Здавалка
Главная | Обратная связь

Г) комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких структурных элементов правовой нормы.



В зависимости от объема толкования различаются акты буквального, расширительного и ограничительного толкования. Данная классификация имеет важное значение для юридической практики в связи с тем, что толкующие субъекты имеют возможность ограничительно или расширительно толковать применяемую норму, при этом важнейшим условием реализации процесса толкования является строгое и точное соответствие смыслу правовой нормы. При ограничительном или расширительном толковании не должен иметь место выход за пределы смысла толкуемой нормы, что, к сожалению, нередко встречается в правоприменительной деятельности.

В юридической литературе существуют и некоторые другие точки зрения по вопросу классификации актов толкования. Однако, вследствие того, что они носят либо частный характер, либо не прошли должной апробации критикой, представляется целесообразным не распылять внимание по данному вопросу, сосредоточив его на исследовании наиболее существенных из числа рассмотренных оснований классификации актов официального толкования.

В связи с тем, что юридическая природа актов официального толкования в большей степени зависит от субъектов, осуществляющих процесс толкования, и их классификация по этому основанию имеет наибольшее значение для юридической практики, остановимся на данной классификации более подробно.

В зависимости от субъектов, издающих акты официального толкования, различаются акты толкования представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, акты толкования органов прокуратуры и управомоченных на то общественных объединений.

Особенности актов толкования представительных органов государственной власти обусловлены тем положением, которое занимают данные органы в системе механизма российского государства. В связи с изменениями, происшедшими в структуре органов государственной власти после принятия Конституции РФ 1993г., которая в качестве фундаментального принципа конституционного строя обозначила концепцию о четком разделении властей, функции органов представительной власти претерпели ряд изменений, что отразилось и на издаваемых этими органами юридических актах.

Согласно законодательству Союза ССР, союзных и автономных республик, органами государственной власти, полномочными осуществлять толкование действующих законов, являлись Президиум Верховного Совета СССР (п. «б» ст. 121 Конституции СССР) и Президиумы Верховных Советов союзных республик. Именно эти органы имели право издавать акты официального толкования норм права, которые характеризовались общеобязательностью для всех субъектов в пределах действия толкуемых законов. Неправильное толкование Президиумов могло быть отменено только Президиумами или соответствующими Верховными Советами. Толкование этих органов не могло быть отменено органами прокуратуры.

В соответствии с новым Основным законом Российской Федерации представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное Собрание РФ не наделен конституционно закрепленной функцией толкования законов. В целях обеспечения системы сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, а также во избежание коллизий между судебным толкованием и толкованием, осуществляемым представительными органами, Конституция РФ 1993г. в отличие от предшествующей ввела институт толкования Конституции и отнесла его к компетенции Конституционного Суда РФ.

Данное обстоятельство вовсе не означает, что представительные органы не наделены функцией толкования вообще. Естественно, будучи правотворческими, данные органы имеют право конкретизировать, детализировать любой изданный ими акт.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.