Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕОРИИ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ



Существует 4 теории голосообразования ( друг друга дополняют).

 

Миоэластическая теория

Появ.в серед.19в.

Голос – явл продуктом колебания голосовых связок в рез-те воздействия на них воздушной струи.

Качество голоса зависит от интенсивности воздушной струи, эластичности голос.складок.

В более поздний период теория была расширена, положением о регуляции деят-ти голосовых мышц ЦНС.

 

Нейрохроноксическая теория

Появл. в конце 40х гг.

Голос.складки сокращаются и расслабляются под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры ГМ, при этом сокращение мышц носит активный характер и их частота колебания равна частоте нервных импульсов.

 

Резонаторная теория

Процесс голосообразования явл следствием различий давления в разных областях речедвигательного анализатора. Фактически движение голос.складок явл рез-м изменения соотношения подскладочного и внутреротового давления.

Увеличение давления в ротовой полости приводит к уменьшению колебательных движений голос.связок.

 

Теория Жинкина

мех-м голосообразования явл рез-т координированного взаимодействия центрального и периферического отделов речедвигательного анализатора.

 

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И ГОЛОСОВЫХ ФУНКЦИЙ

 

Изучение состояния голоса носит комплексный хар-р, т.к. включает оценку не только состояния голос.аппарата, но и иных систем организма человека, влияющих на голосовую ф-ю.

Поэтому состав специалистов, кот.проводят обследование включаются:

- терапевт

- отоларинголог

- невропатолог

- возможно психиатр

- логопед (оценивает внятность речь, дикцию речи)

- аудиолог (сурдолог)

 

Условно изучение голос.аппарата вкл.2 направления:

  • медицинское
  • психолого-педагогическое (логопедическое)

 

Медицинское. Его цель – оценить состояние анатомо-физиологического аппарата голос, возможности голосовых ф-й и определить факторы, влияющие на их состояние.

Данное направление включает 2 аспекта:

1) клиническое исследование голос.аппарата

для этого применяются тактильный и визуальный осмотр, а также инструментальные методы.

Инструментальные методы условно делятся на :

Основные:

- ларингоскопия (изуч.состояния голос.складок с помощью спец.ручного зеркала) может рассмотреть отеки, изменения слизистой оболочки, достаточно крупные новообразования, оценить степень смыкания голос.связок (определяются по толщине нити),

- ларингостробоскопия (строба-труба) использ.для состояния надскладочного и подскладочного пространства для оценки качества смыкания голос.складок, явл.основным.

- фиброскопия – это метод изучения состояния голос.аппарата через носовые ходы;

- шумометрия – это метод изучения акустических харак-тик голоса, в рез-те чего возникают возможности для спектрального анализа тоновых и шумовых компонентов (звуков).

Вспомогательные:

- рентгенография , томография – используются для оценки состояния хрящей,степени их подвижности, выявления новообразований гортани (опухолей).

- электромиография – метод изучения подвижности наружных и внутренних мышц гортани.

- глотография – метод оценки подвижности внутренних мышц гортани.

- спирометрия – метод изучения состояния дыхания.

2) Сбор и анализ данных медицинского анамнеза

Анамнез включает в себя ряд вопросов, относящихся к след.областям:

- острые и хронические заболевания

- травмы гортани

- состояние слуха

- вредные привычки

- условия голосоведения

- лечение нар-й голоса

 

 

Психолого-педагогическое направление. Цель – определить состояние акустических параметров голоса и выдвинуть предположение о возможных факторах, влияющих на их харак-ки.

С этой целью используются 3 направления деят-ти:

1)функциональные пробы:

- проба Гуцмана (при воспроизведении любого тонового звука надавить сверху вниз на верхний кряй щитовидного хряща, затем резко отпустить. В норме тональность голоса восстанавливается быстро).

- определение времени максимальной фонации (испытуемый делает вдох носом, кратко задерживает дыхание, а затем максимально долго без напряжения (звук произносится на постоянной высоте и с постоянной силой) произносит звук «А»)

Нормативы:

* в возрасте от 3-7 лет не менее 8-10 сек, в интервале от 7-14 лет у мальчиков не менее 15 сек, у девочек -13 сек, у женщин – не менее 20, у мужч. – 25ти.

- коэффициент С - З (по аналогии с измерением времени максим.фонации оценивается длительное звучание звука «С» и зв «З». каждый звук произносится 4 раза и в рез-те выбирается наилучший показатель. В норме длительность звучания звуков должна быть одинакова,т.е. коэффициент = 1).

 

2)сбор и анализ данных педагогического анамнеза включает след.вопросы:

- ощущение в области гортаноглотки

- индивид.оценка акустических свойств голоса

- условие голосоведения

 

3)голосовой скрининг – это оценка акустических параметров голоса и условий голосоведения в процессе субъективного восприятия голоса говорящего.

С этой целью использ.след.виды заданий:

1-автоматизированный счет (1-10)

2-связная речь в течение 1 мин

3-чтение в теч.1 мин

4-протяжное произнесение звуков а, э, и, ю в теч.5 сек каждый

Качество выполнения каждого задания оценивается по 5ти бальной шкале, где

1б – нормальный голос

2б – легкая степень нарушения в виде непостоянного или незначительного изменения голоса не осознается больным и не диагностируется специалистами. Следует провести повторное исследование через некоторое время.

3б – умеренно-выраженное нар-е, кот.носит стойкий характер, может влиять на качество жизни, выявляется специалистами, но м.б.не заметен для окружающих. Требует лечение и голосовой терапии.

4б – тяжелое нар-е голоса, кот.заметно всем, влияет на качество жизни, требует лечение и коррекции.

5б – очень тяжелое нар-е, постоянная или периодическая афония.

 

При проведении каждого задания используется «матрица голосового скрининга»

 

д/з – провести голосовой скрининг у себя, и одного др.чел., у них же попробовать функциональные пробы. (средний показатель в конце)

- составить развернутый перечень вопросов для оценки состояния голос.аппарата и возможных причин его нар-й (письменно) не меньше 20 вопросов !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

 

Нарушенным считается голос, кот.не обеспечивает эффективного речевого общения, не явл.приятным на слух, не обладает необходимым балансом ротового и носового резонирования, не явл.достаточно громким и хорошо модулируемым, не соответствует своей высотой, возрасту, полу и размерам тела говорящего.

 

Причины нарушений голоса могут быть предрасполагающими и определяющими.

При этом в каждом конкретном случае сочетание этих групп факторов явл.индивидуально. Только в случае выявленных органических повреждениях или забол-й можно говорить об однозначности причины нар-я.

Причины:

- острые и хронические заб-я дыхат-х путей

- эндокринные забол-я

- травмы и опухоли самой гортани

- неблагоприятные условия голосоведения

- хронические соматические забол-я преимущественно сердечно-сосудистая с-ма и ЦНС

 

Для обозначения нар-й голоса используются 2 основных термина: афония – полное отсутствие голоса, дисфония – частичное нар-е голоса. Они отражают степень выраженности нар-я. Как правило, нар-е голоса связано с различными причинами,

характ-ся разными проявлениями, что так же отражается в их названии.

 

При дифференциации нар-й голоса могут использоваться различные критерии. Поэтому существует несколько классификаций нар-й голоса:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.