Развитие эмоциональных реакций.
Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту малыш выражает криком и плачем. Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у ребенка повышение двигательной активности и сосательных движений, на второй-третьей неделе жизни он внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого. К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция, т.е. ребенок начинает реагировать на знакомых и незнакомых людей, хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение, появляется негативная реакция на незнакомых. После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному. К девяти месяцам усиливаются проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность, налаживание отношений удается благодаря любопытству малыша. Общие движения. Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Ребенок приближает руки к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса. С пятого месяца жизни движения рук малыша напоминают движения взрослого человека; он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки он двигает ногами и туловищем, а хватающая рука совершает много лишних ненужных движений. Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни. Развитие речи. Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки, однако сначала гуление кратковременное. К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, а в возрасте семи месяцев появляется лепет. В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб. Согласно нормативно-правовым документам, к основным видам нарушений функций организма, включая недоношенных детей первых трех лет жизни с неврологическими заболеваниями, относятся: 1) нарушение психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, сознание, поведение, психомоторные функции); 2) нарушения языковых и речевых функций (устная, вербальная и невербальная речь, голосообразование и пр.); 3) нарушения сенсорных функций (зрение, слух, обоняние, осязание, тактильная, болевая и другие виды чувствительности); 4) нарушение статодинамических функций (двигательные функции головы, туловища, конечностей, статика, координация движений).
По данным многочисленных исследований глубоконедоношенные дети, которые имели минимальные нарушения в пери- и неонатальном периоде (без органического поражения ЦНС и тяжелой соматической патологии), сравниваются со своими доношенными сверстниками к концу второго года жизни, однако около трети этих пациентов сталкиваются с серьезными проблемами в школе, для них часто требуются специальные учебные программы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|