Здавалка
Главная | Обратная связь

Второго полугодия жизни



Показатели Возраст, мес.
Движения общие и руки Встает на четвереньки, постукивает игрушкой об игрушку Самостоятельно садится, ползает на четвереньках, долго играет Ходит при поддержке за обе руки, манипулирует с предметами (катает, бросает, достает и др.) Встает по опоре и ходит по опоре, вкладывает предметы один в другой Стоит самостоятельно без опоры, снимает и надевает кольца пирамидки Ходит самостоятельно
Доречевое развитие Активный лепет, на вопрос "где?" находит предмет Громко повторно произносит активные слоги, по просьбе взрослого делает "ладушки", "до свидания" Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете, на вопрос "где?" находит нужный предмет из множества Подражает различным слогам взрослого, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, знает названия частей тела Произносит первые лепетные слова Произносит 8— 10 слов. Выполняет элементарные требования взрослого
Навыки Пьет из чашки, которую держит взрослый Сам держит корочку хлеба Умеет пить из чашки, слегка придерживая руками Пьет из чашки сам Пьет из чашки сам Сам берет чашку и пьет, держит ложку

 

Показатели нервно-психического развития детей

Второго года жизни

Возраст, мес. Развитие речи Умения Движения Навыки
понимаемая речь активная речь
13-15 Запас понимаемых слов быстро расширяется Словарный запас до 30 слов Ориентируется в двух контрастных величинах (большой и малый), воспроизводит ранее разученные действия (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Сам ест ложкой густую пищу
16-18 Может назвать предмет по его существенному признаку Словарный запас до 30—40 слов, легко повторяет часто слышимые слова Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма), отображает в игре отдельные наблюдаемые действия Перешагивает через препятствия приставным шагом Сам есть ложкой жидкую пищу
19-21 Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого Появление фраз, двухсловных предложений Ориентируется в 3-4 кон трастных величинах предметов (типа кубов) с разницей 3 см, воспроизводит сюжетные постройки (гараж, ворота, дом) Может ходить по ограниченной поверхности шириной 15- 20 см Снимает отдельные предметы одежды с небольшой помощью
22-24 Понимает рассказ без показа событий, бывших в его личном опыте Словарный запас до 200—300 слов, говорит трехсложными предложениями Может выбрать 3-4 контрастных цвета, названных взрослым, начало сюжетной игры Перешагивает через препятствия чередующимся шагом, бегает, поднимается по лестнице Надевает отдельные предметы (тапочки, шапку)

 

При оценке по таблицам определяют соответствие определенных навыков скорригированному возрасту.

§ Если ребенок не владеет навыками для данной возрастной группы в пределах двух возрастных интервалов, говорят о дисгармоничном развитии.

§Если отмечается резкое отставание более двух интервалов, говорят об отставании психомоторного развития.

§ Если отсутствуют навыки на три интервала –диагностируют задержку психомоторного развития.

§ Если ребенок опережает календарный возраст не более чем на 2 интервала, говорят об опережении психомоторного развития.

 

Для оценки нервно-психического и моторного развития недоношенных можно пользоваться шкалой Гриффитса (см. ниже). При этом оценка психомоторного развития производится по каждой графе, соответствующей возрасту ребёнка. Причём ребёнок может опережать норму развития по графе для своего возраста, тогда выбирается графа и балл из более старшего возраста. И, наоборот, при задержке развития выбирается графа и балл нормы меньшего возраста.

После сложения всех баллов определяется, какого уровня в развитии достиг ребенок. Сравнивается набранная сумма баллов с нормативов.

Например, в один год ребенок должен иметь по «моторике» 31 балл, а он достиг только 17 баллов. По графе «социальная адаптация» должен иметь 31 балл, а наш исследуемый достиг только 16 баллов. По графе «слух и речь» 13 баллов, то есть соответствует 5-месячному уровню. По графе «глаза и руки» достиг 19 баллов из возможных 31 балла. И по «способности к игре» в один год набирает 20 баллов из возможных 31 балла.

