Здавалка
Главная | Обратная связь

Нарушения восприятия.



Нарушения восприятия, как правило, более серьезны, чем нарушения ощущений и ведут к более существенным последствиям, так как у человека полностью нарушен весь набор свойств какого либо предмета и предметов.

Физиологической основой восприятия являются органы чувств. Конечный продуктом восприятия - образное, чувственное представление о конкретном объекте.

Расстройства восприятия представлены несколькими нарушениями:

· агнозиями

· иллюзиями

· галлюцинациями

· психосенсорными расстройствами.

Все обманы восприятия относятся к продуктивным (позитивным) симптомам.

Агнозии – неузнавание предмета, неспособность больного объяснить значение и название воспринимаемого предмета. Отдельный интерес представляют анозогнозии (неузнавание своей болезни) встречающиеся при многих психических и соматических заболеваниях.

Иллюзии – такое нарушение восприятия, при котором реально существующий предмет воспринимается как совершенно иной (например, блестящий предмет на до-

 

 

роге похожий на монету при ближайшем рассмотрении оказывается кусочком стекла, висящий в темном углу халат – за фигуру притаившегося человека).

От ошибок восприятия у здоровых людей иллюзии восприятия отличает то, что они возникают когда нет препятствий к получению достоверной информации. Они отличаются фантастическим, неожиданным характером.

Аффектогенные иллюзии – появляются под влиянием чрезвычайной тревоги и чувства страха , наиболее отчетливо прослеживаются у больных с острым приступом бреда, когда им кажется, что преследователи окружают их со всех сторон.

Парейдолические иллюзии (парейдолии) – сложные фантастические образы, насильственно возникающие при рассматривании реальных предметов. Болезненные иллюзии не могут прекратиться по желанию самого человека. Данное расстройство указывает на помрачение сознания.

Галлюцинациями называется такое нарушение восприятия, при котором воспринимается несуществующий в данное время и в данном месте предмет или явление при полном отсутствии критического отношения к ним.

Галлюцинирующие пациенты воспринимают их как действительно существующее, а не воображаемое нечто. Поэтому всякие разумные доводы собеседника о том, что переживаемые ими ощущения есть только проявления болезни отрицаются и могут вызвать только раздражение пациента.

По органам чувств разделяются на зрительные, слуховые, обонятельные, висцеральные, тактильные.

В психиатрии делятся на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).

Истинные галлюцинации (объект неотличим от реального, поведение соответствует содержанию галюцинаций, направлены на физическое «Я», усиливаются в вечернее и ночное время)

Ложные (псевдогаллюцинации)(описаны Кандинским) («сделанность» объекта и нахождение его вне зоны видимости, образ разворачивается в представляемом пространстве, чаще слуховые галлюцинации, за которыми больной «наблюдает», чаще

 

всего сочетаются с бредом воздействия, т.е. воздействуют на психическое «Я», пациенты считают свои переживания сугубо личными). Например, синдром Кандинского-Клерамбо.

По условию возникновения выделяют :

Гипнагогические – галлюцинации, возникающие при засыпании.

Гипнопомпические - галлюцинации, возникающие при пробуждении.

При утомлении изредка возникают у людей.

Функциональные (рефлекторные) галлюцинации возникают только при наличии какого-то определенного раздражителя.К ним относят слуховые галлюцинации, которые человек слышит под душем. В отличие от иллюзий воображаемые образы воспринимаются одновременно с раздражителем, а не заменяют его.

Психогенные или внушенные галлюцинации особенно ярко проявляются при истерических реактивных психозах. В этом случае они возникают непосредственно вслед за психотравмирующей ситуацией, отражают важнейшие переживания человека.

По степени сложности галлюцинации можно разделить на элементарные, простые, сложные и сценоподобные.

Примером элементарных галлюцинаций являются акоазмы (стук, щелчки, шорох, свист, треск) и фотопсии (молнии, вспышки, мышки, мелькания, точки перед глазами). Элемен­тарные галлюцинации чаще указывают на неврологическое за­болевание, поражение первичных зон коры мозга (при опухо­лях мозга, сосудистом поражении, в области эпилептогенного склеротического очага).

Простые галлюцинации связаны лишь с одним анализато­ром, но отличаются оформленной структурой, предметностью. Примером могут служить вербальные галлюцинации, при которых человек слышит несуществующую речь весьма различного содер­жания. Выделяют следующие варианты вербальных галлюцина­ций: комментирующие (замечания по поводу совершаемых чело­веком поступков, мыслей, возникающих у него в голове), уг­рожающие (оскорбляющие, намеревающиеся убить, изна-

 

сило­вать, ограбить), антагонистические (пациент как бы становится свидетелем спора группы своих врагов и своих защитников), императивные (команды, распоряжения, требования в адрес больного). Вербальные галлюцинации чаще воспринимаются человеком как вмешательство в его личную жизнь. Даже при благожелательном характере они нередко вызывают у больного раздражение.

