Здавалка
Главная | Обратная связь

интерактивной доски и других технических средств и классических уроков.

Первый этап – подготовка к уроку

На этом этапе учитель может осуществить:

• быстрый поиск ИО (информационных объектов) и их предварительный просмотр;

• подобрать готовые модели уроков при объяснении нового материала;

• подобрать ИО как иллюстративный материал для разъяснения тем или проблемных ситуаций изучаемого материала;

• разработать вводные лекции для постановки заданий по выполнению самостоятельных работ.

Второй этап – изучение нового материала

На этом этапе учитель может:

• демонстрировать уже сформированные наборы информационных объектов в заданной последовательности (презентации),

• организовывать частично-поисковые и исследовательские виды работ с использованием информационных объектов,

• стимулировать познавательный интерес учеников

• использовать готовые модели уроков или его части при объяснении нового материала, закреплении ранее пройденного и т.д.;

• использовать отдельные информационные объекты как иллюстративный материал; использовать вводные лекции для постановки заданий по выполнению самостоятельных работ.

Использование одного и того же объекта на разных уроках может быть неодинаково.

 

Третий этап – закрепление или проверка полученных знаний

На этапе закрепления или проверки полученных знаний преимущества использования интерактивной доски становятся очевидны. Когда, необходимо выйдя к доске в игровой, тестовой форме получить «независимую» оценку компьютера, то в классе поднимается лес рук, и, что особенно радует, в таком опросе хотят участвовать и слабые и сильные ученики. Такое современное поколение!

На уроках закрепления знаний, как и на уроках "получения информации" использование ИКТ также возможно и очень перспективно.

Закрепление знаний или "тренинг", который традиционно велся с помощью плакатов, тетради, мела и доски, может проводиться теперь с использованием информационных объектов. Например, можно, демонстрируя один за другим серию рисунков (например, портреты ученых), попросить учеников называть открытия, прославившие этих людей.

Используя работу с интерактивной доской можно проводить как традиционные виды аттестации знаний школьников, так и создать новые виды заданий и систем оценивания. Традиционными видами аттестации на уроках можно считать устный опрос, самостоятельную письменную работу, контрольную работу, выполнение теста на бланках.

Можно сделать задания устного опроса более разнообразными. Например, поставить перед учащимися задачу сформулировать задание к набору слайдов, приготовленному к уроку учителем выбрать нужные материалы для ответа, вывести их на экран.

 

 

Сравнительная характеристика уроков, проводимых с помощью

интерактивной доски и других технических средств и классических уроков.

 

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь».

 

Опыт работы с интерактивной доской показал, что наиболее эффективным оказалось использование технических средств на уроках стереометрии, на уроках алгебры, посвященных функциям и графикам функций, а также на уроках изучения материала, выходящего за рамки школьного учебника (например, при изучении тем «Решение уравнений и неравенств с параметрами» (10 кл.), «Решение уравнений и неравенств с модулем» (10 кл.), «Решение уравнений высших степеней»).

Использование интерактивной доски позволяет также повысить эффективность уроков при изучении геометрии в 7-9 классах.

Рассмотрим, за счет чего происходит это повышение эффективности урока на примере нескольких тем.

При изучении темы «Функция, свойства функции, графики» также целесообразно использовать интерактивную доску. Это дает возможность:

  1. Не рисовать заново для каждого задания систему координат (экономия времени 1-2 минуты на каждый график).
  2. Быстро воспроизводить графики сложных функций, в результате чего уменьшается время на проверку домашнего задания и на разбор самостоятельной работы учащихся по построению графиков функций в среднем на 5-6 минут.
  3. Появляется возможность быстро (одним движением руки) изменить масштаб графика, сделав его более наглядным для той или иной цели.
  4. Решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения. Для сравнения: вместо 2-3 уравнений или неравенств за урок можно решить более 10 уравнений и неравенств.

и т.д.

 

Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но использование доски целесообразно даже в этом случае, т.к. позволяет задействовать ее фрагментарно.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Также следует отметить, что использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала.

Повышается и интерес к математике в целом. Учащиеся активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении математики, но и информатики и мультимедиатехнологий.