Пример: ребёнок в возрасте одного года набрал баллы:

§ Моторика - 17 баллов

§ Социальная адаптация - 16 баллов

§ Слух и речь - 13 баллов

§ Глаза и руки - 19 баллов

§ Способность к игре - 20 баллов

Общая сумма - 85 баллов из 150-155 возможных баллов. Таким образом, годовалый ребенок по общему психомоторному развитию набрал сумму баллов на возраст 7 месяцев, а по отдельным показателям:

Моторика - соответствует 7-ми месяцам

Социальная адаптация - соответствует 6-ти месяцам

Слух и речь - соответствует 5-ти месяцам

Глаза и руки - соответствует 7-ми месяцам

Способность к игре - соответствует 8-ми месяцам.

По баллам при оценке психомоторного развитии ребенка можно выявить показание к более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане (консультации невролога, детского психолога, воспитателя-дефектолога, логопеда и др.)


Месяц жизни Моторика балл Социальная адаптация балл Слух и речь балл Глаза и руки балл Способность к игре балл
Поднимает подбородок лежа на животе Кратковременно фиксирует взгляд на предмете Вздрагивает от звуков Следит глазами за ярким источником света Сжимает пальцы исследователя
Отталкивается ногами от рук исследователя Успокаивается на руках Успокаивается от обращенной к нему речи Смотрит на кольцо или игрушку Реагирует на родителей генерализованными движениями
Удерживает вертикально головку несколько секунд Радуется купанию Гулит больше, чем плачет Смотрит на колокольчик, расположенный прямо перед ним Руки тянет в рот
Поднимает головку, лежа на животе Улыбается Слушает колокольчик Прослеживает за колокольчиком в горизонтальном направлении Энергично двигает ручками
Энергично брыкается Узнает мать Гулит, произносит гласные звуки Прослеживает за колокольчиком в вертикальном направлении Реакция на родителей: тянет к ним головку
При купании активно отталкивается ножками Гулит на обращение к нему Ищет глазами источник звука Переводит взгляд с объекта на объект Удерживает палочку
Поднимает головку лежа на спине Следит глазами за движением человека Слушает музыку Следит за колокольчиком по кругу Играет со своими пальчиками
Перекатывается с боку на спину Реагирует на взгляд улыбкой или гулением Произносит два и более звука Наблюдает за предметом, подвешенным на веревочке Рассматривает коробку на столе
Выпрямляет спину в сидячем положении Дружелюбен к незнакомым людям Ищет источник звука, поворачивая голову Сжимает игрушку, когда ее вкладывают в руку Сопротивляется при попытке отнять игрушку
Поднимает голову и грудь лежа на животе Сопротивляется, когда взрослый тянет; хочет забрать кольцо Громко смеется Взглядом исследует и рассматривает новый предмет Сжимает кубик и удерживает его
Длительно удерживает головку в вертикальном положении   Радуется, резвится, когда с ним играют Точно поворачивает головку в сторону звонка Тянется к игрушке и захватывает ее Бьет кубиком по другому

 

Условно можно представить нормативы психомоторного развития в один год жизни по шкале Гриффитс в виде таблицы.

Сводная таблица баллов № 1

Месяцы Сумма баллов Месяцы Сумма баллов
5-15 85-95
100-105
110-120
30-60 125-130
65-70 135-145
75-80 150-155

Необходимо установить причины отставания ребенка, провести более углубленное исследование, определить адекватные пути развития ребёнка:

1) осмотр и оценка состояния нервной системы неврологом, возможно с рекомендациями по лечебной физкультуре, физиотерапии, лекарственному лечению,

2) оценка педиатром соматического состояния ребёнка (в том числе набирает ли он вес по норме своего возраста, обеспечен ли ребёнок достаточным по количеству и качеству питанием и др.),

3) психолого-педаготическое воздействие и коррекционно-развивающие мероприятия, возможно при помощи психолога, логопеда.

Таким образом, используя шкалу психомоторного развития по Гриффитс, можно выявить отставание определенных функций и спланировать корригирующие меры, направленные на стимуляцию развития данных функций.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.