Сложные галлюцинации включают обманы со стороны сра­зу нескольких анализаторов. При помрачении сознания (на­пример, при делирии) вся окружающая обстановка может полностью преобразовываться галлюцинаторными образами, так что больному кажется, будто он находится не дома, а в лесу (на даче, в морге); он нападает на зрительные образы, слышит их речь, чувствует прикосновение. В этом случае следует говорить о сценоподобных галлюцинациях.

Если при опросе врач подозревает начало острого психоза, а галлюцинации отсут­ствуют, то их возникновение можно спровоцировать, если слегка надавить на глазные яблоки поверх закрытых век и по­просить рассказать, что видит больной (симптом Липманна). Другие возможные приемы — предложить пациенту поговорить цр телефону, отключенному от сети, при этом больной бесе­дует с воображаемым собеседником (симптом Ашаффенбурга), можно попросить больного «прочитать», чтб «написано» на чистом листе бумаги (симптом Рейхардта).

 

Нарушениями сенсорного синтеза называют такое расстройство восприятия, при котором реально существующий (в отличие от галлюцинаций) воспринимаемый объект узнается правильно (в отличие от иллюзий), но в измененной, искаженной форме. Примерами могут быть изменения цвета всех окружа­ющих предметов (красное окрашивание — эритропсия, желтое окрашивание — ксантопсия), их размеров (увеличение — макропсия, уменьшение — микропсия), формы и поверхности {ме- таморфопсия), удвоение, чувство их неустойчивости, падения;

Одним из вариантов психосенсорных расстройств является расстройство схемы тела, проявляющееся крайне разнообраз­но у различных пациентов (ощущение, что руки «набухли и не умещаются под подушкой»; голова стала такой тяжелой, что «вот-вот свалится с плеч»; руки удлинились и «свисают до пола»; тело «стало легче воз-

 

духа» или «треснуло пополам»).

Чаще проявления подобных психосенсорных расстройств возникают внезапно и существуют недолго в виде отдельных пароксизмальных приступов. Как и другие пароксизмы, они могут появляться при многих органических заболеваниях мозга в виде самостоятельных психосенсорных припадков или в соста­ве ауры, предшествующей большому судорожному припадку

К психосенсорным расстройствам относится и нарушение восприятия времени, сопровождающееся ощущением, что вре­мя тянется бесконечно долго или остановилось совсем. Подоб­ные нарушения нередко наблюдаются у депрессивных больных.

 

Дереализация и деперсонализация

Дереализацией называют ощущение измененности окружаю­щего мира, производящее впечатление «нереального», «чуждо­го», «искусственного», «подстроенного».

Деперсонализация — это болезненное переживание собственной измененности паци­ента, утраты собственной идентичности, потери собственного Я. В отличие от психосенсорных расстройств нарушение вос­приятия не затрагивает физических свойств окружающих пред­метов, а касается их внутренней сути. Больные с дереализа­цией подчеркивают, что, подобно собеседнику, видят того же цвета и размера предметы, но воспринимают окружающее как- то неестественно: «люди похожи на роботов», «дома и дере­вья— как театральные декорации». Больные с деперсонализацией характеризуют себя как «потерявших соб­ственное лицо», «утративших полноту чувств», «поглупевших» несмотря на то, что прекрасно справляются со сложными ло­гическими задачами.

Синдром галлюциноза.

Галлюциноз — это относительно редко встречающийся син­дром, выражающийся тем, что многочисленные галлюцинации (как правило, простые, т.е. в пределах одного анализатора) составляют основное и практически единственное проявление психоза.

 

При этом не наблюдается других часто встречающих­ся психотических феноменов, бреда и расстройства сознания.

Поскольку при галлюцинозе обманы восприятия затрагивают лишь один из анализаторов, выделяют такие его виды, как зрительный, слуховой (вербальный), тактильный, обонятель­ный. Кроме того, в зависимости от течения галлюциноз может быть признан острым (длительностью в несколько недель) или хроническим (продолжающийся годами, иногда всю жизнь).

Наиболее типичными причинами галлюциноза являются экзогенные вредности (интоксикации, инфекции, травмы) или соматические заболевания (атеросклероз сосудов головно­го мозга). В большинстве случаев этим состояниям сопутству­ют истинные галлюцинации. Некоторые интоксикации отли­чаются особыми вариантами галлюциноза. Так, алкогольный галлюциноз чаще выражается вербальными галлюцинациями, при этом голоса, как правило, не обращаются непосредствен­но к больному, а обсуждают его между собой (антагонисти­ческие галлюцинации), говоря о нем в 3-м лице («он подлец», «совсем стыд потерял», «пропил все свои мозги»). При отрав­лении тетраэтилсвинцом (компонент этилированного бензина) иногда возникает ощущение присутствия волос во рту, и боль­ной все время безуспешно старается очистить рот.

При кока­иновой интоксикации (как и при отравлении другими психо стимуляторами, например фенамином) описывают крайне не­приятный для его носителя тактильный галлюциноз с ощуще­нием ползания под кожей насекомых и червей (симптом Ма­ньяна). При этом больной часто царапает кожу и пытается извлечь воображаемых тварей.

При шизофрении синдром галлюциноза встречается крайне редко и представлен исключительно в форме псевдогаллюцино­за (доминирование псевдогаллюцинаций в картине психоза).

 


 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.