционные задачи.

 

V. Развитие и становление голоса.

 

В процессе развития речи устанавливается различение речевых звуков, речевых интонаций, способность воспроизводить их. В речевой и певческой практике создаётся кинестезия – мышечное чувство движений в гортани. Только при наличии слуха голос получает полноценное развитие. При нарушении слуха голос становится глухим, монотонным, приобретает не приятный тембр. Больше всего страдают гласные (звучат не ясно, глухо), затем свистящие, страдает ударение. Хорошее восприятие речи и пения обеспечивается средней силой голоса, ясностью произношения, не торопливым темпом и умением доносить голос до слушателей, то есть направить звуковую струю в переднюю часть ротового резонатора. Резкая пронзительная громкость ухудшает произношение.

ВЫВОД: речевой и певческий голоса представляют собой сложнейшие чрезвычайно разнообразные условно рефлекторные функции мозга, формирующиеся под влиянием окружающей среды.

Характеристика детского голоса:звонкий, содержащий много обертонов, маленький диапазон, небольшая сила голоса. Грудной резонатор мал по объему и слаб, следовательно, дыхание не глубокое, близкое к жизненному дыханию, преобладает верхний резонатор, голос имеет головное звучание.

Гортань малыша:воронкообразная в 2-2.5 раза меньше гортани взрослого, голосовые складки колеблются только краями, так как мышцы (вокальные), заложенные в толще голосовых связок ещё мало развиты. Такое звучание характерно для фальцета, что и наблюдается в крике младенца в 1ые месяцы жизни.

Периоды развития детского голоса:

  1. дошкольный до 6-7 лет
  2. домутационный 6-13 лет
  3. мутационный 13-15 лет
  4. послемутационный 15-17 лет

 

1-2 месяцы после рождения человек произносит только крики в связи с неприятными соматическими ощущениями. При форсировании голоса звуки крикливые, а более высокие визгливые. Отмечается напряжение нижней челюсти.

Конец 2ого месяца - малооформленные гласные приобретают различную эмоциональную окраску. В криках, выражающих недовольства, остаётся твердое голосовое начало. Гуление, лепет: формируются гласные, согласные звуки, которые произносятся на мягкой атаке голоса, появляются звонкие и глухие согласные.

Ясельный возраст – легко усваивается ударение (как словесное, так и фразовое), интонации. Развитие изменения голоса связано с изменениями и ростом организма (голосового аппарата, ЦНС, эндокринной и психической сферы).

В 5-7 лет происходит заметный рост гортани. По мере роста гортань приобретает цилиндрическую форму, переходит к более низкому положению. Голосовые складки удлиняются, становятся шире, толще, совершается переход от колебаний краев голосовых складок к колебаниям всей их массы. Язык увеличивается, тяжелеет из-за чрезмерного увеличения его корня.

У девочек в 12-13 лет за полгода, размер гортани увеличится на 1/3 у мальчиков в 1.5-2 раза.

В домутационный период заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани.

К 12 годам по месту расположения и морфологическому строению соответствует рецепторному аппарату взрослого. Диапазон 11-12 нот.

К 13 годам утрачивается фальцетное звучание голоса, т.е. появляются более низкие звуки.

Наступает время мутации: мутации голоса («mutato» от латинского – изменение, перемена) наступает в результате изменений в голосом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки. Время, в течении которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом – это физиологическое явление. Мужская и женская гортани имеют четкие отличительные особенности. У девушек голос меняется постепенно – это скорее эволюция, а не мутация. Резкая перестройка встречается редко. У мальчиков гортань увеличивается в саггитальном направлении (саггитальная плотность, делит тело продольно на правую и левую половины). Щитовидный хрящ образует своим передним углом выпуклость на передней поверхности шеи – «адамово яблоко» (кадык). У них мутация может тоже протекать медленно. При остром течении мутации голос понижается на октаву, появляется охриплость, звуки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет, происходит ломка голоса.