 

 

Алгебра, 10 класс, тема «Иррациональные уравнения и неравенства».

 

Этап урока Урок с применением технических средств «Классический» урок
  1. Проверка
домашнего задания
Домашнее задание проверяется с помощью сканера. Работа ученика сканируется и выводится на доску, а ученик поясняет свое решение. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на доску с помощью сканера выводятся другие варианты, и учащиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи. На сканирование работы затрачивается менее 1 минуты, остальное время используется непосредственно на разбор заданий. Ученик выходит к доске со своей тетрадью, переписывает решение, а затем объясняет его другим ученикам. При этом тратится в среднем от 5 до 10 минут, в зависимости от скорости письма ученика. Если же задача решена несколькими способами, то время на воспроизведение этих заданий на доске увеличивается.
2. Объяснение нового материала. Поскольку данная тема в учебнике недостаточно полно изложена, учителю необходимо часть материала выдать учащимся в виде конспекта. Данный материал раздается учащимся в печатном виде (создается справочник ученика, содержащий основные формулы и способы решения и пояснительные примеры ). Учитель на доске комментирует раздаточный материал, при необходимости, дополняя его другими примерами, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на вопросы учащихся. (Материал распечаток при этом, как правило, выводится на доску).   Материал, которого нет в учебнике, диктуется ученикам, затем на доске приводятся примеры решения, которые учащиеся также записывают в тетради. На диктовку тратится в среднем 5-7 минут, в зависимости от объема материала и от скорости письма учащихся. Кроме потери времени на конспектирование, здесь есть еще один недостаток: если учащийся не очень внимателен, при списывании решения с доски он может допустить ошибки, которые затем затруднят понимание материала или приведут к ошибкам при решении заданий подобного типа.
3. Первичное закрепление материала При решении заданий из учебника время, которое затрачивается на каждый пример, при работе с интерактивной доской и на классическом уроке одинаково.
Отработку материала можно разнообразить примерами из различных источников, для этого достаточно распечатать подборку примеров для учащихся, а на доске выводить заготовленные заранее условия. Использование дополнительного материала ограничено наличием достаточного на класс числа сборников. Диктовка условий заданий также ведет к потере времени, а значит, и к снижению эффективности урока.
4. Закрепление материала, самостоятельная работа учащихся При решении заданий по вариантам, учащиеся решают в тетрадях, затем с помощью сканера решение проецируется на доску, и учитель просит учащихся прокомментировать полученное решение. (Исключается бездумное списывание с доски, плюс экономится время на воспроизведение решения). Существует два способа: 1) Основная часть учащихся выполняет задания в тетрадях, а двое или трое учащихся (по 1 человеку от каждого варианта) одновременно решают задания своего варианта на доске, а затем эти задания комментируются. В этом способе есть один существенный недостаток: часть учащихся вместо того, чтобы решать самостоятельно, списывают с доски, а значит, данный материал остается неотработанным. 2) Сначала все учащиеся решают задания на местах, а затем по 1 представителю от каждого варианта выходят к доске и воспроизводят свое решение. При этом процент списывающих детей сокращается, но идет потеря времени.
Постановка домашнего задания Учащимся может быть задано не только общее, но и индивидуальное домашнее задание, которое выдается в виде распечаток. Домашнее задание задается по учебнику или записывается на доске (все учащиеся получают одинаковое задание).
Дополнительные преимущества интерактивной доски Дополнительно экономится время на уроке за счет того, что не надо стирать с доски, для решения новой задачи берется чистый лист, а в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Последнее наиболее существенно, т.к. сохраненные интерактивной доской решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, кто пропустил или не вполне хорошо освоил тему.  

 

 

Геометрия, 8 класс, тема «Теорема Пифагора».

