Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМПО-РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ



 

Речь имеет 2 формы организации смысловую (внутреннюю) и фонационную (внешнюю).

Смысловая выполняет доминирующую ф-ю, но по качеству своей реализации зависит от внешнего оформления, т.к. использование различных фонационных средств может качественно изменить содержание информации (логическое ударение в предложении).

Фонационное оформление м.б. 2х видов мелодико-интонационная и темпо-ритмическая (все это просодика).

Просодическое оформление высказывания подчинено основному смыслу речи, но при этом может иметь самостоятельное значение.

Темпо-ритмическая организация речи явл.необходимой основой для структурной организацией любого высказывания, т.к. составляет основу для синтагматического вида отношений.

Темпо-ритмическая организация устной речи объединяет и координирует лексико-грамматическое структурирование, артикуляционно-фонационную программу и весь комплекс просодических компонентов высказывания.

Минимальной единицей темпо-ритмической организации явл.синтагма, т.е. отрезок высказывания объединенной интонационным и смысловым значением.

Длина (объем) синтагмы м.б. разной, но в идеале она всегда произносится на одном речевом выдохе и представляет собой единый артикул-й комплекс.

Синтагму произносимую на одном речевом выдохе рассматривают в качестве показателя плавности речи. При этом паузы выступают в качестве естественного разграничителя одной синтагмы от другой.

Паузы м.б.разной длительности и могут иметь разное содержание. Для темпо-ритмической организации наибольшее значение имеют дыхательные паузы, кот. необходимы для дополнительного набора голоса.

 

Темп и ритм явл.теми характеристиками речи, кот.невозможно отделить друг от друга. Это связано с едиными психофизиологическими мех-ми, обеспечивающие жизнедеятельность организма в целом. Они входят в состав врожденной ритмической способности человека.

Ритмическая способность обнаруживает себя в различных областях жизнедеятельности человека. С фактической т.з.она отражает пространственно-временную организацию жизни вселенной.

Ритмич.способность проявляется с первых минут жизни, сначала в виде биологических циклов, а к концу первого месяца жизни в виде социально обусловленных циклов, например, комплекс оживления.

Развитие ритмической способности идет по пути координации деят-ти разных анализаторов. Поэтому к концу первого года жизни начинают проявляться такие компоненты ритмической способности как серийность и последовательность.

Ритмическая способность – это временной и/или пространственный порядок, в кот. м.б. обнаружена некоторая система значимости отдельных элементов. Этот порядок м.б. представлен сов-тью действия, предметов, явлений, процессов.

Ритм.способность включает 3 структурных компонента:

- чувство темпа – это способность к восприятию и воспроизведению, скорости…

- чувство метра – это способность воспринимать и воспроизводить отношения акцентированных и не акцентированных элементов, входящих в пространственный или временной порядок.

- чувство ритмического рисунка – это способность к восприятию и воспроизведению отношений элементов порядка по их длительности (по времени).

Ритм.способность обнаруживает себя фактически во всех видах деят-ти человека: в двигательной, игровой, речевой, изобразительной, конструктивной, предметной и т.д.

При этом существует единая последовательность овладения структурой ритма: ритм повтора, ритм чередования, ритм симметрии.

Овладение темпо-ритмической организации речи начинается достаточно рано в период с

4 – 7 мес жизни. Основой этого процесса явл.подражание речи взрослых и развитие артикул-й базы. Поэтому первым проявлением темпо-ритмической организации речи следует считать слоговые цепочки.

Т.о. темп и ритм речи это определенный порядок речевых единиц, кот. может видоизменяться под влиянием смысла и психофизиологических особенностей организма. Темп речи может определяться как:

1)скорость артикуляции

2)скорость воспроизведения минимальной произносительной единицы (слог).

Нормальным считается темп речи, кот. равен 90-170 единицам произнесения в минуту.

Темп речи м.б. нормальным, быстрым и медленным. Чаще всего он явл.нестабильным, т.к. с физиологической т.з. сложно сохранить напряжение определенной силы длительный период времени. О нар-ях темпа речи можно говорить только в случаях искажениях смысловой целостности высказывания.

 

Нарушение плавности речи могут носить различный характер, а именно они могут быть физиологическими, что связано с необходимостью координированной работы органов дыхания и артикуляции, кот.формируется до 10-11 летнего возраста. В этом случае вариантами нар-ми плавности речи явл. повторы слогов и слов, «захлебывания» речью, физиологические итерации (запинки), паузы во время передачи смысла высказывания.

 

Нарушение плавности речи, кот выступают в качестве самостоятельных речевых расстройств(заикание, тахилалия, брадилалия).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.