Продолжительность мутации от первых нескольких месяцев до 2-3 лет, период мутации делят на три стадии:

1. Начальная стадия – характеризуется небольшой гиперемией (покраснением) голосовых складок.

2. Основная стадия (пиковая) – сопровождается гиперемией слизистой оболочки всей гортани. Иногда появляется не смыкание задних третей голосовых складок по типу равностороннего треугольника («мутационный треугольник»). Отличаются как синхронные, так и асинхронные колебания голосовых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружных и внутренних мышц гортани, дыхания и фонации.

3. Конечная стадия – голос страдает больше всего, конечная стадия закрепляет механизм голосообразования человека.

 

При эндокринных заболеваниях мутация может быть патологической:

· преждевременная 10-11 лет

· поздняя 19-20 лет

· затянувшаяся (продолжается в течении 3-5 лет)

В таких случаях необходимо проконсультироваться у врача эндокринолога.

 

Послемутационный период ему свойственно легкая ранимость голосового аппарата, быстро наступающее голосовое утомление (продолжается несколько месяцев). В этот период расширяется диапазон, определяется индивидуальный тембр, высота, сила голоса. В период мутации следует оберегать и щадить голос детей от перегрузки. Голосовой режим назначается индивидуально, в зависимости от остроты протекания процесса. Полное молчание рекомендуется только при сильном оттеке слизистой оболочки гортани. Не соблюдение режима может привести к стойкому нарушению функции внутренних мышц гортани. Нельзя пользоваться искусственными приемами для ускорения процесса формирования мужского голоса. Полезно проводить закаливание организма, необходимо дозировать физические нагрузки, правильно распределить труд и отдых подростка.

 

VII. Классификация нарушений голоса.

 

Нарушение голоса –это отсутствие или расстройство фонации в следствии патологических изменений голосового аппарата.

Существуют 2 основных термина для обозначения патологии голоса:

  • Афония – полное отсутствие голоса
  • Дисфония - частичное нарушение высоты, силы, тембра голоса.

 

Нарушения голоса, связанные с заболеванием голосового аппарата распространены как у взрослых, так и у детей. Патология гортани у детей за последнее время возросла. Приемы и операции, спасающие жизнь ребенка, вызывают осложнения, которые влияют на голосообразование. У детей увеличивается число хронических ларингитов. При вовлечении школьника самодеятельное творчество не соблюдаются голосовые нагрузки, это увеличивает число патологий голоса. Дети, не получившие своевременную помощь, приобретают стойкую неполноценность голосового аппарата. В дальнейшем это влияет на выбор их профессии.

Частота хронических заболеваний. В 1983 году 60 человек на 10 тыс. городских жителей. Для лиц голосоречивых профессий (учителя, певцы, воспитатели) эта доля составляет 30-40%, т.е. болеет каждый третий человек.

 

В основе классификации голоса лежит выделение этиологии и патогенеза (развитие патологии). Причины:

  • Функциональные периферического характера: перенапряжение, переутомление голоса, плохая постановка голоса, инфекционные заболевания, патологическая мутация.
  • Функциональные центрального характера: неврозы, влияние психических факторов (не вызывают анатомических изменений в строении голосовогоаппарата).
  • Органические причины периферического характера: певческие узелки на голосовых складках, опухоли гортани (папиломатоз) и голосовых складок(бородавчатое опухание), стеноз(сужение гортани после дифтерии, ранения, ожога), ларингоэктомирование (удаление гортани при раке и туберкулезе), парезы и параличи гортани при травмах или инфекционном поражении гортанного нерва (возвратно).

Органические причины вызывают анатомические изменения строения голосового аппарата и дыхательной системы.

  • Органические причины центрального характера: параличи и парезы гортани, зависящие от поражения коры головного мозга, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при ДЦП, при паретической или спастической форме дизартрии.

 

Большинство нарушений проявляются как самостоятельные, но они могут сопутствовать другим нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикания.

Патологии голоса, возникающие вследствие анатомических изменений хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической.

