Здавалка
Главная | Обратная связь

Акты Федерального Собрания РФ существуют в виде законов, а также актов его палат - Государственной Думы и Совета Федерации.



И Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам своей компетенции издают постановления. Часть из них характеризуется нормотворческим содержанием, т.к. ими устанавливаются новые правовые нормы в порядке текущего правотворчества, содержащие в себе правила о порядке применения норм закона, о порядке вступления законов в силу, переходные правила и т.д. Однако большая часть постановлений, издаваемых палатами Федерального Собрания РФ, в частности связанных с их текущей организационной деятельностью, являются актами применения права.

Что касается актов толкования парламента в чистом виде, то их количество незначительно, что связано с характером осуществляемых данным органом функций. Эти акты обладают высшей юридической силой по сравнению с актами толкования других органов, являются общеобязательными, не ограничены рамками предметной компетенции.

Относительная самостоятельность актов толкования, издаваемых представительным и законодательным органом РФ, связана с положением, занимаемым этим органом в системе органов государственной власти. При этом следует отметить, что содержащиеся в этих актах предписания носят подзаконный характер и не противоречат действующему законодательству.

Интерпретационные акты представительного и законодательного органа власти, как правило, не содержат в себе подробного и полного анализа смысла правовых норм, которые подвергаются толкованию. Отсутствует в них и анализ юридической практики, а также ошибок, допускаемых в правоприменительной деятельности. Краткость и лаконичность - отличительная черта указанных актов.

В связи с наличием в парламенте двухпалатной системы различаются акты толкования Совета Федерации и акты толкования Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Они являются актами аутентического толкования, т.к. издаются теми же органами, которые принимали данный нормативный акт, не содержат в себе новых норм и не являются актами нормотворчества.

Содержащиеся в Постановлениях Государственной Думы и Постановлениях Совета Федерации разъяснения можно разделить на две группы: разъяснения о порядке вступления в силу и применения вновь изданных правовых актов и разъяснения, связанные с практикой применения правовых норм. Примером первой разновидности может служить Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О порядке исполнения ст.97УПК РСФСР в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ по делу «О проверке конституционности ч.5 ст.97 УПК РСФСР в связи с жалобой гр-на В.В. Щелухина от 13.06.96»; примерами второй - Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24.09.97г. «О парламентских слушаниях «О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в РФ в современных условиях», Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.06.97г. « О ходе приватизации в Российской Федерации и допущенных нарушениях законодательства Российской Федерации при ее осуществлении».

Акты толкования представительного и законодательного органа РФ имеют большое значение как средство устранения возникающих правовых коллизий. Примером тому может служить Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 10.04.96г. «О стабильности правовой системы Российской Федерации», в котором указывается, что после принятия Государственной Думой Постановлений от 15.03.96г. «Об углублении интеграции народов, объединившихся в Союз ССР и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от12.12.91г. «О денонсации Договора об образовании СССР» и «О юридической силе для Российской Федерации-России результатов референдума СССР 17 марта 1991г. по вопросу о сохранении Союза СССР» возникла правовая коллизия, связанная с расширительным толкованием принятых постановлений. В целях устранения возникшего противоречия и правильного толкования упомянутых постановлений Государственная Дума постановила подтвердить, что указанные постановления Государственной Думы от 15 марта 1996г. отражают гражданскую и политическую позицию депутатов и не затрагивают стабильность правовой системы Российской Федерации и международные обязательства РФ.

Порядок опубликования актов толкования, издаваемых высшим представительным и законодательным органом государственной власти РФ, регулируется федеральным законом от 25.05.94г. «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», согласно которому они публикуются в «Собрании законодательства РФ», «Ведомостях Федерального Собрания РФ», центральных газетах и других печатных изданиях.

Деятельность представительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации, наряду с нормотворчеством, включает в себя процесс толкования правовых норм, изданных данными органами. Особенности актов толкования, издаваемых этими органами, заключаются в том, что они не должны противоречить федеральным законодательным актам Российской Федерации, распространяют свое действие на территории данного субъекта РФ и обязательны только для лиц, проживающих на данной территории.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.