Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура дисциплины



 

Вид работы Трудоемкость, часов
7 семестр
Общая трудоемкость  
Аудиторная работа 42
Лекции
Практические занятия (обсуждение эссе, коллоквиум, решение кейс-задач, обсуждение сообщений)
Лабораторная работа
Самостоятельная работа 42
Самоподготовка (изучение основной и дополнительной литературы по дисциплине, подготовка к практическим занятиям, изучение основных понятий, составляющих тезаурус дисциплины, подготовка к коллоквиуму, подготовка сообщений, написание реферата, решение кейс-задач)
Вид итогового контроля экзамен

 

Таблица 3

Разделы дисциплины

 

№ раздела Наименование раздела Количество часов
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа
  Л ПЗ ЛабЗ  
1. Основные задачи и теоретические вопросы психологии юношества
2. Особенности психического развития в юношеском возрасте
3. Физиологические особенности юношеского возраста
Развитие личности в юности
  Итого

 

5. Образовательные технологии.

 

5.1. Традиционные:

Лекционные занятия (Л): ознакомление с проблемным полем курса, освещение ключевых идей курса

Практические занятия (ПЗ): проверка теоретической подготовленности, развитие навыков аналитической деятельности, развитие навыков формируемых компетенций, обсуждение презентаций, эссе.

Коллоквиум: средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.

Сообщения: продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы

Эссе: средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию.

5.2. Инновационные:

Электронная презентация – освещение современных проблем научной организации и управления образованием.

Кейс-задача: проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.

Творческие отчеты студентов о выполнении своих самостоятельных заданий в виде круглых столов, защиты проектов, ролевых игр, практикумов по решению профессиональных задач.

 

Таблица 4

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме

 

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные технологии Количество часов
Лекции С элементами презентации
Практические занятия Обсуждение сообщений
Обсуждение эссе в группах
Коллоквиум
Обсуждение решения кейс-задач задач

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

Темы для эссе

1. Анализ описания юношества в мировой и отечественной литературе в ретроспективе.

2. Анализ отображения юношества в мировом и отечественном искусстве в ретроспективе.

3. Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта. (Из стихотворения «Юному поэту» (1896) основоположника русского символизма В.Я. Брюсова)

4. Юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь — делай ее с товарища Дзержинского (Из поэмы «Хорошо!» (1927) В.В. Маяковского).

5. Аппетит не по росту

6. Ученик, от которого никогда не требуют ничего такого, чего он не в состоянии сделать, никогда не сделает всего, что он может (Д.С. Милль)

7. Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена - станешь исключением, если плохая – философом (Сократ)

8. Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей (Сократ).

9. С умом и образование и воспитание приносят пользу, а без ума – вред (Сократ).

10. Большинство «ошибок молодости» дают результат «в старости».

11. В молодости легче сживаешься с пейзажем, чем с человеком.Потому что пейзаж позволяет фантазировать.

12. В молодости мы горы сворачиваем, а потом пытаемся выбраться из-под них.

13. В юности надо посмотреть, "как живут все", и попробовать жить по-своему.

14. Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.( Царь Соломон)

15. Во всякой стране молодое поколение - всегда иностранцы.( Анна Сталь)

16. Все машины Форда совершенно одинаковы, но не существует двух совершенно одинаковых людей. Каждая новая жизнь - это нечто новое под солнцем; никогда ранее не было ничего в точности такого же и никогда больше не будет. Молодой человек должен именно так смотреть на себя - он должен искать ту единственную искру индивидуальности, которая отличает его от других людей, и разжигать ее всеми силами. Общество и школы могут попытаться потушить эту искру, они хотят стричь всех под одну гребенку, а я говорю: не давайте искре погаснуть - это ваше единственное подлинное основание для того, чтобы играть важную роль. (Генри Форд)

17. Да, плохо мы ещё воспитываем нашу молодёжь!..( К-ф `Кавказская пленница)

18. Если бы молодость знала, если бы старость могла! (Анри Эстьен)

19. Кто в 16 лет не революционер, тому в 30 лет не хватит отваги, чтобы быть начальником пожарной команды. (Андре Моруа)

20. В молодости мы очень богаты жизнью и охотно всем в долг раздаем свои богатства, но когда под старость пойдем долги собирать - никто не отдает. (М.М. Пришвин )

6.2. Примерные вопросы к коллоквиуму

  1. Юность и юношество в исторической перспективе.
  2. Методологические проблемы возрастной психологии.
  3. Теории юности в зарубежной и отечественной психологии.
  4. Проблемы теоретического и методического обеспечения консультативной практики.

5. Юность в контексте жизненного пути личности.

6. Психологические трактовки юности.

7. Проблема юношеского кризиса.

8. Психологические новообразования в юношеском возрасте.

9. Теоретические положения, лежащие в основе исследования особенностей психического развития в юношеском возрасте.

  1. Анатомо-физиологические особенности в юношеском возрасте.
  2. Половая идентичность и сексуальное поведение.

12. Развитие самосознания и образа «Я».

13. Видение жизненной перспективы, проблемы смысла жизни.

14. Личностные образования. Образ Я и Я-концепция.

15. Идентичность.