 

Этапы урока Урок с использованием интерактивной доски Классический урок
1. Устная работа и разбор домашнего задания (необходимо решить 5-7 простых задач на нахождение элементов прямоугольного треугольника; часть этих задач является промежуточными этапами решения домашних задач). На доску выводится готовый чертеж к задаче или вопросу, учащиеся, при необходимости, выполняют дополнительные построения и по данному чертежу рассказывают решение задачи. Чертежи появляются на доске последовательно, что позволяет избежать ненужного нагромождения чертежей. Поскольку чертежи выполнены в среде «живая математика», появляется дополнительная возможность поэкспериментировать с условием задачи, изменяя чертеж и рассматривая различные случаи, что ведет к развитию геометрических представлений учащихся и лучшему пониманию темы.   Возможны 2 варианта: 1) Чертежи на доске заготовлены заранее. Плюс: экономия времени на уроке Минусы: а) большое количество чертежей на доске мешает некоторым учащимся сосредоточиться на конкретной задаче, б) на доске остается мало места для дополнительных выкладок к каждой конкретной задаче, что может привести к непониманию каких-то моментов решения. 2) Чертежи выполняются и стираются по мере решения задач. Минус: потеря времени на выполнение чертежей (в среднем 3-4 минуты).
2. Решение задач на нахождение площади четырехугольников (с использованием теоремы Пифагора). Использование готовых чертежей позволяет письменно решить на уроке 3-4 задачи, а также сравнить различные способы решения одной и той же задачи и рассмотреть вопрос, сколько различных решений может иметь задача. Письменно решаются только 1-2 задачи (в очень редких случаях - 3). Времени на разбор разных способов решения задачи, а также количества решений в зависимости от исходных данных, как правило, не остается.
3. Подведение итогов урока Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется, и можно быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы. Из-за нехватки свободного места на доске большая часть решенных задач была стерта, а значит, при подведении итогов урока единственное, к чему может адресовать учащихся учитель, - это их тетради. Если у учащихся возникает в конце урока вопрос по какой-либо решенной задаче или при формулировке выводов, чертеж к задаче или этапы рассуждений приходится восстанавливать на доске заново. (Дополнительная трата времени 3-4 минуты).
Дополнительные преимущества интерактивной доски 1. На одном и том же чертеже можно решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж при этом не стирается. 2. Если ученик по какой-либо причине пропустил урок, все записи урока сохраняются в электронном виде, и он может в любой момент просмотреть их и отработать материал самостоятельно.  

 

 

Стереометрия, 10 класс, тема «Перпендикуляр и наклонные»

 

Этапы урока Урок с использованием интерактивной доски Классический урок
1. Проверка домашнего задания и устная работа Учитель задает вопрос, который одновременно появляется на доске. При необходимости на доску проецируется иллюстрация к вопросу, выполненная в среде «живая математика», что дает возможность, вращая, рассмотреть чертеж со всех сторон. Учащиеся на слух воспринимают заданный учителем вопрос, что снижает степень его понимания некоторыми учащимися. На выполнение иллюстрации к задаче необходимо время, кроме того, чертеж, выполненный на плоскости, не всегда наглядно передает истинную картину, а значит, возникает необходимость использования различных моделей.
Дополнительные преимущества интерактивной доски 1. При введении новых понятий с использованием презентации и чертежей, выполненных в «живой математике»? задействуются различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, эффективнее отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности), что ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. 2. Существует возможность при решении задач экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки. 3. Можно быстро проводить проверку усвоения материала путем тестирования (фронтального или индивидуального) с последующим разбором (используются печатные тексты или презентация с заданиями, проверка и разбор теста осуществляется также с помощью презентации или с помощью сканера).    

 

При изучении темы «Функция, свойства функции, графики» также целесообразно использовать интерактивную доску. Это дает возможность:

  1. Не рисовать заново для каждого задания систему координат (экономия времени 1-2 минуты на каждый график).
  2. Быстро воспроизводить графики сложных функций, в результате чего уменьшается время на проверку домашнего задания и на разбор самостоятельной работы учащихся по построению графиков функций в среднем на 5-6 минут.
  3. Появляется возможность быстро (одним движением руки) изменить масштаб графика, сделав его более наглядным для той или иной цели.
  4. Решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения. Для сравнения: вместо 2-3 уравнений или неравенств за урок можно решить более 10 уравнений и неравенств.

и т.д.

 

Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но использование доски целесообразно даже в этом случае, т.к. позволяет задействовать ее фрагментарно.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Также следует отметить, что использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала.

Повышается и интерес к математике в целом. Учащиеся активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении математики, но и информатики и мультимедиатехнологий.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.