К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хроническом ларингите, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления гортани. Степень дефекта зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Так, при любом из указанных заболеваний, на ряду с афонией может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением является состояние после удаление гортани, которое всегда приносит к афонии).

К центральным органическим расстройствам голоса относятся афонии, дисфонии при анартрии и дизартрии. При органических нарушениях голоса имеются стойкие паталогоанатомические изменения в строении гортани, голосовых складок, надставной трубы. В результате коррекционной работы коммуникативные функции голоса восстанавливаются. Но его качество по силе, высоте, и тембру отличается от нормального звучания. При этом обязательно должно быть обследование клиническое (фонеатричское, отоларингологическое, неврологическое), логопедическое, психологическое. Все эти нарушение голоса относятся к хроническим и самостоятельно не исчезают.

 

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы, только особо тяжелые патологии раннего возраста (до формирование речи) отрицательно сказываются на ее развитии. Это наблюдается у детей со множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани.

Многократные операции, нарушение дыхания при отсутствии голоса могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонение в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, с трудом вступают контакт. Они с затруднением овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие случаи встречаются в неблагоприятных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В легких случаях к нарушениям голоса дети относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают свой дефект, стремятся к его устранению (выполняют инструкцию логопеда). Другие себя не слышат, остаются равнодушными к искаженному голосу.

Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушение голоса. Можно выделить несколько причин, определяющих остроту этих переживаний:

1. Особенности личности (у лиц с лабильной Н С более подавленное настроение, неверие в возможность преодоления дефекта).

2. Неправильная оценка своего состояния (многие считают, что паралич и последствия удаления опухолей необратима).

3. Длительность расстройства голоса. Многократность недостаточно эффективного лечения.

4. Главная причина – роль голоса в трудовой деятельности.

 

Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной деятельности, что приводит к развитию невротического состояния (страх перед выступлениями, неуверенность в себе, тревога, бессонница, депрессия).

Наиболее распространенными и разнообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-нибудь анатомическими изменениями гортани. По сравнению с органическими нарушениями представляются значительные трудности в связи со сложностью их этиологии и патогенеза. Иногда несколько причин выступают в совокупности и определить основную затруднительно.

К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения гипо- и гипернонусные афонии и дисфонии.

Фонастения – нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождаемые видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Имеет профессиональный характер, развивается у лиц голосоречевых профессий, проявляющиеся в нарушении дыхание и фонации, возможности владения голосом – усиливать и ослабевать звучания. Острые формы могут сопровождаться афонией.

Гипотонусная дисфония (афония) - нарушение голоса, связанное с понижением тонуса гортанных мышц (паретичность) вследствие, как правило, двухсторонних многопатических парезов, т.е. парезов внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, Гриппе, дифтерии), а так же при сильном перенапряжении голоса. Голосовые связки в момент фонации полностью не смыкаются.

Гипертонусные (спастические) нарушения голоса – связаны с повышением тонуса гортанных мышц в момент фонации, развивающихся у лиц форсирующих голос. Причины возникновения не изучены. Гипертонус может охватывать голосовые и вестюбилярные складки. При попытках фонации голос или не возникает или появляется резко искаженный глухой звук.

Ложноскладочный звук – грубый монотонный звук при гипотонусе (отсутствие смыкания голосовых складок) с напряжением смыканий вестибулярных складок.

Ринофония и ринололия – обособленные голосовые нарушения, т.к. их патофизиологический механизм заключается в неправильном функционировании мягкого неба органического или функционального характера.

При закрытой ринафонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становиться не естественным.

При открытой ринафонии появляется патологическая назализация всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный.

К функциональным нарушения голоса центрального происхождения относятся: функциональная или психогенная афония. Возникает она внезапно, как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняется звучный кашель и смех. Это является важным диагностическим признаком. Формы не смыкания голосовых складок при обследовании очень изменчивы, что тоже свидетельствует о психогенном нарушении. Функциональная афония может протекать длительно. А после восстановления голоса возможны рецидивы. Функциональные нарушения голоса временные, голос восстанавливается полностью.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.