16. Психологический возраст и психологический пол личности.

17. Самоактуализация. Самореализация.

18. Субъектность.

19. Нравственность. Духовность.

20. Психологическое здоровье личности.

 

6.3. Темы для сообщений

21. Предмет, задачи и процедуры школьной диагностики

22. Диагностика развития познавательных процессов у лиц юношеского возраста

23. Диагностика общения и межличностных отношений со взрослыми и сверстниками в юношеском возрасте

24. Диагностика эмоциональной сферы и психических состояний у юношества.

25. Специфика диагностики развития мотивационно- потребностной, волевой сфер и самосознания у юношества

26. Диагностика отклонений в поведении юношества.

27. Методика получения и интерпретации диагностической информации педагогом- психологом в работе с лицами юношеского возраста.

28. Специфика психологического мониторинга в работе педагога-психолога с юношеским возрастом.

6.4. Примерные вопросы к экзамену

 

1. Юность и юношество в исторической перспективе

2. Теории юности в зарубежной психологии

3. Онтогенез и жизненный путь юношества

4. Натуральный ряд развития (процессы физического созревания) в юношеском возрасте

5. Социальный ряд развития (процессы социализации) в юношеском возрасте

6. Закономерности умственного развития старшеклассников.

7. Особенности чувств и эмоций юношеского возраста.

8. Социально-психологические предпосылки развития самосознания в юношеском возрасте

9. Расширение временной перспективы и его последствия.

10. Образ «я» и критерии юношеских самооценок.

11. Различия в умственном развитии, эмоциях и самосознании юношей и девушек.

12. Возрастные и индивидуально-типологические особенности становления личности в юношеском возрасте.

13. Методологические принципы исследования юности в отечественной психологии.

14. Социальная ситуация развития юношеского возраста.

15. Натуральный и социальный ряды развития.

16. Соматотип и его влияние на юношескую психику.

17. Особенности психического развития акселерантов и ретардантов.

18. Особенности психического развития юношей и девушек.

19. Критерии социальной зрелости и хронологические рамки юношеского возраста.

20. Самосознание и образ «я» в юношеском возрасте

21. Дифференциально-психологические аспекты развития в юношеском возрасте

22. Положение в семье и отношения с родителями в юношеском возрасте

23. Положение в школе и отношения с учителями в юношеском возрасте

24. Психологические функции общества сверстников в юношеском возрасте.

25. Старшеклассник в классном и школьном коллективах.

26. Юношеская субкультура как социально-психологическое явление.

27. Типичные трудности и методы педагогического руководства юношеским общением.

28. Общество сверстников как фактор социализации в юношеском возрасте

29. Личность в организованном коллективе (школьный класс, учебная группа)

30. Спонтанные группы и свободное общение в юношеском возрасте. Особенности и психологические функции стихийных юношеских групп.

31. Генезис эмоциональных привязанностей в юношеском возрасте

32. Юношеская дружба. Ценностные критерии и психологические функции юношеской дружбы.

33. Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли в юношеском возрасте

34. Психология юношеской сексуальности

35. Идеалы «маскулинности» и «фемининности» у современных старшеклассников.

36. Любовь и дружба юношей и девушек

37. Роль школы в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

38. Формирование мировоззрения в юношеском возрасте

39. Жизненные планы и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

40. Становление морально-нравственного сознания в юношеском возрасте

41. Экспериментальные методы изучения самооценок.

42. Социометрия как метод изучения юношеских коллективов и групп.

43. Типичные конфликты старшеклассников с родителями и учителями и способы их предотвращения

44. Социальные и психологические проблемы «трудных» юношей.

45. Цели и методы профессиональной ориентации.

46. Методы и средства исследования психологического климата учебного коллектива старшеклассников (студенческой группы).

47. Методы и средства исследования развития учебного коллектива старшеклассников (студенческой группы).

48. Методы и средства исследования общения в юношеском возрасте.

49. Методы и средства исследования функционирования ученического коллектива.

50. Методы и средства исследования межгрупповых отношений в юношеском возрасте.

51. Методы и средства исследования вопросов социализации в юношеском возрасте.

52. Методы и средства исследования малой группы.

53. Деятельность практического психолога направленная на становление личностных характеристиквыпускника средней общеобразовательной школы таких как «уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать».

54. Деятельность практического психолога направленная на становление личностных характеристиквыпускника средней общеобразовательной школы таких как «осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством».

55. Деятельность практического психолога направленная на становление личностных характеристиквыпускника средней общеобразовательной школы таких как «осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни».

56. Деятельность практического психолога направленная на становление личностных характеристиквыпускника средней общеобразовательной школы таких как «подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества».

57. Деятельность практического психолога направленная на становление личностных характеристиквыпускника средней общеобразовательной школы таких как «мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни».

58. Деятельность практического психолога направленная на становление личностных характеристиквыпускника средней общеобразовательной школы таких как «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества».

59. Деятельность практического психолога направленная на становление личностных характеристиквыпускника средней общеобразовательной школы таких как «осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечеств».

60. Деятельность практического психолога направленная на становление личностных характеристиквыпускника средней общеобразовательной школы таких как «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции».

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.